Игры «Подскажи нужное слово», «Раздай правильно».
Задача. Формировать умение грамматически раздельно употреблять форму именительного и винительного (с окончанием -у) падежей одних и тех же слов.
Задания и упражнения
Это утка - дай утку. Это машина - дай машину. (И др.)
Задача. Формировать умение употреблять инфинитив глаголов «спать», «гулять», «играть», «кушать», «есть», «пить», «мыть», «рисовать», «петь», «лепить», «прыгать», «убирать», а затем соединять их в словосочетания со словами «хочу», «иди», «надо», «не надо», «можно».
Задания и упражнения
Игра «Угадай, кто что будет делать».
Задача. Следить за тем, чтобы в общении дети использовали имеющиеся у них в активной речи словосочетания (например, выражали желания (дай + существительное, хочу + инфинитив), спрашивали разрешения (можно + инфинитив или существительное и др.).
Задания и упражнения
Дай ... (хлеба, воды, игрушку и др.). Хочу ... (есть, пить, спать и др.). Можно идти? Можно гулять?
Моторика
Задача. Учить следить за движениями педагога и осознанно нм подражать: 1) резкое и сильное движение руки в сочетании с громким и резким звуком; 2) подбирать и использовать движения для стимуляции собственной речи; 3) соотносить звукоподражание с движением; вырабатывать двигательную реакцию на слово.
Задания и упражнения
1. Подбрасывать мяч со звуком типа «Бух!»
Игра «Юла». Ребенок запускает юлу, произнося на каждый толчок звук [у] или [ю], затем поет звук столько, сколько крутится юла.
Игра «Музыканты». Ребенок играет по заданию педагога (на реальном или воображаемом пианино): «Один мишка громко топает по лесу» (одним пальцем), «Много птичек тихонько чирикают» (всеми пальцами) и др.
2. Медвежонок — топ-топ,
А ежонок — шлеп-шлеп.
3. Педагог произносит текст, ребенок выполняет движения и подпевает слова звукоподражания.
Ножками потопали —
топ, топ,топ! Шагает.
Ручками похлопали —
хлоп, хлоп, хлоп! Шлепает ладонями по наружной стороне бедра.
А волчонок — щелк-щелк! Щелкает пальцами.
А зайчонок — скок-скок! Подпрыгивает на одной, на второй ноге.
А лисенок — шмыг-шмыг! Отпрыгивает влево, вправо.
А лосенок — брык-брык! Сгибает ноги и отводит назад.
А бельчонок — прыг-прыг! Прыгает на двух ногах.
Задача. Учить следить за движениями педагога и осознанно им подражать: загибать пальцы без помощи рук (развивать автономность движений каждого пальца.
Задания и упражнения
Пальчиковая гимнастика. Дети в соответствии с текстом стихотворения загибают поочередно пальцы рук.
Раз, два, три, четыре, пять —
Будем листья собирать.
Листик березы,
Листик рябины,
Это от дуба,
Это — осины.
Упражнение «Пальчики здороваются». Каждым пальцем руки касаться по очереди большого пальца со словами: «Здравствуй, пальчик!» Проделать упражнение сначала правой, потом левой рукой, а потом обеими руками.
Упражнение «Пальчики поссорились». Касание кончиками пальцев правой и левой рук друг друга, затем попарное разведение одноименных пальцев в стороны.
Упражнение «Человечки шагают». Двумя пальцами «идти» по столу вперед-назад; сначала медленно, затем быстрее.
Упражнение «Паучки шагают». Выполнять те же самые действия, что и в предыдущем упражнении, но всеми пятью пальцами.
Упражнение «Колечки». Попарное сцепление пальцев правой и левой рук «колечком».
Упражнение «Крючочки». Сцепление пальцев правой и левой рук «крючком» с силовым приемом — растягиванием в стороны.
Задачи: развивать тактильные ощущения; воспитывать силу и точность движения пальцев, лучезапястного и локтевого суставов.
Задания и упражнения
Игры: «Сорока-ворона», «Пальчик-мальчик», «Пианино». Педагог «играет» пальцем ребенка на пианино, отпускает палец, ребенок играет на пианино одноименным пальцем второй руки.
Упражнение «Киска скребется». Ладони ребенка лежат на столе, сгибаются только фаланги пальцев.
Нахождение спрятанных мелких предметов в емкости с сыпучим материалом (например, крупой) рукой, мерной ложкой; сортировка содержимого по видам. Перебирание в руках камней, грецких орехов, катание в ладонях бигуди-«липучек», шестигранных карандашей и др.
Задача. Вырабатывать двигательно-звуковую реакцию на стихотворно-ритмический рисунок.
Задания и упражнения
Ребенок (изображает рога у коровы). Му-у-у.
Педагог. Ты пасись, коровка, дольше.
Ребенок. Му-у-у. Педагог. Молочка неси побольше.
Ребенок. Му-у-у.
Педагог. Клевером питайся спелым.
Ребенок. Му-у-у.
Педагог. Молоко чтоб было белым.
Ребенок. Му-у-у. П е д а г о г. По полям ходи, по горкам.
Ребенок. Му-у-у.
Педагог. Дома ждем тебя с ведерком.
Ребенок. Мы (руками показывает на себя).
Задача. Упражнять в слежении за движением пальцев обеих рук.
Задания и упражнения