Синдром “сгорания” и его профилактика
Синдром “сгорания” или феномен “выгорания” (burnout), проявляется как состояние физического и психического истощения, вызванного эмоциональным перенапряжением при работе с людьми (Барабанова, 1995. С. 54—55) .
Данный феномен не является строго специфичным для психологов-консультантов. Он достаточно часто наблюдается у многих представителей социономических (в частности, “помогающих”) профессий: врачей, психологов, психотерапевтов, юристов, учителей и др.
Чем синдром “сгорания” (феномен “выгорания”) содержательно выделяется среди других разновидностей последствий хронического стресса?
Принадлежит ли он к группе неврозов, если мы рассматриваем его в рамках медицинской парадигмы?
Каковы его основные симптомы, методы их выявления и профилактики?
К сожалению, в русскоязычной специальной литературе ответы на эти вопросы не даются, синдром “сгорания” освещен крайне недостаточно.
В дипломной работе М.В.Барабановой (МГУ, 1994) изучался феномен “выгорания” у врачей. Ставилась задача — изучение степени выраженности феномена “выгорания” у субъекта труда в зависимости от его эмоционального отношения к предметному содержанию труда, а также от преобладания некоторых черт темперамента.
Выраженность симптомов “выгорания” оценивалась самими обследуемыми по семибалльной шкале опросника Пайнса (Pines); отношение врачей к больному человеку и себе — с помощью метода семантического дифференциала; свойства темперамента — с помощью опросника В.М.Русалова.
М.В.Барабановой были сделаны следующие выводы:
1) Явление “выгорания” можно рассматривать как определенное изменение в структуре психических регуляторов трудовой деятельности — образе объекта и образе субъекта труда.
2) У врачей с высоким уровнем “выгорания” имеет место тенденция негативного отношения к больному человеку. Напротив, низкий уровень выраженности симптомов “выгорания” отмечается у врачей с позитивным отношением как к больному, так и к себе.
3) Высокий уровень “выгорания” свойствен врачам, обладающим низкими показателями уровня готовности к социальной деятельности и наоборот.
4) Общая эмоциональность оказалась неспецифичным свойством для изучаемого феномена (Барабанова, 1995. С. 54—55).
Однако по замечанию нашего коллеги Д.Г.Трунова, данные выводы не позволяют прийти к окончательному заключению о том, что же является первичным — негативное отношение к больному (и как следствие его — “выгорание”) или же феномен “выгорания” (и возникшее затем негативное отношение к больному). По нашему мнению, как причины синдрома сгорания (феномена “выгорания”, так и его симптоматика являются полимодальными.
Так, например, определенные черты личности, конечно, сказываются на проявлении синдрома сгорания. Однако скорее на формах его проявления, нежели на частоте и т.п. Синдром сгорания проявляется у консультантов (психотерапевтов) различного личностного склада, но проявления его скорее будут связаны с преморбидом. Например, психастеник впадет в уныние, гипертим же станет еще агрессивнее в обращении с клиентами и т.п.
Сами симптомы синдрома сгорания также вряд ли отличаются строгой специфичностью и могут варьировать от легких поведенческих реакций (раздражительность, утомляемость к концу рабочего дня и т.п.) до психосоматических, невротических и, вероятно, даже психотических расстройств.
Следовательно, и профилактика синдрома сгорания, и меры борьбы с ним также неспецифичны. Они могут варьировать от предоставления отдыха, занятий гимнастикой и аутогенной тренировкой до госпитализации с назначением “малых” и “больших” транквилизаторов и т.д.
Этика консультанта
Завершая разговор о психологическом консультировании как таковом, невозможно не обсудить вопрос об этических нормах и правилах работы психолога-консультанта.
За рубежом об этических принципах психологического консультирования и психотерапии уже написаны целые тома, а несоблюдение профессиональных требований в некоторых странах (например, в США) может привести к тому, что психолог лишается диплома, права на практику и предложение своих профессиональных услуг и т.д.(Алешина, 1994. С. 9). Следование принципам поведения психолога-консультанта не только обеспечивает этичность профессиональной деятельности, но и является одним из залогов успешности психологического воздействия.
Ю.Е.Алешина выделяет пять основных этических принципов, следование которым является особенно важным:
1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту.
2. Ориентация на нормы и ценности клиента.
3. Запрет давать советы. Советуя, консультант берет на себя ответственность за происходящее, что не способствует развитию личности консультируемого и его адекватного отношения к действительности. Однако не стоит путать совет с предоставлением объективной информации, которую иногда просто необходимо дать клиенту.
4. Анонимность. Любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам или друзьям. Исключением являются лишь случаи, представляющие непосредственную угрозу для чьей-либо жизни.
5. Разграничение личных и профессиональных отношений. Установление тесных личных отношений между консультантом и клиентом приводит к тому, что они, как близкие люди, начинают удовлетворять те или иные потребности и желания друг друга, и консультант уже не может сохранить объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного разрешения проблем клиента (Алешина,1994. С. 11—12).
Сходными являются и принципы телефонного консультирования:
1. Постоянная доступность. Днем и ночью, 24 часа в сутки люди, оказавшиеся в трудной ситуации, могут получить поддержку другого человека.
2.Анонимность и конфиденциальность. Звонящий имеет право не называть свое имя. Содержание беседы абсолютно конфиденциально.
3. Уважение звонящего. Клиент принимается таким, каков он есть. Консультант не имеет права манипулировать звонящим или навязывать свою позицию. Недопустимы любые формы идеологического давления, в том числе религиозного или политического.
4. Защита звонящего. Консультантом может быть человек, прошедший отбор и специальную подготовку, он обязан постоянно совершенствовать свое умение (см. “Российская Ассоциация Телефонной Экстренной Психологической Помощи: Буклет”, 1996).
Список литературы
Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М.,1995.
Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1988.
Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. М., 1993.
Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное консультирование. М.,1994.
Атватер И. Я Вас слушаю: Советы руководителю как правильно слушать собеседника. М., 1984.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Л., 1992.
Бондаренко А.Ф. Личностное и профессиональное самоопределение отечественного психолога-практика//Моск. психотерапевтический. журн. №1. 1993.
Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1987.
Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания: Реф. дипломной работы. Науч. рук. Т.С.Кабаченко. МГУ. Фак-т психологии, 1994//Вестник Моск. ун-та. Сер.14, Психология. 1995. №1.
Бэндлер Р., Гриндер Дж. Структура магии. Спб., 1993.
Василюк Ф.Е. Психология переживания. М: МГУ, 1984.
Годфруа Ж. Что такое психология. М.,1992. Т.2.
Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Л.,1984.
Гриндер Д.Ж., Бэндлер Р. Из лягушек — в принцы. Нейро-лингвистическое программирование. Новосибирск, 1992.
Гринсон Р.Техника и практика психоанализа. Воронеж, 1994.
Гунати Л. Психотехнические приемы и методы работы на Телефоне Доверия//Психологическая помощь в меняющемся мире: Материалы II Междунар. конф. Пермь, 1995.
Давыдовский И.В. Травма как биологическая проблема//”Арх. пат.”, № 9. 1957. Т.19.
Журавлев А. Фонетическое значение. Л, 1974.
Иовлев Б.В. Неврозы и проблема психологических механизмов эмоционального стресса//Актуальные вопросы медицинской психологии. Сб. науч. трудов Ин-та им. В.М.Бехтерева/Под ред. М.М.Кабанова, И.М.Тонконогого. Л.,1974. Т.72.
Кабанов М. М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л.,1983.
Каган В. Янусово мышление психотерапии//Психотерапевтич. тетради. Вып. 1. Спб., 1993.
Карвасарский Б.Д. Неврозы. М., 1980.
Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. Л., 1982.
Карвасарский Б.Д. Психотерапия. М., 1985.
Кратохвил С. Психотерапия семейных и супружеских дисгармоний. М., 1991.
Лазар С., Зонненберг С., Урсано Р. Психодинамическая психотерапия.Краткое руководство. М., 1992.
Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Медицинская психология. М., 1984.
Макшанов С.И., Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. СПб., 1993.
Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М. 1994.
Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.
Нарицын Н.Н. Московский рынок психотерапевтических услуг, или базар по-русски//Психол. журн., №2. 1994.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка. М., 1995.
Общая психология/Под ред. А.В.Петровского. М.,1986.
Огинская М.М., Розин М.В. Мифы психотерапии и их функции//Вопросы психологии, № 4. 1991.
Психология: Словарь. М., 1990.
Пуселик Ф., Люис Б.Магия нейролингвистического программирования. СПб., 1995.
Пиз А. Язык жестов. Воронеж,1992.
Российская Ассоциация Телефонной Экстренной Психологической Помощи: Буклет. СПб., 1996.
Сидоренко Е.В. Психодраматический и недирективный подходы в групповой работе с людьми. Спб., 1993.
Столин В.В., Бодалев А.А. Семья в психологической консультации. М.,1989.
Снегирева Т.В. Подростковый телефон доверия как форма работы практического психолога//Рабочая книга школьного психолога/Под. ред. И.В. Дубровиной. М., 1991.
Ташлыков ?. ?.Психология лечебного процесса. Л., 1984.
Ушаков Г.К.. Пограничные нервно-психические расстройства. М: Медицина, 1978.
Хэмбли Г. Телефонная помощь. Одесса,1992.
Хрящева Н.Ю., Макшанов С.И. Материалы к тренингу партнерского общения. СПб: Институт Тренинга, 1993.
Цапкин В.Н. Единство и многообразие психотерапевтического опыта//Моск. психотерапевтический журнал. № 2.. 1992.
Черепанова И.Ю. Фоносемантический аспект суггестии//Фоносемантика и прагматика. Тезисы докладов Всероссийской конференции. М., 1993.
Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. Минск, 1992.
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. ГОРОД, 1990.
Kokotovie A.M., Tracey T.J. Woking Alliance in the Early Phase of Counseling//Journal of Counseling Psychology. V. 37, № 1, January. 1990.
McCarthy P. Clinical Supervision Practices of Licensed Psychologist//Professional Psychology: Research and Practice. № 2. V. 25. 1994.
Dawis R.V. The Individual Differences Tradition in Counseling Psychology//Journal of Counseling Psychology. № 1. V.39. 1992..
* Здесь и далее стиль авторов писем сохранен.