Процессуально-технологические особенности применения клинической системной арт-терапии при шизотипических и бредовых расстройствах (с умеренным или выраженным дефектом)
Организационная форма | Индивидуальная или групповая формы включая студийный вариант групповой арт-терапии. Иногда возможно использование низкоинтерактивных вариантов групповой арт-терапии с жестким регулированием динамики |
Стиль ведения занятий | Может варьироваться в широком диапазоне. Преимущественно директивный или умеренно директивный. В то же время, в отдельных случаях возможно использование недирективного подхода (например, при наличии у пациента стойкого интереса к занятиям изотворчеством). |
Позиция психотерапевта | Поддерживающая |
Общая нагрузка | Преимущественно низкая |
Направленность и активность коммуникации | Преимущественно внутриличностная, возможно осторожная активизация межличностной направленности коммуникации |
Экспрессивные средства (изобразительные, музыкально-звуковые, связанные с движением и танцем, ролевой игрой, литературно-художественной деятельностью), применяемые в отдельности или разных сочетаниях друг с другом | Преимущественно художественные средства |
Уровни психической динамики | Взрослый опыт, связанный с текущими и прошлыми социальными отношениями |
Роль индивидуальных и групповых интерпретаций | Ограниченная |
Применение психотерапевтических техник (в том числе, релаксации, направленного воображения, внушения, воздействующего резюме и др.) | Ограничено |
Как видно из таблиц, для разных психических расстройств порой характерно значительное сходство процессуальных и технологических характеристик. Так, весьма похожие характеристики можно отметить в группах пациентов с невротическими, связанными со стрессом и соматоформными расстройствами, расстройствами личности, некоторыми органическими психическими расстройствами (F06.4, F06.6, F06.7) и аддикциями. Это позволяет считать возможным формирование арт-терапевтических групп с разным нозологическим составом. В то же время, участники занятий должны отвечать некоторым общим критериям отбора, каковыми являются общий уровень социально-психологической дезадаптации и степень сохранности их эмоционально-волевых, познавательных и коммуникативных ресурсов.
Возможно формирование групп с более однородным составом с точки зрения нозологических и синдромологических, гендерных, возрастных и иных характеристик участников. В некоторых случаях группы могут комплектоваться на основе сходства психологической или социальной проблематики участников (например, женщины, подвергающиеся домашнему насилию и имеющие невротические и связанные со стрессом расстройства).
Глава 5. Организация работы арт-центра в психиатрическом учреждении.
Исходя из общепринятой классификации разных видов психотерапии искусством (arts therapies), включающей арт-терапию (art therapy), драматерапию (dramatherapy), музыкотерапию (music therapy) и танцевально-двигательную терапию (dance and movement therapy, DMT), в данной главе будут рассмотрены организационные вопросы, связанные с деятельностью, прежде всего, арт-терапевтического кабинета. Арт-терапевтический кабинет понимается нами как специально выделенное место для проведения арт-терапевтических занятий (индивидуальных и групповых), основанных на занятиях пациентов главным образом изобразительной деятельностью. В данной главе, так же, как и в методическом руководстве в целом, вопросы, касающиеся проведения занятий драматерапией, музыкотерапией и танцевально-двигательной терапией как самостоятельных видов психотерапии искусством не рассматриваются, хотя они также могут проводиться на базе психиатрического лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ). При этом следует подчеркнуть, что некоторые организационные процедуры и принципы, рассматриваемые в настоящей главе и связанные с арт-терапией, могут также распространяться на эти иные виды психотерапии искусством.
В том случае, когда на базе ЛПУ проводятся разные виды психотерапии искусством, это требует организации специальных мест для таких занятий – кабинета для занятий арт-терапией, драматерапией, музыкотерапией и танцевально-двигательной терапией – либо общего полифункционального пространства для всех видов терапии искусством. При создании нескольких специализированных кабинетов для каждого вида психотерапии искусством или общего для них всех полифункционального пространства можно говорить о развертывании на базе ЛПУ арт-центра.
5.1. Общие принципы организации работы арт-центра (арт-терапевтического кабинета)
5.2. Специалисты арт-центра (арт-терапевтического кабинета)
5.3. Взаимодействие арт-центра (арт-терапевтического кабинета) с различными отделениями клиники. Взаимодействие специалистов (формы, задачи)