Компульсивность—импульсивность
Под сексуальной компульсивностью понимают отчужденность возникающих побуждений, их аутохтонный, насильственный характер. У таких лиц присутствует понимание неестественности и болезненности своих переживаний, возникает внутренний конфликт. Влечения в этих случаях у больных возникают непроизвольно, часто на фоне астенических состояний и дисфории. Их возникновению сопутствуют аффективные нарушения, проявляющиеся в виде страха, тревоги, эмоциональной лабильности. Возникшее желание быстро приобретает характер доминирующей идеи, имеет выраженную побудительную силу, препятствует осуществлению привычных действий, сопровождается борьбой мотивов, чему сопутствует нарастание напряженности, раздражительности, тревоги. Попытки сдерживания возникшего влечения приводят к усилению эмоционального напряжения и беспокойства. В результате желание становится непод-
Сексуальные аддикции
властным индивидууму и толкает его на осуществление своего влечения. Реализация влечения в этом клиническом варианте сопровождается субъективным чувством облегчения, зачастую вскоре сменяющимся ощущением неадекватности совершаемого поступка. Нередко этому сопутствует парциальная амнезия. Однако ясное представление о сути совершенного ими вызывает у таких лиц снижение настроения с идеями самообвинения и самоуничижения, с переживанием чувства стыда и раскаяния, с вялостью и ригидностью. При импульсивных расстройствах сексуальное влечение возникает внезапно для больного, его реализации не предшествуют внутренняя проработка и борьба мотивов. Не будучи даже осознанным, оно реализуется без учета ситуации и обстановки. Этап выхода из этого состояния характеризуется кратковременным чувством облегчения и одновременно состоянием вялости, прострации.
Аддикция
Аддиктивный этап динамики парафилий характеризуется уходом больного от реальности, изоляцией от общества с постепенным упрощением отношения к самому себе, выработкой определенного аддиктивного ритма, фиксацией на заранее предсказуемой эмоции, выработанной стереотипным образом. И, что самое главное, с достижением иллюзии контроля своих аддиктивных реализаций, когда поведение функционирует как самообеспечивающаяся система.
Как представляется, аддиктивность или зависимость, как более обобщающее понятие, применимо и к компульсивным, и к импульсивным формам парафилий. Последние же, хотя и могут быть этапами динамики патологического влечения, по клинической своей сути иллюстрируют различные психопатологические состояния. Неслучайно и своеобразие парафильной активности, свойственное каждому из них. Например, в отличие от жестко фиксированного сценария, целиком определяемого внутренней ритуальной программой при компульсивных парафилиях, импульсивное сексуальное поведение нередко модифицируется в соответствии с характером внешнего стимула, варьируя от чисто педофильной до садистической активности.
Представленные феномены, конечно же, не исчерпывают всей клинической картины, наблюдаемой у лице парафилиями. Все отмеченные признаки, находясь в неразрывной связи, иллюстрируют всего лишь поведенческие и психопатологические проявления собственно парафильного акта. Этот акт, однако, оказывается сложным и многокомпонентным клиническим образованием как по содержанию, так и по форме проявления.
Варианты динамики парафилий
Оценка вариантов течения парафилий, по нашему мнению, должна опираться на сопоставление изменений клинической картины с направлением нормального онтогенеза и с учетом последовательности его этапов.
Стационарный. При данном типе динамики аномальное сексуальное поведение отличается высокой степенью стереотипности, многократно повторяется один рисунок поведения с одинаковыми субъективными переживаниями.
Прогрессивный. О данном типе течения можно говорить, когда при смене синдромов или видоизменении, уже имеющихся в клинической картине болезни, появляются формы поведения или переживаний, присущие определенным периодам нормативного онтогенеза и «выпавшие» в ходе развития именно данного индивида. У серийного сексуального преступника Г. после ряда садистических убийств мальчиков в переживаниях
Клиническая картина
стали появляться эротические элементы, возникли потребность в ласках, тенденция к избирательности поведения (правда, выразившаяся в чудовищно-гротескной форме: наиболее понравившегося мальчика он мучил дольше других). В другом случае стереотип поведения серийного насильника П. стали прерывать слезы жертв, появилось чувство жалости к ним. Может также наблюдаться смена дистантных способов патологической коммуникации (эксгибиционизм) на контактные. Другой критерий этого типа течения — смена объекта влечения с приближением к нормативному (гомосексуальный —
на гетеро-, педо---- на эфебофильный).
Регрессивный. В этом случае в качестве первого критерия выступает смена синдромов на более онтогенетически ранние или архаические: изнасилования, гомосексуальные анальные половые акты или фелляция сменяются агрессивно-садистическим поведением, некрофилия — стремлением к издевательству над трупами (некросадизм) или каннибализмом. Второй критерий — также смена объекта влечения с удалением от нормативного. Третий — утрата обратной связи (реакция жертвы перестает иметь значение и регулировать поведение), что свидетельствует о распаде коммуникации.