Типы клиентов и их ориентации

Кратко упомянем некоторые социально-демографические характеристики клиентов, представление о которых необходимо для понимания основ психологического консультирования. На первый взгляд это несколько формальная и малозначимая для сути консультативной работы категория. Однако достаточно четко очерченные границы контингента лиц, обращающихся за психологической помощью, позволяют яснее представить себе круг вопросов, решение которых чаще всего требуется от психолога-консультанта.

Социально-демографические характеристики включают в себя: пол, возраст, образование, социальное положение и т.п.

К примеру, следует заметить, что характеристики пола (чаще за помощью обращаются женщины) значительно влияют на консультативную ситуацию (например, эротический перенос).

Возраст клиентов, обращающихся за консультативной помощью, достаточно ограничен. По данным Пермского областного центра социально-психологической помощи пик обращаемости падает на возрастную категорию от 26 до 35 лет. Довольно высока обращаемость и людей в возрасте от 18 до 25 и от 36 до 45 лет.

Образовательный уровень клиентов психологических консультаций как правило колеблется в рамках высшего и среднего специального образований.

По социальному положению большинство клиентов являются служащими. За ними по количественному составу следуют инвалиды и рабочие. Менее представлены пенсионеры, домохозяйки, студенты и др.

Клиенты, как впрочем, и консультанты, люди разные. Различия и тех и других заключаются, прежде всего, в оп­ределенных характеристиках личности. В некоторых случаях, в особенности, если консультант вступает в контакт с “пограничным” клиентом, необходимо знание об акцентуациях характера и типах психопа­тий. И те и другие достаточно подробно описаны в соответствующих руководствах.

С особенностями личности связано и третье раз­личие между отдельными клиентами, знание и пони­мание которого практически определяет успешность консультативного процесса. Речь идет об ориента­циях клиентов. В.В.Столиным выделены три основных ориентации клиентов.

1. Деловая ориентация, существующая в двух основных видах:

а) адекватная — клиент искренне заинтересован в решении проблемы (“Вы сделаете все возможное...” и “Я сам готов делать все, что Вы мне скажете”).

б) неадекватная — клиент преувеличивает возмож­ности консультанта (“Я уверен, что только вы могли бы мне помочь... Вы — маг...”).

2. Рентная ориентация также может быть разде­лена на два вида:

а) “обаятельный рантье”— клиент считает, что его откровенность, его страдание, его обаяние и доверие к консультанту — тот капитал, с которого он неиз­бежно получит процент в виде переложения ответст­венности на плечи консультанта (“Ну, теперь Вы все знаете и скажете мне, что делать дальше”);

б) “требовательный рантье” — клиент хочет полу­чить процент уже с самой позиции посетителя кон­сультации (“Ну вот, теперь вы все знаете, и теперь это ваша забота — вам за это деньги платят”).

3. Игровая ориентация. В этом случае возникает впечатление, что клиент обратился лишь для того, чтобы вступить в определенные отношения с кон­сультантом. Например, клиент дает понять, что он не профан в психологии, ... как бы предлагая консуль­танту пройти у него аттестацию. (“Посмотрим, такой ли вы специалист...”). Доказательства компетентности клиент принимает с оживлением и тут же выдвигает новые “экзаменационные вопросы”.

В другом случае клиент всячески усиливает безна­дежность своей проблемы, хотя реально ее не суще­ствует. (“Вы согласны, что решения нет?”). Если кон­сультант предложит какое-либо решение, клиент тут же его опровергает введением информации, ранее не сообщенной, и добавляет: “Ну разве можно выдви­гать столь необдуманные предложения?”. Если кон­сультант подтвердит отсутствие решения, клиент тут же его предложит: “Вот видите, и мы не лыком шиты и разбираемся в жизни получше вас” (Столин, Бодалев, 1989. С. 47—49).

Нам представляется, что только адекватная дело­вая ориентация клиента может привести к успеху консультации. Следовательно, надо работать над из­менением иных ориентаций. Устойчивость же (крайняя ригидность, жесткость) рентных и игровых ориентаций является показателем нуждаемости кли­ента не в консультировании, а в психотерапии.

Однако, проблема заключается в том, что прояв­ление названных ориентаций может быть и не столь явным, манипуляция маскируется, причем не всегда осознанно. И если различные манипулятивные типы достаточно хорошо описаны в литературе (см., например, Шостром, 1992), то некоторые иные подходы к рассмотрению негативных ориентаций за­служивают более детальной проработки.

Например, с точки зрения трансакционного ана­лиза игры на приеме у психотерапевта могут подраз­деляться на три типа.

1. Игры, в которые играют психотерапевты и дру­гие представители службы помощи: “Я всего лишь пытаюсь помочь вам” и “Психиатрия”.

2. Игры, в которые играют люди с медицинским (психологическим) образованием, входящие в каче­стве пациентов (клиентов) в состав психотерапевтиче­ских групп, например “Оранжерея”.

3. Игры, в которые играют пациенты и клиенты: “Неимущий”, “Крестьянка”, “Дурачок” и “Калека” (Берн, 1992. С. 119—141).

Дабы не заставлять читателя откладывать нашу работу и отправляться в библиотеку, приведем не­сколько примеров названных игр.

1. “Я всего лишь пытаюсь помочь вам”.

В этой игре психолог или психотерапевт дает па­циенту какой-то совет. При следующем посещении пациент (клиент) сообщает, что предложение не про­извело желаемого эффекта. Консультант, пожав пле­чами, покорно принимает известие о неудаче и делает следующую попытку. Обычно он не испытывает по­требности разобраться в собственных мотивах, по­скольку знает, что многие его коллеги делают то же самое и что он следует “правильной” процедуре. Если психотерапевт столкнется с игроком, не собираю­щимся отступать, ситуация будет медленно ухуд­шаться. В самом худшем случае его клиент поведет себя как разозленный параноик, который в один прекрасный день ворвется к нему в ярости, воскли­цая: “Посмотрите, до чего вы меня довели!”. Вот то­гда консультант скажет (или только подумает): “Но ведь я всего лишь пытался помочь вам!”.

В распоряжении профессионала имеются не­сколько способов справиться с приглашением поиг­рать в эту игру.

1. Приглашение пациента поиграть в эту игру со­вершенно игнорируется. Подобная ситуация может привести к полезному столкновению.

2. При более мягкой попытке дать отпор пациен­ту, психотерапевт просто заявляет, что для него (пациента) он всего лишь врач (психолог).

3. Если пациент (клиент) находится в очень воз­бужденном состоянии, то на начальной стадии, воз­можно, придется ему подыграть. В этом случае его лечением, вероятно, должен заниматься психиатр.

2. “Оранжерея”.

В эту игру активно играют представители гумани­тарных наук, например психологи. Эти молодые лю­ди в компании своих коллег часто в шуточной форме употребляют такие фразы: “Здесь проявляется ваша агрессивность” или “Это твоя проекция” и т.п. В роли пациентов психотерапевтической группы такие люди имеют тенденцию с удовольствием и (уже не шутя) предаваться взаимной критике, но поскольку в такой ситуации это не слишком продуктивное поведение, психотерапевту, возможно, придется пресечь его. В этом случае поведение может перерасти в игру “Оранжерея”. Играющие в эту игру недавние выпу­скники медицинских (психологических) факультетов, как правило, обладают преувеличенным почтением к тому, что они называют “подлинными чувствами”. Чувство описывается (преподносится группе) как редкий цветок. Создается представление, что пробле­ма состоит лишь в том, до какой степени данное чув­ство редкостно. Психотерапевт, не разделяющий это убеждение, может вызвать настоящее негодование словно он бесчувственный невежда, изуродовавший хрупкие лепестки экзотического растения.

Для успешной психотерапии в данном случае не­обходим иронический подход к описанной ситуации. Если не прервать эту игру она будет продолжаться годами, никак не изменяясь. Наиболее очевидным в этой игре является внешнее психологическое “вознаграждение”, поскольку оно дает возможность избежать психологической близости, особым обра­зом обставляя ситуацию. Вместо того, чтобы культи­вировать свои чувства в душной атмосфере оранже­реи, пациенты (клиенты) должны дать им возмож­ность произрастать естественным образом.

3. “Неимущий”.

Эта игра — способ заработать на жизнь как для профессионалов, так и для их клиентов. Например, в одном из агенств по экономической реабилитации неимущих, судя по официальным отчетам, клиенты агентства постоянно “делали успехи”, но лишь не­многим удавалось “реабилитироваться”. Большин­ство этих “обездоленных” были клиентами подобных агенств в течение нескольких лет, переходя из одного агентства в другое. На словах они каждый день были заняты прилежными поисками работы, но фактиче­ски тратили на это очень мало усилий. К родствен­ным играм относятся “Ветеран” (в русской версии “Пенсионер”) и “Больница”. Эти игры ведутся между организациями, занимающимися делами ветеранов, лиц, достигших пенсионного возраста или делами инва­лидов. В “Больницу” играют некоторые пациенты ле­чебных учреждений. Если первые получают денежную компенсацию, то у вторых есть другие “вознаграждения” (например, получение эмоцио­нальной поддержки, тепла, избегание каких-либо обязанностей).

Профессиональное противодействие таким играм должно состоять в отказе от предоставления игрокам материальных благ, а иногда и психологических вы­год.

“Дурачок”.

Тезис этой игры можно сформулировать так: “Да, я глуп, но такой уж я есть...”. Играющий в эту игру с детства привык к тому, что люди будут вполне удов­летворены им, пока он ведет себя как дурачок. По­этому в школе ему не нужно заниматься, на работе он не должен стараться приобрести какие-то знания и т.п.

Бороться с такой игрой нелегко. Для превраще­ния “Ивана-дурака” в “принца” необходима серьез­ная психотерапевтическая работа.

“Калека”.

Сходной с предыдущей, на наш взгляд, является и эта игра, тезис которой звучит так: “Что вы хотите от калеки”. Такая игра особенно пагубна в клинической практике, когда никакого результата от любых вариантов лечения ждать невозможно. Психо­терапевт на вопрос клиента: “Чего вы хотите от нев­ротика (калеки)?” (или на другой аналогичный во­прос) — может ответить примерно следующее: “Я ничего не хочу. Проблема в том, чего вы сами от себя хоти­те”. Пациент (клиент) должен ответить на этот вопрос серьезно. Единственная уступка, на которую может пойти психотерапевт, состоит в том, чтобы дать кли­енту достаточно много времени для ответа.

Пациенты (клиенты) могут играть и в другие раз­новидности игр. Например, “Скажите-ка мне вот что”. В этом случае клиент рассказывает свой сон или какое-то происшествие, случившееся с ним, а психо­терапевт пытается интерпретировать, задавая соот­ветствующие вопросы. В завершении игры клиент как бы говорит психотерапевту: “Ну вот, я ответил на все ваши вопросы, однако вы мне ничем не по­могли, кто же вы после этого?”.

Родственной игрой является “Почему бы вам не ... — Да, но...”. Когда клиент первоначально согласен с предлагаемыми ему вариантами решения проблемы, но ... осуществить их ему постоянно что-то мешает (Берн, 1992).

Следующая группа характеристик клиентов — ха­рактеристики социально-демографические. На первый взгляд это более формальная и малозначимая для сути консультативной работы категория. Социально-демо­графические характеристики включают в себя: пол, возраст, образование, социальное положение и т.п.

Следует заметить, что характеристики пола (чаще за помощью обращаются женщины) влияют на консультативную ситуацию не менее, чем ориентация клиента, либо характеристики личности. Более того, пол во многом предопределяет консультативную ситуацию (например, эротический перенос).

Возраст клиентов, обращающихся за консультативной помощью, достаточно ограничен. По данным Пермского областного центра социально-психологической помощи населению пик обращаемости падает на возрастную категорию от 26 до 35 лет. Довольно высока обращаемость и людей в возрасте от 18 до 25 и от 36 до 45 лет.

Образовательный уровень клиентов психологической консультации достаточно высок: большую часть составляют люди с высшим и средним специальным образованием.По социальному положению большинство клиен­тов, обращающихся за помощью, являются служащими. За ними по количествен­ному составу следуют инвалиды и рабочие. Менее пред­ставлены пенсионеры, домохозяйки, студенты и т.д.

Наши рекомендации