Когнитивная обработка информации и опыта

Созависимые клиенты часто проявляют следующие особенности мышления.

- эгоцентризм в рассуждениях: все события в окружающем мире происходят вокруг, ради клиента и по его поводу; все, что делает партнер или другие члены семьи, по его мнению, нацелено исключительно на то, чтобы досадить ему, противостоять ему, показать ему его ненужность, ничтожность и т.д.

- мыслительные процессы не подвержены влиянию логики и логической аргументации;

- разговор строится в режиме монолога как размышление вслух, ответы собеседника не влияют на стиль и содержание речи;

- эмоции, поступки, мотивы другого человека не понимаются, не рассматриваются при принятии решений (отсутствие эмпатии);

- собственное состояние плохо понимается, часто отсутствует реальное представление о причинах своего состояния;

- ярко проявляется пессимистическая модель мышления: негативное воспринимается как постоянное, глобальное и закономерное, происходящее по вине (то есть по причине неумелости, бестолковости, бессилия и т.д.) клиента или «проблемного» члена семьи; положительное воспринимается как временное, случайное, произошедшее по причине незаслуженного везения;

- мысли и фразы структурируются с позиции жертвы, ответственность за свое состояние передается окружающей среде и социуму.

Фразы строятся с пассивной Я-функцией: «меня это угнетает», «он со мной не считается», «они меня не замечают», «она часто ссорится со мной».

- наблюдается обилие иррациональных установок, то есть инкорпорированных убеждений, носящих нереалистичный и нелогичный характер;

- отсутствует четкое представление о собственных желаниях и целях;

- часто ставятся нереалистичные цели, в том числе и как задача терапии. Распространено обобщенное и туманное формулирование целей. Например: «хочу, чтобы мои близкие были счастливы, тогда и я буду счастлива».

Некоторые задачи терапии в области рациональности полюса могут быть перечислены ниже.

Когнитивное переструктурирование речи (связь с экзистенциальным полюсом).

Фразы с пассивной Я-функцией («Меня это угнетает», «Он со мной не считается», «Они меня не замечают», «Она часто ссорится со мной») переводятся в активную позицию с разделением ответственности: «Я расстроилась из-за того, что они…», «Я вела себя так, что им удавалось меня не замечать», «Я позволил ему не считаться со мной», «Мы часто ссорились».

Когнитивный анализ эмоционального состояния. (связь с аффективным полюсом).

Осуществляя эту часть работы консультант должен:

- объяснить формулу процесса А-В-С (где А – провоцирующее событие, С - негативное эмоциональное состояние последствия, В-когнитивная оценка происходящего) с разбором примеров;

- проанализировать ситуации из жизни клиента с точки зрения формулы А-В-С и выявить мысли, оценки, ожидания и долженствования, которые влияли на итоговое эмоциональное состояние;

-проанализировать текущую ситуацию с точки зрения процесса А-В-С;

- и в дальнейшем на каждой сессии обращать внимание клиента на позицию В, если клиент объясняет причину эмоционального состояния из формулы А больше С.

Хочу немного отвлечься и рассказать про формулу, использующуюся в когнитивно-поведенческой терапии АВС.

А - активизирующее событие, ситуация,

В – это когниции, убеждения, установки человека.

С - последствия А – могут быть чувства или действия.

Есть старая формула, которая выглядит следующим образом А-С, то есть внешняя сила вызывает внутренние чувства и заставляет вас действовать определенным образом.

Правильная же формула выглядит так:

А-В-С.

3. Рационально – эмотивный анализ установок( связь с аффективным полюсом).

Когнитивный анализ эмоционального состояния нередко выявляет ряд устойчивых убеждений, позиций, на основании которых выстраивается когнитивная оценка происходящего. Эти установки часто имеют иррациональный характер, то есть они не определены логикой или не имеют под собой достаточной информации, а выстраиваются на основании усвоенных установок, чаще всего родительских или ближайшего окружения детского и подросткового периода.

Логический анализ подобных установок позволяет убедиться в их беспочвенности или даже деструктивности, а также заменить их на рациональные, логически обоснованные убеждения.

В работе с созависимым клиентом иррациональных установок может встречаться достаточно много. Большинство из них в конечном итоге базируются на низкой самооценке и всевозможных страхах. Поэтому консультант может встретиться с ситуацией, когда на рациональном уровне человек «все понимает», но продолжает реагировать и действовать так, как будто этого понимания не существует. Это не должно обескураживать. «Знание» перейдет в опыт постепенно, по мере развития здорового отношения к себе, преодоления страхов и достижения определенных изменений в собственной жизни.

Анализ установок, ведущих к негативному эмоциональному состоянию, предполагает к рассмотрению следующих вопросов:

- Что означает факт, вызвавший негативное эмоциональное состояние? Почему нельзя было поступить иначе? Что бы тогда произошло или не произошло?

- Для чего так важно, чтобы это было (или не было или было по другому0?

- Для чего вам это нужно?

- Достигаете ли вы своими действиями вашей истинной цели?

-Как можно изменить неверную установку? Какая установка может привести вас к истинной цели или улучшить ваше состояние?

4. Анализ состояния с точки зрения компонента действия и теории контроля (связь с полюсом межличностных отношений и коммуникаций).

Этот подход основывается на терапии реальностью У.Глассера. Глассер проводит аналогию между целостным поведением и четырехколесным автомобилем – каждому компоненту целостного поведения соответствует одно колесо автомобиля. Передние колеса – это компоненты, в основе которых лежат действия и мысли, а задние колеса – это компонент, связанный с чувствами, и физиологический компонент. Потребности являются двигателем. Как водитель автомобиля, человек может полностью сознательно выбирать, куда направлять передние колеса своего автомобиля (то есть действия и мысли).

Наши рекомендации