Нервная система, органы чувств
Освобождение эфирного тела для мышления | Развивается посредством двигательных упражнений с помощью самостоятельной деятельности восприятия | Предрасположенность к хроническим заболеваниям нервной системы и органов чувств | душевно- духовной деятельности «старческая мудрость» |
Эта схема показывает, что насильственная стимуляция освобождения мышления, чувств и воли, например, посредством преждевременного интеллектуального развития, слишком рано забирает у тела выстраивающие сто силы, что способствует возникновению хронических заболеваний в старости.
восприятии или движении требуют в этом возрасте особого внимания и дополнительных мер по их развитию. Т.к. только в эти первые семь лет жизни все три высшие сущностные структуры (эфирное, астральное тело и Я-организация) работают исключительно над физическим телом. После рождения физическое тело в эти первые 7-9 лет переживает дифференцированное выстраивание своих форм и функций. Когда происходит рождение эфирного тела (ср. стр 17), то оно находится в распоряжении мыслительной деятельности и деятельности представления; основная работа по формированию физического тела закончена. Это, конечно, не должно означать, что в дальнейшие школьные годы ничего больше нельзя достичь с помощью развития органов чувств и двигательных упражнений - но первичное формирование, происходящее в дошкольный период, этим нельзя наверстать или заменить.
Созревание ритмических функций, продолжающееся до 16 года жизни, требует дифференцированных побуждений чувственной жизни. Это не только означает то, что чувственная жизнь выходит на первый план, подобно жажде движения и готовности к нему в дошкольный период. Точное наблюдение показывает, в какой сильной мере чувства воздействуют на регулярность и глубину сердечных ударов и дыхания. При страхе, радости, скуке, ужасе или печали - дыхание и циркуляция приспосабливаются к общему эмоциональному настрою. Чтобы развивающе воздействовать на формирование этих ритмических функций, нужно так методически и дидактически построить занятие, чтобы дети и подростки могли принимать в нем активной чувственной участие. Не только на уроках истории и литературы, но и на естествознании, экологии, иностранном языке, математике и физике нужно так давать материал, чтобы развивать учеников не только умственно, но и чувственно. Необходимую дополнительную поддержку при этом оказывают занятия искусством. Ведь нигде чувственная жизнь не познает больше побуждения, чем на занятиях искусством, и все равно, идет ли речь о музыкальных занятиях или уроках пластикой и архитектурой. Чтобы, например, спеть чисто и мелодически верно канон, нужно много упражняться, воспринимать, слушать других; и каждый и все вместе должны чувствовать, «хорошо» ли уже звучит. То же самое касается опыта, удалось ли нарисовать картину в равновесии красок и форм.
К музыке и живописи добавляется широкий спектр ритмических упражнений, не только так называемая ритмическая часть первых школьных лет, но, прежде всего, регулярные занятия звуковой эвритмией. Занятиям эвритмией отводится особо выдающаяся роль в формировании функций органов в любом
возрасте. Эвритмия объединяет элементы двигательных упражнений с прямым выражением чувственной жизни и охватывает также предметные дисциплины, которые на третьем этапе развития способствуют развитию системы обмена веществ и системы конечностей: работа над внутренней опорой и придание смысла двигательному выражению.
Особенное внимание на втором этапе развития следует уделять языковым способностям. Не только потому, что в настоящее время 60-80% детей приходят в школу с легкими и тяжелыми нарушениями речи, а обучение речи через спонтанное подражание в дошкольный период недостаточно, но и потому,что хорошо артикулируемая полнозвучная речь является одновременно хорошим дыхательным упражнением, полезным для формирующейся системы дыхания. Пожалуй, нет другого такого предмета, по которому Рудольф Штайнер дал так много различных указаний, как в отношении упражнений на развитие речи. Ведь кто не научится спонтанно и непосредственно давать своим чувствам выражение, тот берет с собой в жизнь препятствия и предрасположенность к эмоциональной судорожности и скованности. Это уже известный феномен, что там, где человеку не хватает слов, и он становится немым, повышается склонность к агрессивным действиям. Как часто ударяют именно в тот момент, когда больше не остается в распоряжении подходящего обидного слова или аргумента. Если не удается удержать конфликт на вербальном уровне, то возможна регрессия на более раннюю стадию развития, а именно «действенный» конфликт, агрессивные действия.
На третьем этапе развития, после периода полового созревания также спонтанно, как приходили готовность к действию и чувству, наступает соответствующая возрасту способность воли к самостоятельному мышлению. Несмотря на то, что эфирное тело, а вместе с ним и мыслительный организм освобождаются для своей деятельности на седьмом году жизни и проявляются в способности к абстрагированию и воспоминанию, мышлению для его самостоятельности необходимо появление чувственных и волевых сил. Свободные от тела волевые силы, связанные с Я-организацией, появляются, однако, когда до конца формируются система обмена веществ и система конечностей. При этом мышление вновь преобразуется. На первом этапе развития это преимущественно образное мышление. На втором этапе появляется связанная с чувственной жизнью способность к суждениям и относящийся сюда же диалектический элемент, мышление противоположностями. Теперь, в третьей фазе мышление уже способно принять волевой элемент освободившейся от тела Я-организации. Этому процессу
способствует побуждение подростков собственными силами рассмотреть вопрос, отправиться на самостоятельный поиск истины. Имеется множество биографий, которые представляют это пробуждение для ответственности по отношению к истине в молодом возрасте. Особенно впечатляюще описал это Jacques Lusseyran в своей автобиографии «Вновь найденный свет» („Das wiedergefundene Licht“)44. Он описывает как, будучи шестнадцатилетним, условился со своим лучшим другом с этого дня говорить только правду. При таком решении самостоятельное мышление берет свое осознанное начало. Ведь теперь рождена инстанция, которая делает человека независимым от внешних авторитетов и обязывает его к правде как измерению внутреннего согласия.
Если на занятиях удается с помощью вопросов, разговоров, побуждений к самостоятельной работе развивать это самостоятельное мышление, то это имеет ответное благотворное влияние на физическое развитие. Ведь человек, который самостоятельно мыслит, имеет другую походку, другую внутреннюю и вместе с тем внешнюю осанку, чем тот, кто во мнениях и настроении мечется из стороны в сторону. Наконец, это мысли, которые дают нам прочную, твердую опору в жизни, это идеалы, по которым мы ориентируем свои шаги, и которые влияют на наши решения и вместе с тем придают всему выражению тела опору и характер. Работать над этим - важнейшая задача молодого возраста. Это ведет к тому, что человеческое Я инкарнируется насколько это возможно в свою оболочку, т.е. в свои сущностные структуры, и готовит их как инструменты своей деятельности и работы. С помощью двигательных упражнений и упражнений на сноровку оно связывается с нервной системой, посредством работы над чувственной жизнью и речи - с ритмическими функциями тела, наконец, через самостоятельное идеалистическое мышление - с двигательным аппаратом и системой обмена веществ.
Если поддерживать развитие детей и подростков подобным образом, то это поможет им чувствовать себя в собственном теле «как дома». Чем лучше Я связано с сущностными структурами, особенно с физическим телом, тем лучше оно может отвлечься от себя и свободно двигаться. Ведь там, где все связано, человек лучше разбирается, чувствует себя увереннее и надежнее и может «забыться». Это же является предпосылкой, чтобы полностью предоставить свободные от тела душевно-духовные силы окружающей среде и жизненным задачам. Если человек чувствует себя чужим и неуверенным в своем теле, то это связывает много душевно-духовных сил для преодоления и проработки личных проблем неуверенности, страха или просто «неуютности» в себе.
Так мы стоим перед поразительным фактом, что телесное движение стимулирует мнимо духовный орган, а именно нервную систему, и это мнимое духовное в нас, а именно мышление в форме идеализма и способности воодушевляться, воспитывает мнимо материальное, физическое, а именно обмен веществ и опорно-двигательную систему, а вместе с тем и прямую осанку.
Благодаря психолого-педагогическим положениям подобного рода нам не только дан основной ориентир для занятий и средства работы, но и для развития соответствующих возрасту задатков и способностей. Недостаток движения можно обработать с помощью направленных гимнастических, эвритмических и игровых упражнений на сноровку, благодаря чему нервная система получит адекватные импульсы для своего развития. При дефиците чувств предлагаются упражнения искусством или терапевтическим искусством, и особое внимание уделяется развитию речи. Кто, например, учится создавать и читать стихи, кто учится различать тонкие переходы от громкой к тихой музыке, тот развивает дифференцированные ощущения и становится чувствительным в тонкостях, также в восприятии других людей и их интенций. Проблемы вялого обмена веществ, безрадостной походки, немотивированной «висящей» осанки можно исправить индивидуальными разговорами, хорошими вопросами на занятии, содержательными театральными постановками. Каждому, наверное, знакомо ощущение, когда хорошая идея приходит, словно электрический удар, и чуть не прыгаешь до потолка с известным «точно!» - «теперь я знаю, что мы можем сделать». В школе, особенно если есть возможность посещать другие занятия, можно наблюдать: Когда ученику что-то становится понятно, или если ребенку, которому трудно на уроке, и вдруг он понимает, вдруг он просияет, сядет прямо с желанием показать себя; все меняется вплоть до его жестов.
Так происходит то, что Гете так удачно сформулировал, сказав: «Животное учится благодаря органам, человек обучает свои органы и господствует над ними»45. Т.к. созревание органов происходит не «само по себе», а требует влияния учебных процессов, благодаря которым Я учится владеть своим телом и в нем взаимодействующими сущностными структурами.
Поддержание движения, чувственной жизни, речевой способности и мышления в их развитии на протяжении лет способствует равновесному формированию основных душевных способностей мышления, чувствования и воли. Таким образом, можно избежать, чтобы ум развивался за счет эмоционального созревания и, прежде всего, за счет воли. Ведь чем умнее ребенок,
68
тем больше он подвержен опасности стать дерзким, заносчивым, холодным, дистанцированным и расчетливым. Один лишь ум не является, к сожалению, гарантом человечности. И в настоящее время особо важная задача школьного воспитания - избежать односторонности.