Нарушения и способности в обществе, где царит неуверенность
Как уже было показано (ср. стр. 19 и 21), уже человеческая конституция закладывает основополагающую неуверенность. Ведь генетические предпосылки не ведут к тому, чтобы мы, люди, на основании наших физических данных развивались «автоматически» и при том «уверенно» умными и достойными людьми и вели себя соответствующим образом. В ходе физического развития душевные и духовные способности созревают не как само собой разумеющееся; для созревания они нуждаются в активной помощи ребенка и подростка в форме постоянного учебного процесса. У человека в сравнении с животными нет ни одной способности, полученной на основании его физических задатков. Даже ходить он должен научиться — хотя это заложено генетически; то же самое с речью и мышлением. Принимать пищу и спать в нужном количестве он тоже должен научиться — ни одни биологические часы не определяют слишком много или слишком мало.
К этой конституциональной неуверенности в наше время добавляется также неуверенность, вызванная потрясениями социальной и экономической стабильности, возрастающий вред, наносимый окружающей среде, войны и голод, не говоря уже о социальных проблемах большого города и массовом обнищании целых слоев населения крупных индустриальных наций. Многие люди не могут проработать и упорядочить все эти вопросы и проблемы, что ведет к глубокому страху перед жизнью, состоянию отчаяния, не в последнюю очередь, к наркотической зависимости и попыткам самоубийства. С этим связаны экзистенциальные кризисы, в которых доверие к духовно-божеской силе, внушаемое религиозной общностью, больше не действует, т.к. случаются вещи, которые больше не согласуются с традиционными представлениями о Боге.
Наряду с этим есть еще совершенно иной вид неуверенности: неуверенность выбора, вызванная избытком возможностей. Еще никогда человечество не было так богато, так разносторонне оснащено возможностями по интересам устраивать свободное время. Еще никогда не было так много всего, что можно было бы подарить, купить детям, что им бы пригодилось. Дети, растущие в такой ситуации, неосознанно переживают страх и заботы, принимают активное участие в неуверенности и одновременно наслаждаются изобилием игрушек и материальных ценностей. И таким образом, избыток впечатлений, с одной стороны, и общественная неуверенность, с другой стороны, ведет к тому, что почти у всех
детей сегодня слишком рано просыпается их Я-сознание. Уже в детских садах встречаются дети, которые в их самопознании незащищены, как нагие, чувствительны, и реагируют на все, словно это их лично коснулось; то, что в шестидесятые годы можно было наблюдать лишь на 9-10 году жизни. Это приводит к тому, что в школе нужно искать более личностный, индивидуальный подход к детям.
Повышенная обидчивость, связанная с рано пробудившимся сознанием Я, ведет все чаще к учебным блокадам: Ребенок, который внутренне обижен, не так легко открывается по отношению к взрослому; он замыкается так, что за некоторыми нарушениями в учебе стоит обида, нанесенная родителями или воспитателями. То, что великие педагоги всех времен считали самым важным -настоящая любовь к детям является лучшим воспитателем - относится сегодня к необходимому вооружению каждого, кто действительно желает помочь ребенку.39 Если не удастся, окружить каждого ребенка симпатией, чтобы он почувствовал, что его понимают и принимают таким, какой он есть, то он не сможет по-настоящему открыться; он будет отказываться от выполнения часто нелегких задач, которые нужно сделать, и так по социальной причине станет трудно обучаемым. К этому прибавляется то, что часто учитель недостаточно знает о ребенке, о ситуации у него в семье. А если это тяжелый ребенок, то возникают особые проблемы. С одной стороны, родителям не особо нравится говорить с учителем; они боятся, что к ним будет предъявлено еще больше требований. С другой стороны, при определенных обстоятельствах учитель боится признать, что он не справляется со сложной педагогической ситуацией. Часто напряженный момент наступает именно тогда, когда было бы важным, доверительно поговорить друг с другом, чтобы лучше узнать ребенка и уметь поддержать его.
Таким образом, в школе сегодня встречаются, с одной стороны, дети с большими способностями и серьезными нарушениями и, с другой стороны, чувствительно реагирующие личности, которые готовы вступить в процесс, если чувствуют, что их принимают. Последнее касается не только детей, но и родителей и учителей. Ведь и взрослые в их Я стали чувствительнее, чем прежде. Родители и учителя также должны научиться обходится друг с другом с известной симпатией, чтобы и для них это стало процессом обучения, который необходим для совместной ответственности за развитие учеников. Ведь когда не получается сотрудничества между взрослыми, страдает также и контакт с детьми. Часто дети отражают трудности, которыми страдают взрослые. Вопрос только в том, как наладить доверительные отношения в треугольнике родители -
учителя — ученики. В разговорах с учениками часто удивляет, что они не заинтересованы и фрустрированы по отношению к школьным будням. В разговорах с учителями становится известно, что становится все труднее наладить конструктивные отношения с родителями и учителями и управиться со школьными буднями. В беседах с родителями часто можно услышать о разочаровании в школе, критику учителей или просто о чрезмерной нагрузке и беспомощности. Иссякает дар умело сформировать школу и выполнить воспитательный заказ? Становится все больше проблем, нарушений, куда не посмотришь, и там, где все в порядке, часто говорят слово - «еще»: кто знает, сколько «еще» все будет в порядке...