Вклад различных теоретических ориентаций
Интересное экспериментальное исследование, касающееся того, какими теориями пользуются в своей работе психологи-практики, и насколько они это осознают, проведено А.Ф.Бондаренко (1993). Предметом этого исследования служил когнитивный аспект профессиональной идентификации психолога, а контролируемыми переменными — степень структурированности знания, соответствующего той или иной психотерапевтической парадигме. Подтвердилось предположение, что “достижение адекватной профессиональной идентичности психолога, психотерапевта снижает тревожность, повышает личностный потенциал”.
В исследовании участвовало 46 психологов, со стажем практической работы от 1 года до 20 лет, в том числе 18 зарубежных психологов (из США, Англии, Германии). Данные обрабатывались путем кластер-анализа. Было получено 11 четко очерченных кластеров. Из них наиболее мощными явились следующие:
– эклектика;
– гештальт-терапия;
– роджеровская личностно ориентированная психотерапия;
– поведенческая психотерапия;
– не знаю.
Менее однородными и более слабыми явились кластеры:
– экзистенциальная психотерапия;
– транзактный анализ;
– адлеровская психотерапия;
– рационально-эмотивная психотерапия.
Наиболее слабым оказался кластер “психоанализ”. “Психотерапия здравым смыслом” вообще не выделилась в отдельный кластер. Это, по-видимому, происходит по причине редкого использования соответствующих психотехник. Автор статьи считает, что отсутствие профессиональных знаний, эклектизм в работе создают личностный дискомфорт, затрудняющий путь профессионального самоопределения отечественного психолога-практика. Отечественным психологам приходится адаптироваться не к той парадигме, которая соответствует личности того или иного психолога, а довольствоваться доступными направлениями и техниками работы.
Аргументом в пользу данного утверждения служит исследование семантического содержания кластеров: “эклектика” и “не знаю”. Оказалось, что первый состоит из высказываний отечественных психологов приблизительно на 80%, а последний — на все 100% (Бондаренко, 1993).
Следует заметить, что эклектика в отечественной психотерапии не так уж плоха, как может показаться на первый взгляд. По утверждению некоторых современных исследователей американские учебные психотерапевтические институты выпускают неэффективных психотерапевтов. Такое критическое отношение вызвано тем, что программы подготовки в основном фокусируются на обучении теориям и методам определенных школ психотерапии, оставляя вне поля внимания формирование фундаментальных личностных качеств, необходимых для эффективной психотерапии. Несмотря на притязания практически каждой из школ на универсализм, существует множество данных, свидетельствующих о том, что методы той или иной психотерапевтической школы действенны лишь в отношении специфического контингента пациентов (клиентов). Это и определяет наметившееся движение в сторону именно психотерапевтического эклектизма. Рассматривая психологическое консультирование в качестве начального этапа психотерапии, мы склонны встать на позиции консультативного эклектизма и продемонстрировать в данном разделе не описательные характеристики и методы каждого из ведущих направлений современной психологии, а те элементы каждой теории, которые не противоречат эклектизму. Более того, они вносят ценный вклад в понимание консультативно-психотерапевтического действия на всех его этапах.
Не отходя далеко от традиционной схемы, кратко рассмотрим вклады трех основных теоретических ориентаций современной психологии: глубинной психологии, бихевиоризма и гуманистического направления.
Глубинная психология (психодинамическое направление), как известно, представлена на сегодня психоанализом З.Фрейда и множеством его модификаций, над которыми потрудились А.Адлер, К.Юнг, Э.Фромм, К.Хорни и другие.
Психоанализ как таковой является сложным методом, требующим и солидной подготовки лица, его проводящего, и длительного времени, а следовательно, ни о каком “психоаналитическом консультировании” (с использованием анализа сновидений, сопротивления и т.д.) не может быть и речи. И если психолог занялся этим, то перестал быть консультантом, так как встал на позицию психотерапевта, взял на себя большую долю ответственности за клиента, занялся переструктурированием личности.
Однако, все вышесказанное не значит, что следует отказаться от ряда открытий, сделанных глубинной психологией, и не учитывать их в работе консультанта (как и психотерапевта иной ориентации).
Кратко остановимся на важнейших из них.
Рабочий альянс — это рациональные взаимоотношения между пациентом и аналитиком, дающие возможность пациенту целеустремленно работать в аналитической ситуации.
В применении к консультативной ситуации не вызывает сомнения, что способность клиента сформировать относительно рациональные, “десексуализированные, лишенные агрессии взаимоотношения” с консультантом является необходимым условием существования консультации как таковой. Другими словами, если нет “рабочего альянса”, то есть психотерапия, но нет консультирования, так как невозможно консультировать человека, преисполненного к вам чувством сексуальной любви, либо готового разорвать вас на части.
Сопротивление — означает своеобразную оппозицию. Оно включает все силы пациента, противодействующие процедурам и процессам психоанализа.
Сами психоаналитики признают, что данный феномен присутствует и в иных формах психотерапии. Некоторые методы имеют целью усиление сопротивления, другие — пытаются обойти его, например, путем внушения и т.д. Сопротивление проявляется по-разному: клиент может молчать, его замечания сухи, скучны и невыразительны, либо он избегает определенной темы, опаздывает и т.д. В консультативной практике обнаружение выраженного сопротивления скорее всего является показанием для более глубинных форм психологической помощи.
Родственным сопротивлению термином является защита. В психоаналитической ситуации защиты проявляются как сопротивления. Классификация же сопротивлений при более тщательном знакомстве с психоаналитической литературой оказывается столь обширна, что нам остается лишь отослать читателя к работам Р.Гринсона, У.Лазара и др. (Гринсон, 1994; Лазар, Зонненберг, Урсано, 1992).
Перенос — это особый тип отношений, главной характеристикой которого является переживание некоторых чувств по отношению к личности, в действительности обращенных к другой личности. В сущности, на личность в настоящем реагируют так, как будто это личность из прошлого.
Перенос может переживаться как чувства, побуждения, страхи, фантазии, отношения, идеи или защиты против них. Реакции переноса могут возникать наряду с реальными отношениями и в консультативной ситуации, и их выраженность также может служить критерием применения той или иной формы психологического воздействия.
Известно разделение переноса на позитивный и негативный.
Позитивный перенос является коротким названием для описания реакций, состоящих преимущественно из любви в любой ее форме или из любых ее разновидностей. (Например: нежность, доверие, симпатия, интерес, увлечение, восхищение, почтение и т.п.).
Подчеркнем, что несексуальные, неромантические, мягкие формы любви способствуют формированию рабочего альянса.
Термин “негативный перенос” используется для обозначения чувств, основанных на ненависти в любой из ее многочисленных форм. Он может быть выражен как гнев, враждебность, недоверие, антипатия, нелюбовь, негодование, горечь, зависть, неприязнь, презрение, раздражение и т.д. Негативный перенос резко ухудшает консультативную ситуацию, переводит ее в ситуацию психотерапевтическую, либо полностью разрушает всякую ситуацию взаимодействия клиента и консультанта.
Следует упомянуть и такое понятие, как “контрперенос” — это те же чувства (любви, ненависти и т.п.), но выражаемые не клиентом, а консультантом по отношению к клиенту.
Бихевиоризм.Исторически это направление идет от работ Д.Уотсона и Б.Скиннера, к которым позднее присоединились Э.Ч.Толмен, К.Л.Халл и др. Среди ряда идей и процедур бихевиоризма, безусловно, есть такие, которые по содержанию совпадают с консультативными действиями. Так, бихевиористы, как правило, выясняют причинноследственные связи в последовательности событий, определяющих поведение клиента; совместно с клиентом выбираются достижимые для него цели, перечисляются альтернативы, формулируется конкретный план действий на будущее.
Психолог-бихевиорист действует и как консультант-эксперт, давая клиенту готовые рецепты для решения различных ситуаций.
Гуманистическая психология. Гуманистическое или экзистенциально-гуманистическое направление в психологии развивалось К.Роджерсом, А.Маслоу, Г.Олпортом.
Основная концепция психотерапии Карла Роджерса была создана на основе многочасового “наивного” слушания записей бесед терапевтов с клиентами и на основе его собственных чувств, возникавших у него при общении с людьми.
К.Роджерс описывает свои чувства следующим образом:
“Я испытываю наслаждение, когда по-настоящему слышу человека. Когда я оказываюсь способным действительно услышать другого человека, я соприкасаюсь с ним, и это обогащает мою жизнь...”
“Мне нравится, чтобы меня слышали”. “Я могу подтвердить, что когда Вы чем-то расстроены, и кто-то по-настоящему слышит Вас, не оценивая, не принимая на себя ответственность за вас, не пытаясь изменить вас, то ощущение от этого чертовски хорошее! Когда меня слушали и когда меня услышали, я в состоянии по-новому воспринять свой мир и продолжить путь”.
“Я знаю также ... как это тяжело, когда вас принимают за человека, которым вы не являетесь, или когда слышат то, чего вы не говорили... Я страшно расстраиваюсь и замыкаюсь в себе, если я пытаюсь выразить что-то глубоко мое, личное, какую-то часть моего собственного, внутреннего мира, а другой человек меня не понимает...
Итак, для меня очень важно в отношениях с людьми слушание - творческое, активное, чувствительное, точное, эмпатическое, не судящее”(Роджерс, 1980).
К.Роджерс выдвигает 4 условия, способствующие процессу психотерапии:
1. Терапевт должен сохранять безусловно позитивное отношение к выражаемым клиентом чувствам, даже если они будут идти в разрез с его собственными установками. Клиент волен говорить и действовать, не опасаясь осуждения.
2. Необходима эмпатия, то есть терапевт старается видеть мир глазами клиента и переживать события также, как их переживает сам клиент.
3. Аутентичность, которую терапевт должен доказать, отказавшись от маски “профессионала” и т.п., того, что может разрушить атмосферу эволюции клиента, лежащей в основе терапии.
4. Терапевт должен воздерживаться от интерпретации сообщений клиента или от подсказки решения его проблем. Ему нужно только выслушать его и всего-навсего выполнять функции зеркала, отражающего мысли и эмоции клиента, и формулировать их по-новому.
Такое отражение приводит клиента к изучению своих внутренних переживаний, более реалистическому самовосприятию и пониманию того, как его воспринимают другие люди.
Согласно К.Роджерсу, именно в результате реалистического представления о самом себе, человек приобретает способность разрешать проблемы, с которыми он сталкивается.
Клиент сам определяет достиг ли он в результате терапии желаемых целей, в любую минуту он может прекратить терапию или решить продолжать ее дальше. Поэтому иногда терапия ограничивается всего несколькими сеансами (Годфруа, 1992).