Работая с Внутренним Ребенком, Внутренним Критиком, внутренними конфликтами, обучая клиента доставлять удовольствие самому себе, важно одновременно отсоединить от образа Я образ Жертвы.
Жертва как субличность может быть исследована отдельно. Мысленно посадив свою Жертву перед собой, клиент может поговорить с ней: «Жертва, для чего ты хочешь оставаться обиженной? Что это дает тебе?». Пересев затем на место Жертвы и приняв ее воображаемую позу, клиент может говорить от имени Жертвы. Консультант помогает ему сформулировать вопросы для данной субличности. Важно при этом не относиться к ней враждебно или осуждающе, а принимать ее. Нужно понять, какую пользу она хочет принести своему «хозяину», чего она добивается таким путем и в чем ее ошибка, то есть чего она не достигает своими методами. Переходя от работы с субличностями к обстоятельствам реальной жизни, важно:
- рассмотреть особенности проявления позиции Жертвы в конкретных ситуациях;
- очертить поведенческие паттерны так, чтобы они стали легко узнаваемы;
- поработать над тем, что можно их заменить более конструктивным поведением.
Основными задачами психосинтеза по Ассаджиоли являются:
- постижение своего истинного (высшего) Я;
- достижение на основании этого внутренней гармонии;
-налаживание адекватных отношений с внешним миром, в том числе с окружающими людьми.
Центральная проблема человеческой жизни - несвобода, кажущаяся раздвоенность (личностное Я, не осознающее и отрицающее существование другого Я – истинного, присутствующего скрыто, не поддающегося непосредственному осознанию). На самом деле Я едино. Достичь внутренней гармонической целостности, истинной реализации своего Я и добрых отношений с окружающими можно через следующие этапы:
1. Глубокое познание своей личности: исследование низшего бессознательного, затем – среднего и высшего (психоанализ), открытие истинных призваний, неизвестных возможностей, которые ранее были подавлены.
2. Умение управлять различными элементами личности: дезинтеграция выявленных вредных образов или комплексов (атак бессознательного) и последующее использование высвободившейся таким образом энергии. Нами управляет все, с чем мы себя отождествляем, и мы можем управлять всем, с чем мы себя дезинтифицируем.
3. Познание своего истинного Я. Необходимо открыть или создать объединяющий центр, позволяющий расширить сознание своей личности до осознания своего Я (двигаясь по лучу света, проследите его направление до самого источника света и объедините низшее и высшее Я).
При использовании соответствующих активных техник или благодаря естественному внутреннему росту каждый этап связан с новой идентификацией. Например, человек создает идеал своей личности, соответствующий его масштабам, этапу внутреннего развития и психологическому типу, и тем самым делает этот идеал достижимым («Идеал-художник, реализующий себя через создание прекрасного»). Идеальные модели затрагивают основные отношения с внешним миром и другими людьми. Создается проекция внутреннего мира вовне: человек не теряет себя во внешнем объекте, но в какой-то степени освобождается от эгоистических интересов и внутренней ограниченности; он реализует себя через внешний идеал, какую-то внешнюю суть. Эта внешняя суть – не прямой путь к высшему Я, но истинная точка соприкосновения с ним, связующее звено между человеком и его высшим Я, которое отражается во внешнем объекте и является его символом.
4. Психосинтез – формирование или реконструкция вокруг нового центра новой личности, которой присущи согласованность, организованность, единство.
5. Процесс психосинтеза можно условно разделить на несколько этапов:
– выбор новой личности, к которой мы стремимся. Мы должны мысленно представить себе эту идеальную модель, желательно визуализировать ее, подумать о том, чтобы она была для нас реалистичной, а потому достижимой. Все многообразие идеальных моделей обычно можно свести к двум основным группам. К первой группе относятся образы, олицетворяющие внутреннее гармоническое развитие, духовное совершенство. Такие модели более актуальны для интровертов. Вторая группа образов олицетворяет совершенство в определенной сфере деятельности (ученый, бизнесмен, политик и т.д.). Такие идеальные образы чаще выбирают экстраверты. Главное, чтобы выбранная для дальнейшего формирования идеальная модель была согласована с естественным ходом развития собственной личности. В результате психосинтеза можно стать лучше и совершеннее, но невозможно стать своей противоположностью;
- использование всех имеющихся в распоряжении энергий. К ним Ассаджиоли относит прежде всего силы, высвобождающиеся в процессе анализа, в том числе в процессе высвобождения бессознательных комплексов, и устремления к гармонии, идеалу, присутствующие на разных психологических уровнях пациента и до конца не осознанные. Для того, чтобы использовать энергию бессознательного, ее необходимо направить в нужное русло, превратить во что-то иное – иными словами «трансмутировать»;
- развитие недостающих (или недостаточно развитых) для формирования «идеальной модели» элементов личности. Формирование новых качеств осуществляется двумя основными путями: с помощью самовнушения и с помощью систематических тренировок недостаточно развитых функций, таких, например, как память, воображение, чувства и т.п.
- координация и соподчинение различных элементов психики, осознание гармонической целостности структуры личности. Это можно сравнить с творческим объединением (синтезом) отдельных звуков, цель которого гармоничная музыка.
ТЕХНИКИ. Их 3, в каждой из них множество упражнений.
Техника 1. Работа с субличностями.
Попробуем выполнить групповое упражнение, называемое «Круг субличностей».
Ежедневно каждый человек оказывается в ситуациях, когда ему необходимо сделать выбор. Порой этот выбор мучителен.
Иногда наши противоречивые мотивы раздирают нас на части. Создается впечатление, что во внутреннем мире звучат голоса разных людей, вступающих в споры друг с другом. Мы можем с вами попробовать разобраться с теми субличностями, которые живут в нас, и помочь им найти контакт друг с другом. Может быть, нам удастся отвести каждой субличности подобающее место в нашем внутреннем мире.
Первый этап.
Для начала, приготовьте, пожалуйста, листы бумаги и ручки. Вам нужно написать на этих листах все свои желания, которые сегодня, прямо сейчас, в эту минуту будут приходить вам в голову. Подчеркиваю – абсолютно любые желания!! Это может быть, как желание пойти в туалет до желания стать президентом страны. Ни в чем себя не ограничивайте.
После завершения работы можете никому не показывать свои записи. Нумеруйте каждое желание, начиная его запись с новой строчки. Каждый пункт можно начинать словами: «Я хочу..». Слева на листе оставьте небольшие поля – 2-3 см.
Работа будет продолжаться 15-20 минут. Если вам покажется, что все желания иссякли, не останавливайтесь. Если вам все понятно, можете начинать работу.
Второй этап.
Назовите количество желаний, которое у вас получилось зафиксировать.
Перечитайте про себя записанные вами желания. Наверняка они оказались у вас достаточно разноплановыми: одни направлены на удовлетворение материальных потребностей, другие – с романтически мечтами, третьи – с нацеленностью на личное развитие.
Выберите какие-либо критерии, по которым вы можете разбить ваши желания на отдельные группы. Обозначьте желания, относящиеся к одной группе, каким-нибудь символом: для этого мы и оставляли на листах слева поля. Символы могут быть любые. Не нужно слишком дробить желания. Неплохо, если у вас получится от 3 до 6 групп. Неважно, если группы разные по объему. Количество желаний в группах может быть разным.
Третий этап.Каждая группа желаний связана с какой-то стороной вашей личности, с каким-то главными мотивами, действующими в вашей жизни. Пользуясь терминами психосинтеза, можно сказать, что каждая группа отражает определенную субличность, проявившуюся здесь и сейчас.
Представьте, что за каждой совокупностью желаний стоит некий человек, имеющий собственный склад личности. Как можно было бы назвать такого человека?
Попробуйте придумать названия получившимся субличностям. Чем ярче и остроумнее окажутся названия, тем лучше. Запишите эти названия под списком желаний, снабдив их соответствующими значками.
Когда работа с названиями окончена – я предлагаю каждому изобразить свою диаграмму с субличностями, распределив названия субличностей по секторам и приведя размеры секторов в соответствии с количеством желаний каждой субличности.
После этого ведущий предлагает желающим сообщить группе названия своих субличностей и количество желаний, попавших в соответствующую группу.
Четвертый этап.
На данном этапе важнейшим действующим лицом становится протагонист, и разворачивается психодраматическая процедура с привлечением вспомогательных лиц.
Ведущий: Итак, нам удалось вычленить некоторые из наших субличностей, которые проявились здесь и сейчас. Кто из вас желает поближе с ними познакомиться и попытаться выяснить, какая из ваших субличностей наиболее значима для вас? Предупреждаю, что этому человеку придется открыть другим список своих желаний.
Выбирается протагонист.
Ведущий: теперь вам необходимо выбрать из участников группы тех, кто по вашему мнению, смог бы исполнить роль каждой из ваших субличностей.
Прошу участников не отказывать, если на вас пал выбор.
Протагонист указывает выбранных им актеров и называет их роли.
Ведущий: Вы становитесь в середину круга. Ваши субличности занимают места вокруг вас на одинаковом расстоянии. Ваша задача – просто слушать, а задача каждой субличности – убедить протагониста в том, что именно она сама важная, самая главная в его личности.
Чтобы знать, что говорить и как убеждать, вы должны хорошо понять, что представляет из себя каждая субличность, какие желания сконцентрированы в ней. Поэтому я прошу протагониста объяснить субличностям содержание желаниям.
Несколько минут уделяется подготовке актеров – субличностей к исполнению ролей. Содержание общения протагониста со вспомогательными лицами необязательно должно открываться остальным участникам группы. Последние во время этой процедуры могут получить наставления от ведущего относительно внимательного наблюдения за тем, что будет происходить в дальнейшем.
По завершении подготовки актеров ведущий вновь обращается к ним и протагонисту.
Ведущий: Сложность предстоящей процедуры будет состоять в том, что все субличности будут говорить одновременно.
У протагониста будет возможность регулировать этот процесс одновременного говорения следующим образом: поднятие руки означает просьбу к какой-то субличности говорить громче; опускание руки – говорить тише; хлопанье в ладоши и в направлении какой-то субличности – приказ замолчать; отстраняющее движение руки – отойти; движение руки к себе – приблизиться; руки, скрещенные над головой – замолчать всем.
Начинать убеждать протагониста субличности могут только по сигналу ведущего после четкого уяснения инструкций.
Несмотря на внешнюю простоту этой процедуры, сила ее эмоционального воздействия необыкновенно велика. Нередко ее результатом становится подлинный катарсис.
Обсуждение:Сразу вопрос протагонисту: «Что вы сейчас чувствуете?». «Слышали ли вы, то, что вам говорили ваши субличности?», «Кто был более убедителен?»
Мнение наблюдателей о том, как они это воспринимали со стороны.
Рассказать о ситуации, когда у человека происходит конфликт интересов…