Происхождение психологической проблемы

Для понимания теоретических основ психологиче­ского консультирования необходимо ответить еще на один вопрос —каков генез психологической проблемы?

По-видимому, ответ на этот вопрос крайне сло­жен и зависит как от теоретической ориентации ис­следователя, берущего на себя смелость ответить на него, так и от конкретного места, времени, историче­ской эпохи...

Объем и назначение данной работы ни в коей ме­ре не может претендовать на полноту ответа. Поэто­му попытаемся лишь обозначить основные подходы к пониманию того, что может быть названо “психологической проблемой” и к ее происхожде­нию.

Если предположить, что поле (сфера деятельно­сти), занятое консультативной психологией, граничит с полем “малой психиатрии”, уместно предположить и то, что области “психологической проблемы” и “малой психиатрии” находятся на од­ной линии (пересекаются).

Рассуждая далее, необходимо учесть, что в ряде работ, проведенных на моделях разнообразных клинических со­стояний, механизм синдромоге­неза показан как принципиально единый для форм и “большой”, и “малой психиатрии” (Ушаков, 1978). По сути это говорит о том, что консультирование и “большая психиатрия” являются противоположными точками одного континуума.

Внутри медицинской парадигмы также трудно найти полное единство взглядов на генез погранич­ных психических расстройств, основным методом ле­чения которых является психотерапия, как и внутри любой другой естественнонаучной или гуманистиче­ской парадигмы. Психоанализ не согласен с бихе­виоризмом, бихевиоризм — с экзистенциально-гума­нистической психотерапией, а последняя — с транс­персональной психологией и т.д.

В отечественной психотерапии одним из наиболее существенных вопросов, касающихся психогенеза неврозов и их роли в возникновении внутрилично­стных конфликтов, является понимание основных клинических форм неврозов как зафиксированных механизмов болезненного восприятия и переработки жизненных трудностей, переживаемых человеком.

Группировка невротических конфликтов по их ге­незу, то есть в соответствии с учетом внутренних ме­ханизмов их развития, принадлежит В.Н.Мясищеву (Мясищев, 1960) Разработанное им учение о невротических конфликтах получило дальнейшее развитие в ряде работ его сотрудников и учеников (Иовлев, 1974; Карвасарский, 1980; 1982; Ташлыков, 1984 и др.).

В соответствии с основными формами неврозов описываются 3 типа психологических конфликтов: истерический, обсессивно-психастенический и невра­стенический.

Первый из них (истерический) определяется чрез­мерно завышенными претензиями личности, всегда сочетающимися с недооценкой или полным игнори­рованием объективных реальных условий или требо­ваний окружающих. Конфликт отличают превыше­ние требовательности к окружающим над требова­тельностью к себе и отсутствие критического отноше­ния к своему поведению. В генезе этого типа кон­фликта существенное значение приобретает история развития личности и процесс формирования ее жиз­ненных отношений. В силу неправильного воспита­ния у таких лиц ослабляется способность тормозить свои желания, противоречащие общественным тре­бованиям и нормам.

Второй (обсессивно-психастенический) тип невро­тического конфликта обусловлен противоречивыми собственными внутренними тенденциями и потреб­ностями, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанно­стями. При этом если даже одна из потребностей ста­новится доминирующей, но продолжает встречать противодействие другой, создаются благоприятные возможности для резкого усиления нервно-психиче­ского напряжения и возникновения обсессивно-фо­бических расстройств. Особое значение имеет предъ­явление противоречивых требований к личности, что способствует формированию чувства собственной неполноценности, противоречивых жизненных от­ношений и приводит к отрыву от жизни, появлению нереальных, далеких от действительности установок.

Наконец, конфликт третьего типа (неврастенический) представляет собой противоречие между возможностями личности, с одной стороны, ее стремлениями и завышенными требованиями к себе — с другой. В определенной степени возникновению данного типа конфликта способствуют высокие тре­бования, предъявляемые возрастающим темпом и напряжением современной жизни. Особенности кон­фликта этого типа формируются при воспитании, ко­гда постоянно стимулируется нездоровое стремление к личному успеху без реального учета сил и возмож­ностей индивида (Карвасарский, 1985).

Логично предположить, что в основе ряда про­блемных ситуаций, с которыми клиенты обращаются к психологу-консультанту, лежат те жевнутрилично­стные конфликты, только на первый план выдвига­ется не порождаемая ими болезненная симптома­тика, а нарушение межличностных отношений со значимыми для личности людьми. Например, когда родитель обращается к консультанту с жалобами на своего взрослого ребенка, заявляя: “Он постоянно мне грубит” или “Она ни в чем мне не помогает”, — вполне вероятен внутриличностный конфликт первого типа. А при жалобах типа: “Мой сын несчаст­лив, запутался, и я бессильна, не могу ему помочь”, — конфликт второго типа и т.д.

Естественно, что возможно и сочетание различ­ных вариантов внутриличностных конфликтов.

Интересен и другой аспект генеза психологиче­ской проблематики, разработанный в рамках меди­цинского подхода — вопрос о психотравмирующих факторах. Еще И.В.Давыдовский (1957) обратил внимание на то, что “травмирующим” в определен­ных условиях может оказаться любой объект, воздей­ствующий на любую систему жизнедеятельности ор­ганизма.

Систематика психического травматизма сложна и неоднозначна. В качестве примера приведем лишь классификацию психических травм по интенсивности:

1. Массивные (катастрофические), внезапные, ост­рые, неожиданные, потрясающие, одноплановые:

а) сверхактуальные для личности;

б) неактуальные для личности (например, при­родные, общественные катастрофы, интактные для данного индивидуума).

2. Ситуационные острые (подострые), неожидан­ные, многопланово вовлекающие личность (связанные с утратой социального престижа, с ущер­бом для самоутверждения).

3. Пролонгированные ситуационные, трансфор­мирующие условия многих лет жизни (ситуация ли­шения, ситуация изобилия):

а) осознаваемые и преодолимые;

б) неосознаваемые и непреодолимые.

4. Пролонгированные ситуационные, приводящие к осознанной необходимости стойкого психического перенапряжения (истощающие):

а) вызываемые самим содержанием ситуации;

б) вызываемые чрезмерным уровнем притязания личности при отсутствии объективных возможностей для достижения цели в обычном ритме деятельно­сти (Ушаков, 1978).

Но то, что является психотравмой для одного че­ловека, может не являться таковой для другого. Пе­реживание подходит к личности “как ключ к замку” (Kretschmer, 1975). Проиллюстрируем сказанное в таблице 3, заимствованной из упомянутой работы Г.К.Ушакова (1978) и несколько адаптированной нами применительно к обсуждаемой теме.

Таким образом, многочисленные исследования генеза пограничных нервно-психических расстройств, проведенные в рамках медицинского подхода, могут быть полезны и для понимания консультативной проблематики. Более того, логичен вопрос: “А не го­ворят ли врачи и психологи об одном и том же, ис­пользуя свой специфический терминологический язык?”

Таблица 3

Ведущие свой­ства характера (преморбид) Клинические синдромы пограничных расстройств Психотравмирующие обстоятельства
Сензитивность Неврастениче­ский Астенический психопатиче­ский аутистический Ситуации перенапря­жения (истощения) сложившегося стерео­типа
Тревожная мнительность Обсессивный компульсивный психастениче­ский Ситуации, нарушающие стереотип
Истероидность Истерический пуэрильный псевдодемент­ный Ситуации, отрицаю­щие стойкий эгоцентриче­ский стереотип
Косность, ри­гидность (аффектов и суждений) Эксклюзивный эпилептоидный параноический Ситуации, отрицаю­щие бескомпромисс­ность привычного стереотипа

Попытаемся теперь перевести сказанное в русло психологической парадигмы (табл. 4).

Наконец, последнее обобщение, которое мы по­зволим себе сделать в данном разделе, это объедине­ние всех факторов, ведущих и к пограничным рас­стройствам психики, и к так называемым, психоло­гическим проблемам, в 3 группы:

1) Группа биологических факторов. Человек, яв­ляясь биологическим видом, постоянно подыергается влиянию сложных физических, химических, климатических и других факторов, так или иначе реагируя на них. Существует единство физио- и психогенеза (Ушаков, 1978).

2) Группа социальных факторов. Например, Сатин (Satin — см. Ушаков, 1978) провел параллель между числом стрессов и социальных проблем (материальные лишения, отсутствие работы) в анам­незе больных и возникновением у них болезненных состояний.

3) Группа психологических факторов. Они обусловленны взаимоотношениями с другими лицами (конфликты в семье, на работе и т.п.).

Таблица 4

Ведущие свой­ства характера Формулировка проблемы Психотравмирующие (приводящие к воз­никновению про­блемной ситуации) обстоятельства
Сензитивность (чувствитель­ность) “Не могу спра­виться с со­бой...”, “Устал, никого не хочу видеть...” Ситуации перенапря­жения (истощения) сложившегося стерео­типа
Тревожность “Не могу ре­шиться, беспо­коюсь...” Ситуации, нарушающие стереотип
Истероидность (демонстра­тивность) “Мне все надое­ли, достали, меня не лю­бят...” Ситуации, отрицаю­щие стойкий эгоцентриче­ский стереотип
Косность, ри­гидность “Я им пока­жу...” “Они меня про­сто преследу­ют...” Ситуации, отрицаю­щие бескомпромисс­ность привычного стереотипа

Наши рекомендации