О развитии в школе в родительском доме
Круг проблем, связанных с чрезмерными или слишком незначительными требованиями
Ежедневный опыт дома и в школе показывает, что проблемы в воспитании или проблемы с дисциплиной чаще всего возникают там, где ребенок чувствует, что к нему предъявляют слишком много или слишком мало требований. Эти трудности проявляются, например, в том, что способные дети начинают провоцировать и обращать на себя внимание, потому что им скучно вследствие слишком малого количества требований к ним, и они еще не владеют другим способом выразить взрослым свою недостаточную востребованность, кроме провокации. Но и дети с трудностями в учебе и дети с нарушениями начинают провоцировать и обращать на себя внимание, если им трудно, если они не успевают, потому что от них слишком много требуют. И можно было бы избежать много бед, если бы родители и учителя воспринимали провокации и дерзость детей не личностно, а как попытку сказать взрослым то, что они не могут выразить иначе. Так же как, если ребенок в определенных случаях капризничает, плачет или не проявляет интереса, это служит признаком усталости или голода, - всякая мать знает это являются многие так называемые «плохие качества или дерзости» детей формой выражения того, для выражения чего у ребенка еще нет слов и соответствующих мыслительных образований. Вместе родители и учителя могли бы решить, как можно помочь, например, тем, что способный ребенок может сидеть рядом с тем, кто не справляется, и помогать менее способному. При этом способный ребенок учится научить другого тому, что сам уже умеет, - нелегкая задача, которая, однако, очень может занять ребенка и направить его тщеславие в человеческо-социальное русло. Соответственно родители, если у них
дома есть свое хозяйство или предприятие, могут на определенное время «занять» там небольшую группу таких учеников, чтобы они шли домой с прекрасным чувством выполнения чего-то полезного и важного. В школе учитель может предпринять некоторые изменения; например, давать способным ученикам специальные задания - также на дом - и развивать их далее индивидуально, в то время как с детьми со слабыми способностями по данному предмету, или при возникновении трудностей при выполнении определенных заданий он мог бы давать дополнительные консультации, на которых ребенок бы ощутил, что все было не так уж и сложно, и, занимаясь, он сможет сам справиться. Если в одном классе находятся как способные дети, так и неспособные, то это во многом зависит от поведения учителя, смогут ли ученики, переживая это, развить здоровое самосознание или нет. Дети со слабыми способностями склонны чувствовать себя слабыми, неудачниками, которые не успевают, и если дома и в школе со стороны родителей или учителей поступают соответствующие замечания, то в сознании ребенка поселяется установка, что он не соответствует тому, что от него ожидается. Это - яд для развития здорового самосознания. Оно может развиваться, только если ребенок всегда — независимо от того, что он может или не может -чувствует, что его как человека воспринимают всерьез таким, какой он есть. Если учителю удастся представить достоинства этого ребенка перед другими детьми и развивать его в этой сфере, то ребенку будет значительно легче конфронтировать с тем, что он не может, но у него скорее появится желание все же попробовать. Со способными учениками, напротив, от учителя требуется большое умение противодействовать всякой заносчивости и воображению ребенка по отношению к другим и помочь ему научиться извлекать радость и удовольствие из того, что они могут, и привлекать других для участия в этом или помогать другим.
Часто встречается, что детям, умственно способным, тяжело дается выполнение простых двигательных и ритмических упражнений. Они раздражаются, что совершают ошибки, хотя понимают, что нужно делать, стесняются и не желают продолжать. Они хотят либо сразу отлично сделать упражнение, либо не пытаться вообще; при малейшей неудаче - конец. С таким чувствительным самосознанием одаренных детей необходимо обращаться осторожно, чтобы они и в волевой сфере, которая стимулируется с помощью двигательных и ритмических упражнений, могли развить соответствующие способности. И в таких случаях иногда необходимо собирать таких детей по одному или небольшими группами, чтобы не возникало проблем в большом классе. Иногда удается два-три раза в неделю привлечь для таких особых заданий старших учеников или
70
матерей, у которых есть возможность и время. Таким образом, с самого начала проводится работа над устранением нарушений и развитием человеческо-социальных способностей как над чем-то когнитивно-сознательным.
Дополнять то, что отсутствует
Есть дети, которые очень благодарны, когда им оказывают помощь в обучении тому, что они не могут; если относиться к ним с доверием: «И ты сможешь, если ты чуть-чуть потренируешься, а я помогу тебе в этом». Идеально, если учитель сам может начать эту дополнительную тренировку или, по крайней мере, работает вместе со вспомогательным учителем. Ведь для таких учеников из-за их слабых способностей является дополнительной нагрузкой, если вспомогательный учитель применяет другие учебные методы, чем тренируемые и предпочитаемые в школе. Таким образом, оправданно проводить дополнительные занятия определенное количество времени в свободное время или даже вместо другого предмета. Очень полезно, если в школе есть коллегия46 (круг развития), в которой может быть совместными усилиями решено, как тому или иному ребенку можно специально помочь в той или иной области. В совместных размышлениях всегда находится приемлемый путь. Если такой коллегии нет, то подобную функцию может выполнить классная конференция или спонтанно устроенное «обсуждение ребенка» в присутствии данного ученика или без него.
«Подкрутить гайки»
Часто, однако, встречаются дети, которые благодарны, если в определенной области знаний, в которой у них возникают трудности, их оставляют в покое на том низком уровне, который у них есть, не афишируют их нарушение или слабые способности и не обращают на них особого внимания в форме дополнительных часов или задержек после уроков. Если удается, развивать таких учеников в той области, где у них все получается, и они чувствуют себя уверенными, и так продолжается долгое время, то однажды сама по себе в ученике проснется потребность применить больше усилий и в той области, где он слаб, и выдержать боль противостояния собственной неспособности, И это чутье, что больше поможет ребенку - если начать сразу работать над нарушением или сначала сознательно
«подкрутить другие гайки», требует большого педагогического мастерства, и хорошо, если подобные вопросы можно обсудить в разговоре с коллегами и/или родителями.
Всерьез воспринимать в ребенке будущего взрослого
Хорошо бы, если бы родители и воспитатели сами не забывали и не вытесняли то, как они, будучи сами детьми страдали от того, что их не принимали всерьез. Восприятие ребенка всерьез поддерживает его в том, что он учит что-то ради способностей или дела, а не для того, чтобы доставить радость взрослым, из страха или чтобы избежать неприятностей. Неудачи и ошибки - это что-то совершенно человеческое и честное, и ребенок с мала должен понять, что они свойственны человеку и не являются «плохими». Плохо только, если человек слишком часто повторяет одну и ту же ошибку и не учится на ней. Но и этим взрослому не следует упрекать ребенка, а оказать ему помощь, чтобы он сам понял и работал над этим.
Стефан, что опять происходит!
Эго совершенно естественно, что ученики, у которых есть трудности или которые мешают на уроке и доставляют проблемы, часто слышат свое имя, сказанное строгим голосом или даже в гневе, в то время как «легкие» дети, которые работают без проблем, слышат свое имя, произнесенное дружелюбным, уважительным тоном. Это означает, что как раз те, у кого все в порядке, познают благодаря признанию, утверждению и ласковому обращению со стороны учителя укрепление чувства собственного достоинства, а другие, те, которым такое подкрепление действительно необходимо, т.к. они часто имеют дело с неудачами, не получают его, а напротив, постоянно испытывают, что взрослые злятся на них и дают им понять, что такие, какие они есть, это неправильно или что они должны бы стать другими, чем они есть. Именно эта проблема часто встречается в семьях, когда один или два ребенка наслаждаются солнцем признания родителей, в то время как одна или две белых вороны испытывают на себе непризнанность со стороны родителей и других братьев и сестер. Чтобы не закладывать неправильное развитие для последующей жизни,47 необходимо, именно по отношению к тому ребенку, которого по праву нужно наказать или отругать, или даже отграничить при следующей же возможности
72 проявить свою любовь, такую же, как и по отношению к другим детям, тем, как мы ребенка называем, зачем мы его зовем или просто, обняв его. Небольшой пример прояснит это. Семья, в которой четверо детей, сидит за ужином, и второй ребенок, у которого плохое настроение, провоцирует, мешает и злит направо и налево, так что к концу ужина гнев трепещет в каждом. После еды все расходятся кто куда, а этот ребенок проходит на минимальном расстоянии от отца, который удобно устроился в кресле, читая газету. Отец откладывает газету, молча притягивает ребенка к себе, усаживает на колени и говорит: «Ты знаешь, я люблю тебя!» Глубокий вздох расслабляет несчастного ребенка. Он остается еще немного на коленях, затем вскакивает и вдет в свою комнату.
Ты можешь то, что захочешь
Ничто более не укрепляет доверие ребенка к себе, чем испытание того, что он может. С такой точки зрения, день, когда ребенок приходит из школы домой, не имея чувства, что он снова что-то узнал, потерянный день. К ощущению собственного умения также относится то, что взрослый воспримет достигнутое, подтвердит, порадуется этому. Не обратить внимание на то, к чему ребенок приложил много усилий, не посмотреть, как было обещано, на работу, выполненную ребенком, недовольно отнестись к достигнутому - все это формы поведения, которые могут привести к тяжелым обидам и позднее к вызванному ими неправильному поведению. Кто в детстве пережил чрезмерное покорство и пренебрежение и не смог это переработать в себе, справиться с этим в период развития и успокоиться, тот в последующей жизни проявляет склонность к неосознанному инстинктивному мщению за причиненную несправедливость, наслаждаясь властью над другими и господством над несовершеннолетними.
Другая опасность кроется в чрезмерных, необоснованных похвалах. Ребенок сам точно знает, удалось ему что-то или нет. И он испытывает разочарование, если все, что он показывает взрослому, встречает одну и ту же стереотипную похвалу «как ты хорошо все сделал». Он ожидает помощи и стимула для своего развития. Достойное похвалы хвалить, нуждающееся в исправлении честно называть своим именем и показывать следующие мелкие шаги для дальнейшей деятельности и учебы – это создает равновесие между крайностями преувеличенной похвалы и никогда недовольным ворчанием и отрицанием. Если в сознании ребенка живет мысль:
«Всему, что я действительно хочу, я могу научиться, и взрослый поможет мне при этом», то устанавливается элементарное ощущение свободы, которое мотивирует к дальнейшей работе.
Тайна мелких шагов
Учеба трудна. И не только дети, но и взрослые любят совершенство, технику, совершенные функции и с удовольствием хотели бы что-то «уметь» без упорного труда, который воспринимается как необходимое зло, которого пытаются избежать, как это только возможно. Родители или даже учителя, которые выступают перед ребенком как люди, которые все делают правильно и могут сказать ребенку, чего он не умеет и как он то или иное может сделать лучше, не только вызывают нежелание у ребенка, но и потребность, однажды, будучи взрослым, так же указывать другим, как все должно быть. Но стать человеком означает, учится на протяжении всей жизни и всерьез относится к развитию, прежде всего, говорить себе самому, как все должно быть. Это, однако, означает отказ от совершенства и сохранение пространства для развития и изменений. Поэтому неоценимым, богатством является то, когда дети в своих родителях и учителях видят, что они сами еще на пути признания своих, ошибок, и учатся на своих ошибках.
Такая установка создает климат братской, партнерской связанности и помогает развить фантазию для следующего, пусть маленького шага в развитии. Напротив, наступает блокада в учебе, которая выражается в учебных трудностях, только потому, что учебные шаги, требуемые учителем, слишком велики, или потому, что у учителя недостаточно фантазии представить себе различные направления способностей и вместе с тем различные пути к намеченной учебной цели. Покажем это на примере из урока математики на девятом году жизни в вальдорфской школе: Учитель дает задание из области комбинаторики и спрашивает, кто из учеников понял поставленную задачу, а кто нет. Целый ряд учеников сообщают, что они не поняли задания. На это учитель еще раз объясняет задание и вновь спрашивает: «Кто все еще не понял?» Снова это оказывается ряд учеников не меньше, чем в первый раз. Удивленно учитель объясняет еще раз и вновь задает свой вопрос. И снова это почти то же количество учеников, не понявших задание. На это одна из учениц произносит: «Но Вы ведь три раза объясняли одинаково!» В данной ситуации блокированы не ученики, а учитель, который знает только один свой подход к проблеме и не может себе
представить других учебных предпосылок. Так же как есть люди-глаза и люди-уши, так есть и дети, которые подходят к делу с чувством, другие - более рационально, третьи могут представить себе что-то конкретное, если что-то необходимо выполнить на практике. Это требует от учителя гибкости и обучения в познании людей. Т.к. ни то, ни другое не прививается в процессе образования, то большое значение для дальнейшего образования и повышения квалификации учителя получают классная конференция и беседа с коллегами. Также необходимо открыто обсуждать подобные вопросы на родительских вечерах, чтобы смотреть, воспринимать детей свежим взглядом, какие они есть; иначе учитель носится с идеальными представлениями об учениках или о целых классах и страдает от совершенно иной действительности.
Обращать внимание на важные вопросы
Каждый ребенок приносит с собой из предродовой жизни в духовном мире определенные целевые установки, которые неосознанно живут в нем. В годы детства и отрочества та или другая установка тем или иным событием вызывается в область сознательного, другое - еще долгие периоды жизни остается в бессознательном. Тогда полезно, если учитель будет задавать себе определенные вопросы: Что я должен дать ученикам? Какими вопросами я должен интересоваться? Что нужно сделать, чтобы как можно больше неосознанно принесенных вопросов и интенций учеников вызвать в их сознание? Часто ученик сам ощущает: Это то, что меня интересует. Это то, чего я хочу. Подобный опыт не только способствует доверию учеников к себе и ощущению собственной идентичности, но и является самым эффективным средством налаживания и поддержания хорошего внутреннего контакта между учителями и учениками. Это, в свою очередь, является идеальным условием мотивации в учебе, также и в тяжелых случаях и при желаемых успехах в учебе.
В последней главе книги будет затронут вопрос о взаимодействии школы и родительского дома, т.к. становится все более очевидным, что хорошее сотрудничество воспитателей и родителей является решающим условием для правильного развития в выше описанном смысле.
15.Мотивы совместного пути обучения родителей и воспитателей48
Идти по одному пути обучения означает не только сделать определенную последовательность шагов. Это значит, поставить вопрос, сможем ли мы жить одной целью и каким образом. Мы ожидаем от этого пути, что он приведет нас туда, где нас еще нет. И нам интересно, что произойдет в пути.
Раньше сознательный путь обучения в форме подготовки к инициации и ритуалов был привилегией владык и царей, священников и пророков. Народ, человек с улицы был исключен из этого. Люди верхушки проходили особое сознательное обучение до их посвящения, простой народ учццся на жизни, на опыте, который приобретал. Сегодня у нас всеобщая школьная обязанность, можно сказать обязанность пройти обучение. Она является одним из существенных культурных завоеваний последнего столетия и еще не везде так само собой разумеется, как- в Европе. Но и у нас еще ново и в истинном смысле современно после окончания «школьной обязанности» добровольно отправиться в путь сознательного самовоспитания и обучения длиною в жизнь.
Если мы обратимся в ранние времена, когда существовали привилегированные места обучения, то одновременно мы увидим, фигуру Господа как цель пути обучения, например, в конце прецессионной улицы. Эта фигура была внешним выражением цели. В действительности же речь шла о внутреннем, душевно-духовном приближении и объединении с божественностью, от сущности которой каждый желал обрести часть и воодушевиться. С началом христианства старые места мистерий приходили в упадок и разрушались. Древние силовые и ведущие структуры были преодолены благодаря возрастающим демократическим формам жизни, при которых каждый отдельный человек имеет право на индивидуальное развитие и обучение. Из-за распада системы общественного контроля и условностей индивид оказался предоставленным самому себе и ощущает увеличивающуюся свободу как неуверенность и отсутствие ориентиров. Там, где раньше были внешние ориентиры, - вплоть до фигур Господа - сегодня каждый должен искать внутренние ориентиры: цель и масштаб в себе самом.
Так путь обучения родителей и воспитателей нуждается в общих целях. Назовем некоторые:
- сотрудничество, даже если многое в поведении
другого нас не устраивает.
- Достойное человека разрешение конфликтов.
- Понимание, чтобы детям не приходилось жить в двух мирах, домашнем, где все разрешается, что нежелательно в школе, и школьном, где происходят вещи, возможно жизненно чуждые родителям.
- Взаимное принятие, понимание мотивов другого и способность к жизненным компромиссам.
- Отказ от желания воспитывать другого. Как часто учителя хотели бы сказать родителям, как все должно быть дома; но есть также и родители, желающие наставить учителя на истинный путь.
- Учет оправданных желаний и интересов другого, чтобы ребенок чувствовал себя лучше и в школе все было в порядке.
- Избавление от неясных, неприемлемо высоких ожиданий от другого. И учителя — люди, которые, получив образование и первый профессиональный опыт, крайне редко отвечают идеальному представлению обо все умеющем знатоке. Также мало приходится иметь дел с идеальными родителями, которые делают все возможное, чтобы только ребенок в школе был ангелом — что было бы тоже плохо. Реальнее выглядит разумный обмен ожиданиями и, прежде всего, действительными возможностями; это предполагает, что родители и учителя хорошо знакомы, и между ними царят доверительные отношения. Формы сотрудничества с целью совместного формирования школы.
- Разъяснение вопросов, когда родителям целесообразнее вмешаться, и где начинается область, в которой учитель должен действовать в полной свободе в доверии на понимание родителей.
- Создание комиссий из родителей и учителей, в которые могут обратиться родители и учителя, если конфликты и трудности больше не поддаются решению обычными методами.
В основе всех этих целевых установок лежит совместная воля сопровождать становление ребенка или подростка так, чтобы они смогли сами реализовать себя как люди. При этом совместные усилия родителей и учителей направлены на нечто становящееся, нечто, что еще невидимо и все же конкретно как будущее этих детей и подростков: существо человек. И такова главная цель, которая
связывает родителей и детей на ибщем пути, это взгляд на становящегося Человека,49 человека будущего, даже если он еще не видим, также как и наши идеалы, о которых сначала можно только думать. Над идеалом человечности нужно так работать, чтобы он стал духовной кровью жизни родителей u воспитателей.