Теоретические предпосылки и составные элементы системной арт-терапии
Системная арт-терапия (САТ) – совокупность психологических, психофизических и психосоциальных лечебно-реабилитационных воздействий, базирующаяся на системном и транстеоретическом подходах, биопсихосоциальной концепции развития психических расстройств, психологической концепции личности как системы отношений человека с окружающей средой, концепции творчества как специфически человеческого, личностного способа деятельности, осуществляемого с опорой на проективно-символическую коммуникацию. Модель САТ предназначена для реализации в условиях современной системы психиатрического обслуживания.
Для характеристики модели САТ нами использовано понятие «системная», поскольку при ее построении были выделены системообразующие элементы, содержащиеся в различных формах арт-терапии. Именно системный подход создает условия для транстеоретического анализа и может выступать основой для соотнесения разных концепций и систем знания, применяемых для обоснования арт-терапевтической практики.
Системный характер САТ также обусловлен ее применением в условиях современной медицины и психиатрии как одного из ее разделов. Принятая на сегодняшний день во всем мире биопсихосоциальная концепция соматических и психических болезней «способна включать в себя наиболее ценные и оправдавшиеся на практике теории всего предыдущего этапа поиска взаимосвязей многоуровневых этиопатогенетических факторов заболевания для целостной диагностики и комплексного лечения» (Незнанов Н.Г., Карвасарский Б.Д., 2009). Системный характер арт-терапии обеспечивает, таким образом:
· оптимальный учет различных биопсихосоциальных факторов для сохранения и восстановления здоровья;
· обоснование общей стратегии арт-терапевтических вмешательств и функций специалиста на разных этапах арт-терапевтического процесса в их соотнесении с другими методами лечения и реабилитации;
· возможность включения арт-терапии в институционально-организационный контекст медицины и психиатрии, оптимального взаимодействия проводящих арт-терапию специалистов с другими специалистами и службами.
Наряду с этим, использование системной модели арт-терапии позволяет решить ряд частных, связанных с осуществлением арт-терапевтического процесса вопросов, а именно:
· признать арт-терапевтическую диаду врач/психолог (арт-терапевт)–пациент и арт-терапевтическую группу в качестве целостных систем микросоциальных отношений, которые, с одной стороны, отражают присущие их участникам внешние социальные (в том числе, нарушенные и конфликтные) отношения и, с другой стороны, заключает в себе значительный потенциал для их выявления, перестройки и гармонизации (как за счет общих для разных видов психотерапии факторов и механизмов, так и за счет тех факторов и механизмов, которые являются специфическими для арт-терапии);
· анализировать транзактные процессы и проявляющиеся в ходе арт-терапевтической работы феномены внутриличностного, межличностного и общегруппового уровней;
· учесть социальные, культурные, институциональные и иные внешние влияния на процесс арт-терапии;
· принять во внимание социальный и культурный опыт пациентов, в том числе, их гендерный, профессиональный, расовый, этнический, региональный опыт, проявляемый в их поведении, высказываниях и творческой продукции.
Принципиально важным является признание личностно-ориентированного характера арт-терапии. В процессе арт-терапевтических занятий личность больного может проявиться наиболее целостно, во всей полноте своих патологических и здоровых проявлений, реализовать свой внутренний саногенный потенциал, активно использовать те механизмы, которые позволяют компенсировать (часто лишь временно) биологически обусловленные ограничения психических функций, либо скорректировать и развить сохранные функции. В творчестве проявляется индивидуально неповторимый комплекс эмоционально-волевых, познавательных и поведенческих особенностей личности, своеобразие ее отношения к себе и другим людям, болезни и лечению. В связи с этим, в качестве важнейших теоретико-методологических предпосылок САТ опирается на следующие теоретические элементы:
· концепцию личности как систему отношений человека с окружающей его средой;
· концепцию творчества как специфически человеческого, личностного способа деятельности (культурного производства) и универсального механизма адаптации или защитно-приспособительного поведения личности, реализуемого в ситуации психического расстройства.
САТ является комплексным видом лечебно-реабилитационного воздействия, включающим не только занятия художественным творчеством, но и межличностное взаимодействие, обсуждение продуктов творчества пациентов в контексте их проблем и системы отношений, а также применение различных психотерапевтических приемов (индивидуальные, межличностные и общегрупповые интерпретации, воздействующее резюме и др.), реализуемых на основе личностного подхода.
Процесс САТ затрагивает разные уровни биопсихосоциальной организации личности пациента: биологический, психологический и социокультурный. Воздействие САТ на биологический уровень связано преимущественно с психофизиологическими эффектами изобразительного творчества, его влиянием на сенсорные процессы, соматическую сферу, общее физическое состояние пациента в их взаимосвязи с психикой. Воздействие на психологическом уровне связано с влиянием изобразительного творчества и взаимодействия в группе на познавательную, эмоциональную и поведенческую сферы личности. Воздействие на социокультурном уровне включает влияние на социальные установки и систему ценностей, «Я»-концепцию пациента, его коммуникативные навыки, эстетические представления, этические нормы, социальные роли, микро- и макросоциальные отношения. При этом данные уровни и связанные с ними терапевтические эффекты рассматриваются во взаимосвязи друг с другом и на основе концепции личности как сложной биопсихосоциальной системы, обладающей способностью отражать, изменять и создавать различные отношения, осуществлять культурно-производственную деятельность и использовать различные виды дискурсов (символически-знаковых комплексов).
В рамках САТ личность рассматривается как субъект культуры – не только ее продукт, но и творец, участвующий в процессах культурного производства. Таким образом, используемая в САТ концепция личности как системы отношений человека с окружающей его средой включает и культурологический аспект. При этом культура рассматривается нами на основе деятельностного (Клакхон К., 1998) и семиотического (Лотман Ю. М., 1999, 2002; Уайт Л. А., 1996) подходов, признающих способность человека к созданию и использованию символически-знаковых комплексов, связывающих его с общественно-исторической практикой.
Используемая при разработке САТ концепция личности как системы отношений человека с окружающей средой также связана с признанием художественного творчества в качестве особой копинг-стратегии (Абабков В.А., Перре М, 2004; Lazarus R.S., 1991), опирающейся на культурно-производственную деятельность и используемой личностью в ситуации стресса. Данная копинг-стратегия имеет относительно высоко организованный, комплексный характер и затрагивает физическую, эмоциональную, когнитивную и поведенческую сферы личностного функционирования. В зависимости от нозологических и личностных особенностей пациента, художественное творчество как вариант защитно-приспособительного поведения может иметь разную направленность: в одних случаях, например, обслуживать коммуникативные потребности личности и служить непосредственной и эффективной проработке внутреннего конфликта, в других – служить уходу от активных контактов с внешним миром или отвлечению от проблемного материала. В соответствии с этим, можно говорить о большей или меньшей адаптивности связанной с художественным творчеством копинг-стратегии.
Художественное творчество как вариант защитно-приспособительного поведения, реализуемого в ситуации стресса (в том числе, связанного с острым или хроническим психическим расстройством), является преимущественно адаптивной либо относительно адаптивной копинг-стратегий. Если же художественное творчество выступает составной частью терапевтического процесса, как это имеет место в арт-терапии, оно может определенным образом регулироваться с тем, чтобы усилить его адаптивные характеристики. Это можно, например, делать, путем регулирования направленности внимания пациента, в одних случаях, фокусируя его внимание на передачу в рисунке конфликтного материала, а в других – переориентируя пациента с неприятных переживаний на актуализацию и проявление положительно окрашенных воспоминаний.
Привлечение всех этих инновационных элементов обусловлено тесной связью арт-терапии с процессами культурно-производственной деятельности и оперированием участниками арт-терапевтических занятий различными символически-знаковыми комплексами. Несмотря на то, что художественно-эстетические результаты занятий пациентов изобразительным творчеством в процессе арт-терапии не являются приоритетными, а оперирование символически-знковыми комплексами и культурно-производственная деятельность могут осуществляться за пределами арт-терапии, они весомо в ней представлены и определяют специфические отличия арт-терапии от большинства методов вербальной психотерапии.
Основные особенности клинической системной арт-терапии:
Основные особенности |
Транстеоретический подход |
Используются в основном изобразительные средства. Применение иных средств творческого самовыражения допускается с учетом специфических задач процесса индивидуальной или групповой работы |
Фокусировка на индивидуальных или групповых мишенях, связанных с этапами лечебно-реабилитационного процесса, уровнями и стадиями терапевтических изменений, групповой динамикой и нозологией |
Работа имеет процессуально-ориентированный характер, синхронизирована с этапами лечебно-реабилитационного процесса в целом |
Применяются техники разных направлений психотерапии |
Синергия с лекарственной терапией и иными терапевтическими воздействиями |
Арт-терапевт должен иметь достаточную не только арт-терапевтическую подготовку, но и подготовку в области клинической психиатрии и психотерапии, в том числе, групповой психотерапии |
Целенаправленно активизируются различные процессы терапевтических изменений |
Может применяться в лечебно-реабилитационной области психиатрии, с пациентами с различными психическими расстройствами |