Происхождение психологической проблемы
Для понимания теоретических основ психологического консультирования необходимо ответить еще на один вопрос —каков генез психологической проблемы?
По-видимому, ответ на этот вопрос крайне сложен и зависит как от теоретической ориентации исследователя, берущего на себя смелость ответить на него, так и от конкретного места, времени, исторической эпохи...
Объем и назначение данной работы ни в коей мере не может претендовать на полноту ответа. Поэтому попытаемся лишь обозначить основные подходы к пониманию того, что может быть названо “психологической проблемой” и к ее происхождению.
Если предположить, что поле (сфера деятельности), занятое консультативной психологией, граничит с полем “малой психиатрии”, уместно предположить и то, что области “психологической проблемы” и “малой психиатрии” находятся на одной линии (пересекаются).
Рассуждая далее, необходимо учесть, что в ряде работ, проведенных на моделях разнообразных клинических состояний, механизм синдромогенеза показан как принципиально единый для форм и “большой”, и “малой психиатрии” (Ушаков, 1978). По сути это говорит о том, что консультирование и “большая психиатрия” являются противоположными точками одного континуума.
Внутри медицинской парадигмы также трудно найти полное единство взглядов на генез пограничных психических расстройств, основным методом лечения которых является психотерапия, как и внутри любой другой естественнонаучной или гуманистической парадигмы. Психоанализ не согласен с бихевиоризмом, бихевиоризм — с экзистенциально-гуманистической психотерапией, а последняя — с трансперсональной психологией и т.д.
В отечественной психотерапии одним из наиболее существенных вопросов, касающихся психогенеза неврозов и их роли в возникновении внутриличностных конфликтов, является понимание основных клинических форм неврозов как зафиксированных механизмов болезненного восприятия и переработки жизненных трудностей, переживаемых человеком.
Группировка невротических конфликтов по их генезу, то есть в соответствии с учетом внутренних механизмов их развития, принадлежит В.Н.Мясищеву (Мясищев, 1960) Разработанное им учение о невротических конфликтах получило дальнейшее развитие в ряде работ его сотрудников и учеников (Иовлев, 1974; Карвасарский, 1980; 1982; Ташлыков, 1984 и др.).
В соответствии с основными формами неврозов описываются 3 типа психологических конфликтов: истерический, обсессивно-психастенический и неврастенический.
Первый из них (истерический) определяется чрезмерно завышенными претензиями личности, всегда сочетающимися с недооценкой или полным игнорированием объективных реальных условий или требований окружающих. Конфликт отличают превышение требовательности к окружающим над требовательностью к себе и отсутствие критического отношения к своему поведению. В генезе этого типа конфликта существенное значение приобретает история развития личности и процесс формирования ее жизненных отношений. В силу неправильного воспитания у таких лиц ослабляется способность тормозить свои желания, противоречащие общественным требованиям и нормам.
Второй (обсессивно-психастенический) тип невротического конфликта обусловлен противоречивыми собственными внутренними тенденциями и потребностями, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями. При этом если даже одна из потребностей становится доминирующей, но продолжает встречать противодействие другой, создаются благоприятные возможности для резкого усиления нервно-психического напряжения и возникновения обсессивно-фобических расстройств. Особое значение имеет предъявление противоречивых требований к личности, что способствует формированию чувства собственной неполноценности, противоречивых жизненных отношений и приводит к отрыву от жизни, появлению нереальных, далеких от действительности установок.
Наконец, конфликт третьего типа (неврастенический) представляет собой противоречие между возможностями личности, с одной стороны, ее стремлениями и завышенными требованиями к себе — с другой. В определенной степени возникновению данного типа конфликта способствуют высокие требования, предъявляемые возрастающим темпом и напряжением современной жизни. Особенности конфликта этого типа формируются при воспитании, когда постоянно стимулируется нездоровое стремление к личному успеху без реального учета сил и возможностей индивида (Карвасарский, 1985).
Логично предположить, что в основе ряда проблемных ситуаций, с которыми клиенты обращаются к психологу-консультанту, лежат те жевнутриличностные конфликты, только на первый план выдвигается не порождаемая ими болезненная симптоматика, а нарушение межличностных отношений со значимыми для личности людьми. Например, когда родитель обращается к консультанту с жалобами на своего взрослого ребенка, заявляя: “Он постоянно мне грубит” или “Она ни в чем мне не помогает”, — вполне вероятен внутриличностный конфликт первого типа. А при жалобах типа: “Мой сын несчастлив, запутался, и я бессильна, не могу ему помочь”, — конфликт второго типа и т.д.
Естественно, что возможно и сочетание различных вариантов внутриличностных конфликтов.
Интересен и другой аспект генеза психологической проблематики, разработанный в рамках медицинского подхода — вопрос о психотравмирующих факторах. Еще И.В.Давыдовский (1957) обратил внимание на то, что “травмирующим” в определенных условиях может оказаться любой объект, воздействующий на любую систему жизнедеятельности организма.
Систематика психического травматизма сложна и неоднозначна. В качестве примера приведем лишь классификацию психических травм по интенсивности:
1. Массивные (катастрофические), внезапные, острые, неожиданные, потрясающие, одноплановые:
а) сверхактуальные для личности;
б) неактуальные для личности (например, природные, общественные катастрофы, интактные для данного индивидуума).
2. Ситуационные острые (подострые), неожиданные, многопланово вовлекающие личность (связанные с утратой социального престижа, с ущербом для самоутверждения).
3. Пролонгированные ситуационные, трансформирующие условия многих лет жизни (ситуация лишения, ситуация изобилия):
а) осознаваемые и преодолимые;
б) неосознаваемые и непреодолимые.
4. Пролонгированные ситуационные, приводящие к осознанной необходимости стойкого психического перенапряжения (истощающие):
а) вызываемые самим содержанием ситуации;
б) вызываемые чрезмерным уровнем притязания личности при отсутствии объективных возможностей для достижения цели в обычном ритме деятельности (Ушаков, 1978).
Но то, что является психотравмой для одного человека, может не являться таковой для другого. Переживание подходит к личности “как ключ к замку” (Kretschmer, 1975). Проиллюстрируем сказанное в таблице 3, заимствованной из упомянутой работы Г.К.Ушакова (1978) и несколько адаптированной нами применительно к обсуждаемой теме.
Таким образом, многочисленные исследования генеза пограничных нервно-психических расстройств, проведенные в рамках медицинского подхода, могут быть полезны и для понимания консультативной проблематики. Более того, логичен вопрос: “А не говорят ли врачи и психологи об одном и том же, используя свой специфический терминологический язык?”
Таблица 3
Ведущие свойства характера (преморбид) | Клинические синдромы пограничных расстройств | Психотравмирующие обстоятельства |
Сензитивность | Неврастенический Астенический психопатический аутистический | Ситуации перенапряжения (истощения) сложившегося стереотипа |
Тревожная мнительность | Обсессивный компульсивный психастенический | Ситуации, нарушающие стереотип |
Истероидность | Истерический пуэрильный псевдодементный | Ситуации, отрицающие стойкий эгоцентрический стереотип |
Косность, ригидность (аффектов и суждений) | Эксклюзивный эпилептоидный параноический | Ситуации, отрицающие бескомпромиссность привычного стереотипа |
Попытаемся теперь перевести сказанное в русло психологической парадигмы (табл. 4).
Наконец, последнее обобщение, которое мы позволим себе сделать в данном разделе, это объединение всех факторов, ведущих и к пограничным расстройствам психики, и к так называемым, психологическим проблемам, в 3 группы:
1) Группа биологических факторов. Человек, являясь биологическим видом, постоянно подыергается влиянию сложных физических, химических, климатических и других факторов, так или иначе реагируя на них. Существует единство физио- и психогенеза (Ушаков, 1978).
2) Группа социальных факторов. Например, Сатин (Satin — см. Ушаков, 1978) провел параллель между числом стрессов и социальных проблем (материальные лишения, отсутствие работы) в анамнезе больных и возникновением у них болезненных состояний.
3) Группа психологических факторов. Они обусловленны взаимоотношениями с другими лицами (конфликты в семье, на работе и т.п.).
Таблица 4
Ведущие свойства характера | Формулировка проблемы | Психотравмирующие (приводящие к возникновению проблемной ситуации) обстоятельства |
Сензитивность (чувствительность) | “Не могу справиться с собой...”, “Устал, никого не хочу видеть...” | Ситуации перенапряжения (истощения) сложившегося стереотипа |
Тревожность | “Не могу решиться, беспокоюсь...” | Ситуации, нарушающие стереотип |
Истероидность (демонстративность) | “Мне все надоели, достали, меня не любят...” | Ситуации, отрицающие стойкий эгоцентрический стереотип |
Косность, ригидность | “Я им покажу...” “Они меня просто преследуют...” | Ситуации, отрицающие бескомпромиссность привычного стереотипа |