Механизмы психологического воздействия
В приведенном выше материале мы находим разные точки зрения как на суть психологических проблем человека, так и на пути их разрешения.
Руководствуясь многочисленными теориями, психологи-консультанты и психотерапевты воздействуют на клиента (пациента). Как бы ни объяснялось это воздействие, в исследованиях по эффективности психотерапии практически доказано, что, во-первых, эффективность зависит не столько от метода, сколько от опыта и личности психотерапевта, во-вторых, во всех видах психотерапии действуют одни и те же факторы:
а) установление особого контакта между психотерапевтом и пациентом;
б) ослабление напряженности на начальной стадии, основанное на способности пациента обсуждать свою проблему с психотерапевтом;
в) расширение репертуара когнитивных схем;
г) изменение поведения пациента за счет нового эмоционального опыта, полученного в общении с психотерапевтом;
д) приобретение социальных навыков на модели поведения психотерапевта;
е) убеждение и внушение, явное или скрытое;
ж) усвоенное или осознанное отношение к новым формам поведения, осуществляемое при эмоциональной поддержке со стороны психотерапевта (см. Цапкин, 1992).
Считая психологическое консультирование начальным этапом психотерапии, мы вполне можем перенести данные Дж.Мармора и на консультативный процесс. Более того, можно говорить об общих механизмах психологического воздействия человека на человека, имеющих место в таких отраслях человеческого взаимодействия, как консультирование и психотерапия.
Обратившись к работам социальных психологов, мы обнаруживаем описание вариантов такого психологического воздействия:
1) заражение;
2) внушение;
3) убеждение;
4) подражание.
Первый из вариантов психологического воздействия — заражение — с давних пор исследовался как основной способ воздействия, определенным образом интегрирующий большие массы людей (особенно в связи с возникновением таких явлений, как религиозные экстазы, массовые психозы и т.д.)
Заражение можно определить как бессознательную, невольную подверженность индивида определенным психологическим состояниям, проявляющимся не через осознанное принятие какой-либо информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния.
Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе людей, действует механизм многократного взаимного усиления эмоционального воздействия общающихся людей. Индивид здесь не испытывает организованного давления, но бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему. Мы считаем, что феномен заражения возникает и при взаимодействии двух людей, в частности клиента и консультанта. Например, во время эмпатического выслушивания “исповеди” клиента.
Внушение представляет собой особый вид воздействия, а именно: целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанной на ее некритическом восприятии.
Феномен внушения, суггестия, как социально-психологическое явление обладает глубокой спецификой, поэтому правомерно говорить об особом явлении — “социальной суггестии”.
Заражение и внушение имеют определенные отличия.
При заражении осуществляется сопереживание большой массой людей или диадой общего психологического состояния. Внушение же не предлагает такого “равенства” в сопереживании идентичных эмоций. Следовательно, внушение — персонифицированное, активное воздействие одного человека на другого или на группу. Внушение, как правило, носит вербальный характер, тогда как при заражении кроме речевого воздействия используются и иные средства (восклицания, ритмы и пр.)
Внушение отличается и от убеждения. В.М. Бехтерев показал, что внушение непосредственно вызывает определенное психологическое состояние, не нуждаясь в доказательствах и логике. Убеждение же построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от человека, принимающего информацию. При внушении достигается не согласие, а просто принятие информации, основанное на готовом выводе. В случае убеждения вывод должен быть сделан принимающим информацию самостоятельно.
Следовательно, убеждение — преимущественно интеллектуальное, а внушение — преимущественно эмоционально-волевое воздействие.
В последнем из вариантов психологического воздействия — подражании — осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психологических состояний, но воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.
Различают несколько видов подражания:
— логическое и внелогическое;
— внутреннее и внешнее;
— подражание-мода и подражание-обычай;
— подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому (Андреева, 1988).
В процессе психологического консультирования, по-видимому, проявляются все вышеназванные механизмы воздействия. Например, на первой стадии консультирования существенен механизм эмоционального заражения. На второй и третьей стадиях — механизмы внушения, убеждения и подражания. Благодаря действию данных механизмов возникают феномены расширения репертуара когнитивных схем, изменения поведения, обучения навыкам и т.п.
Таким образом, в консультировании как и в психотерапии действуют сходные факторы, определяемые общими механизмами психологического воздействия.