Понятие о психологическом консультировании

Начало истории развития психологиче­ской помощи сле­дует искать в глубине веков. Еще в медицинском па­пирусе Эберс (XVI век до н.э.), содержащем около тысячи про­писей целебных снадобий и зелий, приводятся слова заклинаний, необходимых при при­менении лекарств. Античные короли прини­мали услуги “консультантов”, античные книги “консультировали”. С конца XVII века делаются попытки научно объяснить психиче­ские методы лечения, предлагаются все новые и но­вые их варианты. Начиная с “магнетического флюида” венского врача А.Месмера следуют: в XIX столетии — Джеймс Бред (гипноз), в XX веке — Зигмунд Фрейд (психоанализ), Карл Роджерс (клиент-центрирован­ная терапия), Фредерик Перлз (гештальт-терапия), Милтон Эриксон (нетрадиционный гипноз и тера­пия), Вирджиния Сатир (семейная терапия) и многие другие (Лакосина, Ушаков, 1984). И если первоначально психотерапия была прерогативой медиков, то в начале XX в. к ним постепенно присоединяются работники других соци­альных служб, а в 1950-х гг. в США содержательно и организационно обособляется консультативная пси­хология. Подробнее остановимся на последней.

Консультативная психология трактуется как раз­дел знания, содержащий систематическое описание процесса оказания психологической помощи (консультирования). Консультативная психология исходит из представления о том, что с помощью спе­циально организованного процесса общения у обра­тившегося за помощью актуализируются дополнительные психологические силы и способно­сти, которые, в свою очередь, могут обеспечить оты­скание новых возможностей выхода из трудной жиз­ненной ситуации. От классической психотерапии консультирование отличает отказ от концепции бо­лезни, большее внимание к ситуации и личностным ресурсам.

Перефразируя Г.Эббингауза, можно сказать: “Консультирование имеет длинное прошлое, но кон­сультативная психология только короткую историю”, — консульта­тивную психологию как профессиональное поле можно идентифицировать только с 1951 г., когда в США Северо-за­падная конференция рекомендовала наименование “консультативная психология” или с 1952 г., когда была учреждена новая позиция консультирующего психо­лога и Американская психологическая Ассоциация изменила наименование специальности“Консультирование и руководство”, которое использовалось также непси­хологами, на “Консультативная психология” (см. Dawis,1992). Второй причиной подобного изменения была потребность дифференцировать консульта­тивное поле от клинической психологии, ориентированной на психотерапию и лечение психопатологий.

Уайтли (Whitely), упомянутый в работе Р.Дэвиса, называет “корнями” консультатив­ной психологии во-первых, психологию индивидуальных различий и такие ее ответвления, как психометрические или психологи­ческие измерения; во-вторых, прикладную психологию.

До 1950-х гг. поле прикладной психологии по­нималось в первую очередь как граница клинической и эксперимен­тальной психологии и состояло почти исключи­тельно в приложении психологии индивидуальных различий. Двумя другими ветвями прикладной пси­хологии в то время были образовательная психоло­гия и промышленная психо­логия, представляющие психо­логию индивидуальных различий применительно к школе и трудовой деятельности. Консультативная психология в процессе развития разделилась на работу с пер­соналом учебных заведений и студенческое консультирование, а из промышленной психологии — в формы профессиональной психологии и профессионального кон­сультирования (см. Dawis, 1992).

Мы уже упоминали о том, что консультирование от психотерапии отличает отказ от концепции бо­лезни. Однако не все так просто и однозначно пони­мается сегодня в психолого-психотерапевтическом “мире”. Многие ответы (попытки объяснить, описать различные модели психологической помощи) поро­ждают лишь новые вопросы. И все же попытаемся ответить на некоторые из них. Прежде всего остано­вимся подробнее на соотношении понятий консуль­тирование и психотерапия. Начнем с по­нятия психо­терапия. Нами проанализировано не­сколько его определений. Наиболее общей является трактовка, данная в словаре “Психология”(М., 1990). Здесь термин “психотерапия” рассматрива­ется как происходящий от греческого psyche (душа) и therapeia (уход, лечение). Он означает ком­плексное лечебное, вербальное и невербальное, воз­действие на эмоции, суждения, самосознание челове­ка при многих психических, нервных и психосомати­ческих заболеваниях. Причем условно различают клинически ориентированную психотерапию, на­правленную преимущественно на смягчение или лик­видацию имеющейся симптоматики, и личностно­ориентированную, ставящую задачей содействие па­циенту в изменении его отношения к социальному окружению и собственной личности.

Ряд исследователей (Бодалев А.А. и др., 1981) го­ворят о неврачебной психотерапии, имея ввиду консультирование проблемных семей, не способных справиться с организацией взаимоотношений. Дру­гие же высказывают некоторые сомнения по поводу употребления термина “психотерапия”, так как в данном случае речь идет не о терапии (лечении) в точном смысле этого слова .

Еще один термин, введенный в обиход именно в России, —психокоррекция. “Психотерапия — это, как видно из самого термина, лечение. Психокоррекция, как явствует из данного термина, направлена на коррекцию, то есть на исправление тех или иных расстройств, но в то же время лечение в некоторых случаях рассчитанно не на полное устранение патологических нарушений, а лишь на их компенсацию. Существенной общей осо­бенностью и психотерапии, и психокоррекции явля­ется психологическое воздействие, направленное на нормализацию или улучшение психической деятель­ности и невросоматических функций человеческого организма” (Кабанов, Личко, Смирнов, 1983). В дальнейшем в тексте уважаемых авто­ров термины используются как синонимы. Напри­мер, методами психологической коррекции называ­ются аутогенная тренировка, тренинговые методы, семейная психотерапия и т.д.

Заметим, что одно и то же психологическое воз­действие в России чаще всего называется психотерапией, если им занимается врач, и психокоррекцией, если его применяет психолог. Возникшее в отечест­венной психологии разделение этих понятий связано не с особенностями работы, а с укоренившимся и узаконенным положением о том, что психотерапией могут заниматься лишь люди, имеющие специальное медицинское образование. Это ограничение является искусственным, поскольку психотерапия подразуме­вает немедикаментозное, то есть, психологическое воздействие. К тому же термин “психотерапия” является международным и в боль­шинстве стран мира однозначно используется по от­ношению к методам работы, осуществляемым про­фессиональными психологами (Алешина, 1994).

Таким образом, в России существуют по крайней мере четыре близких по содержанию понятия: психо­терапия, психокоррекция, неврачебная психотерапия, психологическое консультирование. Представим их сходство и различие втаблице 1 .

Таблица 1

Направление Субъект Объект Цель
1. Психо-терапия Клини­чески-ориенти-рованная Врач (психиатр, психоте-рапевт) Больной, пациент Ликвидация сим­птомов
  Лично­стно-ориенти-рован­ная Врач, пси­холог, соци­альный ра­ботник Больной, клиент Личностные и меж-личностные изменения
2. Психокоррекция   Врач, пси­холог Больной, клиент Исправление тех или иных расстройств, нормализация психи-ческой деятельности
3. Неврачебная психотерапия   Психолог Клиент Оптимизация взаимо-отношений (например, в проблемных семьях)
4. Консультирование   Консульти-рующий психолог, социальный работник Клиент, семья, группа Адаптация к жизни за счет ак­тивизации личностных ресурсов (выход из труд­ной жизненной ситуации)
           

Мы видим, что термины психотерапия и психокоррекция практически совпадают по содер­жанию. Смыкаются также понятия неврачебная пси­хотерапия и консультирование. Более того, в рам­ках понятия психотерапия четко выделяются две со­ставляющие, и вторая из них, то есть личностно-ориентированная психотерапия, схожа с понятиями неврачебная психотерапия и консультирование.

Чем же является по своей сути психологическое консультирование?

Слово консультация в словаре (см. Ожегов, Шведова, 1995) имеет несколько зна­чений. Это и совещание специалистов по какому-ни­будь делу, и совет, даваемый специалистом, и учреж­дения, дающие такие советы (Например: юридиче­ская консультация).

Консультироваться — значит советоваться со спе­циалистом по какому-нибудь вопросу. А совет — всего лишь мнение, высказанное кому-нибудь, по поводу того, как ему поступить, что сделать и т.п. В этом и заключается отличие психологического консультирования от психотерапии, по крайней мере психо­терапии глубинной. Консультирование центрировано на более поверхностной работе, свя­занной чаще с межличностными отношениями. Ос­новная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстри­ровать и обсудить те стороны взаимоотношений, ко­торые, будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются (Алешина, 1994). Это тоже психо­логическое воздействие, но воздействие более мяг­кое. Отличает консультирование и его краткосроч­ность (от одной до 5—6 встреч), хотя в последнее время появляются почти “мгновенные” психотера­певтические техники (Гриндер, Бэндлер,1992). Некоторые авторы считают консультирование начальным этапом психо­терапевтической помощи.

Таким образом, можно предположить, что раз­личные виды психологической помощи применимы на различных стадиях, возможно, единого процесса.

Если попытаться изобразить этот процесс графи­чески, введя некоторые условные понятия, такие как хорошая норма (нормальный здоровый человек), пограничная норма (начальное отклонение в пси­хике), болезнь (патологические психические явле­ния) и соотнести их с видами психологической по­мощи, мы получим следующую картину (см. табл. 2):

Таблица 2

Состояние психики Вид помощи
Болезнь Психиатрия. Медицинская психотерапия
Пограничная норма Психологическая психотера­пия. Коррекция
Хорошая норма Консультирование. Обучение. Развитие.

Таким образом, выбор такой формы психологи­ческой помощи, как консультирование, зависит от меры ответственности, которую может вынести сам клиент. Это в свою очередь предполагает адекватную ориентацию клиента по отношению к проблемной и консультативной ситуациям, соответствующее эмо­циональное состояние и уровень интеллектуального развития, позволяющий найти варианты решения проблемной ситуации, то есть, как правило, нахожде­ние клиента в условных границах “нормы психиче­ского здоровья”.

Но что собой представляет психическая норма?

Наши рекомендации