Стратегии и основные направления
ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
НАРКОТИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ
Антинаркотическая работа предусматривает комплекс мер и, следовательно, требует системного подхода. Ведущие направления антинаркотической работы: противодействие незаконному обороту наркотиков; профилактика наркопотребления и наркотизации; лечение и реабилитация (как медицинская, так и социальная).
Если к первому направлению медицинские работники фактически не имеют отношения (оно — прерогатива правоохранительных структур), то в реализации двух остальных медицинской сфере принадлежит одно из приоритетных мест. Отсюда следует, что научное обоснование названных направлений требует проведения специальных медико-социальных исследований.
Эффективная реализация мероприятий по противодействию наркопотреблению требует, как минимум: 1) формирования правовой базы антинаркотической работы; 2) создания программного документа; 3) формирования системы механизмов (прежде всего, центра ответственности) и технологий антинаркотической работы; 4) обеспечения целевого финансирования антинаркотической работы.
30.1. Мнения представителей министерств и ведомств
В данном параграфе представлены обобщенные результаты 30 глубинных формализованных интервью с представителями министерств и ведомств Республики Татарстан, координирующих или осуществляющих руководство работой по профилактике наркомании. Относительно оптимизации деятельности по профилактике наркотизма были выдвинуты следующие основные положения.
1. Характеризуя масштабы наркотизации, эксперты единогласно назвали ее «национальной катастрофой». И чиновники высокого уровня, и представители общественных организаций осознают ее опасность. При этом эмоциональное восприятие ситуации, связанной с наркотизацией населения, в последние годы сменилось рациональным осмыслением и поиском способов решения проблемы. Сложилось убеждение, что наркомания — тяжелая, порой неизлечимая социальная болезнь, обусловленная социокультурными, политическими и экономическими особенностями развития современного российского общества.
2. Республиканские, городские, районные ведомства, специалисты социально-психологических служб, представители школ, училищ, техникумов, вузов, родители признают, что преодолеть такую серьезную социальную проблему, как наркотизация, молено только путем создания эффективной системы профшактики. Функционирует ряд ведомств и служб, призванных осуществлять эту работу, но катастрофически не хватает социальных, социально-психологических служб и центров, особенно в малых городах и районных цен-
726 Стратегии и основные направления организации работы по профилактике наркотизации
трах республики. При этом социально-психологические службы, занимающиеся профилактикой наркотизации молодежи, имеют минимальную финансовую поддержку.
3. Оценивая работу министерств и ведомств, городских и районных служб в деле профилактики наркотизации, эксперты единогласно отметили, что наиболее серьезная проблема — это отсутствие межведомственной координации. Существует достаточное количество концепций и методик по профилактике наркотизации, для работы с наркозависимыми, однако многие из них дублируют друг друга, отражают интересы определенного ведомства или учреждения, системно не связаны, иногда противоречат друг другу.
4. В каждом министерстве или ведомстве работа по профилактике наркотизации обычно поручена одному человеку, несущему, как правило, целый ряд нагрузок по другим проблемам. Профилактика наркотизации —лишь одна из его многочисленных обязанностей, и далеко не первостепенная. В связи с этим высказывались идеи о необходимости создания в министерствах и ведомствах секторов или групп, непосредственно занимающихся данными вопросами.
5. Крайне необходим «идеолог» и координатор всех действий, направленных на профилактику наркотизации.
6. Несмотря на то что издано много монографий, брошюр, методик, посвященных профилактике наркотизации, часто они недоступны для практиков-психологов, социальных работников, социологов, социальных психологов, непосредственно занимаю-ющихся профилактической работой. Особенно остро это ощущают представители малых городов и районных центров, поселков, сельских школ и социальных служб.
1. Самое слабое место в системе профилактики наркотизации молодежи в России — отсутствие системы работы с семьей, родителями, т. е. отсутствие государственной семейной политики.
8. Необходимо провести масштабные исследования молодежной наркотизации, позволяющие иметь адекватное представление о проблеме, наиболее популярных способах досуга молодых людей, детерминантах молодежной жизни.
30.2. Мнения работников системы образования
Общеизвестно, что наиболее эффективный способ предупреждения и преодоления наркотизации молодежи — эффективная профилактическая работа с учетом особенностей разных возрастных групп, рода занятий, тендерных и других различий. Очевидно, меры профилактики не Moiyr и не должны быть едиными для школьников, учащихся ПТУ и техникумов, студентов вузов, для представителей городской и сельской молодежи, для девушек и юношей.
Высшая школа. С целью выяснить, каким образом реагируют на проблему наркотизации представители вузов, были проведены формализованные интервью с проректорами по воспитательной работе высших учебных заведений.
1. Общим для всех интервью стало определение того, что к студентам, употребляющим наркотики, не должны применяться карательные меры. Они рассматриваются как больные, нуждающиеся в лечении и последующей реабилитации.
2. Серьезная проблема для руководства вузов — определение реальных масштабов употребления студентами наркотических веществ и выделение группы риска. В вузах подобная статистика не ведется.
3. В качестве основного вида деятельности вузов в области решения проблем наркотизации эксперты отмечали профилактику. Лечение и последующая реабилитация студентов, употребляющих наркотики, не являются профильной задачей вузов.
Мнения работников системы образования
4. Усилить позитивное отношение студентов к проблеме сохранения и поддержания своего здоровья невозможно без создания «моды» на здоровый образ жизни, как это имеет место в ряде зарубежных стран. Отсюда одной из задач средств массовой информации и других социальных институтов должно стать формирование в обществе установок на здоровый образ жизни.
5. Приоритет в организации антинаркотических инициатив при проведении досуга студентов следует отдавать не сугубо развлекательным формам, а творческим и интеллектуальным (фестивали, конкурсы, брейн-ринги и пр.).
6. Подчеркивается значимость студенческого самоуправления в общежитиях вузов, когда проживающие в них студенты сами отвечают за безопасность и отслеживают случаи употребления и распространения наркотиков. Помимо поощрения инициатив студенческих общественных организаций руководство вузов пытается активно включить в работу по профилактике наркомании службы студенческой безопасности, обеспечивающие в основном порядок в зданиях и общежитиях.
7. Уровень знаний студентов и преподавателей о наркотиках и последствиях их употребления крайне низок (например, устойчив миф о том, что некоторые наркотики безвредны). Ни студенты, ни преподаватели, ни представители студенческих служб безопасности не знают, как оказать первую помощь человеку в состоянии наркотического опьянения или передозировки. У студентов зачастую возникают проблемы этического характера, когда они не могут сообщить руководству института о фактах употребления наркотиков их сокурсниками.
Система профессионально-технического образования (ПТО). Вцелях более детального изучения проблем, связанных с предупреждением наркотизации учащихся в системе профтехобразования, были проинтервьюированы 50 преподавателей и заместителей директоров по воспитательной работе учреждений ПТО. Результаты исследования позволили определить, какие стратегии реагирования на проблему наркотизации учащихся выбирают специалисты системы ПТО.
1. Одной из причин наркотизации учащихся профтехучилищ специалисты называ
ют социальную незащищенность, «ненужность» детей, обучающихся в этой систе
ме. В учреждениях ПТО проходят обучение около 80% социально незащищенных детей
(малообеспеченных, сирот, детей из многодетных и безработных семей). Дополнитель
ным фактором риска является то, что в училищах работают группы для глухонемых,
коррекционные группы для больных шизофренией, с болезнями позвоночника и т. д,
Несмотря на такую ситуацию,в системе профтехобразования наблюдается дефицит
специалистов по социально-психологической работе: не хватает ставок психологов (в
110 училищах Татарстана работают всего 33 психолога), практически нет социальных
работников (кроме учреждений, которые имеют статус лицея).
Кроме того, по мнению экспертов,рост наркозависимости среди учащихся профтехучилищ напрямую связан с отсутствием нормальных условий для отдыха детей.
2. В качестве основных проблем обеспечения антинаркотической работы в системе
ПТО респонденты отметили следующее:
• до сих пор не отлажена эффективная система работы с семьями;
• о профилактике наркотизации молодежи и о работе с наркозависимыми много говорят, но мало делают;
• в системе ПТО фактически отсутствуют специалисты (социальные педагоги, психологи), которые могли бы работать с наркозависимыми и проводить профилактическую работу.
3. Наиболее эффективными мерами профилактики наркотизации учащейся моло
дежи системы ПТО, по мнению респондентов, являются:
728 Стратегии и основные направления организации работы по профилактике наркотизации
• открытие молодежных клубов по интересам, спортивных залов, подростковых клубов;
• введение в каждом учебном заведении ставок социального педагога, психолога, специализирующихся по данной проблеме;
• создание городских информационных банков о наличии служб (психологических, социальных, медицинских, правоохранительных) с указанием координат специалистов и информации о видах услуг, которые можно получить.
Система среднего образования. По мнению директоров и завучей общеобразовательных средних школ, основными проблемами организации профилактики наркотизации в среде учащихся системы среднего образования являются следующие:
1. Данный образовательный институт имеет первоочередное значение с точки зрения формирования позитивного мировоззрения, здорового образа жизни, антинаркотических личностных установок, обладает огромным потенциалом в плане профилактики наркотизации, однако в настоящее время эти возможности эффективно и хотя бы минимально системно не используются.
2. Самая распространенная реакция педагогов, завучей и директоров школ относительно проблемы наркотизации молодежи — непризнание таковой в стенах собственного учреждения и отсутствие желания обсуждать эти вопросы публично.
3. Антинаркотическая работа в средней школе ведется в основном на интуитивном уровне и держится на отдельных энтузиастах. Каждый педагог-энтузиаст создает собственные методы и технологии работы с детьми по профилактике наркотизации.
4. Эксперты отмечают необходимость тренинговой работы с детьми и родителями.