Экстремальная ситуация (насилие), связанная с угрозой для жизни.
К этим ситуациям относятся: захват заложников террористами, ограбление и разбойное нападение.
За короткое время человек сталкивается с реальной угрозой смерти(в обыденной жизни его психика создает защиту, позволяя воспринимать смерть как нечто далекое и нереальное). В результате меняется его образ мира, а действительность представляется наполненной роковыми случайностями. Пострадавший начинает делить свою жизнь на две части: до события и после него. У него возникает ощущение, что окружающие не могут понять его чувств и переживаний. При этом необходимо помнить, что даже если человек и не подвергся физическому насилию, он все равно получил сильнейшую психическую травму.
Помощь взрослому человеку должна заключаться в следующем:
1. Помогите пострадавшему выразить чувства, связанным с пережитым событием (если он отказывается от беседы, предложите ему описать происшедшее и свои ощущения в дневнике или в виде рассказа).
2. Покажите пострадавшему, что даже в связи с самым ужасным событием можно сделать выводы, полезные для дальнейшей жизни (пусть человек поразмышляет над тем опытом, который он приобрел в ходе жизненных испытаний).
3. Дайте ему возможность общаться с людьми, которые пережили трагическую ситуацию вместе с ним (организуйте обмен номерами телефонов между всеми участниками события).
4. Не позволяйте пострадавшему играть «роль жертвы», использовать трагическое событие для получения прибыли (я не могу ничего делать, ведь я пережил такие страшные минуты).
Ребенок, пережив насилие по отношению к себе или членам своей семьи (став свидетелем нанесении увечья другим людям), испытывает такие же сильные чувства, что и взрослый(страх повторения события, разрушения иллюзии справедливости мира, беспомощность). Причем прямое насилие над детьми может оказаться психологически слишком трудным, непереносимым для них – тогда это выразится в молчании и оцепенении. У ребенка может зафиксироваться в памяти картина события, после чего он будет снова и снова представлять самые страшные моменты происшедшего (например, изуродованных, раненых людей или напавшего на них человека). Связывая действия преступника с яростью и ненавистью, он часто теряет веру в то, что взрослее могут справиться с собой, и начинает бояться собственных неконтролируемых эмоций, особенно, если у него есть фантазии о месте.
Ребенок может испытывать чувство вины (то есть причиной события он видит свое поведение). Пережив психотравмирующее событие, он обычно не видит жизненной перспективы(не знает, что будет через день, месяц, год; теряет интерес к ранее привлекательным для него занятиям).Все это может стать причиной остановки его личностного развития
В данной ситуации:
1.Дайте ребенку понять, что всерьез относитесь к его переживаниям и знали других детей, которые через это прошли («Я знаю одного смелого мальчика, с которым тоже такое случилось»)
2. Создайте атмосферу безопасности (обнимайте ребенка, как можно чаще, разговаривайте с ним, принимайте участие в его играх)
3. посмотрите вместе с ребенком хорошие фотографии: это позволит ему обратиться к приятным образам из прошлого и ослабит неприятные воспоминания
4. сводите разговоры о событии с описания деталей на рассказ о чувствах
5. помогите ребенку выстроить жизненную перспективу (предложите конкретные цели на конкретные сроки)
6. повторяйте, что чувствовать беспомощность, страх и гнев совершенно нормально
7. повышайте самооценку ребенка (почаще хвалите его за хорошие поступки)
8. поощряйте игры ребенка с песком, водой и глиной (помогите ему вывести свои переживания в виде образов)
9. не позволяйте ребенку стать тираном, то есть не исполняйте любые желания из чувства жалости.
КРИЗИСНАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ.
Экстремальные ситуации, приводящие к серьезным негативным последствиям (ситуации угроз потери здоровья или жизни), рассматриваемые нами, вызывают, как это уже было сказано, травматический кризис. Подобные события, независимо от их результатов, существенно нарушают базовое чувство безопасности человека и могут приводить к развитию болезненных состояний: травматического и посттравматического стресса, других невротических и психических расстройств. Каждый кризис характеризуется индивидуальными, присущими только ему признаками, и для борьбы с различными типами стресса используются разные виды помощи и профилактические мероприятия.
Так называемая кризисная интервенция – это психологическая помощь человеку, находящемуся в состоянии кризиса. Она базируется на принципах краткосрочности, реалистичности, личностной вовлеченности профессионала (или добровольца кризисной помощи), симптомоцентрированного контроля. Ведущими методами кризисной интервенции являются кризисное консультирование и кризисная психотерапия. Кроме того, в кризисную интервенцию может быт включена экстренная психологическая помощь потерпевшему непосредственно после экстремальной ситуации (такое, как криминальное нападение, грабеж, разбой).
Кризисная психотерапия показана пациенты при так называемых осложненных кризисах (при развитии у него при высоком риске развития болезненных состояний). Ее основные принципы и некоторые техники мы рассмотрим чуть позже.
Основные принципы кризисной интервенции таковы:
1. Эмпатический контроль. Это важнейшее условие для любой кризисной помощи. Сопереживание и понимание психологического состояния другого человека – это самое простое и самое сложное. С установления эмпатического контакта начинается кризисное вмешательство.
2. Безотлагательность. Кризисное вмешательство характеризуется предельной срочностью.
3. Высокий уровень активности консультанта. Последний должен проявить максимальную активность при установлении контакта с человеком, переживающим кризис, равно как и при сборе информации, чтобы оценить ситуацию и наметить план действий как можно скорее.
4. Ограничение своих целей. Ближайшая цель – кризисной интервенции – это предотвращение катастрофических последствий. Основная ее цель – обучение потерпевшего использованию адаптивных способов преодоления кризиса, восстановление психологического равновесия.
5. Поддержка. При работе по преодолению кризиса консультант (или доброволец, психолог, психотерапевт и т.д.) должен в первую очередь обеспечить пациенту поддержку.
6. Сфокусированность на основной проблеме. Кризисное вмешательство должно быть структурировано, помогая сосредоточиться на основной проблеме, приведшей к кризису.
7. Уважение. Индивид, переживающий кризис, воспринимается консультантом как знающий, вполне компетентный, независимый, стремящийся обрести уверенность в себе, способный сделать самостоятельный выбор человек.
Программа кризисной помощи как модели решения проблемы включает следующие этапы:
1. Выявление проблемы. Первая задача кризисного консультирования – помощь в прояснении центральной проблемы кризиса. Если кризис вызван травматическим событием, крайне необходимо восстановить картину происшедшего и помочь пострадавшему объяснить травматические события. При травматическом кризисе на первом этапе помощи также важно максимально прояснить ситуацию (пусть, «что именно является проблемой» в этом случае очевидно). Необходимо понять, что, где, как, в какой последовательности происходило, чтобы упорядочить этим картину травматического события. Это крайне необходимую процедуру – «дебрифинг» - трудно назвать по - русски одним словом, ведь помимо расспросов в этот понятие также включают информирование и эмпатическое выслушивание. Целью дебрифинга является эмоциональное отреагирование, необходимое для восстановления у пострадавшего чувства контроля над происходящим.
2. Выяснение действий человека, переживающего кризис.Важно узнать, что уже было сделано для разрешения проблемы. Вопрос «Что вам удалось сделать для улучшения ситуации (своего состояния)?» и подобные ему отражают уверенность консультанта в том, что человек может сам восстановить контроль над событиями и найти выход из кризиса. Это также помогает переосмыслить происшедшее. Индивид, переживающий кризис, захвачен сильными эмоциями, он испытывает страх, отчаяние и растерянность, а его способность ясно мыслить блокирована. Одной из целей прояснения событий и действий является уменьшение эмоционального напряжения пациента и помощь ему в восстановлении способности рациональному мышлению.
3. Помощь в поиске путей выхода из кризиса.Иногда следует начать с очень маленькой ели, главное, чтобы она была реальной, достижимой. На первых порах очень важно изменить эмоциональное состояние переживающего кризис, повысить его активность или наоборот, успокоить его. Последовательно обсуждаются все возможные варианты поведения человека вближайшие дни: «Что вы будете делатьчерезчас? А сегодня вечером? И т.п. Очень полезно составить конкретный план действий а период до следующей встречи («антикризисный план»), но если этого не получается, не следует форсировать события, принуждая пациента сделать больше, чем он может в данный момент. Любые чрезмерные интервенции могут привести лишь к усугублению чувства беспомощности и тупика. Важно помнить, что самооценка человека, переживающего кризис, зачастую резко снижается. Поэтому следует позаботиться о ее восстановлении, заведомо не предлагая какие-либо образцы весьма эффективного поведения в качестве примера, ведь это может усилить тревогу и ощущение слабости пациента. Совместно обсуждаются возможные негативные и позитивные последствия намеченных действий, выбираются наиболее практичные варианты. В результате кризисного вмешательства потерпевший должен осознавать, что он самостоятельно решил свои проблемы, а не получил какие-то «Готовые рецепты поведения» от специалистов; только в этом случае психотерапевтическая помощь не будет ограничена выведением клиента из кризиса, а усилит адаптационные возможности личности и послужит профилактике кризисных состояний в будущем. Таким образом, на этапе кризисной интервенции позиция психотерапевта должна быть скорее партнерской, нежели директивной, а методы воздействия – косвенными и мягкими.