Всероссийской службы медицины катастроф
Организационно-функциональная структура Всероссийской службы медицины катастроф определена постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. № 195.
Всероссийская служба медицины катастроф является функциональной подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Всероссийская служба медицины катастроф руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, решениями Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, иными нормативными правовым актами, а также настоящим Положением.
Основными задачами Всероссийской службы медицины катастроф являются:
- организация и осуществление медико-санитарного обеспечения при ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение готовности органов управления, системы связи и оповещения, формирований и учреждений Всероссийской службы медицины катастроф к действиям в чрезвычайных ситуациях;
- сбор, обработка, обмен и предоставление информации медико-санитарного характера в области защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций;
- участие в осуществлении государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций;
- создание и рациональное использование резервов финансовых, медицинских и материально-технических ресурсов для обеспечения работы Всероссийской службы медицины катастроф;
- участие в разработке и осуществлении мер по социальной защите населения, проведении гуманитарных акций, обеспечении условий для реализации гражданами своих прав и обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
- разработка и постоянное совершенствование единой системы медицинского обеспечения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
- участие в подготовке населения и спасателей к оказанию первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях;
- научно-исследовательская работа по развитию и совершенствованию структуры и деятельности Всероссийской службы медицины катастроф;
- международное сотрудничество в области медицины катастроф.
Всероссийская служба медицины катастроф функционально объединяет службу медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации, службу медицины катастроф Министерства обороны Российской Федерации, а также предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций силы и средства Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти.
Задачи, организация и порядок деятельности служб, органов, формирований и учреждений, входящих в состав Всероссийской службы медицины катастроф, определяются положениями о них, утверждаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Всероссийская служба медицины катастроф имеет следующие уровни: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.
Всероссийская служба медицины катастроф представлена:
- на федеральном уровне – Всероссийским центром медицины катастроф «Защита» (с входящими в него формированиями и учреждениями), который одновременно выполняет функции регионального центра, медицинскими формированиями и учреждениями центрального подчинения Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства путей сообщения Российской Федерации, Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, клиническими и научными базами;
- на региональном уровне – региональными центрами медицины катастроф (с входящими в них формированиями и учреждениями) в гг. Хабаровске, Новосибирске, а также созданными региональными центрами медицины катастроф в гг. Чите, Красноярске, Екатеринбурге, Самаре, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, которые одновременно выполняют функции территориальных центров по месту дислокации, медицинскими формированиями военных округов, флотов и федеральных органов исполнительной власти, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации чрезвычайных ситуаций на региональном уровне.
Региональный центр медицины катастроф непосредственно подчиняется Всероссийскому центру медицины катастроф «Защита», а применительно к территории, где расположен, - руководителю соответствующего территориального звена здравоохранения;
- на территориальном и местном уровнях – территориальными центрами медицины катастроф (с входящими в них формированиями и учреждениями), формированиями постоянной готовности военно-медицинских учреждений, формированиями органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства путей сообщения Российской Федерации, Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, учреждениями Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, участвующих, в соответствии с возложенными на них обязанностями, в ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориальном уровне.
Территориальный центр медицины катастроф непосредственно подчинен руководителю территориального звена здравоохранения, а функционально - региональному центру медицины катастроф.
Структурно центры медицины катастроф, как правило, включают в свой состав администрацию, оперативное научное (научно-методическое) и дежурно-диспетчерское подразделения, оперативную группу управления, клиническую базу (госпиталь, больницу) с подвижными формированиями, бригады специализированной медицинской помощи постоянной готовности, предназначенные для выдвижения в зону чрезвычайной ситуации для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи.
На всех уровнях Всероссийской службы медицины катастроф на базе медицинских образовательных, научно-исследовательских, лечебно-профилактических учреждений создаются нештатные формирования (отряды, бригады, группы). Обеспечение их готовности к работе возлагается на руководителей соответствующих учреждений, при возникновении чрезвычайных ситуаций они поступают в оперативное подчинение органов управления Всероссийской службы медицины катастроф соответствующего уровня.
В зависимости от обстановки различают 3 режима функционирования Всероссийской службы медицины катастроф: повседневная деятельность, повышенная готовность и чрезвычайная ситуация. Решение о введении режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации принимают федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, руководители объектов.
При ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций используются всех находящиеся в зоне чрезвычайной ситуации лечебно-профилактические, санитарно-гигиенические, противоэпидемические и аптечные учреждения независимо от их ведомственной принадлежности.
Координация подготовки и взаимодействия органов управления, а также использования формирований и учреждений, входящих в состав Всероссийской службы медицины катастроф, возлагается на службу медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации, которая должна обеспечить:
- разработку научно-методических принципов деятельности Всероссийской службы медицины катастроф;
- подготовку, повышение квалификации и аттестацию специалистов Всероссийской службы медицины катастроф;
- разработку методических основ подготовки населения к оказанию первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;
- руководство силами и средствами, участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
Руководящими органами Всероссийской службы медицины катастроф на федеральном, региональном, территориальном и местном уровнях являются соответствующие межведомственные координационные комиссии и центры медицины катастроф, которые одновременно выполняют функции штабов Всероссийской службы медицины катастроф. На местном и объектовом уровнях функции штабов Всероссийской службы медицины катастроф возлагаются на штабы медицинской службы Гражданской обороны. Штабы Всероссийской службы медицины катастроф подчиняются руководителям соответствующего звена здравоохранения.
По оперативно-тактическим вопросам в пределах выполняемых задач при ликвидации чрезвычайных ситуаций Всероссийская служба медицины катастроф руководствуется решениями соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям.
Основным документом, регулирующим деятельность Всероссийской службы медицины катастроф, является план медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, который разрабатывается соответствующими штабами Всероссийской службы медицины катастроф, согласовывается с членами межведомственной координационной комиссии Всероссийской службы медицины катастроф, подписывается ее председателем, начальником штаба и утверждается председателем соответствующей комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Организационно-методическое руководство планированием медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях осуществляет Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации.
Финансирование Всероссийской службы медицины катастроф осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средств заинтересованных организаций с учетом соответствующих федеральных целевых программ.
Резерв финансовых и материально-технических ресурсов (медицинского, санитарно-хозяйственного, специального имущества и оборудования) создается:
- в составе государственного резерва, предназначенного для обеспечения первоочередных работ при ликвидации чрезвычайных ситуация, - за счет средств федерального бюджета;
- на федеральном и региональном уровнях – за счет средств федеральных органов исполнительной власти, силы и средства которых входят в состав Всероссийской службы медицины катастроф;
- резерв субъекта Российской Федерации – за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации;
- резерв местного уровня – за счет средств местного бюджета;
- объектовый резерв – за счет собственных средств организации.
Порядок создания, расходования, номенклатура и объемы резервов финансовых и материально-технических ресурсов определяются органом (организацией), их создающим.