Глава 2. Теоретические основы процесса психологического

консультиро­вания

Общепсихологические основы

Теоретические основы психологического консуль­тирования следует искать прежде всего в работах по исследованию мышления, так как потребность в мышлении как таковом возни­кает, когда в ходе жизни перед человеком появ­ляется новая цель, новые обстоятельства и условия деятельности, а старые средства и способы дея­тельности недостаточны для их достижения. С помощью умственной деятельности, берущей начало в проблемной ситуации, удается создать но­вые способы, средства достижения целей и удовле­творения потребностей. Такие си­туации и называются проблемными, а именно в подобных обстоятельствах и возникает потребность в психологическом консультировании.

Проблемная ситуация означает, что в ходе дея­тельности человек натолкнулся на что-либо непонят­ное, неизвестное. Мышление преобразует проблемную ситуацию в осознаваемую человеком зада­чу, начиная с анализа проблемы. В ходе решения задачи мышление особенно от­четливо выступает как процесс.

Теперь коротко остановимся на этапах мысли­тельного процесса. Обычно в работах по исследова­нию мышления прослеживается 4 таких этапа:

1. Осознание задачи.

2. Предварительная ориентировка в ее условиях.

3. Выдвижение и перебор гипотез.

4. Решение.

Нередким является также объединение 1 и 2 этапов в этап нахождения задачи и ее формулирования, а также добавление еще одного этапа — проверки решения.

Рассматривая в дальнейшем психологическое кон­сультирование как процесс, нетрудно заметить, что его этапы во многом повторяют этапы мыслитель­ного процесса, и эта закономерность отнюдь не слу­чайна. Проиллюстрируем сказанное (см. таб­л. 5).

Взаимосвязь этапов психологического консультирования с этапами мышления очевидна. Однако, нет сомнений и в том, что общетеоретиче­ские основания консультирования лежат также в сфере изу­чения эмоций. Чрезвычайно важен взгляд на эмо­циональную сторону проблемы клиента — пережива­ние им проблемной ситуации.

Таблица 5

Стадии консультативно­го интервью Этапы мыслительного Процес­са
Достижение взаимопо­нимания
Сбор информации Фаза осознания желае­мого результата Нахождение задачи
Выработка альтерна­тивных решений Выдвижение и рассмотрение гипо­тез
Обобщение результатов взаимодействия с клиен­том Решение задачи
Проверка решения

Представляет несомненный интерес и эмоцио­нальный вклад в процесс консультирования человека, находящегося в противоположной позиции — консультанта. Имеется в виду возможность такого эмоционального феномена, как эмпатия, то есть сопереживание ситуации.

На первый взгляд, чрезвычайно заманчиво было бы построить здесь простую оппозицию типа: мыш­ление—эмоция (разум—чувство, решение задачи—переживание, рациональное—идеальное и т.п.). Но простота построения обманчива. Неверен был бы, вероятно, и путь построения оппозиции типа: консуль­тирование—психотерапия, на том основании, что первое имеет более рациональную основу, а второе — эмоциональную. Хотя мы и не исключаем некий пе­ревес роли факторов второго плана (то есть эмоциональ­ных) в ситуации психотерапевтической.

Еще одна оппозиция, которая представляется ве­роятной — это противопоставление типа проблемная ситуация—критическая ситуация. Последняя в психо­логической литературе обычно определяется как си­туация невозможности, то есть такая ситуация, в ко­торой объект сталкивается с невозможностью реали­зации внутренних необходимостей своей жизни — мотивов, стремлений, ценностей и пр. (Василюк, 1984).

Критические жизненные ситуации описываются в понятиях стресса (дистресса), фрустрации, конфликта и кризиса. Именно они порождают необходимость в переживании, так как объективно просто нерешаемы (нельзя, например, воскресить умершего супруга и т.п.). Следует учесть, что переживание является про­цессом, категорией более крупной и общей, нежели эмоция. Ф.Е.Василюк наглядно объясняет участие в работе переживания различных психических процес­сов, перефразируя фрейдовскую “театральную” мета­фору: “В спектаклях переживания занята обычно вся труппа психических функций, но каждый раз одна из них может играть главную роль, беря на себя основ­ную часть работы переживания, то есть работы по разрешению неразрешимой ситуации. В этой роли часто выступают эмоциональные процессы ... Однако ... эмоция не обладает никакой прерогативой на ис­полнение главной роли в реализации переживания. Основным исполнителем может стать и восприятие (в разнообразных феноменах “перцептивной защиты”), и мышление (случаи “рационализации своих побуж­дений”, так называемая “интеллектуальная перера­ботка травмирующих событий”), и внимание (“защитное переключение внимания на посторонние травмирующему событию моменты”), и другие пси­хические функции (Василюк, 1984).

Психика человека — не отдельные психические функции и не механическая их сумма, а следова­тельно консультанту необходимо достаточно интег­рированное знание как о закономерностях, раскры­ваемых общей психологией, так и о вкладе других направлений психолого-психотерапевти­ческой науки и практики.

Наши рекомендации