Свобода всегда связана с чувством ненужности, отверженности.
Любовь, как внутренний ресурс снижена или отсутствует. Любовь воспринимается как нечто, получаемое извне, что можно заработать. Заслужить; она может быть и дарована, но тогда воспринимается как не вполне заслуженный дар.
Любовь может рассматриваться как источник, который наполняет жизнь смыслом, с потерей любви и жизнь теряет смысл. На бессознательном уровне любовь используется как средство манипулятивного воздействия с целью получения выгод различного характера от получения подтверждения своей значимости, средства для власти и контроля до получения материальных выгод.Любовь воспринимается как основной жизненный дефицит. Источник и объект любви должен находиться в собственности и быть полностью подконтролен. Это необходимо, чтобы несколько снизить тревожность из-за постоянного страха потери значимого другого.
Эти и другие экзистенциальные позиции терапевт выделяет из контекста обсуждаемых тем и вступает с клиентом в дискуссию (но не в спор) по поводу экзистенциальных установок, ведущих к созависимым отношениям.
Психолог может задавать вопросы клиенту относительно препятствия на пути осуществления желаемого: каковы цели клиента? Какой смысл имеют происходящие события относительно жизненных целей? Что на самом деле мешает ему осуществлять главные цели его жизни? Что мешает ему самореализоваться? И т.д.
При анализе взаимодействия психолог может спрашивать: что самое главное в отношениях клиента с «проблемным» челном семьи? Для чего клиенту необходимы эти отношения? Что именно (конкретно) клиент получает, осуществляет в этих отношениях? Что в его понимании означает «любовь»?, как она проявляется со стороны клиента и со стороны его парт6нера? Для чего необходимо изменить партнера? Каковы были ожидания от этих отношений? Что заставляет осуществлять сверхопеку над партнером? Как именно, то есть какими действиями клиент контролирует партнера? Как он манипулирует партнером для того, чтобы добиться от него желательного поведения? Что мешает клиенту понять, чего именно он хочет от партнера? Что именно (конкретно) теряет клиент при расставании с партнером? И т.д.
Исследуя страх одиночества, психолог может останавливаться на исследовании вопросов: чем страшно одиночество? Что означает (в чем смысл) одиночества для клиента? Видит ли клиент ресурсные стороны одиночества? Если клиент говорит, что одиночество его не страшит, но.., психолог может задать вопросы: что заставляет его оставаться в неудовлетворяющих отношениях? Что удерживает его около партнера?
При исследовании движения к поставленным целям психолог рассматривает: каков смысл принимаемого решения, то есть каким образом оно соответствует задачам клиента и к каким последствиям может привести? Каким образом клиент предполагает осуществить принятое решение? Как именно он избегает решения или шагов по его реализации? Что в действительности мешает клиенту продвигаться к поставленной цели? Насколько выдвигаемые им причины реальны? Как именно клиент делает осуществление целей зависимым от поведения партнера или других значимых людей?
Все эти вопросы не имеют цели уличить клиента в неискренности. Они задаются, чтобы прояснить экзистенциальные позиции клиента, для исследования его представлений и взглядов на существующую ситуацию. Чтобы они не воспринимались клиентами как провокационные и чтобы не утратить доверие клиента консультанту всегда следует пояснять цель своих вопросов.
Клиент не всегда готов ответить на них. Он может проявлять признаки сопротивления: переводить разговор в другую плоскость, отвечать односложно, совсем уходить от ответа, раздражаться и т.п. Давление неуместно, необходимо просто раз за разом возвращаться к перечисленным вопросам при обсуждении самых различных аспектов жизни клиента. Постепенно клиент вынужден будет признаться в истинном смысле происходящего, увидеть истинные цели созависимых отношений и истинную причину избегания ответственности. В конечно итоге клиент поймет, что он на самом деле хочет, для чего он совершает те или иные поступки и как он добивается реализации своих потребностей, а также что именно ему мешает чувствовать удовлетворение от жизни.
«Одна из задач терапевта – увеличить у пациента ощущение определенности и контроля». Способность объяснить, упорядочить события своей жизни в соответствии с неким связанным и предсказуемым паттерном отнюдь немаловажна. Назвать нечто определенным именем, определить его место в цепочке причинно – следственных связей – значить начать чувствовать его контролируемым. Наше внутреннее переживание и поведение уже не представляется пугающим, чуждым, неуправляемым. Наше внутреннее переживание или поведение уже не представляется пугающим, чуждым, неуправляемым: мы ведем себя определенным образом (или испытываем определенное внутреннее переживание) вследствие чего-то, что можем назвать и идентифицировать.
АФФЕКТИВНЫЙ ПОЛЮС.
Человек, создающий созависимые отношения, переживает самые разные негативные состояния: от острой душевной боли до подавленности, угнетенности. Часто на длительное время устанавливается состояние апатии, депрессии. Истинные чувства хронически подавляются, а некоторые из них, например гнев, находятся под запретом и вытесняются. В других случаях гнев не является запретным, но у человека отсутствуют навыки регуляции собственного эмоционального состояния. Первичный, неконтролируемый импульс является началом для дальнейших неконтролируемых аффективных состояний. Неэффективные копинг-стратегии в поведении, связанном с выражением эмоций, часто ведут к страху перед ними и блокированию чувств. В свою очередь, подобные блокировки ведут к развитию апатии, бессмысленности и безрадостности существования. Безрадостность – основная характеристика созависимых людей.
Задачи терапии в аффективном полюсе:
1. Разблокировать «законсервированные» чувства и разрядить негативное напряжение с помощью телесно-ориентированной терапии, арт-терапии, ре-переживания старых травм невыраженной боли.
2. Обучить клиента навыкам изменения своего эмоционального состояния с помощью визуализации, техник НЛП, эмоционально-образной терапии, релаксации.
3. Сформировать у клиента навыки дифференциации чувств. Для этого психолог просвещает клиента, объясняя ему названия и сущность некоторых эмоций. Например, часто путают стыд и вину, агрессию с гневом и насилием, с трудом идентифицируют сущность ревности и т.д. Кроме того, каждая эмоция имеет свою локализацию в теле и умение ощущать эмоциональное состояние помогает найти способ соответствующей разрядки негативного напряжения.
4. Обучить выражению и разрядке эмоций, а также сдерживанию и отсрачиванию выражения эмоциональных реакций с помощью поведенческой психотерапии.
5. Исследовать происхождение сильных эмоций: поиск провоцирующих установок, ожиданий, требований и изменение их (здесь проявляются связь аффективного полюса с рациональным).
Особый аспект работы в аффективном полюсе – это работа со страхами. В данном случае речь идет не только о страхе потери близкого человека, но и о многочисленных страхах, касающихся собственной жизни, собственной самореализации, а также страхах, стимулирующих стремление к сверхконтролю за окружающими, сверхответственности и/или желание переложить ответственность за свою судьбу.
Преодоление страха перед осознанием и выражением своих эмоций возможно только через обучение конструктивным способам выражения негативных эмоций. Истерики, скандалы, даже насилие – нередкое поведение среди созависимых. С другой стороны, также встречается блокирование гнева как неприемлемой, «плохой» эмоции.