Консультация детей, ставших жертвами насилия.
К основным целям психологического консультирования (психотерапии) детей, ставших жертвами семейного насилия, относятся следующие:
- формирование позитивной «Я-концепции» у ребенка, пострадавшего от насилия;
- совершенствование умений такого ребенка, навыков и способностей, позволяющих идентифицировать его мысли, чувства, поведение для установления доверительных отношений с другими людьми;
- восстановление у жертвы чувства собственного достоинства и положительного представления о самой себе;
- развитие и совершенствование социальных качеств личности;
- формирование способности к большему самопринятию;
- выработка способности к самостоятельному принятию решений.
В процессе консультирования таких детей для психолога чрезвычайно важно установить контакт с ними, причем акцент следует сделать на постоянной демонстрации заботы о ребенке. Скорее всего, он будет постоянно проверять, адекватными и неадекватными способами, насколько психолог в действительности о нем заботится.
В целом принципы работы психотерапевта с детьми, пострадавшими от насилия, могут быть представлены в виде следующего обобщения:
- психолог искренне интересуется ребенком, строит теплые и заботливые отношения с ним;
- он создает у ребенка чувство психологической безопасности, защищенности и той дозволенности, которая позволит свободно исследовать и выражать свое Я;
- он принимает ребенка безусловно и не требует от него никаких изменений;
- он понимает уникальность каждого, демонстрируя свое уважение;
- он верит в способность пациента быть самостоятельным и нести ответственность за собственные действия и поступки;
- он уважает способность ребенка решать свои личные проблемы и позволяет ему делать это;
- он понимает, что каждый пациент имеет свой потенциал и темп изменения и ценит постепенность терапевтического процесса, не пытаясь его ускорить;
- он знает, что мудрость ребенка важнее его знаний, и позволяет ему быть лидером во всех областях отношений;
- в ходе психологического консультирования он устанавливает только те ограничения, которые помогут ребенку принять ответственность за себя.
Специалисты в области работы с детьми, подвергшимися сексуальному или физическому насилию, полагают, что общепринятой формулы кризисного вмешательства в данном случае не существует. Интервенции в форме кризисного вмешательства и краткосрочное психологическое консультирование эффективны в случае единичного инцидента, однако при длительном насилии необходима долгая работа, причем не только с ребенком, а со всей его семьей.
В целом специалисты придерживаются эклектичного подхода к работе с такими детьми. Самым подходящим вариантом работы тут является мультимодальная модель консультирования, в которой сочетаются три основные психотерапевтические направления. Это работа с мыслями, работа с эмоциями и работа с поведением. При этом выбор консультантом конкретного метода в практической работе зависит от:
- возраста ребенка;
- стадии консультирования (то есть над чем в данный момент идет работа: над мыслями, эмоциями или поведением);
- уровня когнитивного развития ребенка.
При работе с детьми, пережившими насилия, наиболее часто используются следующие психотерапевтические подходы: психоаналитическое консультирование, терапия реальностью, клиент-центрированная терапия, гештальт-терапия, рационально-эмоивная, а также когнитивно-бихевиористкая терапия, адлерианская терапия, психосинтез, наконец различные направления игротерапии и прт-терапии.
Консультирование лучше проводить в игровой или неформально обставленной комнате, нежели в кабинете, классе. Это способствует снятию, усиливает чувства безопасности и контроля над ситуацией. Считается, что процесс консультирования идет успешнее, если дети могут контролировать дистанцию между собой и взрослым, поскольку взрослые бывают чересчур агрессивными, инициируя разговор с ребенком. При этом консультант должен служить примером обязательности, то есть не опаздывать и по возможности, не переносить время встреч, поскольку это может быть интерпретировано как отсутствие интереса или породить беспокойство, раздражение. Психолог должен быть готов отдать ребенку все свое внимание, освободившись от посторонних мыслей и забот. Вполне естественно, что ребенок – жертва насилия испытывает особый страх при встрече с незнакомым взрослым и при посещении нового места. Иногда он даже не знает, куда и зачем его ведут родители (учителя). Все это может вылиться в изначальное недоверие к психологу и формирование негативных ожиданий.
Обычно мотивация встретиться с психологом у ребенка отсутствует. Даже получив травму, он стремится получить позитивные мысли и чувства и избегает негативных, поэтому визит к специалисту вряд ли станет для него приятным. Исключение составляют те случаи, когда дети уже знакомы со школьным психологом, проводившим, например, групповые занятия (если с ним были сформированы доверительные отношения).
Дети, перешившие сексуальное насилие, обычно являются самыми трудными клиентами, чем дети, пережившие насилие физическое или эмоциональное. Тем не менее, все они научились не доверять окружающим, поскольку испытывали сильную боль от тех, кого любили. Это означает, что первичное установление контакта специалиста с ребенком, равно как и дальнейшее формирование доверительных отношений, будет нескорым и непростым.
Выбор подхода к психологическому консультированию жертв насилия зависит от того, какие у детей существуют проблемы в когнитивном, аффективном и поведенческом плане. Чаще всего у них наблюдаются отклонения во всех вышеуказанных сферах:
- на когнитивном уровне: низкая самооценка, иррациональные, разрушительные мысли; проблемы с принятием решения; проблема с поиском выхода из сложных ситуаций;
- на аффективном уровне: гнев, злость, тревожности, чувство вины, страх перед отвержением, фобии, депрессия;
- на поведенческом уровне: драки, слезы, низкая успеваемость, ночные кошмары, изоляция от окружающих, конфликты с другими людьми.
Дети, также как и взрослые, избирают следующие формы сопротивления: отказываются говорить, отрицают, что проблема насилия существует, отказываются обсуждать больные темы, говорят о чем-то несущественном, избегают контакта глаз, опаздывают или пропускают встречи, невербально закрываются, разговариваю враждебно, не идут на контакт с психологом (например, прячутся за мебель) и пр.
Специалисту потребуется немало терпения и устойчивости к фрустрациям при работе с такими детьми, особенно если ребенок рассматривает психолога как часть системы (часть мира взрослых или школы), которая причиняет ему боль. Основная задача специалиста – быть заодно с ребенком, чтобы помочь ему.
Посттравматическая интервенция в кризисную ситуацию ребенка-жертвы насилия должна начинаться с первичной беседы, которая предполагает решение следующих задач:
- сбор информации для подтверждения факта насилия и установления его виновника;
- конкретизация плана беседы, предполагающего исключения возможности оказания на ребенка давления со стороны как специалиста, так и любого другого лица;
- выбор места, а также создание оптимальных психологически комфортных условий для интервьюирования детей, пострадавших от насилия.
Первичное консультирования может включать в себя информирование, выслушивание, элементы внушения, убеждение, различные формы эмоциональной и психологической поддержки.
До начала беседы необходимо произвести сбор информации из различных источников о случившемся для выяснения характера перенесенного насилия, обстоятельств его совершения, личности подозреваемого и реакции ребенка на произошедшее.
Необходимо получить сведения и о семье ребенка, включая информацию об отношениях его родителей между собой, с родственниками и детьми, распорядке дня, интересах и увлечениях. Целесообразно получить информацию о пострадавшем из его детского учреждения: узнать. Как он учится, каковы его отношения со сверстниками, каков он по характеру, не было ли в последнее время эпизодов немотивированного изменения его поведения. Эти сведения помогут дополнить рассказ ребенка и увидеть случившееся в более широком контексте. Необходима информация из медицинских учреждений, позволяющая оценить интеллектуальное и физическое развитие этого пациента, данные о перенесенных заболеваниях, частоте и причинах обращения за медицинской помощью и пр. Эти сведения необходимы для того, чтобы в дальнейшем оптимально спланировать беседу, которая для ребенка, как правило, является тяжелым испытанием. До начала беседы следует составить себе план интервьюирования, в котором должны быть указаны наиболее важные вопросы, требующие уточнения. Следует задавать только те вопросы, которые соответствуют уровню развития ребенка, то есть будут понятны ему с учетом его уровня интеллектуального развития Важным этапом подготовки является время планирования беседы и определение оптимальной продолжительности. Так, для дошкольников она не должна превышать 30 минут. Если не удается получить необходимые сведения в ходе первой беседы, то в этом случае целесообразно провести повторное, дополнительное интервью с тем же консультантом.
При планировании беседы необходимо учитывать и готовность ребенка к признанию. По этому основанию дети делятся на четыре группы:
- те, кто готов рассказать о случившемся одному или нескольким людям;
- те, кто может сделать лишь частичное признание (обычно они, либо преуменьшают, либо скрывают информацию о насилии);
- те, кто психологически не готов к признанию, так как факт насилия был открыт без их воли и участия;
- те, в отношении которых факт насилия только подозревается, причем они сами по разным причинам не хотят говорить о случившемся.
К основным мотивам отказа детей от сообщения информации о факте перенесенного ими насилия можно отнести: общее недоверие к взрослым, а также ожидание новых неприятностей с их стороны, чувство стыда или боязнь того, что окружающие станут хуже к ним относиться; страх или привязанность к насильнику, опасение огорчить родителя, не совершающего насилие, боязнь возможности развода родителей и т.д.
Место, выбранное для проведения беседы, должно в первую очередь отвечать удобству ребенка. Например, нецелесообразно создавать атмосферу «казенного дома», однако и избыток игрушек в комнате для беседы не допускается. Для создания оптимальных условий, особенно при работе с маленькими детьми, стоит воспользоваться куклами, которые нередко помогают ребенку рассказать, что с ним произошло.
При выборе времени беседы обязательно учитывается режим дня, что особенно важно для маленьких детей. Во время сеанса присутствие родителей или лиц, осуществляющих воспитание ребенка, нецелесообразно, поскольку тогда он будет стараться говорить то, что эти взрослые хотят от него услышать. Однако зачастую дети младше шести лет испытывают страх, оставаясь наедине с незнакомцами. В этих случаях можно допустить присутствие близких ребенку людей, которые будут находиться где-то рядом, чтобы он в любой момент мог к ним обратиться.
Проведение интервью – это наиболее сложный и ответственный этап работы с ребенком, пострадавшим от внутрисемейного насилия.
В нем стоит выделить следующие стадии:
- установление консультантом контакта. Разумеется, чтобы добиться доверия ребенка, необходимо длительное время. Поэтому на этапе установления контакта стоит начинать беседу с безопасных тем, например с рассказа о себе и своей роли, разговора о любимых героях книг или телепередач ребенка и т.д.;
- оценка развития ребенка. Сложность задаваемых вопросов, а также используемые взрослыми слова должны соответствовать интеллектуальному уровню развития ребенка и его жизненному опыту. Индивидуальные психологические особенности определяются через анализ соответствия возрасту, развития памяти, запаса знаний, способности понимать происходящие события и уровня психологической зрелости;
- получение информации. Общим принципом интервьюирования любых детей – жертв насилия является получение от них полного объема сведений в виде спонтанного рассказа. Если не удается вызвать ребенка на откровенность, следует задать ему конкретные вопросы о случившемся, используя имеющуюся информацию. Беседа начинается с открытых общих вопросов, после чего следуют целенаправленные уточнения по поводу насилия (о характере насилия, его времени и обстоятельствах, о человеке, его совершившем). Важное значение имеют стимулирующие вопросы, направленные на дополнение уже собранных сведений. Вопросы с несколькими заданными вариантами ответа, а также прямы и наводящие необходимо задавать, если остальные возможности получения информации не дают никакого эффекта.
- завершение беседы. В конце сеанса необходимо выразить признательность ребенку за сотрудничество вне зависимости от того, сколь плодотворной была беседа. Если он взволнован, то необходимо его успокоить, оказать психологическую поддержку, укрепив уверенность в его защищенности. При анализе полученной информации следует учитывать возможность искажения сведений, поэтому важно использовать сразу несколько ее источников. Как правило, дети(из-за отсутствия у них навыка рассказа о сложных событиях) сообщают мало подробностей о насилии, жертвой которого стали. Это делает неизбежным получение дополнительной информации, которую необходимо изучить с максимальной объективностью.
- анализ полученных сведений. Основными принципами такого анализа являются объективность, профессионализм, а также опора на факты. Кроме того, следует проанализировать все возможные искажающие влияния (и искажения в показаниях ребенка) и оценить их интенсивность. В качестве обстоятельств, подтверждающих достоверность показаний, могут выступать данные, полученные при медицинском осмотре, наличие вещественных доказательств, особенности поведения ребенка во время беседы и т.д.
Перечислим теперь общие правила психологической поддержки ребенка, пострадавшего от внутрисемейного насилия. Итак, во время беседы с ним нужно:
- в первую очередь уделить все внимание ему самому, анализу его эмоционального самочувствия;
- установить максимально возможные доверительные, поддерживающие отношения;
- создать условия для адекватного оценивания его личностного потенциала;
- применять многовариантную беседу для обеспечения психологически комфортных для пациента условий;
- обеспечить ему защиту, создав предпосылки для восстановления его личностного статуса, в том числе в глазах близких ему людей.
Если возможно, в первую очередь необходимо провести беседу с родителями или другими членами семьи, что позволит не задавать ребенку вопросов, на которые уже ответили взрослые.
Беседа с взрослыми жертвы насилия должна проводиться на эмоционально положительном и психологически благожелательном настрое, так как вмешательство специалиста в семейную ситуацию обычно вызывает чувства недоверия, отвержения, шок или агрессию.
Чувство вины и самообвинение – также очень типичные реакции, особенно в тех ситуациях, в которых родитель подозревал или знал, что злоупотребление происходит, однако никак не противодействовал этому. В связи с этим специалист должен помочь в прояснении чувств и распознавании определенных внутрисемейных причин, вызывающих те или иные эмоциональные реакции. Чрезвычайно важно не проецировать чувство тревоги на родителя (в противном случае контакт может нарушиться, что не позволит получить достоверную информацию).
В частности, при получении сведений, касающихся сексуального насилия, стоит выяснить имена тех лиц, которые имеют обычно доступ к ребенку и любых лиц, которые подозреваются: кроме того, могут быть привлечены другие факты, касающиеся насильственных действий. Наконец, необходимо оценить способность родителей справляться со стрессовыми ситуациями (используя данные о кризисах этой семьи в прошлом).Такая оценка может быть полезной, чтобы определить их способность защитить ребенка от дальнейшего насилия.
Для облегчения консультирования детей, подвергшихся насилию, существуют следующие общие рекомендации.
1. Определите саму проблему посредством «активного слушания»: для установления контакта с ребенком важно. Как психолог слушает. Нужно помнить о свободной, расслабленной позе тела, это помогает пациенту начать говорить. Когда становится очевидно, что ребенок готов обсуждать проблему, важно услышать три момента:
– в чем состоит проблема, которая не разрешена;
- что чувствует ребенок в отношении этой проблемы;
- чего он ждет от специалиста.
2. Уточните ожидания ребенка. Консультанту важно объяснить, каким из ожиданий он может соответствовать. Например, он не в силах сам покарать насильника. Тем не менее нужно проинформировать ребенка и его родителей (или опекунов) о том, что может сделать психолог, и дать им возможность самим решить, готовы ли они продолжать работу с данным специалистом. Если семья отказывается от помощи, можно предложить обсудить другие варианты получения желательной для ребенка помощи.
3. Узнайте шаги, которые уже были сделаны для решения проблемы. Необходимо помнить, что больше информации можно получить, задавая вопросы открытого, а не закрытого типа. Рекомендуется вместе с ребенком записать на бумаге перечень поступков, которые тот совершал, чтобы решить проблему. Подобный прием важен в том случае, когда специалист хочет помочь пациенту отказаться от действий, которые оказались бесполезными для него или даже разрушительными.
4. Ищите новые пути для решения проблемы. Следующим шагом может стать сессия, на которой психолог, используя метод мозгового штурма, предлагает ребенку придумать как можно больше новых путей решения; в данном случае важно не качество, а количество придуманных способов.
5. Заключите с ребенком договоренность о претворении одной из идей решения его проблемы в действие. Договориться попробовать новые шаги бывает трудно, хотя, если это удается, нередко первые же попытки ребенка предпринять такие действия приносят успех. Важно, чтобы поставленные цели были реалистичны, а главное, чтобы ребенок знал: результаты он обязательно будет обсуждать с психологом. Если что-то не получается, специалист поможет ему найти другие пути выхода из ситуации и не отступится до тех пор, пока конфликт не разрешится.
6. Завершите сессию, попросив ребенка подытожить, что же происходило во время встречи: например, к каким важным идеям вы вместе пришли, какие планы на будущее составили и т.д. Как правило, такое обобщение занимает две-четыре минуты. В начале каждой последующей сессии рекомендуется просить пациента вспомнить, что происходило на предыдущей. Это позволяет, во-первых, обучить его уделять внимание процессу консультирования, и, во-вторых, проверить свою собственную эффективность.
В процессе консультирования специалисту важно запомнить не только то, что именно, например, сказал ребенок, как что он при этом чувствовал. Вся история произошедшего может стать ясной, если вместо задавания вопросов применять технику «активного слушания» и давать ребенку обратную связь в виде предположительных утверждений (гипотез) о том, какие важные мысли и проблемы его занимают. Иногда в своем желании помочь ребенку психологи задают чересчур прямые, директивные вопросы, что вызывает у пациента желание закрыться, полностью уйти от контакта. Безусловно, в психотерапии есть моменты, когда необходимо задавать директивные вопросы с целью уточнения или разъяснения. В таком случае вопросы открытого типа более уместны. Они дают возможность ребенку выбрать то, что для него значимо, и не ограничивают свободы выражения своего мнения. Например, открытый вопрос: «Расскажите мне о своей семье» подразумевает потенциальные ответы на такие вопросы, как «Ты живешь с обоими родителями?», «Кого именно ты включаешь в свою семью?», «Как ты относишься к членам своей семьи?» и т.д.
Необходимо осторожно относиться к вопросу: «Почему?», так как он часто ассоциируется с обвинением «Почему же ты это сделал?». Так, ребенок может интерпретировать подобный вопрос следующим образом: «Почему же ты сделал такую глупость (или ошибку)?». Тогда он начинает защищаться, как будто от него следует дать логическое объяснение своему поступку, хотя на самом деле ответ лежит на уровне подсознания, а задача психолога – помочь пациенту осознать свои мотивы. Обычно ответ на такого рода вопросы позволяет понять только одно: как ребенок использует защитный механизм в виде рационализации, пытаясь сознательно объяснить причины своих действий.
Некоторые ученые подчеркивают, что все вопросы должны быть адекватны уровню развития ребенка, и предлагают следующие рекомендации для постановки вопросов дошкольникам:
- используйте предложения с количеством слов, не превышающим пяти;
- произносите имена чаще, чем местоимения;
- пользуйтесь терминологией ребенка;
- вместо того, чтобы говорить: «Ты понял, о чем я спрашиваю?» - попросите ребенка повторить ваши последние слова;
- не повторяйте вопросы, которых ребенок не понимает, лучше перефразируйте их;
- не задавайте несколько вопросов одновременно;
- после полученного ответа лучше обобщить, что сказал ребенок, нежели задавать следующий вопрос, - таким образом психолог побуждает пациента продолжать обсуждение, расширив свой ответ.
Обобщая, можно сказать, что прежде, чем задавать вопросы, специалисту надо определить, насколько эти вопросы уместны:
- насколько поставленный вопрос позволяет понять ребенка и его проблему;
- насколько он способствует раскрытию и самовыражению пациента.
Несмотря на то, что большая часть профессионалов высказывается в пользу валидности детских воспоминаний о насилии, всегда нужно учитывать склонность детей к преувеличению с целью вызвать к себе симпатию или привлечь внимание взрослых. Следует помнить, что родители могут использовать обвинения в насилии в бракоразводных процессах и при вынесении судебных решений об опекунстве над ребенком.
Лофтуспредположил, что существует всего два источника ложной памяти: это средства массовой информации и навязывание психологом своих гипотез. Ребенок получает информацию о насилии над детьми с экрана телевизора или из разговоров взрослых. Родители могут постоянно предупреждать его об опасности встречи с насильником, а психолог, со своей стороны, может непреднамеренно внести свой вклад в формирование ложной памяти, задавая вопросы, которые как бы подталкивают пациента к утвердительному ответу, или интерпретируя фантазии ребенка в заданном направлении. К сожалению, специалист не владеет никаким прямым инструментарием, который позволил бы определить правдивость маленького клиента, однако тут существует ряд рекомендаций, которые могут помочь:
- не нужно спешить с выводами или опираться только на один какой-то метод при определении того, имело ли место насилие;
- не стоит задавать наводящие вопросы;
- не следует надеяться только на собственную память, особенно если обсуждается болезненная проблема, лучше фиксировать происходящее посредством записей или аудио- и видеотехнологий;
- в случае неясной ситуации лучше консультироваться со специалистами;
- полезно использовать метод свободных ассоциаций;
- сомневаясь, говорит ли ребенок правду, можно попросить: Расскажи мне об этом поподробнее».
Очевидно, что психотерапевтический процесс нужно заканчивать, если цель, поставленная совместно психологом и пациентом, достигнута. На последней сессии обязательно обсуждается следующее:
- что происходило в ребенком в процессе консультирования;
- какая цель была поставлена и достигнута ли она;
- какие изменения ощущает ребенок, что реально в его жизни переменилось (скажем, его отношение к себе или общение с окружающими);
-как пациент будет решать проблему в следующий раз, если она возникнет;
- какие у него планы на ближайшее будущее, чем он собирается заняться, чего хочет достичь.
Ребенку необходимо дать понять, что забота о нем психолога не заканчивается вместе с окончанием консультирования, поэтому терапевт обсуждает время и возможность последующих встреч с пациентом, чтобы узнать о его жизни. Можно попросить ребенка позвонить(написать) и договориться о кратком визите – обычно подобное отслеживание результатов консультирования происходит через месяц или позже, но не позднее, чем через полгода. Помимо этого, психолог при прощании всегда говорит о том, что, если будут возникать какие-то проблемы, дверь всегда открыта: ребенок и его родители могут в любой момент обратиться за помощью.