Игра «Угадай, какой звучит музыкальный инструмент?»

Игра «Какой предмет издает такой звук?»

Игра «Шумовые коробочки». Предлагаются 5 пар одинаковых коробочек с разными наполнителями (песок, скрепки, крупа, бумажные шарики, мелкие камешки). Ребенок выбирает одинаково звучащие коробочки.

Задача. Развивать умение различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

Задания и упражнения

Игра «Угадай, кто позвал «Ау»? Ребенок-водящий определяет, кто из играющих кричит «Ау!»

Игра «Где гудит пароход?» Звук [у] произносится длительно и тихо (пароход далеко) или длительно и громко (пароход близко).

Игра «Кто сказал „мяу"?» («Кто сказал „му-у"?», «Кто сказал „бе-е"?»). Логопед произносит звукоподражание то низким, то высоким голосом. Ребенок показывает картинку с изображением животного или его детеныша.

Фонематическое восприятие

Задача. Формировать умение различать слова, близкие по звуковому составу.

Задания и упражнения

Ребенку предлагается хлопнуть в ладоши (поднять зеленый кружок), если он услышит правильное название того, что изображено на картинке.

Цепочка слов: вакон — фагон — вагон — вагом — факон — вагон.

На наборном полотне выставляются картинки с изображениями, названия которых звучат очень похоже: рак, мак, лак, бак, со/с, сук, дам, ком, коза, коса и др. Ребенку предлагается отобрать названные картинки.

Задачи: формировать умения: 1) отвечать на вопросы, поставленные к несложным сюжетным картинкам; 2) подбирать названия предметов к названным действиям.

Задания и упражнения

1. Вопросы: «Кто (что) это? Что (он, она) делает?» Ответы «Папа. Папа сидит (идет, стоит)». «Девочка. Девочка прыгает (плачет, читает)». «Мама. Мама шьет (варит, гладит, пишет, читает)».

2. Игра «Кто быстрее принесет картинку?» На столе разложены картинки с изображениями действий (девочка читает, кошка сидит и др.). Логопед выбирает двух детей. Затем четко произносит, кому какую картинку принести. Отдавая картинку, дети отвечают на вопросы: «Кто (что) это?», «Что он (она) делает?»

Глаголы: идет, стоит, сидит, бежит, прыгает, висит, летит, едет, читает.

Ребенку предлагается из предметных картинок, на которых изображены собака, девочка, кошка, паровоз, мальчик: а) отобрать того, кто умеет читать; б) найти в комнате, что висит, что стоит, а что летит; в) посмотреть на улицу и сказать, кто идет, кто (что) едет, а кто бежит.

Самостоятельная речь

Задачи: формировать умения: 1) употреблять возвратную форму глаголов 3-го лица единственного числа настоящего времени; 2) различать вопросы «Что делает?» («Что делают?») и давать ответы на поставленные вопросы с правильным оформлением грамматической формы слова; 3) сопоставлять грамматические формы одних и тех же глаголов: повелительного наклонения 2-го лица единственного числа и изъявительного наклонения 3-го лица единственного числа настоящего времени; 4) договаривать слова, словосочетания в разучиваемых стихотворениях.

Задания и упражнения

1.Мальчик (девочка) моется, купается, катается, качается, одевается, раздевается, обувается, умывается, вытирается, причесывается.

2. Мальчик идет — мальчики идут.

Мальчик бежит — мальчики бегут.

Девочка стоит — девочки стоят.

Мальчик спит — дети спят.

Девочка поет — дети поют.

3. Логопед предлагает одному из детей отдать команду другому ребенку что-либо выполнить. Например: «Коля, дай команду Тане: „Таня, спи". Другой ребенок констатирует: «Таня спит».

4. Дети самостоятельно договаривают строки стихотворения.

Дождик, дождик —... (кап да кап!)

Мокрые дорожки. Нам нельзя... (идти гулять),

Мы промочим... (ножки).

Светит солнышко... (в окошко),

Светит в нашу... (комнатку).

Мы захлопаем... (в ладошки),

Очень рады... (солнышку).

Я люблю... (свою лошадку),

Причешу ей шерстку... (гладко),

Гребешком... (приглажу хвостик)

И верхом... (поеду в гости).

Задачи: упражнять: 1) в произнесении заданного количества одинаковых слов и выполнении соответствующего количества движений; 2) в последовательной смене слов и движений.

Задания и упражнения

1. Ребенок на носках легко ступает по разложенным на полу листочкам-«черепицам» и произносит слова «топ-топ-топ».

Кто там топает по крыше?

Топ-топ-топ.

Чьи шаги всю ночь я слышу?

Топ-топ-топ.

Я теперь усну едва ли.

Топ-топ-топ.

Может, кошек подковали?

Топ-топ-топ.

2.Ребенок произносит выделенные слова и выполняет характерные действия.

Дождик-дождик… Указательными пальцами стучит по столу

Кап-кап.

И по грядкам… По столу стучит всеми пальцами

Тяп-тяп.

И по дорожке… Указательными пальцами стучит по столу

Топ-топ.

И по лужам… Ладошками шлепает по столу

Шлеп-шлеп.

Задача. Формировать умение вставлять нужное слово в произносимый педагогом текст, развивать чувство ритма и рифмы.

Задания и упражнения

Пальчиковая гимнастика. Выделенные слова произносит ребенок.

Меж еловых мягких лап   Поглаживание подушечками пальцев поверхности стола.
Дождик кап-кап-кап. Постукивание пальцами по столу.
Где сучок давно засох — Касание стола первым и пятым
Серый мох, мох, мох. пальцами раскрытой кисти рук.
Где листок к листку прилип, Поднимание рук над столом, пальцы
Вырос гриб, гриб, гриб. то складываются вместе, то раздвигаются широко.
Кто нашел его, друзья? Касание указательным пальцем правой руки поочередно всех пальцев левой руки.
Это я, я, я! Сжимание всех пальцев левой руки кроме мизинца. Показывают мизинец
 

Наши рекомендации