Манипулятивные способы получения внимания и любви.
Невротическая потребность в любви прибегает к следующим манипулятивным способам ее получения:
- подкуп («Если ты будешь любить меня, я сделаю для тебя все, что захочешь»;
-демонстрация беспомощности («Ты не можешь лишить меня своего внимания, ведь без тебя я просто погибну»);
- призыв к справедливости («Я столько делаю для тебя! Ты просто обязан отплатить мне своим вниманием и любовью»;
- угрозы, шантаж («если ты меня покинешь, я убью себя).
4. Ненасыщаемость. Невротическую потребность в любви невозможно насытить. Жаждущий любви никогда не бывает удовлетворен количеством и качеством проявляемого в его адрес внимания. Поскольку он не уверен в собственной ценности для партнера, ему нужны постоянные подтверждения своей значимости в глазах близкого человека. Бесконечные требования внимания приводят к прямо противоположному результату: партнер начинает отдаляться и, стремясь, отдохнуть от непомерных требований, все чаще оставляет страждущего любви в одиночестве и демонстрирует ему свою холодность и отстраненность.
5. Требования абсолютной любви. Невротическая потребность в любви оборачивается требованиями абсолютной любви, которые заключаются в следующем:
«Меня должны любить, не смотря на самое неприятное и вызывающее поведение; а если меня не любят, когда я веду себя вызывающе, значит, любили не меня, а удобную жизнь рядом со мной»;
«Меня должны любить, не требуя ничего взамен; иначе это не любовь, а извлечение выгоды из общения со мной»;
«Если человек меня любит, он должен приносить мне жертвы: если человек ничем не жертвует ради меня, то он не любит меня».
6. Постоянная ревность к партнеру. Невротическая потребность в любви сопровождается постоянной ревностью к партнеру. Эта ревность возникает не только при реальной опасности утраты любви, чаще всего она проявляется в обстоятельствах, когда партнер увлеченно занимается другим делом, восхищен другим человеком, уделяет время общению с окружающими его людьми.
7. Болезненное восприятие отказа и возражений.Испытывая невротическую потребность в любви, такие люди чрезвычайно болезненно относятся к любому возражению или отказу. Необходимость ждать ответа или встречи, желание партнера уделять время самому себе или другим людям отзывается в нем почти невыносимой болью и в его понимании является свидетельством собственной незначимости и отвержения. При таких обстоятельствах неизбежно накопление большого количества обид. Однако гнев и обиды в адрес партнера сочетаются с невозможностью разорвать с ним отношения. Поскольку жаждущий любви никогда не бывает удовлетворен количеством и качеством проявленного в его адрес внимания, за которое ему приходится платить отказом от собственных интересов, он постоянно чувствует себя обманутым.
Основным условием для развития ненасытной жажды любви является чрезмерная привязанность ребенка к одному из родителей, от которой он не освобождается во взрослом возрасте. Впоследствии он может ссориться с матерью или отцом, может желать от них избавиться или поступать наперекор их воле, но не потому, что так будет лучше, а потому, что будет по-другому. Но даже в этом он остается зависимым от родителей.
Избавившись, как ему кажется, от детской зависимости, в дальнейшем такой человек строит свои отношения с партнерами по аналогичной схеме. Люди с подобной историей отношений остаются детьми и поэтому рядом с собой они хотят видеть супруга-родителя.
К формированию данного комплекса могут приводить следующие типы родительского воспитания:
-безжалостно-поглощающее отношение родителей (чаще матери) к своему ребенку. Такая мать стремится удержать ребенка около себя.
- холодно-вежливые отношения в семье, когда родители не любят друг друга, но стараются не ссориться и не демонстрировать каких-либо признаком неудовольствия. В подобной атмосфере ребенок чувствует себя неуверенно: он не знает, что думают его родители, но ощущает холодность, когда к нему проявляют любовь и внимание. То, что ему говорят, не совпадают с тем, что он наблюдает и это влечет за собой развитие сильного беспокойства. Развившееся беспокойство можно успокоить только любовью. Не зная, как ее добиться, ребенок стремиться привлечь к себе внимание любой ценой. Отныне его основная цель – обратить на себя благосклонный взгляд родителей, получить доказательства того, что он им небезразличен;
- резкая перемена в отношении к ребенку. Сначала ребенок получает достаточно много любви, но затем ситуация меняется, и ему начинают уделять значительно меньше времени, предъявляя более высокие требования. Такое может случиться, например, при рождении второго ребенка, когда все внимание родителей уделяется младенцу.
При любом из вышеперечисленных вариантов люди с невротической потребностью в любви – это недолюбленные дети, которые вновь и вновь стремятся исправить ход событий и вырваться из замкнутого круга недополучения любви.Но поскольку им известен лишь сценарий, при котором после получения выпрошенных ласк и внимания они снова остаются в одиночестве, то они создают условия для таких ситуаций и отношений, в которых потеря любви становится практически неизбежной.
Сценарный процесс. Исследование феномена жизненного сценария выявило, что существует лишь шесть основных паттернов сценарного процесса: пока не, после, никогда, всегда, почти, открытый конец. Каждый из этих паттернов имеет особую тему, описывающую конкретный способ проживания человеком своего сценария.
Сценарий «Пока не». Лозунгом человека , проживающего свой сценарий в соответствии с этим паттерном, является фраза: «Я не могу радоваться, пока не закончу работу». Существуют многочисленные варианты этого сценария, но в каждом из них содержится мысль, что нечто хорошее не случится до тех пор, пока что-то менее хорошее не закончится.
Сценарий «После». Представляет собой обратный вариант предыдущего сценария. Человек, выполняющий сценарий «После», следует девизу: «Я могу радоваться сегодня, однако завтра должен буду за это заплатить».
Сценарий «Никогда». Тема этого сценария формулируется следующим образом: « Я никогда не получаю то, чего больше всего хочу».
Сценарий «Всегда». Человек, выполняющий этот сценарий, задается вопросом: «Почему это всегда случается со мной?»
Сценарий «Почти». Подобно Сизифу, человек, выполняющий сценарий «Почти», говорит: «Я в этот раз почти достиг своего». Берн назвал этот тип сценария «Снова и снова», однако последующие авторы обнаружили, что все паттерны, по сути, проживают «Снова и снова», поэтому было принято название «Почти».
Тайби выдвинул версию о существовании двух типов паттернов «Почти». Описанный нами выше паттерн он называет «Почти – тип 1». «Почти – тип 2».Характерен для людей, которые достигают вершины горы, однако не замечают этого. Вместо того, чтобы отдохнуть, они сразу же ищут более высокую гору и тут же начинают толкать на нее свой камень и это повторяется бесконечно.
Сценарий с открытым концом (Открытый сценарий). Данный паттерн напоминает сценарии «Пока не» и «После» тем, что в нем присутствует точка раздела, после которой все меняется. Человеку с открытым сценарием время после этого момента представляется пустотой, как будто бы завершающая часть театрального сценария была утеряна.
В сценарном анализе единственной целью диагностики является определение способа лечения. Сценарий диагностируется не для того, чтобы навесить на клиента ярлык, а для того, чтобы найти верную лечебную стратегию.
Основной терапевтической операцией в сценарном анализе является разрешения. Разрешение – терапевтическая транзакция, позволяющая клиенту аннулировать свое решение следовать родительским предписаниям.Чтобы дать клиенту разрешение, терапевту необходимо четко понимать родительские предписания, их источник и содержание. Он должен уметь отличать контрсценарий от подлинных изменений в сценарии клиента. Кроме того, важно иметь ясное представление обо всех аспектах решения клиента, оказывающих воздействие на его повседневную жизнь, а именно о его мифическом герое, соматическом компоненте и основной игре.
Предписание, как правило, исходит от одного из родителей, и после изучения многочисленных случаев было выведено полезное правило для диагностики его источника: предписание дается родителем противоположного пола. Из первого правила следует второе: родитель одного с ребенком пола учит его подчиняться предписанию родителя противоположного пола.
Таким образом, про проведении диагностики рабочей гипотезой для мужчины является «Мать говорит тебе, что делать, а отец показывает как», а для женщины: «Отец говорит тебе, что делать, а мать, показывает как». Манера, в которой родитель одного с клиентом пола демонстрирует способ выполнения предписания, называется программой.
Контрсценарий – это согласие с культурными и социальными требованиями, передаваемыми через Родителя. При сопоставлении двух наборов инструкций, поступающих от родителей отпрыску, один из которых представляет сценарий, а другой – контрсценарий, следует обратить внимание, что предписания от матери или отца почти всегда являются невербальными и не высказываются открыто. Именно поэтому большинству клиентов трудно согласиться с мыслью, что они получили такие предписания, пока им не становится ясно, что эти предписания даются через одобрение или неодобрение различных форм поведения, намеки или насмешки. Так, ни разу не выраженное на словах предписание «Не будь уверен в себе» передается путем постоянного подкрепления пассивного поведения в сочетании с негативным подкреплением уверенного. Контрсценарные указания, исходящие из эго-состояния Родителя, напротив, даются в вербальной форме и не всегда сопровождаются подкреплениями, предназначенными для выработки молчаливого согласия.
Драйверы и мини-скрипт. Вхождению человека в сценарий предшествует определенное поведение, именуемое драйвером. Исследования показали, что связанный с драйвером образ действия является частью более обширного паттерна, получившего название мини-скрипта(мини-сценария). Мини-скрипт представляет собой определенную последовательность сценарного поведения, чувств и убеждений, проигрываемых в течение нескольких секунд или минут и воспроизводящих за этот короткий промежуток времени весь жизненный план человека. Каждое проигрывание мини-скрипта ведет к усилению сценарного процесса, в то время как выход из паттерна способствует его ослаблению.
Всего существует пять типов драйверов: «Будь лучшим», «радуй других», «Старайся», «Будь сильным», «Спеши». Каждый из них характеризуется определенным набором слов, тоном голоса, жестами, положением тела и выражением лица. Эти пять драйверов также тесно связаны с шестью типами сценарного процесса. Обнаружив главный драйвер, можно сделать вывод о типе главного сценарного процесса человека. Соответствие между драйверами и типами сценарного процесса следующее:
Главный драйвер Сценарный процесс
Будь лучшим Пока не
Радуй других После
Будь сильным Никогда
Пытайся Всегда
Радуй других + Пытайся Почти – тип 1
Радуй других + Будь лучшим Почти – тип 2
Радуй других+ Будь сильным С открытым концом
Искажение и симбиоз. Ребенок принимает решение о написании жизненного сценария, потому что он представляет собою наилучшую стратегию для выживания и существования в кажущемся враждебном мире. В эго-состоянии Ребенка может казаться, что любая угроза нашему детскому представлению о мире – это угроза удовлетворению наших потребностей или даже нашему существованию. Чтобы примирить происходящее с нашим сценарием, мы иногда изменяем собственное восприятие реальности (это называется искажением). Став взрослым, человек для сохранения жизненного сценария может неосознанно вступать во взаимоотношения, повторяющие отношения с его родителями в детском возрасте. В подобной ситуации один из партнеров начинает играть роль Родителя и Взрослого, а другой – Ребенка. В результате у подобной пары вместо шести эго-состояний имеется всего три. Подобные взаимоотношения называются симбиозом.
Игнорирование. Это бессознательное отбрасывание информации, связанной с решением какой-либо проблемы.
Бездействие. Вместо того, чтобы использовать свою энергию для решения проблемы, человек использует ее, чтобы предотвратить всякое действие.
Сверхадаптация. Находясь в эго-состоянии Ребенка, человек пытается приспособиться к окружающим, чтобы удовлетворить их желания. При этом он не понимает, чего в действительности хотят другие люди, и совершенно не учитывает собственные желания.
Возбуждение. Находясь в данном пассивном состоянии, человек утрачивает способность решать проблемы. При этом он чувствует себя крайне неудобно и, стремясь избавиться от этого дискомфорта, производит бесцельные, постоянно повторяющиеся действия. Вместо решения проблемы его усилия направлены на поддержание возбуждения.
Беспомощность и насилие. В данном состоянии человек становится частично недееспособным. Он постоянно уходит от самостоятельного решения проблем: находясь в эго-состоянии Ребенка, он думает, что, продемонстрировав свою беспомощность, сможет заставить другого игрока решить проблему за него.
Исключение может быть еще одним источником игнорирования. В этом случае человек игнорирует реальность, выключая одно или несколько своих эго-состояний. При исключении эго-состояния Ребенка человек отбрасывает желания, чувства и опыт, полученные в детстве и связанные с проблемой, которую ему необходимо решить в настоящий момент. При исключении Родителя вычеркиваются все правила и оценки жизни, полученные от значимых фигур, даже если они могут быть полезны в сложившейся ситуации. Наконец, при исключении Взрослого человек лишается возможности принимать решения, чувствовать и действовать при столкновении с ситуацией «Здесь и сейчас». Как легко догадаться, исключение эго-стояния Взрослого является наиболее обезоруживающим из трех видов исключений.
Матрица игнорирования. Игнорирование не способствует решению проблем. Следовательно, научившись определять природу и интенсивность игнорирования, мы получим надежный инструмент для разрешения трудных ситуаций. Такой инструмент, названный матрицей игнорирования классифицируются по трем различным критериям: области, типу и уровню.