Краткий комментарий к процедуре детоксикации
Хотя было бы великолепно иметь определенное число убедительных исследований в подтверждение каждого протокола, которые мы используем, ни я, ни родители детей с расстройствами аутичного спектра не хотим ждать окончания таких исследований, если лечение безопасно и приносит результаты. Что касается хелирования, уже имеющиеся данные слишком убедительны, чтобы ждать окончания длительных проверок и исследований. Многие родители используют каждое средство в моем арсенале, которое, как мы считаем, может помочь им. Я постоянно ищу новую информацию и новые виды лечения, чтобы помочь Челси и другим детям с расстройствами аутичного спектра жить более полной жизнью.
В начале, когда я только училась хелированию, методом проб и ошибок я обнаружила, что если у некоторый детей разрастаются дрожжеподобные грибы и другие патогены, прогресс прекращается, а в некоторых случаях дети начинают регрессировать. Доктор Эми Холмс первая помогла мне понять, что хелаторы, которые мы используем, не только являются пищей для дрожжеподобных грибов, но и способствуют разрастанию бактерий, особенно Clostridium dif ficile, анаэробной бактерии, которую очень трудно вывести. (В анализе мочи на органические кислоты о наличии Клостридии говорит повышенное количество метаболитов, таких как НРНРА, дигидроксифенилпропионатеп) [5]. Мы и раньше знали, что при хелировании могут вымываться некоторые полезные вещества, поэтому мы очень тщательно следили за тем, чтобы каждый ребенок получал достаточное количество минеральных веществ, и его питательный статус был скорректирован настолько, насколько это возможно. Кроме того, мы придерживаемся консервативной процедуры хелирования только в течение нескольких дней и даем организму ребенка (и его родителям!) отдых не менее числа дней хелирования. В настоящее время за некоторыми исключениями я использую 3-дневный курс хелирования с 11-дневным перерывом - это безопасный последовательный курс лечения, на который большинство детей реагируют положительно и который не наносит им вреда. Если наблюдается дисбактериоз, о чем свидетельствует диарея, запор или сильный регресс в поведении, или ухудшение показателей обмена веществ ребенка, хелирование прекращается до решения этих проблем путем их соответствующего диагностирования и лечения. Я пришла к выводу, что остановка прогресса ребенка - это знак того, что патогенная флора кишечника влияет на способность ребенка реагировать, и принимаю соответствующие меры для исправления ситуации.
Как видно их моего опыта, дети, которые больше всего страдают от разрастания патогенов во время хелирования, - это те дети, которым не введена БГБК диета. Последние исследования говорят о том, что 75-80% детей с расстройствами аутичного спектра имеют иммунную реакцию на пищевые протеины сои, молока и пшеницы. Доктор Харуми Юнучи, педиатр-иммунолог-аллерголог университета Миннесоты исследовал иммунный ответ аутичных детей и сравнил его с иммунной реакцией здоровых детей. Ее научные исследования подтверждают утверждения родителей о том, что аутичные дети имеют ненормальную иммунную реакцию на глютен, казеин и сою. [6] Мое обязательно условие хелирования детей с регрессивным аутизмом и задержкой развития - это ввод БГБК и часто БС (безсоевой) диеты, особенно для тех, кто в младенчестве получал вакцину от гепатита В, которая очень часто ведет к поражениям кишечника и иммунным нарушениям, частым инфекциям, применению антибиотиков и "синдрому повышенной кишечной проницаемости".
В кругах, связанных с аутизмом, появились разногласия по поводу дозировки и частоты приема хелаторов. Исследования показывают, что DMSA и DMPS не проникают через гематоэнцефалический барьер и не высвобождают ртуть, если они уже связали ее, поэтому считается, что вывод ртути, который подтверждается анализами мочи во время хелирования, идет не за счет мозга, а за счет других органов. И все же состояние тысяч детей с расстройствами аутичного спектра однозначно улучшилось после хелирования. Предположение о том, что "перераспределение металлов" может быть опасно при большем интервале между приемом, не подтверждено научно, хотя клинические испытания свидетельствуют о том, что около 50% детей показывают лучший результат при приеме хелатора каждые 4 часа меньшими дозами, чем через 8 часов б ольшими дозами. Многие из врачей, работающих в этой сфере, считают, что существуют еще и другие неизученные механизмы, связанные с процессом сульфатирования/метилирования, и с использованием серы, содержащейся в хелаторах, для разных целей в организме, включая формирование цистеина и его роль в самостоятельной детоксикации организма. Я обычно назначаю меньшие дозы с меньшим интервалом детям младшего возраста или в более тяжелом состоянии и б ольшие дозы каждые 8 часов детям старшего возраста, но готова перевести их на 4-часовой прием хелаторов, если это требуется из-за побочных эффектов или отсутствия прогресса; некоторым детям подходит любой из этих графиков.
В результате недавней переписки с врачами, которые написали согласованную позицию по выводу ртути в 2001 году, я выяснила, что некоторые предпочитают использовать только DMPS (внутрь или IV), считая это вещество лучшим хелатором с меньшей вероятностью разрастания патогенной флоры, чем DMSA. Некоторые врачи признают только 4-часовой график приема, чуть больше врачей придерживаются только 8-часового графика хелирования, но большинство варьируют эти графики в зависимости от конкретной ситуации. Многие доктора (я в том числе) используют трансдермальную форму TTFD (аллитиамин) вместо или в качестве катализатора наших обычных хелаторов (см. далее, а также приложение D). Я также хочу подчеркнуть еще раз, что безопасность превыше всего. Нужно регулярно сдавать анализы, чтобы контролировать состояние крови и мочи. Кроме того, периодические анализы мочи и/или кала для определения того, какие металлы выводятся, помогают контролировать процесс лечения. Терапия хелирования детей с расстройствами аутичного спектра, предложенная группой DAN!-врачей, нова, поэтому всем нам предстоит учиться еще многому. Большинству, но не всем детям, которым проводилось хелирование, это пошло на пользу, и, насколько я знаю, нет ни одного сообщения о необратимых отрицательных последствиях от этого лечения при соблюдении рекомендаций DAN!-протокола.
Число способов лечения расстройств аутичного спектра стремительно увеличивается, при этом все новые и новые медикаменты и протоколы предлагаются в качестве модификации или добавления к существующим подходам, или в качестве новых самостоятельных методов. Примером последнего является новое лекарство, недавно разработанное и предназначенное для пациентов с начальной стадией болезни Альцгеймера, оно сейчас назначается небольшими дозировками некоторым детям с аутичными расстройствами. Доктор Майкл Чез, педиатр-невролог из Лейк Форест, Иллинойс, провел много исследований детей с аутизмом и эпилепсией и первым ввел в качестве добавки карнозин - дипептид аминокислоты, состоящий из гистидина и аланина. В июне 2001 года д-р. Чез начал изучение карнозина, чтобы выяснить, поможет ли он справиться с судорогами тех детей, которые страдают от судорог, получая стандартные противосудорожные средства. Он обнаружил, что у многих детей судороги не только уменьшаются при приеме карнозина, но и, что неожиданно, наблюдается прогресс в когнитивных областях - речь, внимание, энергичность и даже моторика - все это отмечали родители детей, участвовавших в исследовании. У некоторых детей отмечалось лучшее владение речью, улучшение зрительного контакта и интерес к окружающему. Затем д-р. Чез начал двойное слепое исследование карнозина, результаты которого показали клинически значимые изменения многих аутичных черт большинства детей в исследуемой группе, включая экспрессивность и речь. Хотя это всего лишь предварительные и небольшие исследования, на данные момент нет сведений о токсичности этого питательного вещества. Считается, что передняя часть мозга ( entorhinal cortex ) - это тот участок, где накапливается карнозин - природная аминокислота, содержащаяся в организме человека. Карнозин, возможно, взаимодействует с цинком в этом же участке мозга, а также влияет на GABA, нейротрансмиттер, который в результате сложной химической реакции образует гомокарнозин. Хотя остается еще много вопросов, нужно отдать должное доктору Чезу - он не скрывает результаты своих исследований до их публикации в журнале, который рецензируется врачами. Тем временем некоторые из нас начали давать карнозин своим детям, и хотя еще рано делать выводы, получены некоторые многообещающие результаты, а также несколько сообщений о гиперактивности в начале лечения. Мы выяснили, что лучше начинать с меньшей дозы и доводить ее до 400 мг 2 раза в день, это касается и большинства пищевых добавок, которые мы используем. Поскольку карнозин широко применяется как вспомогательное средство против старения, его можно приобрести по всему миру через интернет. Доктор Чез работал в компании, которая создала комплекс Carn-Aware, который состоит из 200 мг карнозина, 25 IU витамина Е и 2,5 мг цинка, его можно заказать по телефону 847-295-0748. Они рекомендуют принимать две капсулы два раза в день.
Разрастание патогенов во время хелирования у большого числа детей подтолкнуло доктора Эми Холмс и других врачей к поиску нового подхода к этим детям с частыми кишечными проблемами. Она начала работать с доктором Уильямом Уолшем (см. теорию о металлотионеине (МТ) в главе 1) из медицинского центра Пфайфер в Напервилле, Иллинойс чтобы более подробно изучить его программу введения питательных веществ для нормализации и поддержки правильного функционирования МТ, который, как считается, играет главную роль в процессе выведения тяжелых металлов. Хотя этот процесс может быть медленным, длительные перерывы в существующем протоколе DMSA-ALA, вызванные необходимостью лечить упрямые кишечные инфекции, занимает у некоторых детей больше времени, чем пошаговый подход ввода питательных веществ, который предлагают доктора Холмс и Уолш. Если дети не имеют проблем с кишечными инфекциями, то протокол DMSA-ALA, описанный выше, это, вероятно, самый быстрый способ вывести металлы.
Те врачи, которые используют DAN!-протокол, заметили улучшения у многих детей, когда они начинают программу ввода пищевых добавок даже еще до хелирования. Возможно, что мы помогаем собственным механизмам детоксикации ребенка функционировать лучше путем улучшения питания, даже не понимая всех лежащих в основе клеточных механизмов. Хорошо известно, что функции МТ и глутатиона связаны, а повышение уровня глутатиона способствует детоксикации. Большое количество цистеина, которое требуется для синтеза МТ, может поступать в виде глутатиона, который принимается внутрь и расщепляется в пищеварительном тракте с минимальными побочными эффектами у большинства детей. Я обычно начинаю программу ввода питательный веществ с антиоксидантных витаминов, таких как А, С и Е, кальций и минералы (обычно включая большое количество цинка, избегая меди, а также Р5Р плюс магний). Затем я ввожу остальные витамины группы В, жиры омега-3 и глутатион через рот и трансдермально, при этом глутатиону предшествует предварительный комплекс для "естественного" хелирования, включающий NAC (N-ацетил цистеин), ALA, глицин, L-карнозин, инозин и селенометионин. Я ввожу его очень осторожно, так как некоторые дети переносят NAC только в небольших количествах. Некоторые врачи стали назначать IV глутатион детям с расстройствами аутичного спектра, при этом многие делают успехи; известно, что соотношение глутатиона и цинка является важным элементом правильного функционирования МТ, но при достаточном количестве селена, который обеспечивает поступление цинка к клеткам и захват ртути и других тяжелых металлов.
В настоящее время доктор Вильям Уолш и его сотрудники в медицинском центре Пфайфер в Напервилле, Иллинойс, составляют пошаговую программу ввода питательных веществ для обеспечения правильной работы МТ в кишечнике, мозге и остальных частях организма. Их протокол основан на ранее опубликованных 1200 статьях, в которых описывается синтез МТ и его активизация. Лучшие клинические результаты были получены при использовании двухступенчатого протокола: (1) ввод цинка и увеличение питательных веществ, а затем (2) постепенное осторожное добавление питательных веществ, способствующих синтезу МТ. Научная литература, которую изучали сотрудники медицинского центра Пфайфер, указывает на то, что большая часть МТ в организме вырабатывается под действием цинка, при этом глутатион нужен для его заряда и замены в окислительно-восстановительной реакции. В целом, результатом поступления цинка в клетки является то, что цинк-МТ становится "магнитом" для токсичных металлов. МТ протеины состоят из 14 аминокислот и цинка, но в ранних исследованиях некоторые дети с расстройствами аутичного спектра не смогли усвоить цистеин из этого комплекса. В последующей формуле этого комплекса глутатион, который принимается через рот, заменен на б ольшее количество, чтобы увеличить количество цистеина, который требуется для синтеза МТ и обычно имеет минимальные побочные эффекты. Центр Пфайфер запатентовал разные комплексы МТ, но из-за необходимости медицинского наблюдения и регулярного контроля их можно приобрести по рецепту только в аптеке клиники Пфайфер.
В центре Пфайфер рекомендуют терапию увеличения синтеза МТ всем детям с нарушением метаболизма металлов. Анализы для определения этого нарушения включают анализ сыворотки крови на медь, плазмы крови на цинк и сыворотки крови на церулоплазмин. У здоровых людей соотношение Cu/Zn обычно варьируется от 0,8 до 1,2; количество свободной меди (не связанной церулоплазмином) варьируется от 5 до 25 мкг/дл. Новый анализ на функцию МТ теперь можно сдать в лаборатории Immunosciences Lab в Беверли Хиллз, Калифорния.
Первая фаза добавления цинка занимает от 4 до 8 недель, при этом повышение дозы цинка сопровождается вводом большего количества питательных веществ. После этапа добавления цинка начинается второй этап "стимуляции синтеза МТ" - очень постепенный ввод специального комплекса из 13 аминокислот плюс глутатион (вместо цистеина) и селен по схеме, которую доктор Уолш называет "прерывающимся" протоколом (например, 3 дня прием, 4 дня перерыв). Одновременно со стимуляцией синтеза МТ рекомендуется продолжать принимать пищевые добавки, введенные на первой фазе, а также БГБК диету, пробиотики и поведенческие и др. терапии. Терапию хелирования, которая выводит запас цинка (DMSA, DMPS и др.) нужно чередовать с курсом стимуляции синтеза МТ. Как свидетельствует опыт, меньше проблем наблюдалось у детей, которые прошли хелирование при помощи DMSA и вывели основную массу металлов до начала курса МТ. Важным нововведением в мой график детоксикации является применение трансдермального аллитиамина (TTFD) или тиамин тетрагидрофурфурил дисульфида. Исследования говорят о том, что это эффективный и мягкий хелатор, я считаю его очень полезным для тех детей, которые имеют тенденцию к продолжительному разрастанию грибков в результате применения DMSA и DMSA/ALA. Пожалуйста, для получения более подробной информации ознакомьтесь с приложением D.
Как и все наши протоколы детоксикации, эти терапии нацелены на выведение тяжелых металлов, защиту от их дальнейшего воздействия, улучшение работы кишечника, иммунной системы и поведения, а также способствуют росту нейронов мозга и синапсов. Доктор Уолш подчеркивает, что для последнего важно как можно более раннее вмешательство, а особенно для развития речи и познавательных способностей. Этот процесс идет значительно медленнее у детей старшего возраста, но он считает, что при достаточном терпении родителей это лечение принесет огромную пользу и детям старшего возраста. Он призывает использовать поведенческие терапии, которые дают мозгу поток импульсов и в сочетании с терапией стимуляции МТ способствуют росту нейронов. В реальности, эти терапии рекомендуются вне зависимости от того, какое биомедицинское лечение получают наши дети с расстройствами аутичного спектра.
Как уже говорилось, большая часть DAN!-протокола хелирования и мой собственный подход к лечению заключаются в лечении кишечника и оптимизации питательного статуса. Этот подход также способствует взаимодействию глутатиона и металлотионеина, описанному доктором Уолшем. Последние отчеты центра Пфайфер говорят о том, что дети с большим содержанием тяжелых металлов, которые предварительно прошли хелирование и вывели металлы, часто реагируют на лечение лучше и имеют меньше побочных эффектов на программу стимуляции МТ.
Очевидно, что нужны дальнейшие исследования и документы, и они появляются. На данный момент ситуация такова, что многим детям помогает протокол лечения, описанный в этой книге. Как видно из данных, представленных NIH и IOM, чем раньше начать процедуру детоксикации, а также поведенческие терапии - одновременно с лечением кишечника и вводом питательных веществ - тем больше шансов, что состояние ребенка существенно улучшится.
Остается много проблем и вопросов относительно детоксикации. Мнения уважаемых врачей по поводу оптимальной частоты и дозировки хелаторов все еще расходятся. Все больше врачей используют DMPS, хотя это лекарство официально не было испробовано на детях. Многие из нас согласны, что прием небольших доз внутрь безопасен и эффективен; но мнения о безопасности 4-часового графика приема расходятся. Исследовать новые способы восстановления механизмов детоксикации у всех нас, действительно, очень интересно, и мы еще больше узнаем об этом в ближайшее время. Некоторым детям, которые страдают от трудноизлечимых кишечных инфекций, может пойти на пользу более медленный пошаговый метод ввода питательных веществ, предложенный доктором Уолшем и другими. Я все же склоняюсь к мысли, что некоторым детям, которым уже введены питательные вещества, все же стоит пройти хелирование для максимального выздоровления. Я подозреваю, что даже после успешного хелирования или программы стимуляции синтеза МТ некоторым детям с расстройством аутичного спектра необходимо продолжать принимать некоторые питательные добавки, чтобы не допустить повторного накопления тяжелых металлов. Очевидно, что на эти вопросы нельзя ответить однозначно, и мы видим, что из всех детей с аутичными расстройствами разные группы детей в зависимости от возраста, состояния кишечника, уровня токсинов и других факторов могут лучше реагировать на один или другой протокол.
Перевела Maria Tcherniakova
[1] DMSA, торговое название Хемет, изготовитель Санофи Фармасьютикалз, это 2,3-димеркаптосукциновая [димеркаптоянтарная] кислота
[2] Институт изучения аутизма, "Согласованная позиция DAN! -врачей по выведению ртути" ( DAN! Mercury Detoxification Consensus Group Position Paper), май 2001 года, автор основных положений и введения - Бернард Римланд, доктор наук, директор института, http://www.autism.com/ari/mercuiydetox.html
[3] Эдельсон Ш. Б., Кантор Д. С. "Аутизм: воздействие ксенобиотиков" ( Autism: xenobiotic influences), издание "Токсичные вещества и здоровье", 1998 г., №l4, стр.553-563
[4] Институт изучения аутизма "Согласованная позиция DAN! -врачей по выведению ртути" ( DAN! Mercury Detoxification Consensus Group Position Paper), май 2001 года, автор основных положений и введения - Бернард Римланд, доктор наук, директор института, http://www.autism.com/ari/mercuiydetox.html
[5] Shaw, William, 2002, New revised edition of Biological Treatments for Autism and FDD
[6] Jyonouchi H, Sun S, Itokazu N. Innate immunity associated with inflammatory responses and cytokine production against common dietary proteins in panients with autism spectrum disorder. Neuropsychobiology 2002;46(2):76-84
Jaquelyn McCandless