Глава 2. Теоретические основы процесса психологического
консультирования
Общепсихологические основы
Теоретические основы психологического консультирования следует искать прежде всего в работах по исследованию мышления, так как потребность в мышлении как таковом возникает, когда в ходе жизни перед человеком появляется новая цель, новые обстоятельства и условия деятельности, а старые средства и способы деятельности недостаточны для их достижения. С помощью умственной деятельности, берущей начало в проблемной ситуации, удается создать новые способы, средства достижения целей и удовлетворения потребностей. Такие ситуации и называются проблемными, а именно в подобных обстоятельствах и возникает потребность в психологическом консультировании.
Проблемная ситуация означает, что в ходе деятельности человек натолкнулся на что-либо непонятное, неизвестное. Мышление преобразует проблемную ситуацию в осознаваемую человеком задачу, начиная с анализа проблемы. В ходе решения задачи мышление особенно отчетливо выступает как процесс.
Теперь коротко остановимся на этапах мыслительного процесса. Обычно в работах по исследованию мышления прослеживается 4 таких этапа:
1. Осознание задачи.
2. Предварительная ориентировка в ее условиях.
3. Выдвижение и перебор гипотез.
4. Решение.
Нередким является также объединение 1 и 2 этапов в этап нахождения задачи и ее формулирования, а также добавление еще одного этапа — проверки решения.
Рассматривая в дальнейшем психологическое консультирование как процесс, нетрудно заметить, что его этапы во многом повторяют этапы мыслительного процесса, и эта закономерность отнюдь не случайна. Проиллюстрируем сказанное (см. табл. 5).
Взаимосвязь этапов психологического консультирования с этапами мышления очевидна. Однако, нет сомнений и в том, что общетеоретические основания консультирования лежат также в сфере изучения эмоций. Чрезвычайно важен взгляд на эмоциональную сторону проблемы клиента — переживание им проблемной ситуации.
Таблица 5
Стадии консультативного интервью | Этапы мыслительного Процесса |
Достижение взаимопонимания | — |
Сбор информации Фаза осознания желаемого результата | Нахождение задачи |
Выработка альтернативных решений | Выдвижение и рассмотрение гипотез |
Обобщение результатов взаимодействия с клиентом | Решение задачи |
— | Проверка решения |
Представляет несомненный интерес и эмоциональный вклад в процесс консультирования человека, находящегося в противоположной позиции — консультанта. Имеется в виду возможность такого эмоционального феномена, как эмпатия, то есть сопереживание ситуации.
На первый взгляд, чрезвычайно заманчиво было бы построить здесь простую оппозицию типа: мышление—эмоция (разум—чувство, решение задачи—переживание, рациональное—идеальное и т.п.). Но простота построения обманчива. Неверен был бы, вероятно, и путь построения оппозиции типа: консультирование—психотерапия, на том основании, что первое имеет более рациональную основу, а второе — эмоциональную. Хотя мы и не исключаем некий перевес роли факторов второго плана (то есть эмоциональных) в ситуации психотерапевтической.
Еще одна оппозиция, которая представляется вероятной — это противопоставление типа проблемная ситуация—критическая ситуация. Последняя в психологической литературе обычно определяется как ситуация невозможности, то есть такая ситуация, в которой объект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни — мотивов, стремлений, ценностей и пр. (Василюк, 1984).
Критические жизненные ситуации описываются в понятиях стресса (дистресса), фрустрации, конфликта и кризиса. Именно они порождают необходимость в переживании, так как объективно просто нерешаемы (нельзя, например, воскресить умершего супруга и т.п.). Следует учесть, что переживание является процессом, категорией более крупной и общей, нежели эмоция. Ф.Е.Василюк наглядно объясняет участие в работе переживания различных психических процессов, перефразируя фрейдовскую “театральную” метафору: “В спектаклях переживания занята обычно вся труппа психических функций, но каждый раз одна из них может играть главную роль, беря на себя основную часть работы переживания, то есть работы по разрешению неразрешимой ситуации. В этой роли часто выступают эмоциональные процессы ... Однако ... эмоция не обладает никакой прерогативой на исполнение главной роли в реализации переживания. Основным исполнителем может стать и восприятие (в разнообразных феноменах “перцептивной защиты”), и мышление (случаи “рационализации своих побуждений”, так называемая “интеллектуальная переработка травмирующих событий”), и внимание (“защитное переключение внимания на посторонние травмирующему событию моменты”), и другие психические функции (Василюк, 1984).
Психика человека — не отдельные психические функции и не механическая их сумма, а следовательно консультанту необходимо достаточно интегрированное знание как о закономерностях, раскрываемых общей психологией, так и о вкладе других направлений психолого-психотерапевтической науки и практики.