Организационные процедуры и методические приемы начального этапа арт-терапии
В дополнение к характеристике задач, общего характера и вариантов организации арт-терапии, связанных с этапами лечебно-реабилитационного процесса (см. раздел 5.1.), в данном разделе описываются организационные действия (процедуры), касающиеся планирования и реализации программы арт-терапевтических воздействий (индивидуально или в группе). Она включает начальный, основной и завершающий этапы, не всегда совпадающие с общими этапами лечебно-реабилитационного процесса, что обусловлено разными сроками клинической арт-терапии. В одних случаях программа клинической арт-терапии может быть частично или полностью реализована лишь на определенных этапах лечебно-реабилитационного процесса (например, кризисном и лечебном, либо лечебном и реабилитационном); в других случаях она может охватывать все три этапа этого процесса.
К организационным процедурам начального этапа арт-терапии относится:
1. первичное интервьюирование кандидатов на участие в индивидуальных и групповых занятиях. При этом специалист определяет показания для назначения индивидуальной и групповой арт-терапии. Важной задачей первичного собеседования является также предоставление пациенту информации об особенностях планируемой работы. Так, в частности, специалист арт-терапевтического кабинета (арт-центра) может подчеркнуть, что участие в индивидуальных или групповых занятиях не требует наличия каких-либо художественных способностей или навыков изобразительной деятельности. Он дает понять, что основной акцент в работе будет сделан на свободном выражении участниками занятий своих чувств и мыслей с помощью имеющихся в их распоряжении изобразительных материалов. Он также может информировать пациента об условиях проведения и организационном варианте проведения арт-терапии, предполагаемом размере и составе группы, общей продолжительности работы, периодичности и продолжительности занятий и т. д.
Одной из задач проведения собеседования является также получение от пациента согласия на участие в арт-терапевтических занятиях.
2. проведение совещаний со специалистами, в первую очередь, с лечащим врачом пациента. Проводя консультации с иными специалистами ЛПУ, специалист арт-терапевтического кабинета (арт-центра) может получить от них ответы такие вопросы, как:
• какие виды лечения (психофармакотерапия, психотерапия, трудотерапия и др.) в настоящее время получает пациент; какие лечебно-реабилитационные эффекты были достигнуты;
• каковы терапевтические задачи на данном этапе лечения;
• какие задачи лечащий врач ставит перед специалистом арт-терапевтического кабинета (арт-центра);
• какие соматические или неврологические заболевания имеются у пациента;
• какие отношения складываются у пациента с персоналом и другими больными в процессе посещения ЛПУ;
• каковы особенности семейной среды пациента;
• ожидания специалиста относительно направления пациента на индивидуальную или групповую арт-терапию.
В ходе беседы с лечащим врачом (и иным медицинским персоналом) специалист арт-терапевтического кабинета (арт-центра) также согласовывает с ним общие задачи направления пациента на арт-терапию, предполагаемую продолжительность работы, периодичность занятий. Он также разъясняет отличия арт-терапии от иных видов терапии, содержание занятий и предоставляет, в случае необходимости, иную информацию.
В ходе начального интервью и совещаний с лечащим врачом (и иными работниками ЛПУ) также уточняются показания для проведения конкретного варианта арт-терапии. При этом учитываются характер психического расстройства, ведущие психологические (психосоциальные) проблемы пациента, его коммуникативные, эмоционально-волевые и познавательные возможности, особенности его физического состояния, творческие интересы, уровень мотивации к участию в индивидуальных или групповых занятиях.
В результате предварительного собеседования с пациентом и с лечащим врачом, консультаций со специалистами, в амбулаторной карте (истории болезни) лечащим врачом может быть сделана соответствующая запись. Специалист арт-терапевтического кабинета (арт-центра), в свою очередь, также может сделать такую запись в рабочем журнале. Такая запись может представлять собой заключение о состоянии клиента и его пригодности для индивидуальных или групповых арт-терапевтических занятий. В записи должно быть отражено следующее:
• особенности клинического состояния;
• рекомендуемая форма арт-терапии;
• задачи и мишени арт-терапии;
• предполагаемые трудности, связанные с участие кандидата в арт-терапевтической программе;
• предполагаемые положительные эффекты, которые при этом могут быть достигнуты.