Типы клиентов и их ориентации
Кратко упомянем некоторые социально-демографические характеристики клиентов, представление о которых необходимо для понимания основ психологического консультирования. На первый взгляд это несколько формальная и малозначимая для сути консультативной работы категория. Однако достаточно четко очерченные границы контингента лиц, обращающихся за психологической помощью, позволяют яснее представить себе круг вопросов, решение которых чаще всего требуется от психолога-консультанта.
Социально-демографические характеристики включают в себя: пол, возраст, образование, социальное положение и т.п.
К примеру, следует заметить, что характеристики пола (чаще за помощью обращаются женщины) значительно влияют на консультативную ситуацию (например, эротический перенос).
Возраст клиентов, обращающихся за консультативной помощью, достаточно ограничен. По данным Пермского областного центра социально-психологической помощи пик обращаемости падает на возрастную категорию от 26 до 35 лет. Довольно высока обращаемость и людей в возрасте от 18 до 25 и от 36 до 45 лет.
Образовательный уровень клиентов психологических консультаций как правило колеблется в рамках высшего и среднего специального образований.
По социальному положению большинство клиентов являются служащими. За ними по количественному составу следуют инвалиды и рабочие. Менее представлены пенсионеры, домохозяйки, студенты и др.
Клиенты, как впрочем, и консультанты, люди разные. Различия и тех и других заключаются, прежде всего, в определенных характеристиках личности. В некоторых случаях, в особенности, если консультант вступает в контакт с “пограничным” клиентом, необходимо знание об акцентуациях характера и типах психопатий. И те и другие достаточно подробно описаны в соответствующих руководствах.
С особенностями личности связано и третье различие между отдельными клиентами, знание и понимание которого практически определяет успешность консультативного процесса. Речь идет об ориентациях клиентов. В.В.Столиным выделены три основных ориентации клиентов.
1. Деловая ориентация, существующая в двух основных видах:
а) адекватная — клиент искренне заинтересован в решении проблемы (“Вы сделаете все возможное...” и “Я сам готов делать все, что Вы мне скажете”).
б) неадекватная — клиент преувеличивает возможности консультанта (“Я уверен, что только вы могли бы мне помочь... Вы — маг...”).
2. Рентная ориентация также может быть разделена на два вида:
а) “обаятельный рантье”— клиент считает, что его откровенность, его страдание, его обаяние и доверие к консультанту — тот капитал, с которого он неизбежно получит процент в виде переложения ответственности на плечи консультанта (“Ну, теперь Вы все знаете и скажете мне, что делать дальше”);
б) “требовательный рантье” — клиент хочет получить процент уже с самой позиции посетителя консультации (“Ну вот, теперь вы все знаете, и теперь это ваша забота — вам за это деньги платят”).
3. Игровая ориентация. В этом случае возникает впечатление, что клиент обратился лишь для того, чтобы вступить в определенные отношения с консультантом. Например, клиент дает понять, что он не профан в психологии, ... как бы предлагая консультанту пройти у него аттестацию. (“Посмотрим, такой ли вы специалист...”). Доказательства компетентности клиент принимает с оживлением и тут же выдвигает новые “экзаменационные вопросы”.
В другом случае клиент всячески усиливает безнадежность своей проблемы, хотя реально ее не существует. (“Вы согласны, что решения нет?”). Если консультант предложит какое-либо решение, клиент тут же его опровергает введением информации, ранее не сообщенной, и добавляет: “Ну разве можно выдвигать столь необдуманные предложения?”. Если консультант подтвердит отсутствие решения, клиент тут же его предложит: “Вот видите, и мы не лыком шиты и разбираемся в жизни получше вас” (Столин, Бодалев, 1989. С. 47—49).
Нам представляется, что только адекватная деловая ориентация клиента может привести к успеху консультации. Следовательно, надо работать над изменением иных ориентаций. Устойчивость же (крайняя ригидность, жесткость) рентных и игровых ориентаций является показателем нуждаемости клиента не в консультировании, а в психотерапии.
Однако, проблема заключается в том, что проявление названных ориентаций может быть и не столь явным, манипуляция маскируется, причем не всегда осознанно. И если различные манипулятивные типы достаточно хорошо описаны в литературе (см., например, Шостром, 1992), то некоторые иные подходы к рассмотрению негативных ориентаций заслуживают более детальной проработки.
Например, с точки зрения трансакционного анализа игры на приеме у психотерапевта могут подразделяться на три типа.
1. Игры, в которые играют психотерапевты и другие представители службы помощи: “Я всего лишь пытаюсь помочь вам” и “Психиатрия”.
2. Игры, в которые играют люди с медицинским (психологическим) образованием, входящие в качестве пациентов (клиентов) в состав психотерапевтических групп, например “Оранжерея”.
3. Игры, в которые играют пациенты и клиенты: “Неимущий”, “Крестьянка”, “Дурачок” и “Калека” (Берн, 1992. С. 119—141).
Дабы не заставлять читателя откладывать нашу работу и отправляться в библиотеку, приведем несколько примеров названных игр.
1. “Я всего лишь пытаюсь помочь вам”.
В этой игре психолог или психотерапевт дает пациенту какой-то совет. При следующем посещении пациент (клиент) сообщает, что предложение не произвело желаемого эффекта. Консультант, пожав плечами, покорно принимает известие о неудаче и делает следующую попытку. Обычно он не испытывает потребности разобраться в собственных мотивах, поскольку знает, что многие его коллеги делают то же самое и что он следует “правильной” процедуре. Если психотерапевт столкнется с игроком, не собирающимся отступать, ситуация будет медленно ухудшаться. В самом худшем случае его клиент поведет себя как разозленный параноик, который в один прекрасный день ворвется к нему в ярости, восклицая: “Посмотрите, до чего вы меня довели!”. Вот тогда консультант скажет (или только подумает): “Но ведь я всего лишь пытался помочь вам!”.
В распоряжении профессионала имеются несколько способов справиться с приглашением поиграть в эту игру.
1. Приглашение пациента поиграть в эту игру совершенно игнорируется. Подобная ситуация может привести к полезному столкновению.
2. При более мягкой попытке дать отпор пациенту, психотерапевт просто заявляет, что для него (пациента) он всего лишь врач (психолог).
3. Если пациент (клиент) находится в очень возбужденном состоянии, то на начальной стадии, возможно, придется ему подыграть. В этом случае его лечением, вероятно, должен заниматься психиатр.
2. “Оранжерея”.
В эту игру активно играют представители гуманитарных наук, например психологи. Эти молодые люди в компании своих коллег часто в шуточной форме употребляют такие фразы: “Здесь проявляется ваша агрессивность” или “Это твоя проекция” и т.п. В роли пациентов психотерапевтической группы такие люди имеют тенденцию с удовольствием и (уже не шутя) предаваться взаимной критике, но поскольку в такой ситуации это не слишком продуктивное поведение, психотерапевту, возможно, придется пресечь его. В этом случае поведение может перерасти в игру “Оранжерея”. Играющие в эту игру недавние выпускники медицинских (психологических) факультетов, как правило, обладают преувеличенным почтением к тому, что они называют “подлинными чувствами”. Чувство описывается (преподносится группе) как редкий цветок. Создается представление, что проблема состоит лишь в том, до какой степени данное чувство редкостно. Психотерапевт, не разделяющий это убеждение, может вызвать настоящее негодование словно он бесчувственный невежда, изуродовавший хрупкие лепестки экзотического растения.
Для успешной психотерапии в данном случае необходим иронический подход к описанной ситуации. Если не прервать эту игру она будет продолжаться годами, никак не изменяясь. Наиболее очевидным в этой игре является внешнее психологическое “вознаграждение”, поскольку оно дает возможность избежать психологической близости, особым образом обставляя ситуацию. Вместо того, чтобы культивировать свои чувства в душной атмосфере оранжереи, пациенты (клиенты) должны дать им возможность произрастать естественным образом.
3. “Неимущий”.
Эта игра — способ заработать на жизнь как для профессионалов, так и для их клиентов. Например, в одном из агенств по экономической реабилитации неимущих, судя по официальным отчетам, клиенты агентства постоянно “делали успехи”, но лишь немногим удавалось “реабилитироваться”. Большинство этих “обездоленных” были клиентами подобных агенств в течение нескольких лет, переходя из одного агентства в другое. На словах они каждый день были заняты прилежными поисками работы, но фактически тратили на это очень мало усилий. К родственным играм относятся “Ветеран” (в русской версии “Пенсионер”) и “Больница”. Эти игры ведутся между организациями, занимающимися делами ветеранов, лиц, достигших пенсионного возраста или делами инвалидов. В “Больницу” играют некоторые пациенты лечебных учреждений. Если первые получают денежную компенсацию, то у вторых есть другие “вознаграждения” (например, получение эмоциональной поддержки, тепла, избегание каких-либо обязанностей).
Профессиональное противодействие таким играм должно состоять в отказе от предоставления игрокам материальных благ, а иногда и психологических выгод.
“Дурачок”.
Тезис этой игры можно сформулировать так: “Да, я глуп, но такой уж я есть...”. Играющий в эту игру с детства привык к тому, что люди будут вполне удовлетворены им, пока он ведет себя как дурачок. Поэтому в школе ему не нужно заниматься, на работе он не должен стараться приобрести какие-то знания и т.п.
Бороться с такой игрой нелегко. Для превращения “Ивана-дурака” в “принца” необходима серьезная психотерапевтическая работа.
“Калека”.
Сходной с предыдущей, на наш взгляд, является и эта игра, тезис которой звучит так: “Что вы хотите от калеки”. Такая игра особенно пагубна в клинической практике, когда никакого результата от любых вариантов лечения ждать невозможно. Психотерапевт на вопрос клиента: “Чего вы хотите от невротика (калеки)?” (или на другой аналогичный вопрос) — может ответить примерно следующее: “Я ничего не хочу. Проблема в том, чего вы сами от себя хотите”. Пациент (клиент) должен ответить на этот вопрос серьезно. Единственная уступка, на которую может пойти психотерапевт, состоит в том, чтобы дать клиенту достаточно много времени для ответа.
Пациенты (клиенты) могут играть и в другие разновидности игр. Например, “Скажите-ка мне вот что”. В этом случае клиент рассказывает свой сон или какое-то происшествие, случившееся с ним, а психотерапевт пытается интерпретировать, задавая соответствующие вопросы. В завершении игры клиент как бы говорит психотерапевту: “Ну вот, я ответил на все ваши вопросы, однако вы мне ничем не помогли, кто же вы после этого?”.
Родственной игрой является “Почему бы вам не ... — Да, но...”. Когда клиент первоначально согласен с предлагаемыми ему вариантами решения проблемы, но ... осуществить их ему постоянно что-то мешает (Берн, 1992).
Следующая группа характеристик клиентов — характеристики социально-демографические. На первый взгляд это более формальная и малозначимая для сути консультативной работы категория. Социально-демографические характеристики включают в себя: пол, возраст, образование, социальное положение и т.п.
Следует заметить, что характеристики пола (чаще за помощью обращаются женщины) влияют на консультативную ситуацию не менее, чем ориентация клиента, либо характеристики личности. Более того, пол во многом предопределяет консультативную ситуацию (например, эротический перенос).
Возраст клиентов, обращающихся за консультативной помощью, достаточно ограничен. По данным Пермского областного центра социально-психологической помощи населению пик обращаемости падает на возрастную категорию от 26 до 35 лет. Довольно высока обращаемость и людей в возрасте от 18 до 25 и от 36 до 45 лет.
Образовательный уровень клиентов психологической консультации достаточно высок: большую часть составляют люди с высшим и средним специальным образованием.По социальному положению большинство клиентов, обращающихся за помощью, являются служащими. За ними по количественному составу следуют инвалиды и рабочие. Менее представлены пенсионеры, домохозяйки, студенты и т.д.