Динамически-ориентированная закрытая группа
Динамически-ориентированная группа является комплексной формой групповой работы, обладающей значительным потенциалом творческого самовыражения и межличностного взаимодействия. Она предполагает, с одной стороны, самостоятельную работу участников с их погружением в свой внутренний мир и выражение ими своих переживаний, представлений и фантазий в творчестве. С другой стороны, динамически-ориентированная группа создает условия для проявления и осознания участниками наиболее характерных для них поведенческих, эмоционально-экспрессивных и познавательных особенностей в межличностном контексте.
Межличностное взаимодействие в такой группе происходит как на вербальном, так и невербальном уровнях, затрагивает осознаваемые и неосознаваемые переживания и установки пациентов. Коммуникация может осуществляться как в рамках групповых дискуссий, так и ходе изобразительной работы и иных видов творческой деятельности членов группы (если при этом используются элементы полимодального, интегративного подхода) – игр, драматических постановок, ролевых диалогов, специальных упражнений.
В отличие от тематической группы, каждое занятие и курс групповой динамически-ориентированной арт-терапии в целом, не имеют какого-либо определенного плана. Процесс работы во многом определяется актуальным состоянием и потребностями участников группы, а также той атмосферой, которая складывается в ней в каждый конкретный момент времени. Для участия в этой форме групповой арт-терапии пациенты должны обладать достаточной мотивацией и рефлексивными навыками, быть способными соблюдать групповые правила, проявлять ответственность и инициативу, а также реагировать на действия, высказывания и изобразительную продукцию других (предоставлять и получать обратную связь).
Все это позволяет признать данную форму групповой арт-терапии как рассчитанную преимущественно на пациентов с ППР, а также аффективными расстройствами в стадии ремиссии, аддикциями и непсихотическими психическими расстройствами вследствие органического поражения головного мозга.
Процесс работы такой группы имеет ярко выраженный стадийный характер, сопровождается характерными изменениями в характере межличностного взаимодействия, отношениях пациентов с ведущим и в их художественной экспрессии. Комплексные динамические феномены в такой группе в значительной мере опосредуются и усиливаются изобразительной деятельностью участников, благодаря чему может иметь место эффект «накопления» и трансформации аффектов в изобразительной продукции группы, во многих случаях также – коллективное отреагирование чувств в совместных видах творчества. Все это обусловливает необходимость в «удерживании» чувств участников группы в границах психотерапевтического пространства и соблюдении правил групповой работы.
Использование данной формы групповой арт-терапии требует от ведущего владения методами групповой психотерапии, гибкости и умения использовать широкий репертуар различных приемов. В то же время, динамически-ориентированная арт-терапевтическая группа влияет на ее членов не только через целенаправленные индивидуальные воздействия ведущего, но и через групповой процесс, а потому, видя проявления групповой динамики, психотерапевт должен уметь грамотно использовать этот терапевтический фактор. Как отмечают Д. Рутан и У. Стоун (Rutan J. and Stone W., 2001), динамический психотерапевт следует групповому процессу, а не инициирует его. Он использует свой авторитет для создания границ психотерапевтического пространства и определенной системы правил. Практика работы динамически-ориентированных арт-терапевтических групп допускает различную степень вовлеченности самого психотерапевта в групповые процессы, в том числе, его непосредственное участие в изобразительной деятельности в форме создания индивидуальных или коллективных работ, в играх, драматических постановках и иных видах творческой деятельности. Во многих случаях это позволяет ему не только сформировать те или иные ролевые модели, но и почувствовать, что происходит в группе и взаимодействовать с ее членами, используя как вербальную обратную связь, так и средства сенсомоторной, проективно-символической и драматической ролевой коммуникации.
В работе динамически-ориентированных групп на сегодняшний день используются в основном групп-аналитическая и интерперсональная модели групповой психотерапии.
В рамках личностно – ориентированной психотерапии основные цели сводятся к воздействию на три основных компонента: на познавательную сферу, на эмоциональную, на поведенческую. На эмоциональном уровне у пациентов складываются более благоприятные позитивные отношения к себе и группе. Таким образом, задача групповой арт-психотерапии фокусируется на трех составляющих самосознания: на самопонимании – когнитивный аспект, на отношении к себе – эмоциональный аспект, саморегуляции – поведенческий аспект. Решая эти задачи, достигается основная цель групповой психотерапии а именно расширение сферы самосознания.
Для включения в групповую динамически-ориентированную арт-психотерапию, важны следующие условия:
1. Позитивное отношение пациента к художественно-эстетической деятельности, а также мотивация к «манипуляции» средствами пластических искусств.
2. Установка к самораскрытию и (или) самовыражению
3. Минимальная способность в вербальной или невербальной форме (изо, танец, пантомима) давать обратную связь.
4. Способность пациента принимать обратную связь.
5. Желательна эмпатическая способность (если участник умеет поставить себя на место другого человека, то возможно использование конструктивной обратной связи).
6. Достаточная фрустрационная толлеранстность, стрессоустойчивость.
Ниже приведено описание одной из моделей динамически-ориентированной групповой арт-терапии.
Для включения в такую группу необходима специальная подготовка участников.
Пациентов спрашивают о проблеме и целях участя в группе (чего бы хотел пациент – «заказ на группу»). Предоставляется информация об арт-психотерапевтической группе как о методе лечения. При этом проговаривается, что в процессе групповой психотерапии будут использоваться средства пластических искусств, такие как изобразительное творчество, танец, драма, музыка, уточняется, что необязательно наличие навыков и специального образования в этих областях творческой деятельности. Рассказывается о различных видах арт-терапии и возможностях различных художественно-эстетических средств. Объясняется модель группы – аналог общего культурного пространства социума, в котором продукты художественно-творческой деятельности могут использоваться в качестве посредников в коммуникации. Предупреждается о том, что в процессе арт-психотерапии могут возникать разные, в том числе эмоционально «тяжелые» переживания, отражающие прошлый опыт пациента. Также, в процессе работы, симптоматика может ухудшиться в связи с обостряющимися онтогенетическими переживаниями, но выход из группы и прекращение работы в этот момент недопустимы. Необходимо активное участие в группе и искреннее выражение своих чувств на данный момент.
Содержание работы группы на различных этапах группы (использована стадийная модель групповой динамики):
1. Фаза ориентировки. Арт-терапевт в начале группы организует пространство и процесс, делая их удобными для создания творческих работ и безопасным для самораскрытия пациентов. Арт-терапевт поддерживает проявления творческой активности, самораскрытие участников и их взаимный интерес к продуктам художественно-творческой деятельности. За счет дефицита информации о происходящем в группе создается напряжение. Чтобы его снять, активно участвует сам арт-терапевт. Он знакомит участников с изобразительными материалами, предлагает творческие задания в виде художественно-изобразительной деятельности (например, рисунок «моя визитная карточка», «образ «Я» и «не Я»» и т.д.). Продукты художественно-творческой деятельности (рисунки) являются проективным отражением субъективно значимых характеристик участников и в дальнейшем служат посредниками в вербальном представлении себя и началом для самораскрытия. На первом занятии арт-терапевт спрашивает об эмоциях в начале и конце занятия, направляя участников на саморефлексию и понимание отношения к группе.
2. Фаза агрессии протекает достаточно своеобразно. Арт-терапевт, опираясь на продукты художественно-творческой деятельности, возвращает фокус внимания каждого участника на анализ отражающегося субъективно значимого содержания. На этом этапе происходит столкновение участников с собственной субъективной реальностью или с собственной трудностью. Терапевт при этом оказывает техническую помощь, переводя напряжение участников в творческую активность при исследовании отношения к себе и отношений со значимыми людьми при помощи проективных техник (например, коллаж «я и мой мир», фото коллаж «я и моя семья» и др,.) На этом этапе задания для участников формируются индивидуально, с учетом актуального для каждого интрапсихического содержания. Кроме этого, при необходимости арт-терапевтом подбираются техники для безопасного отреагирования чрезмерно сильных агрессивных переживаний, для получения доступа к рабочему психическому состоянию. На этой фазе участники переходят в более активную позицию самоисследования, приобретая некоторую инициативу и беря на себя ответственность.
3. Фаза сплоченности. Она подразумевает, что участники арт-группы перестают ориентироваться на ведущего, начинают прорабатывать собственные проблемы, включаясь в активное взаимодействие друг с другом. Каждый участник принимает другого. Участники группы начинают ориентироваться друг на друга без оглядки на арт-терапевта, который технически помогает устанавливать и активизировать интеракции, используя, например, техники совместных рисунков, «живых» парных скульптур и т.д. На этой фазе поддерживаются проявление здоровых личностных ресурсов (свойств, качеств, отношений).
4. Рабочая фаза. В этой фазе уже сформировались отношения в группе, полное доверие. Каждый участник проявляет большую творческую активность, работает со своей проблемой, используя расширенный диапазон средств пластических искусств (от плоскости к объему, от статики к динамике; от индивидуального к социальному), привлекая по мере необходимости других участников для получения обратной связи в непосредственной (вербальной) и опосредованной форме (маски, драма (совместные постановки, в которых распределяются роли, обсуждаются отношения, поведение и действия), спонтанные танцы с личностно-значимым содержанием, инсталяции и др,.).
5. Занятие расставания. Каждый участник готовит и представляет свой проект, часто это перформанс, в котором в единое целое соединяются все созданные им за время групповой работы продукты художественно-творческой деятельности. Дописывается необходимое для завершения содержание, стихи, музыка, и, как правило, создается спонтанный танец. После представления проекта участники, по желанию, могут получить обратную связь от участников группы и арт-терапевта.
Семейная арт-терапия.
В последние годы все больший интерес в нашей стране и за рубежом вызывает семейная арт-терапия. Это, в частности, вызвано тем, что методы лечения и реабилитации, применяемые в работе у пациентов с разными психическими расстройствами, приобретают все более системно-ориентированный характер, включают в процесс оказания помощи родственников больных, учитывают семейный контекст и иные факторы социальной и культурной среды (Эйдемиллер Э.Г., 2005). Семейная арт-терапия сочетает арт-терапию и семейную психотерапию. Она использует изобразительные средства с целью оценки и коррекции семейных отношений у пациентов с разными психическими расстройствами, опирается на теоретико-методологические разработки семейной психотерапии.
Арт-терапия может включаться на любом этапе общей семейной психотерапии, а также может быть выбрана в качестве основного психотерапевтического инструмента. Арт-терапевтические методы и техники включаются в общую методологию психотерапевтического процесса, приобретая его язык, сохраняя общие этапы и основную терапевтическую концепцию, при этом различные средства пластических искусств используются в качестве основного инструмента, либо в качестве посредника в коммуникации между терапевтом и пациентами (членами семьи).
Развитие семейной арт-терапии происходило параллельно с развитием семейной психотерапии. Одновременно несколько специалистов в США (Хана Квятковска, Джудит Рубин, Херриет Вейдсон, Дорис Аррингтон и другие) стали развивать данный подход, акцентируя внимание преимущественно на прикладных, эмпирических аспектах работы. Пионеров семейной арт-терапии привлекала возможность исследования тех аспектов функционирования семьи, которые с трудом поддаются оценке с помощью иных средств (например, опроса). Благодаря использованию средств визуальной экспрессии в ходе работы с семьей ее члены могут перестроить свои отношения и использовать альтернативные способы взаимодействия. Применение таких средств делает для членов семьи более наглядными и понятными многие ранее неосознаваемые или отрицаемые аспекты функционирования семейной системы. Кроме того, применение невербальных средств самовыражения «уравнивает» возможности детей и взрослых, позволяет детям более активно проявлять себя во время сеансов и способствует получению членами семья нового опыта взаимодействия друг с другом.
Семейная арт-терапия ориентирована на решение следующих диагностических и коррекционных (реконструктивных) задач (Ландгартен Х., 2001):
- исследование детского опыта, связанного с отношениями с родителями и сибсами,
- изучение родительского влияния,
- изучение прошлого и текущего опыта семьи,
- выражение и осознание неосознаваемых переживаний членов семьи,
- осознание причинно-следственных связей в отношениях и реакциях членов семьи,
- определение транзакционных конфигураций,
- выявление и коррекция дисфункциональных вариантов семейного взаимодействия,
- диагностика актуальных семейных конфликтов,
- коррекция родительского поведения,
- обогащение опыта, связанного с успешным решением семейных проблем,
- развитие у членов семьи способности к независимому функционированию.
Диагностикав семейной арт-терапии основана на выполнении членами семья различных заданий, в основном, изобразительного характера. Эти задания могут быть также дополнены игровой и постановочной деятельностью, совместным музицированием, а также техниками нарративного и визуально-нарративного подходов, связанных с созданием и восприятием устных и письменных повествований. Диагностика и оценка, как правило, проводятся в ходе первого сеанса семейной арт-терапии. Примерами диагностических техник семейной арт-терапии могут служить:
· рисование семейного герба;
· изображение сцен семейной жизни;
· совместный рисунок, скульптура или фотоколлаж на свободную тему;
· создание каракулей с последующим обсуждением и прорисоваванием образов;
· рисование «семейного портрета» в виде реалистического или метафорического изображения членов семьи;
· изображение дома с расположенными в нем членами семьи, занимающимися каким-либо делом;
· изображение значимых семейных событий – приятных или неприятных (семейных праздников, совместного отдыха и т. д.);
· изображение проблемных ситуаций (семейный конфликт, болезнь одного из членов семьи и т. д.);
· изображение того, что представляется в жизни семьи наиболее важным;
· иллюстрирование различных семейных ситуаций (приятных или неприятных) в процессе их развития путем создания серии рисунков;
· изображение желаемого будущего и целей семьи;
· изображение «жизненного пути» семьи, когда членам семьи предлагается нарисовать основные вехи развития семьи, наиболее важные события в семейной жизни;
· изображение любимых занятий и увлечений;
· создание композиций в песочнице – на свободную или заданную тему.
Некоторые из этих техник связаны с созданием членами семьи индивидуальных работ, другие выполняются совместно. При этом условия совместной деятельности могут варьироваться: в одних случаях членам семьи может быть предложено сначала обсудить, как они представляют себе предмет изображения (например, то, что они считают семейной проблемой) и возможные способы его передачи на рисунке. Ценная информация, касающаяся ролей членов семьи и особенностей их взаимодействия, может быть получена благодаря наблюдению за процессом обсуждения. Иногда членам семьи предлагается сразу же начать рисовать и воздержаться от разговора, что может являться дополнительным фактором, способствующим более яркому проявлению особенностей взаимодействия между членами семьи и перестройке их отношений. В процессе семейной арт-терапии проявляются и оцениваются как слабые (проблемные), так и сильные (ресурсные) аспекты опыта семьи.
Коррекцияв условиях семейной арт-терапии основана на следующих факторах:
· осознании дисфункциональных вариантов семейного взаимодействия,
· отреагировании и принятии чувств,
· получении нового опыта совместной деятельности и сопереживания,
· освоении и реализации новых позиций и способов взаимодействия,
· обучении адекватным и конструктивным способам выражения чувств и решения конфликтов (в частности, путем поиска компромиссов, согласования действий, выражения интересов и ожиданий и др.).
Ценным источником информации о семье и средством перестройки и развития семейных отношений может служить использование фотографий – техник семейной фототерапии и фото-арт-терапии (Копытин А.И., 2010, Копытин А.И., Свистовская Е.Е. 2009).
Как правило, в ходе семейной психотерапии, продолжительность которой может колебаться от нескольких недель до нескольких лет, выделяют ряд этапов. Выделение этапов позволяет структурировать процесс семейной арт-терапии, обосновывает последовательность применения тех или иных психотерапевтических методов в зависимости от целей и объема диагностических сведений. Длительность семейной арт-терапии обусловливается тяжестью психических расстройств у «носителя симптома», выраженностью межличностных конфликтов в семье, мотивацией членов семьи к достижению терапевтических изменений. На каждом из четырех этапов общего процесса семейной психотерапии (Эйдемиллер Э. Г., 1976; Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В., 1989) могут использоваться арт-терапевтические средства и методики.
Этапы семейной психотерапии | Арт-терапевтические методики | |
1. | Диагностический (постановка семейного диагноза) | · Диагностическая процедура Х. Ландгартен · Методика создания семейного портрета и фрески Джудит Рубин · Семейная оценочная процедура Ханны Квятковской · Семейные пейзажи Дорис Аррингтон |
2. | Ликвидация семейного конфликта | · Парное рисование или выполнение иных творческих проектов в паре (связанных с созданием повествований, фотографий и т д.), с целью нейтрализации триангуляций · Создание индивидуальных рисунков или фотографий с их последующей интеграцией в общий рисунок или фотоальбом (фотоэкспозицию) · Изображение конфликтных ситуаций и путей их преодоления · Выражение чувств, связанных с семейными отношениями, посредством рисования и иных форм творческого самовыражения |
3. | Реконструктивный | · консультирование (инструктирование) родителей, · определение правил поведения, · положительное подкрепление в ходе совместной работы, · техники, ориентированные на актуализацию и осознание семейных ресурсов, например, создание семейных гербов, талисманов, предметных композиций (ассамбляжей) из предметов, ассоциирующихся с семейными ресурсами (семейными ценностями, традициями, верованиями, опытом совместной деятельности и др.). |
4. | Поддерживающий | · Совместная изобразительная работа с положительным подкреплением новых позиций и моделей отношений членов семьи · Визуально-нарративные арт-терапевтические техники |
Индивидуальная арт-терапия
В индивидуальной арт-терапиипсихотерапевтический процесс протекает в диаде врач – пациент. В организационном аспекте индивидуальная арт-терапия отлична от групповой (где инструментом лечебного воздействия выступает в том числе психотерапевтическая группа) и семейной психотерапии.Индивидуальная арт-терапия может использоваться в рамках практически всех концептуальных и методических направлений в психотерапии, которые и определяют специфику психотерапевтического процесса, цели и задачи, способы воздействия, методические приемы, тип контакта между пациентом и психотерапевтом, длительность и другие переменные индивидуальной арт-терапии, при этом основным инструментом психотерапевта являются средства пластических искусств (рисунок в изотерапии, танец в танцевально-двигательной терапии, музыка в музыкотерапии, клинические ролевые игры в драматерапии и т.д.). Творчество как процесс и как результат также рассматривается в качестве основного фактора лечебного воздействия.
Индивидуальная арт-терапия проводится одним арт-психотерапевтом, редко двумя (биполярная терапия) или несколькими ко-терапевтами.Часто такими ко-терапевтами и ассистентами врача психотерапевта бывают либо клинический психолог, имеющий специальную подготовку по арт-терапии, либо художник (в изо-терапии), музыкант (в музыкотерапии), танцор (в танцевально-двигательной терапии), режиссер либо актер (в драматерапии). Специалисты творческих специальностей проходят специальную подготовку по арт-терапии, позволяющую им корректно включаться в арт-психотерапевтическую работу.
Важной общей характеристикой индивидуальной арт-терапии является последовательность ее фаз, с которыми связаны конкретные цели и средства их достижения.
Индивидуальная арт-терапия представляет собой сложный процесс, в котором взаимодействуют различные социокультурные факторы, профессиональные качества и личностные особенности как пациента, так и психотерапевта, помимо собственно психотерапевтической техники и условий ее реализации.