Стратегии и основные направления

ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

НАРКОТИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ

Антинаркотическая работа предусматривает комплекс мер и, следовательно, тре­бует системного подхода. Ведущие направления антинаркотической работы: противо­действие незаконному обороту наркотиков; профилактика наркопотребления и наркоти­зации; лечение и реабилитация (как медицинская, так и социальная).

Если к первому направлению медицинские работники фактически не имеют отно­шения (оно — прерогатива правоохранительных структур), то в реализации двух осталь­ных медицинской сфере принадлежит одно из приоритетных мест. Отсюда следует, что научное обоснование названных направлений требует проведения специальных меди­ко-социальных исследований.

Эффективная реализация мероприятий по противодействию наркопотреблению требует, как минимум: 1) формирования правовой базы антинаркотической работы; 2) создания программного документа; 3) формирования системы механизмов (прежде всего, центра ответственности) и технологий антинаркотической работы; 4) обеспечения целевого финансирования антинаркотической работы.

30.1. Мнения представителей министерств и ведомств

В данном параграфе представлены обобщенные результаты 30 глубинных формали­зованных интервью с представителями министерств и ведомств Республики Татарстан, координирующих или осуществляющих руководство работой по профилактике нарко­мании. Относительно оптимизации деятельности по профилактике наркотизма были выдвинуты следующие основные положения.

1. Характеризуя масштабы наркотизации, эксперты единогласно назвали ее «нацио­нальной катастрофой». И чиновники высокого уровня, и представители общественных организаций осознают ее опасность. При этом эмоциональное восприятие ситуации, связанной с наркотизацией населения, в последние годы сменилось рациональным осмыслением и поиском способов решения проблемы. Сложилось убеждение, что нар­комания — тяжелая, порой неизлечимая социальная болезнь, обусловленная социо­культурными, политическими и экономическими особенностями развития современ­ного российского общества.

2. Республиканские, городские, районные ведомства, специалисты социально-психо­логических служб, представители школ, училищ, техникумов, вузов, родители признают, что преодолеть такую серьезную социальную проблему, как наркотизация, молено только путем создания эффективной системы профшактики. Функционирует ряд ведомств и служб, призванных осуществлять эту работу, но катастрофически не хватает социальных, социально-психологических служб и центров, особенно в малых городах и районных цен-




стратегии и основные направления - student2.ru 726 Стратегии и основные направления организации работы по профилактике наркотизации

трах республики. При этом социально-психологические службы, занимающиеся профи­лактикой наркотизации молодежи, имеют минимальную финансовую поддержку.

3. Оценивая работу министерств и ведомств, городских и районных служб в деле профилактики наркотизации, эксперты единогласно отметили, что наиболее серьезная проблема — это отсутствие межведомственной координации. Существует достаточ­ное количество концепций и методик по профилактике наркотизации, для работы с наркоза­висимыми, однако многие из них дублируют друг друга, отражают интересы определен­ного ведомства или учреждения, системно не связаны, иногда противоречат друг другу.

4. В каждом министерстве или ведомстве работа по профилактике наркотизации обычно поручена одному человеку, несущему, как правило, целый ряд нагрузок по другим проблемам. Профилактика наркотизации —лишь одна из его многочисленных обязанностей, и далеко не первостепенная. В связи с этим высказывались идеи о необхо­димости создания в министерствах и ведомствах секторов или групп, непосредствен­но занимающихся данными вопросами.

5. Крайне необходим «идеолог» и координатор всех действий, направленных на профилактику наркотизации.

6. Несмотря на то что издано много монографий, брошюр, методик, посвященных профилактике наркотизации, часто они недоступны для практиков-психологов, соци­альных работников, социологов, социальных психологов, непосредственно занимаю-ющихся профилактической работой. Особенно остро это ощущают представители малых городов и районных центров, поселков, сельских школ и социальных служб.

1. Самое слабое место в системе профилактики наркотизации молодежи в Рос­сии — отсутствие системы работы с семьей, родителями, т. е. отсутствие государствен­ной семейной политики.

8. Необходимо провести масштабные исследования молодежной наркотизации, позволяющие иметь адекватное представление о проблеме, наиболее популярных спо­собах досуга молодых людей, детерминантах молодежной жизни.

30.2. Мнения работников системы образования

Общеизвестно, что наиболее эффективный способ предупреждения и преодоления наркотизации молодежи — эффективная профилактическая работа с учетом особенно­стей разных возрастных групп, рода занятий, тендерных и других различий. Очевидно, меры профилактики не Moiyr и не должны быть едиными для школьников, учащихся ПТУ и техникумов, студентов вузов, для представителей городской и сельской молодежи, для девушек и юношей.

Высшая школа. С целью выяснить, каким образом реагируют на проблему нарко­тизации представители вузов, были проведены формализованные интервью с проректо­рами по воспитательной работе высших учебных заведений.

1. Общим для всех интервью стало определение того, что к студентам, употребля­ющим наркотики, не должны применяться карательные меры. Они рассматриваются как больные, нуждающиеся в лечении и последующей реабилитации.

2. Серьезная проблема для руководства вузов — определение реальных масшта­бов употребления студентами наркотических веществ и выделение группы риска. В вузах подобная статистика не ведется.

3. В качестве основного вида деятельности вузов в области решения проблем наркотизации эксперты отмечали профилактику. Лечение и последующая реабили­тация студентов, употребляющих наркотики, не являются профильной задачей вузов.

Мнения работников системы образования



4. Усилить позитивное отношение студентов к проблеме сохранения и поддер­жания своего здоровья невозможно без создания «моды» на здоровый образ жизни, как это имеет место в ряде зарубежных стран. Отсюда одной из задач средств массовой информации и других социальных институтов должно стать формирование в обще­стве установок на здоровый образ жизни.

5. Приоритет в организации антинаркотических инициатив при проведении до­суга студентов следует отдавать не сугубо развлекательным формам, а творческим и интеллектуальным (фестивали, конкурсы, брейн-ринги и пр.).

6. Подчеркивается значимость студенческого самоуправления в общежитиях ву­зов, когда проживающие в них студенты сами отвечают за безопасность и отсле­живают случаи употребления и распространения наркотиков. Помимо поощрения инициатив студенческих общественных организаций руководство вузов пытается актив­но включить в работу по профилактике наркомании службы студенческой безопаснос­ти, обеспечивающие в основном порядок в зданиях и общежитиях.

7. Уровень знаний студентов и преподавателей о наркотиках и последствиях их употребления крайне низок (например, устойчив миф о том, что некоторые наркотики безвредны). Ни студенты, ни преподаватели, ни представители студенческих служб безо­пасности не знают, как оказать первую помощь человеку в состоянии наркотического опьянения или передозировки. У студентов зачастую возникают проблемы этического характера, когда они не могут сообщить руководству института о фактах употребления наркотиков их сокурсниками.

Система профессионально-технического образования (ПТО). Вцелях более де­тального изучения проблем, связанных с предупреждением наркотизации учащихся в системе профтехобразования, были проинтервьюированы 50 преподавателей и замес­тителей директоров по воспитательной работе учреждений ПТО. Результаты исследова­ния позволили определить, какие стратегии реагирования на проблему наркотизации учащихся выбирают специалисты системы ПТО.

1. Одной из причин наркотизации учащихся профтехучилищ специалисты называ­
ют социальную незащищенность, «ненужность» детей, обучающихся в этой систе­
ме. В учреждениях ПТО проходят обучение около 80% социально незащищенных детей
(малообеспеченных, сирот, детей из многодетных и безработных семей). Дополнитель­
ным фактором риска является то, что в училищах работают группы для глухонемых,
коррекционные группы для больных шизофренией, с болезнями позвоночника и т. д,
Несмотря на такую ситуацию,в системе профтехобразования наблюдается дефицит
специалистов по социально-психологической работе: не хватает ставок психологов (в
110 училищах Татарстана работают всего 33 психолога), практически нет социальных
работников (кроме учреждений, которые имеют статус лицея).

Кроме того, по мнению экспертов,рост наркозависимости среди учащихся проф­техучилищ напрямую связан с отсутствием нормальных условий для отдыха детей.

2. В качестве основных проблем обеспечения антинаркотической работы в системе
ПТО респонденты отметили следующее:

• до сих пор не отлажена эффективная система работы с семьями;

• о профилактике наркотизации молодежи и о работе с наркозависимыми много говорят, но мало делают;

• в системе ПТО фактически отсутствуют специалисты (социальные педагоги, психоло­ги), которые могли бы работать с наркозависимыми и проводить профилактическую работу.

3. Наиболее эффективными мерами профилактики наркотизации учащейся моло­
дежи системы ПТО, по мнению респондентов, являются:

стратегии и основные направления - student2.ru 728 Стратегии и основные направления организации работы по профилактике наркотизации

• открытие молодежных клубов по интересам, спортивных залов, подростковых клу­бов;

• введение в каждом учебном заведении ставок социального педагога, психолога, специализирующихся по данной проблеме;

• создание городских информационных банков о наличии служб (психологических, социальных, медицинских, правоохранительных) с указанием координат специалистов и информации о видах услуг, которые можно получить.

Система среднего образования. По мнению директоров и завучей общеобразова­тельных средних школ, основными проблемами организации профилактики наркотиза­ции в среде учащихся системы среднего образования являются следующие:

1. Данный образовательный институт имеет первоочередное значение с точки зре­ния формирования позитивного мировоззрения, здорового образа жизни, антинаркоти­ческих личностных установок, обладает огромным потенциалом в плане профилактики наркотизации, однако в настоящее время эти возможности эффективно и хотя бы минимально системно не используются.

2. Самая распространенная реакция педагогов, завучей и директоров школ относи­тельно проблемы наркотизации молодежи — непризнание таковой в стенах собственно­го учреждения и отсутствие желания обсуждать эти вопросы публично.

3. Антинаркотическая работа в средней школе ведется в основном на интуитив­ном уровне и держится на отдельных энтузиастах. Каждый педагог-энтузиаст создает собственные методы и технологии работы с детьми по профилактике наркотизации.

4. Эксперты отмечают необходимость тренинговой работы с детьми и родителями.

Наши рекомендации