Техника быстрого лечения фобий.

Прежде всего усвойте и объясните себе два момента:

1.Большинство людей приобретает фобию от одной-единственной ситуации, которая была опасной или же казалась таковой. То, что для проявления страха (боязни) потребовался всего лишь один случай (боязни) потребовался всего лишь один случай, лишь одно испытание, доказывает, что ваш мозг действительно способен быстро научиться, и это облегчает процесс освоения вами новой реакции.

2. Та часть вашей личности, которая все эти годы защищала вас, сохраняя эту фобию, это важная и ценная часть, и вы хотите сохранить ее способность защищать вас в опасных ситуациях, однако отшлифовав и усилив ее способность путем обновления информации.

Получите хотя бы частичный доступ информации о том, что случилось, когда у вас появилась фобия, вспомнив, например, когда последний раз вы перепугались.

Диссоциируйте самого себя, как бы «разнесясь» в три места:

1. Закрыв глаза, представьте себе, что сидите посередине кинотеатра (это будет первая диссоциация) и видите черно-белый слайд со своим изображением на экране (это вторая диссоциация).

2. Мысленно поднимитесь в будку кинооператора, откуда можно увидеть себя сидящим в кресле в зале и наблюдающим за черно-белым изображением на экране (это третья диссоциация). Четко разведите для себя эти три места.

Организуйте для себя просмотр черно-белого фильма. Сейчас вы как будто находитесь в будке кинооператора и смотрите (слушаете) черно- белый фильм о себе самом, описывающий самый первый или самый неприятный случай, когда вы испытали эту фобию. Просмотрите и прослушайте кинофильм целиком, начиная с того момента, который предшествовал неприятному событию, и до конца, когда все снова стало хорошо. Смотрите и слушайте, как наблюдатель со стороны, как вы более молодым проходите через психотравму – так, как будто это случилось с кем-то другим. Когда вы дойдете до того момента, когда все снова станет хорошо, остановите фильм, но продолжайте мысленно смотреть на его последний кадр.

Теперь «впрыгните» в последний кадр фильма, который вы только что остановили, и очень быстро, в течение двух секунд, посмотрите его в обратном направлении в цвете до момента начала неприятных событий. Сделайте все необходимое для предыдущих этапов несколько раз. Проверьте результат и подстройтесь к будущему. Попробуйте снова вызвать состояния фобии, задавшись, например вопросом, что бы случилось, если бы вы оказались в той ситуации сейчас? Если проблемная ситуация все же сохранилась, повторите процедуру, делая ее каждый раз все быстрее, пока от фобической реакции ничего не останется. В заключение подумайте о том, что хотя у вас были фобия, и психотравма, но вы уже далеко ушли от тех конкретных ситуаций, когда все это было. У вас просто не было возможности извлечь из этих ситуаций уроки. Поэтому, когда вы повстречаетесь с подобными ситуациями в будущем, проявляйте определенную степень осторожности, пока вы не изучите их в достаточной для безопасности степени.

ВИКТИМОЛОГИЯ НАСИЛИЯ.

Насилие в плане совершения криминальных преступлений мы с вами рассмотрели отдельно, сегодня мы рассмотрим такие специфические виды насилия, как насилие над детьми, семейное насилие, сексуальное насилие, школьное насилие и моббинг (насилие на рабочем месте).

НАСИЛИЕ НАД ДЕТЬМИ.

Дети, являясь самой незащищенной и уязвимой социальной группой, часто оказываются в зонах стихийных и природных катастроф или военных действий, а также становятся жертвами физического, сексуального и эмоционального насилия. По данным ООН, от произвола родителей ежегодно страдают около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый десятый из них умирает, а 2000 кончают жизнь самоубийством.

Проблема психотравмирующего влияния насилия на личность ребенка имеет не только психологический, но также социальный и юридический аспекты, однако в России ее изучению пока уделяется недостаточно много внимания.

Такое насилие классифицируется по нескольким параметрам. Оно может быть:

- явное или скрытое (косвенное) – в зависимости от стратегии поведения обидчика;

- происходящее в настоящем или случившееся в прошлом;

- единичное или множественное, длящееся долгие годы;

- имеющее место дома – со стороны родственников, или в школе – со стороны педагогов, или на улице – со стороны незнакомых детей и взрослых (здесь определяющим фактором является место происшествия и характер окружения).

Наибольшее распространение получила следующая классификация насилия, предложенная в работе Асановой.

Физическое насилие - это любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет. Физическое насилие выражается в форме ударов по лицу и другим частям тела, тряски, толчков, затрещин, удушения, пинков, заключения в запертом помещении, избиения ремнем, веревками, причинение увечий тяжелыми предметами и ножом. Физическое насилие включает в себя вовлечение ребенка в употребление наркотиков и алкоголя, дачу ему отравляющих веществ, медицинских препаратов, вызывающих одурманивающий эффект (например, снотворных, непрописанных врачом – пример – няня), а также попытки утопления.

Сексуальное насилие – использование любого ребенка взрослым или другим ребенком для удовлетворения своих сексуальных потребностей либо получения выгоды. Сексуальное насилие включает половое сношение, оральный и анальный секс (в том числе инцест), взаимную мастурбацию и другие телесные контакты с половыми органами. К сексуальному насилию в форме сексуального развращения также относятся: вовлечение ребенка в проституцию или порнобизнес, обнажение перед ребенком своих половых органов и ягодиц и подглядывание за ребенком, когда он этого не подозревает в то время, когда он раздевается либо отправляет естественные нужды.

Пренебрежение интересами и нуждами ребенка означает отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей (в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи) со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность и пр.) либо без них. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит е несчастным случаям, отравлениям и другим опасным для жизни и здоровья ребенка последствия (пример – оставление ребенка в автомашине на жаре в США).

Психологическое насилие – постоянное или периодическое оскорбление ребенка словами, угрозы ему со стороны родителей, опекунов, учителей и воспитателей, унижение человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация своей нелюбви и неприязни. К этому виду насилия относятся также постоянная ложь и обман (в результате чего ребенок теряет доверие к взрослым) и предъявление таких требований, которые не соответствуют возрастным возможностям личности. Как отдельная форма выделяется эмоциональное насилие, хотя некоторые исследователи полагают, что в основе любого вида насилия, в том числе и сексуального, лежит именно эмоциональное насилие: депривация, отвержение, которое оказывается «особенно коварным» и «причиняет значительный ущерб развитию личности и формированию механизмов совладания».

Как правило, ребенок-жертва страдает одновременно от нескольких форм насилия, то есть он переживает «много форм насилия сразу». Так, для детей, страдающих от инцеста, неизбежными являются сопутствующее разрушение семейных отношений и доверия к семье, манипуляции, а зачастую и запугивание со стороны родителя-насильника, квалифицируемые как психологическое насилие. Дети и взрослые, ставшие жертвами изнасилования, часто переживают вдобавок к нему физическое (избиение) и эмоциональное (угрозы убить или покалечить) насилие.

Пренебрежению к детям и насилию над ними способствуют определенные социальные и культурные условия:

1.Отсутствие в общественном сознании четкой оценки физических наказаний.

2.демонстрация насилия в средствах массовой информации.

3.То, что право граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, закрепленное в Конституции РФ, не позволяет своевременно установить факт насилия и осуществить вмешательство.

4.Отсутствие эффективной превентивной политики со стороны государства.

5.Неготовность общества увидеть в насилии социальную проблему.

6.Низкая правовая грамотность населения.

7.Плохая осведомленность детей о своих правах (для сравнения Финляндия – лекции о правах ребенка и необходимости извещать органы опеки и полицию о применении к ним насилия).

8.Несовершенство законодательной базы.

В нашей стране проводится исключительно активная борьба против насилия над детьми, однако зачастую эти преступления остаются латентными, так как дети не жалуются, хотя примеры – детские сады, няни, учителя...

Есть различные современные теории, пытающиеся объяснить причины насилия над детьми в семье. Например, социологическая модель рассматривает влияние социокультурных факторов на риск возникновения насилия подобного рода. К таким факторам обычно относят стереотип семейных отношений, усвоенный еще в детстве и принятых в данной социальной группе, а также жилищные и материальные условия семьи. С психиатрической (или медицинской) точки зрения жестокое обращение с ребенком или пренебрежительное отношение к нему – это следствие патологических изменений в психике родителей, их деградации, алкоголизации. Социально-психологический подход объясняет проявление насилия личным жизненным опытом родителей, их травмированным детством. Психологическая же теория основывается на представлении, согласно которому ребенок и сам «участвует» в создании предпосылок для жестокого обращения, что автоматически выливается в следующую концепцию: плохое обращение с ним является конечным результатом деструктивных детско-родительских отношений. Интегрируя все подходы в комплексную модель, насилие можно трактовать как многомерный феномен, порождаемый взаимодействием сразу нескольких элементов: Личностных особенностей родителей и ребенка, внутрисемейных процессов, стрессов, вызываемых социально-экономическими условиями и обстоятельствами общественного характера.

Среди главных социально-экономических факторов риска насилия в семье выступают: - низкий доход;

- безработица, временная работа, низкий трудовой статус родителя (особенно отца);

- многодетность;

- молодость родителей;

- неполнота семьи;

- принадлежность к группе социальных меньшинств;

- плохие жилищные условия;

- отсутствие социальной помощи от государства и общественных организаций.

Факторы риска, обусловленные структурой семьи и принятой в ней моделью общения, таковы:

- неполнота семьи; - присутствие в семье отчима или тот факт, что оба родителя – приемные; - конфликтные или насильственные отношения между членами семьи; - наличие проблем между супругами (сексуальная неудовлетворенность, отсутствие или недостаток эмоциональной поддержки, ревность; - передача одной и той же модели из поколения в поколение (родители, испытавшие или видевшие в детстве насилие, склонны к нему при общении со своими детьми; с раннего возраста они усвоили паттерн агрессивного поведения по отношению к другим людям, членам своей семьи в частности и теперь применяют его); - наличие проблем во взаимоотношениях родителей и ребенка; - эмоциональная и физическая изоляция семьи.

Факторы риска, обусловленные личностью родителя, следующие:

- ригидность, доминирование, тревожность, привычная раздражительность родителя (особенно связанная с провоцирующим поведением со стороны ребенка), низкая самооценка, депрессивность, импульсивность, зависимость, неспособность такого взрослого к эмпатии и открытости, низкая толерантность к стрессу, эмоциональная лабильность, агрессивность, замкнутость, подозрительность, наличие проблем с самоидентификацией.

- негативное отношение родителя к окружающим людям и неадекватные социальные ожидания в отношении ребенка: такие взрослые оценивают поведение детей как сильный стрессор, их отличает недовольство и негативное самоощущение, и, кроме того, они часто чувствуют себя несчастными, недовольными семейной жизнью и страдающими от стресса;

- низкий уровень социальных навыков родителя (то есть отсутствие у него умения вести переговоры, решать конфликты и проблемы, совладать со своим стрессом, просить о помощи); в этом случае работают механизмы психологической защиты; наличие проблемы отрицается, соответственно не принимается и помощь, и насилие над детьми является семейным секретом, который тщательно скрывают и открыто не обсуждают, поскольку это вызывает страх обвинения, стыд, вину и т.д.;

- нарушения в психическом здоровье родителя: выраженные психопатологические отклонения, нервозность, депрессивность, склонность к суицидам и т.п. (все это увеличивает риск применен7ия насилия в отношении детей);

- алкоголизм/наркомания родителя и вытекающие из них психофармакологические проблемы (аффективные нарушения, такие как агрессивность, гиперсексуальность, раздражительность, нарушение координации, ослабленный контроль над своим поведением, неспособность к критическому мышлению, изменение личности и пр.);

- проблемы со здоровьем у родителя (патологически протекающая или прерванная беременность, тяжелые роды – все это влияет на нервную систему и делает женщину менее устойчивой к стрессору);

- неспособность родителя к сложным эмоциям, его умственная отсталость (взрослый не всегда понимает состояние ребенка – например, когда ребенок болен- поэтому может оставить его без необходимой помощи);

- неразвитость родительских навыков и дефицит соответствующих чувств (обычно эта проблема характерна для молодых, а также умственно отсталых и психически больных родителей); молодой родитель нервозен, так как всегда испытывает страх, что не справится со стоящими перед ним задачами, причем депрессия и тревога снижают его толерантность к стрессу и способность справляться с возникающими в ходе воспитания трудностями.

Исследования ученых выявили целый ряд особенностей ребенка, вызывающих в родителе недовольство, раздражение и следующее за этим насилие. Высокий риск стать жертвами насилия имеют дети со следующими особенностями:- они родились нежеланными либо после потери предыдущего ребенка;

- они были недоношены или имели при рождении низкий вес/;

- они растут в многодетной семье, в которой промежуток между рождениями детей был небольшим (не более года);

- они обладают врожденными или приобретенными увечьями, низким интеллектом, имеют нарушения здоровья (наследственный синдром, хроническим, в том числе психические заболевания);

- им свойственны различные расстройства, а также нетипичные варианты поведения (например, раздражительность, гневливость, импульсивность, гиперактивность, непредсказуемость, нарушения сна, энурез);

- у них есть некие неприятные свойства личности (требовательность без насыщения, замкнутость, апатичность, равнодушие, зависимость, сильная внушаемость);

- их привычки действуют на нервы родителям;

- они обладают низкими социальными навыками;

- их внешность отличается от обычной, или они имеют неприемлемые для родителей особенности (например, они не «того» пола);

- их вынашивание и рождение было тяжелым для матерей либо они часто болели и были разлучены с матерью в течение первого года жизни.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ.

Эмоциональное насилие над ребенком – это любое действие, которое вызывает у него состояние эмоционального напряжения, что подвергает опасности нормальное развитие его эмоциональной жизни.

Обычно на успех ребенка родители реагируют похвалой, чувством гордости и радости. Но иногда взрослые откликаются и противоположным образом: равнодушием и раздражением. Сперва это вызывает у детей смешанные чувства. В дальнейшем ребенок, которому неоднократно приходилось сталкиваться с неадекватными реакциями родителей в ответ на свое положительное поведение, быстро теряет мотивацию к достижениям и сопровождающее успех чувство гордости. Он делает вывод, что проявлять радость по поводу своих достижений опасно и неправильно. К эмоциональному насилию относятся следующие действия по отношению к ребенку:

- игнорирование эмоциональных потребностей ребенка;

- изоляция, то есть отчуждение его от нормального социального общения;

- угрюмость, отказ от обсуждения проблем;

- «торговля запретами» (например, если ребенок в определенное время не выполнил уроки и не убрал постель, за этим на определенное время следует запрет смотреть телевизор или гулять);

- оскорбление;

- терроризирование (неоднократное оскорбление ребенка словами и формирование у него стабильного чувства страха);

- поддержание атмосферы постоянного напряжения, запугивания и угрозы;

- брань, издевки;

- запугивание наказанием («Еще одна двойка или очередная выходка в школе – и я возьмусь за ремень»);

- моральное разложение (коррумпирование), привлечение и принуждение ребенка в действиям, которые противоречат общественным нормам, наносят ущерб личности (это может быть совершение краж, употребление алкоголя или наркотиков).

Наличие эмоционального насилия над ребенком можно заподозрить в том случае, если вы заметите, что родитель постоянно:

- предъявляет у ребенку завышенные требования, с которыми тот не в состоянии справиться, что формирует низкую самооценку и приводит к фрустрации;

- чрезмерно сурово наказывает ребенка;

- чрезвычайно критичен и постоянно обвиняет его;

- злится и ведет себя устрашающе.

Наличие эмоционального насилия можно предположить и на основе ряда особенностей в поведении ребенка, например, если он:

- эмоционально невосприимчив, равнодушен;

- грустен, субдепрессивен или у него выраженная депрессия;

- сосет пальцы, монотонно раскачивается (так называемые аутоэротические действия);

- замкнут, задумчив или наоборот агрессивен;

- «приклеивается» к любому взрослому в поисках внимания и тепла;

- испытывает ночные приступы страха, плохо спит;

- не выказывает интереса к играм.

Физиологические реакции ребенка также могут свидетельствовать о том, что он является жертвой эмоционального насилия. Сюда относятся:

- ночной и дневной энурез (недержание мочи);

- психосоматические жалобы на головную боль или боли в животе и области сердца, на плохое самочувствие и т.д.;

- замедленное физическое и общее развитие.

Пример: Есть такая книга Каролин Эльячефф и Натали Эйниш – «Дочки –матери. 3-й лишний?». В ней показываются различные варианты построения взаимоотношений между матерью и дочерью исходя из характерологических особенностей матери и приводятся примеры таких отношений на основе известных кинофильмов или книг.

И вот пример эмоционального насилия матери над дочерью в форме эмоционального отверженияя хочу вам привести из этой книги. В фильме Ингмара Бергмана «Осенняя соната» такая мать - Шарлотта относится к категории «в большей степени женщин, чем матерей». Она – мать – звезда, виртуозная пианистка, и профессиональный успех стал единственным смыслом ее жизни. У нее есть две дочери - Ева и психически больная Хелен. Суть сюжета – в раскрытии отношений матери Шарлотты и дочери Евы, которые встретились после многолетней разлуки и между которыми возникает сначала скрытый, затем открытый конфликт по поводу их взаимоотношений. Первоначально Шарлотта предстает очаровательной женщиной, великой пианисткой, рядом с которой находится ее дочь – во всех смыслах – и внешне и с точки зрения таланта посредственность, которая оттеняет величие матери. Но постепенно в ходе развития сюжета - в течение одной только ночи - открывается детство Евы – полное отвержение со стороны матери, игнорирование любых ее эмоциональных потребностей. Ева вспоминает об одном только эпизоде, которых иллюстрирует ее детство: «Шарлотта играет на фортепиано, она работает. Маленькая Ева слушает за дверью. Проходит много времени, прежде чем музыка затихает, и во время этого долгожданного перерыва дочь осмеливается войти, чтобы принести Шарлотте кофе. Мать бросает, наконец, на нее мимолетный взгляд, располагается на диване и раскрывает журнал, за которым прячется ее лицо. Девочка сидит на коленях в нескольких метрах от матери и, застыв в неподвижности, неотрывно смотрит на нее – вся внимание. «Ну, иди. Иди, поиграй на улице!» бросает ей вскользь мать, так и не взглянув на нее. Это все. Эта ледяная холодность, эта неприступность производят на девочку сильнейшее впечатление и погружают в бездонное ощущение собственной неполноценности («Что я сделала не так?»), заставляют ее почувствовать себя нежеланной и даже усомниться в собственном существовании (а есть ли я на самом деле?). Ребенок способен очень эффективно отвлечь взрослого, поглощенного работой, но ошеломляющее материнское безразличие, ее отказ признать само существование дочери провоцирует у Евы глубинное расстройство, которое и составляет предмет исследования: дочь проникает в психическое состояние матери и с этого момента она вынуждена защищаться от ощущения небытия.

Но воспоминаний недостаточно, чтобы понять, тем более, чтобы высказать правду: нужны слова, те слова, которые Ева, наконец решается бросить в искаженное лицо матери, пока длится эта ночь, о которой рассказывает нам Бергман. Мало-помалу Шарлотта теряет в глазах зрителей всю свою привлекательность сильной личности по контрасту с дочерью, которая предстает все более интересной, глубокой и красивой. В те минуты, когда она отказывает умоляющей матери в прощении и даже не позволяет ей к себе прикоснуться, Ева проявляет себя как взрослая женщина, которой не была до сих пор.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ.

Психологическое насилие, несмотря на всю его схожесть с эмоциональным, выделяется учеными в отдельную категорию. Психологическое насилие – это совершение по отношению к ребенку действий, которое тормозит развитие его потенциальных способностей.

Так, к психологическому насилию относят частые конфликты в семье, а том числе по вопросам воспитания детей и непредсказуемое, авторитарное либо манипулятивное поведение родителей по отношению к ребенку. Из-за подобного душевного насилия тормозится его интеллектуальное развитие, а также ставится под угрозу адекватное развитие познавательных процессов и адаптационной способности. Он становится легко раним, снижается его способность к самоуважению. В итоге ребенок развивается социально беспомощным, легко попадает в конфликтные ситуации и с большей степенью вероятности будет отвергаться ровесниками.

Английский психолог Алиса Миллер в 1980 году в книге «Для твоего собственного блага» сформулировала определение так называемой отравляющей педагогики – это комплекс воспитательных воздействий, которые ведут к развитию травмированной личности:

- родители – хозяева зависимого от них ребенка;

- они определяют, что хорошо, а что плохо;

- ребенок несет ответственность за их гнев - если они сердятся, виноват он);

- родители всегда должны быть защищены;

- детское самоутверждение в жизни создает угрозу автократическому родителю;

- ребенка надо сломить, и чем раньше, тем лучше;

- все это должно произойти, пока ребенок еще совсем маленький, не замечает этого и не может разоблачить взрослых.

Методов, которыми можно добиться послушания, множество: психологические ловушки, обман, двуличность, увертки, отговорки, манипуляции, тактика устрашения, отвержение, лишение любви, изоляция, недоверие, унижение, позор, вплоть до истязания, а также обессмысливание и обесценивание всего того, что ребенок делает в семье ( «У тебя руки не из того места растут – лучше ничего не делай», «Все равно у тебя ничего хорошего не получится!»).

Основываясь на этих правилах, «отравляющая педагогика» формирует у детей следующие деструктивные установки, представления и мифы:

- любовь – это обязанность;

- родители заслуживают уважения по определению, то есть просто потому, что они родители;

- дети не заслуживают уважения лишь потому, что они дети;

- высокая самооценка вредна, а низкая – делает людей альтруистами;

- нежность(сильная любовь) вредна;

- удовлетворять сильные желания неправильно, а суровость, грубость и холодность – хорошая подготовка в взрослой жизни;

- лучше притворяться благодарным, чем открыто выражать неблагодарность;

- то, как ты себя ведешь, важнее того, что ты на самом деле собой представляешь;

- родители не переживут, если их обидят;

- родители не могут говорить глупости или быть виноватыми;

- родители всегда правы, они не могут ошибаться.

Добросовестное следование правилам «отравляющей педагогики» формирует зависимую личность с низкой социальной толерантностью, ригидную и с «убитой душой», которая, вырастая, сама становится «душегубом» для других. Родители совершенно искренне убеждены, что делают все это для блага ребенка, при этом его калеча. Законы межпоколенной передачи неумолимы: все повторится опять, но уже в новом поколении.

А. Миллер выделила среди родительских мотивов следующие:

- бессознательную потребность перенести на другого унижение, которому огни сами когда-то подвергались;

-потребность дать выход подавленным чувствам;

-потребность обладать живым объектом для манипуляций, иметь его в собственном распоряжении;

- самозащиту, в том числе потребность идеализировать свое собственное детство и родителей посредством догматического приложения (или переноса) родительских педагогических принципов на своего ребенка;

- страх проявлений, которые в них самих когда-то были подавлены и которые они видят в собственных детях (они должны быть уничтожены в самом зародыше);

- желание взять реванш за ту боль, которую родитель когда-то пережил.

Очевидно, что если присутствует хотя бы один из вышеперечисленных мотивов, то шанс изменить родительский паттерн поведения достаточно невелик.

Однако все это не означает, что дети должны воспитываться безо всяких ограничений. Ненасильственная коммуникация основывается на уважении со стороны взрослых, терпимости к детским чувствам и естественности педагогических воздействий (зависимости от педагогических принципов), а не вседозволенности.

Второй вид психологического насилия над ребенком – это семейные конфликты, и в первую очередь, связанные с воспитанием ребенка. Любая семья в процессе своей жизнедеятельности сталкивается с проблемными ситуациями, разрешение которых осуществляется в условиях противоречивости индивидуальных потребностей, мотивов и интересов ее членов. Указанные проблемные ситуации разрешаются через конфликт.

Термин «конфликт» происходит от латинского «conflictus» - «столкновение» и означает противоборство противоположных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов, серьезное разногласие. Классификация возникающих между супругами конфликтов может быть произведена в зависимости от того, в какой из сфер их жизни возникают противоречия.

Однако важнейшей поводом для супружеских конфликтов является появление в семье ребенка, а первое место среди всех видов конфликтов между супругами занимают конфликты, связанные с воспитанием ребенка.

Как отмечает Линда Берг-Гросс «на своем пути супруги сталкиваются с некоторыми расхождениями, но ни одно из них не имеет такого значения, как решение иметь детей». Установлено, что за то время, когда супруги занимаются воспитанием детей, возрастает число конфликтов между ними в основном за счет возникновения споров, связанных с воспитанием детей и в связи с этим снижается уровень удовлетворенности супружескими отношениями. По мнению Б.Т. Херсонского и С.В. Дворяка зачастую между супругами возникает конфликт по поводу самого факта появления ребенка. Однако с рождением ребенка ситуация в семье усложняется еще больше, так как в семье возникает необходимость изменения ролевой структуры – помимо ролей мужа и жены появляются родительские роли, а в то же время адаптация супругов к родительским ролям происходит не всегда безболезненно.

Иногда молодые родители, не желая принимать на себя родительские обязанности, передают своего ребенка на воспитание собственным родителям. Однако, если воспитанием занимается бабушка, значит, она становится главной для ребенка, и ее воспитательное мнение является определяющим. Спохватившись через несколько лет, родители преимущественно безуспешно пытаются вернуть себе утраченные педагогические позиции и оказываются под бременем двойного потенциального конфликта. Первый конфликт с бабушкой, которая привыкла считать себя мамой внука, второй конфликт с собственным ребенком, который уже не считает родителей своими самыми близкими людьми

По мнению Сысенко В.А., основными причинами возникновения супружеских конфликтов, связанных с рождением ребенка являются неготовность, а в ряде случаев нежелание изменять себя и свой жизненный уклад вслед за изменяющимися жизненными условиями, эгоистическая позиция в браке, выражающаяся в нежелании принимать на себя обязанности по воспитанию ребенка, незнание супругами азов эмоционального общения в семье, неумение супругов общаться друг с другом, а также разобраться в причинах, вызывающих нежелательное поведение одного из них, в результате чего возникает взаимное непонимание. Н.В. Гришина и Л.Б. Шнейдер, также, как и В.А. Сысенко считают, что основное влияние на возникновение конфликтов в сфере воспитания детей оказывает наличие неэффективных стратегий поведения, которые не способствуют благополучному разрешению конфликта.

Кроме того, принципиальное значение имеет то, какими были отношения между супругами до появления ребенка. Коуэн и Коуэн провели исследование 100 партнеров, когда те переходили в категорию родителей и сделали важный вывод по результатам исследования: партнеры, у которых возникало наибольшее количество трудностей, связанных с адаптацией к родительским функциям и необходимостью иметь дело с новой семейной конфигурацией, отличались самой сильной амбивалентностью и высоким уровнем конфликтов еще до появления у них детей, на семейную конфликтность активно влияют личностные особенности супругов: более конфликтными являются мягкие, утонченные, «женственные» мужчины, а меньшая конфликтность свойственна женщинам с богатым воображением, творческим складом ума, не делающим акцент на повседневных делах. У супругов, ориентированных на внешнюю семейную активность, низкая конфликтность в семейно-бытовой сфере. Установлена обратно пропорциональная зависимость адекватности восприятия супругами друг друга и конфликтности в отношениях: чем выше градус конфликтности в семьях, тем более супруги склонны переоценивать себя, приписывать себе те свойства, на отсутствие которых указывает другой. В менее конфликтных семьях каждый из супругов оказывается более придирчивым к себе, более критически настроенным, чем партнер, однако достаточно благожелательным к близким, умеющим быть благодарным за поддержку и помощь.

По мнению ряда авторов наиболее часто встречаются две группы конфликтов между супругами по поводу воспитания детей:

- конфликты между родителями в связи с несовпадением их систем жизненных ценностей и нравственных ориентиров, на основе которых должно происходить воспитание детей, а также в связи с различием их взглядов на выбор стратегии воспитания детей.

- конфликты, связанные с несовпадением представлений супругов о содержании ролей отца и матери либо нежеланием одного из родителей участвовать в воспитании детей.

Причина первой группы конфликтов между родителями связана, по утверждению с тем, что в жизни взгляды на воспитание столь же разнообразны, сколь разнообразны характеры, образованность, жизненный опыт, хотя все воспитатели сходятся на том, что каждый хочет «как лучше», в результате происходит расхождение в способах и средствах воспитания. Таким образом, конфликт между родителями возникает по вопросам, каким должен стать их ребенок в результате воспитания и какими средствами должен быть достигнут этот результат. Первой проблемой по вопросу, каким должен вырасти ребенок, является значительное расхождение мировоззренческих позиций родителей. Если в случае несовпадения взглядов супругов на то, в какой школе будет учиться их ребенок или какую секцию он будет посещать, конфликт в принципе является разрешимым, то в ситуации, когда жизненные ценности у родителей не совпадают, а иногда бывают диаметрально противоположными, наблюдается значительное рассогласование точек зрений супругов на вопросы морали, нравственности, совести, долга, конфликты носят более серьезный характер и являются более трудными для разрешения.

Второй важной причиной, которая порождает семейные конфликты по вопросам воспитания детей, является нежелание родителя смотреть на своего ребенка, как на отдельную, самостоятельную личность, изучить его внутренний мир, его потребности и помогать ему расти, исходя из имеющихся у ребенка индивидуально-психологических особенностей. Ряд авторов полагает, что большинство родителей уже с рождения ребенка знают, каким они хотят его видеть во взрослой жизни. Рассматривая ребенка не как личность со своими самостоятельными потребностями, желаниями, устремлениями, а как «заготовку» для будущей «идеальной» личности, родитель приступает к процессу «воспитания». Ребенок превращается в предмет воспитания, оценки, сравнения с другими, родитель имеет четкий конкретный образ идеального ребенка, который становится критерием оценки реального сына или дочери, и постоянно сравнивает своего ребенка с ним. В ряде семей воспитание родителями детей напоминает «выращивание выставочных экземпляров», назначение которых производить фурор своими успехами, отметками, достижениями, гарантируя родителям спокойствие и удовлетворение. При этом, как отмечал Ж. – П. Сартр, обычно ребенок для родителей – это средоточие собственных нереализованных честолюбивых стремлений. Поэтому редко бывает так, чтобы у обоих супругов в этом отношении было единодушие. Каждый из них воплощение своего честолюбия представляет по-своему. Соответственно и цель воспитательного процесса будет неодинакова. Один, например, желает воспитать из своего ребенка «борца», другой – «артистическую натуру». По мнению одного родителя, у ребенка ярко выраженные математические способности, и он должен как можно больше заниматься соответствующими предметами в школе, причем школа должна быть специальной, а другой считает, что ребенок нездоров и его следовало бы отправить жить к бабушке за город, где он будет учиться в сельской школе. Поводов для подобных конфликтов возникает много, однако причина одна – эгоистическая позиция супругов, желающих удовлетворить свои честолюбивые устремление за счет ребенка и нежелание супругов уважать действительные потребности и интересы своего ребенка.

Конфликты между супругами возникают и по вопросу выбора стратегии воспитания ребенка. Существует стереотипное представление о том, что огромны

Наши рекомендации