Глава 6. Психологическое консультирование малой группы
Закономерности индивидуального консультирования, о которых шла речь до сих пор, продолжают действовать и в иной более сложной системе —консультировании малой группы. Однако превращение консультативной диады (клиент—консультант) в триаду (например, взрослый клиент—его ребенок—консультант) или иную “фигуру” вносит свою специфику и в ряде случаев значительно усложняет консультативный процесс.
В социальной психологии под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.
В отечественной психологии принято, что малая группа — это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов (то есть группа здесь — звено общественной системы).
В настоящее время продолжается дискуссия о “нижнем” и “верхнем” пределах малой группы. В большинстве исследований число членов малой группы колебается между двумя и семью (при модальном числе 2). Широко распространено представление, что наименьшей малой группой является “диада”, но с ней соперничает другая точка зрения, полагающая, что минимальное число членов малой группы — 3 человека. Например,некоторые исследователи считают, что в диаде неразрешим конфликт, возникший по поводу деятельности, так как он приобретает характер чисто межличностного конфликта, а присутствие в группе третьего лица создает позицию наблюдателя (он уже не включен в конфликт).
В нашем случае под малой группой мы имеем в виду прежде всего диаду. Например, мужа и жену либо семью в целом.
В ситуации группового консультирования возможны несколько вариантов “проблемных малых групп”:
1. Родитель—ребенок
2. Супруг—супруга
3. Семья в целом.
В нашей практике именно эти группы являются наиболее частыми “коллективными” клиентами психологического центра. Однако практика показывает, что обращаются за консультативной помощью и другие малые группы (например, сослуживцы, конфликтующие на работе, поссорившиеся любовники, соседи и т.д.).
Следует заметить, что групповое консультирование пересекается с такими направлениями психологической помощи, как конфликтология, супружеская и семейная терапия (семейное консультирование).
Направления эти являются столь сложными и обширными, что наша работа никак не может претендовать на их полное описание. Ограничимся поэтому только наиболее общими положениями, применимыми в психологическом консультировании малой группы.
Группа в ситуации консультирования может выступать как коллективный клиент. Может быть и так, что в ней один или несколько человек — клиенты, а остальные выступают в роли заказчиков или пользователей психологической информации (Абрамова, 1995. С. 183).
Однако на наш взгляд в консультативной практике (по крайней мере в современной России) более распространена ситуация, когда оба человека (А и Б), пришедшие в психологическую консультацию, являются клиентами.
При формулировании жалоб субъектный локус (то есть на кого жалуется клиент) может приобрести следующие варианты:
а) А жалуется на Б;
б) А и Б жалуются на третье лицо;
в) А и Б совместно хотят в чем-то разобраться;
г) А жалуется на себя, Б хочет ему помочь (Кратохвил, 1991. С. 284).
Первый этап работы с парой клиентов может быть совместным, причем консультант и клиенты пытаются вести общий разговор. Вероятно, это оптимальный вариант беседы в случаях б, в, и, возможно, г. В случае же, когда один клиент жалуется на другого, более рациональным является поочередное выслушивание жалоб клиентов. При этом один из них остается в кабинете с консультантом, а второй ожидает своей очереди за порогом кабинета.
Например, при работе с парой родитель—подросток В.В.Столин считает, что иногда полезно первым пригласить на разговор подростка, потом его родителя. Этим подчеркивается взрослость подростка, его самостоятельность, а также непредвзятое отношение к нему консультанта (Столин, Бодалев, 1989. С. 47—49).
На втором этапе работы с парой консультант выступает как “психологический посредник”. Он следит за диалогом и при необходимости вмешивается, направляя его.
Психотехнические приемы, используемые психологом в консультировании малой группы, сходны с теми, которые используются в индивидуальном консультировании, то есть консультант внимательно слушает, периодически перефразирует и резюмирует сказанное. Однако в данном случае перефразирование чаще направлено на то, чтобы клиента понял его партнер.
Консультант направляет повторение фразы первого лица второму. Например, при приеме супругов, это может звучать так: “Андрей, вы поняли то, что сейчас сказала Наташа? Она говорила о том ...” (далее идет перефразирование).
Возможна и иная ситуация групповой работы, когда один из обратившихся за консультацией выступает скорее в роли заказчика или пользователя психологической информации.
Например, это происходит тогда, когда основная проблема связана с одним из партнеров (супругов, членов семьи). Его поведение явно неадекватное, нарушающее согласие (слишком ревнивое, эксплозивное, истерическое и тому подобное) или оно характеризуется излишней чувствительностью, неадаптивностью, нереалистичностью или астено-депрессивными проявлениями.
В этом случае другой партнер используется консультантом как источник информации. Время от времени ему самому предоставляется специфическая информация и даются рекомендации, но систематическая работа ведется только с “главным героем” проблемной ситуации.
Иногда, правда, целесообразно работать только с более “здоровым” из партнеров, поскольку с партнером-психопатом вряд ли можно получить желаемые результаты. “Здорового” партнера можно научить, как лучше вести себя с психопатом и как ликвидировать критические ситуации с помощью правильно выбранной тактики (Кратохвил, 1991. С. 284).