Мое нарушение принадлежит мне

В природе духовное эффективно проявляется - если этому не препятствуют человеческие вмешательства - в мудро продуманных кругах экологических закономерностей. Болезни и нарушения появляются лишь как редкие явления, т.к. больные растения скоро погибают, также как слабые или раненые животные. В отличие от них у человека есть возможность в сложившихся обстоятельствах на протяжении десятков лет жить и обращаться с болезнями и нарушениями. Но не только это. У человека добавляется решающий фактор, которого не существует у животных и растений: внутренние причины заболевания. Растения и животные заболевают, когда внешние условия жизни больше не соответствуют их виду и если в какой-то форме наблюдается не компенсируемая нехватка, что касается питания и климата. Причины заболевания у животных и растений кроются всегда во вне. У человека наряду с вредными влияниями из вне добавляются и решающие, специфично человеческие причины заболевания, идущие изнутри. Силы, которые проявляются в человеке как свободные, душевно-духовные возможности воздействия, берут начало в тех закономерностях, которые выстраивают и поддерживают тело. У животных соответствующие силы проявляют себя как связанная с телом инстинктивная мудрость и видовое социальное поведение. Незнание или злоупотребление этими силами исключено, поскольку они подлежат бессознательному регулированию согласно законам природы. Это происходит у человека иначе. Здесь мы имеем дело с

уже упомянутым дефицитом инстинктов, с недостатком природной мудрости, который должен быть заменен активным учебным процессом с помощью свободных от тела душевных и духовных сил. Отсюда телу не хватает, содной стороны, его регулирующих и укрепляющих сил - вместо этого они находятся в распоряжении душевной и духовной жизни, - с другой стороны, у тела есть возможность злоупотреблять этими от него эмансипированными силами, что приводит к разрушению в нем самом или в других. Здесь имеются в виду не только такие вредящие факторы как неправильное питание, недосыпание, нездоровый образ жизни и недостаточная гигиена, но и прежде всего вредящие факторы, причина которых в неистинном мышлении, деструктивной чувственной жизни и неверных проявлениях воли. Чтобы созреть для свободного применения этих душевных и духовных сил, требуется долгий процесс развития. Связанный с этим учебный процесс чувствителен к помехам, так как человеку «свойственно заблуждаться», прежде всего, в духовном, затем в душевном и, наконец, в жизни и теле, В этом заложен глубокий смысл. Ведь если человек переживает заблуждение, органически ставшее болезнью или нарушением, то это его развивает. И что-то утешительное кроется в мысли, что можно проживать ошибки и заблуждения как таковые и этим создавать предпосылки для самостоятельного исправления и изменения. Именно при этом обращение со способностями и нарушениями играет существенную роль. Забегая здесь вперед, скажем: Было бы односторонним из сказанного выше сделать вывод, что здесь дается новое обоснование старого учения о том, что болезнь идет от греха и неправильного поведения. Намного существеннее было бы задать вопрос: откуда берутся способности? Откуда берутся врожденные способности, гениальность? Не могут ли они быть как раз результатом перенесенных нарушений и заболеваний в более ранней земной жизни?

Мы живем сегодня в такое время, когда люди все больше ощущают, что они сами должны взять на себя ответственность за свое здоровье и развитие. Об этом говорит не только наметившийся перелом системы здравоохранения и социальной системы, но и то, что человек все больше предоставлен себе и перед лицом многочисленных последствий, которые вызваны человеческой деятельностью в природе, окружающей среде и в экономической и социальной жизни, он все больше ощущает, что мы, в конце концов, есть те, от которых мы же и окружающий мир зависим. Мы все больше сталкиваемся с последствиями наших действий, и некоторыми они переживаются интенсивнее, чем это было 40 или 50 лет назад. Поэтому решающим для будущего станет то, чтобы как

22
можно большее количество людей осознало свою ответственность и из этого убеждения энергично работало над очеловечиванием культурных отношений. Несмотря на то, что еще никогда на Земле не жило такое количество людей как сегодня, можно сказать, что никогда так сильно не проявлялся дефицит человечности как в нашем веке с его бесконечными войнами, разрушениями и эпидемическими состояниями недовольства, депрессии и отчаяния. И не удивительно, что многие люди благодаря таким фактам чувствуют себя на пороге чего-то, разбуженными, пытающимися познать самих себя, и ощущающими определенную тоску по осознанию соответственности за все.

8. Деятельность сущностных структур15 в следующих друг за другом земных жизнях

Рассмотрение царств Природы показывает, что последующий природный уровень пронизывает нижележащий уровень, господствует над ним. Так, например, минеральные субстанции в организме растения подчиняются закономерностям жизни и проявляются в их собственной неорганической физической закономерности только, когда растение увядает и отмирает. Соответственно, влияют друг на друга и сущностные структуры человека, при чем функции высших сущностных структур господствуют над функциями более низких.

С помощью Я-организации человек может направлять свою интенциональность или готовность воли на все, что ему встречается на земле в виде мыслей или впечатлений от органов чувств. Она делает возможной присутствие духа, полную свободу по сравнению с вещами в мире и присутствие человеческого Я в его телесной и духовно-душевной экзистенции. В этой сущностной структуре мы всегда являемся «хозяином положения», т.к. от нас зависит, чему мы уделим внимание, как мы применяем свою волю и соответственно действуем в мышлении и поступках.

Уже в меньшей степени мы являемся хозяином положения в астральном организме с его бушующим миром чувств, его страстями и желаниями, со всеми ощущениями, которые мы приветствуем и подкрепляем, но и с разладом и со всеми блокадами, которые нас раздражают и часто, несмотря на большие старания, незначительно

23
или вообще не преодолеваются. Но все же, мы вновь и вновь ощущаем, какое влияние Яможет получить над астральным телом, если мы этого хотим. Как можно разрешить и прекратить одним махом многолетний разлад, вызванный обидой, нанесенной другим человеком, если один из участников примет решение попросить другого о прошении. Душевные обиды, которые в данных обстоятельствах десятками лет оказывали свое воздействие, могут таким удивительным способом быть устранены, а результатом станет оживление и расслабление душевной жизни. Все становится вдруг легким, чувства светлее, сверкающими и может изменится само ощущение жизни.

А что с эфирным организмом? Он тоже в высокой степени зависит от того, насколько вышестоящая по отношению к нему сущностная структура, астральное тело, востребована в жизни. Каждый, кто хоть немного наблюдает за собой, точно знает, насколько сильно эмоции и определенные основные переживания могут положительно и отрицательно влиять на жизненные функции. Кто не знает пожирающее настроение, которое не дает ночами спать: грызущие сомнения и связанное с ними чувственное напряжение, заботы и связанное с ними чувство потери сознания. Особенно такие эмоции как зависть и ревность пожирают жизненные силы. Если мы спросим себя, какие эмоции повышают аппетит, освежают дыхание, поддерживают кровообращение и деятельность сердца, то это вособенности радость и сердечность, и определенное чувство удовлетворения и покоя. Строительные процессы в организме, слаженное взаимодействие связанных между собой органов с их функциями и взаимосвязями требует для цикличного процесса с 24часовым ритмом чувственную жизнь, в которой сильное напряжение может быть снято, а постоянное колебание чувств и различных эмоций вверх-вниз снова может быть приведено в состояние покоя.

Здоровье физического тела, в свою очередь, зависит от того, поддерживают ли силы эфирного тела его в текучем равновесии его веществ, и ограждают ли его от преждевременного износа или повреждений хорошие привычки и гигиеничная жизнь.

Кто пытается познавать себя или воспитывать в этом отношении, замечает, что он может в любое мгновение повлиять на систему сущностных структур, но это нелегко при других обстоятельствах, сущностные структуры оказывают удивительное сопротивление. Это может длиться 15 или все 20 лет, пока астральное тело отучиться от предрасположенности к нетерпению и постоянному чувству торопливости. Также может стоить больших усилий изменить незначительную привычку и научить циклично

24 работающее астральное тело с его верностью к повторению привычного этому небольшому изменению. Порой это не удается на протяжении всей земной жизни, хотя человек ежедневно над этим работает или борется с этим долгое время.

Что же, все старания напрасны? Откуда берутся настолько сильные препятствия и сопротивление в сущностных структурах? Как происходит, что одним дается легко что-то изменить в своей природе, а другим для той же самой задачи необходимы большие затраты времени и сил. Как это возможно благодаря процессам самовоспитания самим Я проникать в систему сущностных структур и при этом чувствовать, что сущностные структуры имеют определенную конфигурацию и ограниченность, в которых трудно что-либо существенно изменить в этой жизни? Особенно явно это можно наблюдать на физическом теле. Отпечаток пальцев, комплекция и конституция остаются на протяжении жизни одинаковыми - но все же есть то, что может изменяться в течении жизни. Выражение лица, мимика, осанка, все это точно отражает, какую работу Я может вести, обходя астральное и эфирное тела, на физическом теле, так что от других людей, которых давно не видели, можно услышать: Ты так изменился (-лась).

Чтобы понять эти феномены, нужно продолжить наше рассмотрение, выходя за пределы этой одной земной жизни, до предыдущей и следующей. При этом мы наталкиваемся на центральный элемент личного формирования судьбы, который следует упомянуть, если мы будем воспринимать способности или нарушения не как просто случай или слепую судьбу, а как нечто, желающее научить нас проживать это, как нечто, в чем мы сами участвовали и за применение или влияние этого сами несем ответственность в социальном. Но это возможно, если основу этого составляют мысли о реинкарнации и постоянном формировании судьбы на протяжении многих земных жизней. И это несложно. Да, эта взаимосвязь очевидна, как только мы начинаем размышлять о собственном развитии и развитии других людей. Иначе как может быть возможным развитие до полной человечности, если жизнь одна? Даже такие выдающиеся развитые люди как Гете, Лессинг, Фридрих Великий, Вильгельм Буш или Франц Верфель16 точно знали, что своими способностями они обязаны далекому прошлому, словно то было детство или юность этой одной земной жизни. И они могли точно описать, чего им не достает для полной человечности и над чем следовало бы поработать следующие земные жизни.

Еще острее встает вопрос о смысле земной жизни, если она еще в детстве прекращается вследствие тяжелой болезни или несчастного случая или характеризуется тяжелейшим нарушением на протяжении

всей жизни. Или если жизненный путь прекращается в юности, среднем возрасте или старости в отчаянии, и под сомнение ставится собственная идентичность. Также как в течение одной жизни возможны неудачи и начинания заново, так и в течение нескольких земных жизней. Вся жизнь может пройти под знаком неудачи, а затем - если в жизни после смерти они будут проработаны17 - дать совершенно новый путь для нахождения пути развития в следующей земной жизни. Чем меньше период, рассматриваемый нами из всего процесса развития, тем бессмысленнее он кажется наблюдателю. Чем больше взаимосвязи, в которые деталь можно включить, тем яснее проявляются смысловые отношения.

В ходе повторяющихся земных жизней человек появляется каждый раз не только в новом физическом образе, как мужчина или женщина, с различным цветом кожи и в различных уголках Земли. Но и его эфирный организм имеет в каждой земной жизни соответственно иную конфигурацию, также его астральное тело и Я-органнзация. Но связанные с ними преобразования и изменения все же таковы, какими их уготовил сам человек на основании своих поступков и переживаний в предыдущих жизнях. Однако это преобразование из одной земной жизни в следующую происходит после смерти в духовном мире во взаимодействии с людьми, с которыми человек жил и работал на Земле, но особенно при Ориентирующей помощи иерархий.18 То, что в Новом Завете называют «Судом», не однократный процесс в конце земных дней, а событие, Которое в малом происходит между смертью и новым рождением. Оно позволяет нам увидеть совершенные на Земле поступки в истинном свете и по ним прочитать, что мы можем или должны сделать в будущей жизни для их выравнивания. Соответственно выстраиваются тогда и условия жизни. Что бессознательно происходит каждую ночь19, случается в сознании духа, пробудившегося после смерти, также между смертью и новым рождением. После ночи мы пробуждаемся утром, и наше Я освежилось, оно готово к новому началу. Часто мы после ночи принимаем более мудрое решение, чувствуем себя приободренными и видим что-то новыми глазами. Напряжение прошлого дня как бы становится слоем ниже и больше не угнетает нас так сильно.

Как ночью, так и в жизни после смерти более высшая сущностная структура прорабатывает впечатления дня или всей земной жизни с помощью высших иерархий и отпечатывает их в более низкие сущностные структуры. Поэтому на следующее утро или в начале новой земной жизни, эта сущностная структура способна воспринимать новые события дня и настоящего. События прошлого, напротив, входят в бессознательные учебные процессы

26
организма, где они могут превращаться в способности или нарушения еще в этой земной жизни или уже в следующей. Способ переживания и переработки человеком его земной жизни в своем Я оказывает непосредственное влияние на способность к переживаниям его астрального тела и на то, как мышление, чувства и воля взаимодействуют в душе. Это создает предпосылки для того, чтобы в жизни после смерти астральное тело было так подготовлено к следующей жизни, чтобы оно как основная динамика, основное настроение, подвижность или неподвижность в душевном содержало все то, что возникло благодаря способу, каким человек перерабатывал или не мог переработать свои Я-переживания в последней жизни.

Подобное происходит с эфирным телом. Его конфигурация и функциональная динамика зависит от того, с какими мыслями, чувствами и мотивацией астральное тело как носитель душевной жизни и сознания приходит в ночь за ночью, или в жизнь после смерти, и в какой степени оно на следующее утро - или в начале следующей земной жизни - на основании проработки, может побуждать и приободрять эфирное тело. Имеет значение, мог ли ты открыться процессам окружающей среды с любовью или отказывал ей в сочувствии. Все это определяет конфигурацию эфирного тела в следующей жизни. От этой конфигурации зависит, однако, каким предстанет в следующей земной жизни физическое тело с точки зрения болезней и здоровья. Здесь имеет значение, ухаживали ли за эфирным телом с помощью хороших привычек или же плохие привычки отбирали его силы. Итак, кто сегодня анализирует наличие своих сущностных структур и спрашивает себя, какими чувствами, настроениями, желаниями и стремлениями занято его астральное тело, тот может предугадать, что он пережил и выстрадал в предыдущей земной жизни в Я. Человек, которому удалось остаться на протяжении земной жизни верным себе и положительно проработать события жизни, почувствовать их причастность к себе, будет рожден с чувствительным и подвижным астральным телом, которое легко ставит себя в подчинение Я. Его не будут искать настроения, он не будет заболевать от своей чувственной жизни.

Также в сегодняшнем физическом теле отпечатано то, что эфирное тело пережило в предыдущей жизни, а в нем, в свою очередь, то, что волновало в прошлой жизни астральное тело. Перед лицом закономерности, что более низшие сущностные структуры принимают результаты работы более высших и интегрируют в бессознательную жизнь тела, проясняется и то, почему имеет лишь ограниченный смысл искать причины заболеваний и нарушений в этой одной земной жизни или только в конституции,

наследственности или окружающей среде. Их подлинная причина заложена в давно пройденных земных жизнях, у физического тела может быть до четырех жизней. Могло случиться так, что в той четвертой предыдущей жизни20 Я не смогло справиться с ударом судьбы так, что в следующей жизни теперь уже в астральном теле появился комплекс чувств или неразрешимое настроение души. Если не удастся разрешить этот комплекс чувств или проблемное настроение души работой над астральным телом в следующей жизни, то появится результат этой невыполненной работы в следующей земной жизни на эфирном уровне как функциональная предрасположенность к заболеванию. Если здесь не предпринимается работа с помощью хороших привычек или здоровыми воспитательными влияниями, которые воспрепятствовали бы функциональным нарушениям, то тогда, наконец, в четвертой земной жизни проявляется предрасположенность к психическим заболеваниям или врожденная болезнь. Даже если данное рассмотрение на первый взгляд пугает, оно также показывает, как много есть возможностей - уход, воспитание и самовоспитание -вмешаться в это сложное воздействие одной сущностной структуры на другую. В большей степени это зависит от нас, сколько непроработанного и нерешенного в сущностных структурах мы несем с собой б ночь или через смерть.

Наши рекомендации