Задачами применения клинической системной арт-терапии у пациентов с расстройствами личности являются.
Задачи симптоматической стабилизации:
· минимизация эмоциональных, познавательных, поведенческих, соматических проявлений болезни (эмоциональная стабилизация, организация поведения и др.),
· повышение мотивации пациента к психологической работе и получению лечебных процедур, его адаптацию к условиям учреждения.
Задачи этиопатогенетической клинической психотерапии личностных расстройств и связанных с ними психогенных дефензивных реакций:
· осознание и коррекция дисфункциональных когнитивных, поведенческих и эмоциональных стереотипов,
· осознание связи особенностей эмоционального реагирования в разных жизненных ситуациях и поведения пациента с присущими ему конституционально-типологическими особенностями личности (его внутренней психологической «природой»),
· развитие более адаптивных моделей поведения и видов деятельности на основе принятия пациентом своих конституционально-типологическими особенностей,
· коррекция отношений пациента к своей социальной роли, труду, семье, обществу, личностно-значимой деятельности на основе более дифференцированного и продуктивного использования своих конституционально-типологическими особенностей,
· активизация и привлечение стабилизирующих факторов (внутренних и внешних ресурсов) пациента,
· развитие и поддержка жизненных навыков (коммуникации, самоорганизации, саморегуляции и др.).
Дополнительно могут решаться такие задачи, как:
· поддержка и генерализация терапевтических изменений,
· преодоление стигматизации (самостигматизации),
· достижение более устойчивой психосоциальной адаптации и повышение качества жизни.
Мишенямисистемной клинической арт-терапии расстройств личностиявляются:
1. Мишени, специфичные для данной клинической группы, связанные с дезадаптивными моделями поведения, ригидными ответными реакциями на широкий диапазон личностных и социальных ситуаций, а также со вторичными психогенными реакциями (невротические и неврозоподобные проявления, возникающие вследствие периодически обостряющегося конфликта личности с социальным окружением).
2. Мишени, специфичные для феномена личности: недостаточность и дефицитарность защитных и копинг-механизмов; индивидуально значимые, психотравмирующие переживания в условиях актуальной жизни; стойкие нарушения саморегуляции и самоконтроля; проблемы самооценки; низкая способность к рефлексии; отсутствие базового чувства благополучия, внутренней гармонии и самодостаточности; фрагментарность и неустойчивость внутренней картины собственной личности; нарушение функции внутреннего контроля (в эмоциональной, когнитивной и волевой сферах); низкая способность к рефлексии; недостаточность или своеобразие интериоризированных социальных норм; тенденция решать проблемы внутренней неудовлетворенности, сопряженной с доминированием чувства опустошенности и одиночества, за счет активного привлечения и использования других лиц; трудности в близких отношениях; дефицит социального восприятия; несостоятельность при решении повседневных проблем.
3. К мишеням, специфичным для психотерапевтического процесса, относятся: низкая мотивация к лечению, отношения между психотерапевтом и пациентом, сопротивление и др. Хотя они также связаны с феноменом личности, их можно выделить в отдельную группу.
4. Мишени, специфичные для клинической ситуации: низкая психологическая компетентность; микросоциальная ситуация; социальная депривация, социальная дезадаптация.
5. Мишени, специфичные для метода; в каждом случае выбираемые врачом-психотерапевтом феномены, в зависимости от конкретного метода, например, неспособность пациента устанавливать эмпатические отношения (в гуманистической психотерапии); девиантные формы поведения (в поведенческой психотерапии); нарушение процессов переработки информации (в когнитивной психотерапии); Непонимание связи между своими переживаниями и поведением и поведением окружающих (в личностно-ориентированной психотерапии); нарушения внутрисемейных отношений, нарушения коммуникации (в семейной психотерапии).
Таблица