Основная черта человека с комплексом мученичества – неиссякаемая уверенность в том, что он является жертвой и что кто-то другой виноват в его страданиях.
Свои истоки мученичество берет в раннем детстве. Маленькому ребенку больше всего на свете требуется любовь и забота, они для него – объективно существующих способ выживания. А, как известно, стремление выжить – основная врожденная потребность всего живого. В то же время ребенку постоянно внушают, что он должен заработать любовь родителей, заплатить за то беспокойство, которое он причиняет им самим фактом своего существования. Ребенок начинает понимать, что для него многим пожертвовали и что он должен это компенсировать.
С другой стороны, что бы он ни делал, родители никогда не бывают довольны. С его точки зрения, пока он остается «плохим», любить его не за что. Если он заболеет, родители будут ухаживать за ним, но и счет предъявят немалый. Постепенно озлобляясь, ребенок начинает чувствовать себя жертвой, и у него появляется желание получить расплату.
Отношение родителей является почвой для мученичества в случае, когда имеет место: отсутствие выражения родительской любви, противоположные реакции родителей (гнев, умиление, равнодушие) при одних и тех же действиях ребенка, раздражительность родителей, неясность причины их раздражения, насильственные методы воспитания(жестокое наказание, унижение, побои).
Родительские посылы:
«Ты недостаточно хорош, чтобы мы тебя любили. Ты должен заслужить нашу любовь»;
«Мы так многим для тебя жертвуем, что ты должен заплатить за это соответствием нашим ожиданиям»;
«Я поплатилась своим здоровьем, когда рожала тебя ( Я тебя рожала, ночей не спала)».
Выводы ребенка:
«Мне жизненно необходима любовь. Я должен ее получить»;
« Я не понимаю, чего они от меня хотят»;
«Со мной что-то не так: я причиняю одно беспокойство»;
«Меня нельзя любить: я недостоин любви»;
« Я не в состоянии соответствовать всем ожиданиям, значит я никогда не получу любви»;
«Я почти никогда не оправдываю ожиданий, значит, я плохой, я ничтожество».
Результаты:
Страх одиночества, навязчивое стремление к любви, зависимым отношениям, стремление к превосходству, стремление к доминированию, власти(открытой или тайной) и контролю, самоуничижение, высокомерие, периодические вспышки раздражительности и гнева, постоянное чувство вины, склонность к депрессии, тайная мстительность, обидчивость, тайное презрение к себе, готовность терпеть унижения, чтобы не остаться в одиночестве, построение взаимозависимых отношений: мученик готов на все, чтобы чувствовать свою значимость и незаменимость. Для этого его близкие должны в достаточной степени быть беспомощными, поэтому он интуитивно выбирает партнеров, которые склонны перекладывать ответственность за свою жизнь на других..
Несмотря на явную невротизацию характера при развитии мученичества, этот комплекс позволяет осуществить почти все базовые потребности, описанные Маслоу, что делает его чрезвычайно устойчивым психическим образованием.
Смысл жизни мученика заключается в неусыпной заботе о других. Чрезмерно окружая близких вниманием и тем самым делая их беспомощным, он зарабатывает их привязанность и любовь. Такой человек чувствует удовлетворенность только в том случае, если люди целиком зависят от него. Мученик наполнен гневом, который подавляет в себе. Пока тот не находит выхода в эмоциональном срыве, депрессии или заболеваниях. Собственно, мученик не упускает случая наказать тех, о ком заботится, если они не проявляют к нему должного внимания и любви. А они и не проявляют к нему должного внимания и любви. А они и не проявляют, поскольку:
- мученик выбирает партнеров или воспитывает детей, которые привыкли потреблять, не давая ничего взамен;
-мученик берет на себя решение проблем ближних, а затем сердится на них за то, что те не решают проблемы самостоятельно;
- если бы ближние решали проблемы самостоятельно, мученик почувствовал бы себя отвергнутым, незаслуженно обиженным недоверием и снова имел бы право сердиться.
Недостаточное чувство самоценности, неприятие себя в сочетании с острой потребностью в любви неотвратимо приводят к постоянному желанию доказывать свою необходимость и значимость. Для этого мученик окружает себя людьми, не желающими (или не умеющими) принимать на себя ответственность.
Главной чертой человека с садистскими наклонностями является стремление к абсолютной власти.Привычное понимание садизма как причинения физических страданий – лишь один из возможных способов достижения главной цели. Чтобы стать абсолютным повелителем, необходимо сделать человека совершенно беспомощным и покорным, сломить его дух, превратить в живую вещь. Как правило, это достигается посредством унижения и порабощения.
Существует три способа достижения абсолютной власти.
Первый способ - поставить других людей в зависимость от себя и приобрести полную и неограниченную власть над ними, позволяющую «лепить их, как глину», внушая: «Я твой создатель», «Ты станешь таким, каким я хочу тебя видеть. Ты без меня никто».
Второй способ – не только получить абсолютную власть над другими, но и эксплуатировать их. Это стремление может относиться не только к материальному миру, но и моральным качествам, которыми обладает другой человек.
Третий способ - доставлять другим людям боль и наблюдать за их мучениями. Боль может быть, и физической, но чаще всего речь идет о причинении душевных страданий. Полнота власти достигается в причинении боли тому, кто не в силах себя защитить.
Карен Хорни перечисляет типичные садистские установки, по наличию которых можно определить, что человек в той или иной мере обладает садистскими наклонностями:
1. Воспитание жертвы. Человек садистского типа хочет порабощения других людей. Ему необходим партнер, не имеющий своих желаний, чувств, целей и какой-либо инициативы. Чем больше наделен подчиненный человек какими-либо ценными качествами, тем более жесткой будет критика. Садист всегда чувствует, в чем именно не уверена его жертва, что именно ей особенно дорого и нападет именно на эти свойства.
2. Игра на чувствах жертвы. Люди садистского типа чрезвычайно чутки в отношении чувств партнера и потому могут по собственному желанию вызвать ту или иную реакцию. Они способны своими действиями породить бурную радость или погрузить в отчаяние, вызвать эротическое желание или охлаждение. Садист знает, как добиться подобных реакций и наслаждается своей властью. Для него недопустимо, чтобы партнер испытывал удовольствие или радость от действий других людей. Подобное своеволие будет немедленно пресечено: либо источник радости тем или иным образом будет опорочен, либо партнеру уже не до радости, потому что его постараются ввергнуть в пучину страданий.
3. Эксплуатация жертвы. Сама по себе эксплуатация необязательно связана с садистскими наклонностями – часто она совершается только ради выгоды. В садистской эксплуатации основная выгода – само ощущение власти, которое приносит удовлетворение независимо от наличия выигрыша иного типа.
4. Фрустрирование жертвы. Еще одна характерная черта садиста – стремление разрушить планы и надежды других людей, препятствовать осуществлению их желаний. Главное для человека с садистскими наклонностями – во всем действовать наперекор окружающим. Он готов причинить вред себе, лишь бы не допустить ликования партнера при достижении успеха. Он сорвет удачу партнера, даже если она будет выгодна ему самому. Все, что доставляет удовольствие другому человеку, должно быть немедленно устранено. Если же кому-то нравится сам процесс труда, то в него немедленно будет внесено нечто, что сделает его неприятным.
5. Тренировка и унижение жертвы. Человек садистского типа всегда ощущает наиболее чувствительные стороны других людей. Он быстро отмечает недостатки. Но самое главное – он видит, какие из недостатков наиболее болезненны или тщательнее остальных скрываются их носителем: именно они и подвергаются наиболее жесткой критике. Но и те качества, которые садист тайно признает как положительные, немедленно обесцениваются им для того, чтобы партнер: не смел равняться в н6им в достоинствах и не смог стать лучше, ни в своих, ни в его глазах.
6. Мстительность. Человек с садистскими наклонностями на уровне сознания уверен в своей непогрешимости. В то же время все его отношения в людьми строятся на основании проекций: в других людях он видит себя. Однако приписываемое им резко отрицательное самоуничижительное отношение в себе полностью вытеснено из его сознания. Агрессивные чувства в сочетании с презрением к себе просто не позволили бы подобному человеку выжить. Именно поэтому ему кажется, что его окружают достойные презрения и враждебные люди, готовые в любую минуту унизить его, лишить воли, отнять у него самое дорогое. Единственное, что может защитить его – это собственная сила, решительность и абсолютная власть.
Следует добавить, что любые проявления садизма сопровождаются эмоциональным «раскручиванием» ситуации. Нервные встряски просто необходимы садисту. Жажда нервного возбуждения и волнения заставлять его превращать в «истории» самые обычные ситуации. Лишаясь власти над людьми, он чувствует себя жалким и беспомощным.
Садистские наклонности могут передаваться в качестве модели жизни от матери или отца (если они сами были их носителями) либо сложиться в процессе воспитания.
Перечислим условия, создающие предпосылки к развитию садистских наклонностей:
- ощущение эмоциональной покинутости, зарождающее6ся у ребенка в самом раннем детстве. Однако одного ощущения покинутости недостаточно для развития склонности к садистским наклонностям, для этого необходима вторая составляющая – оскорбления и проявления жестокости по отношению к ребенку;
- эмоциональное или физическое оскорбление, наказание либо надругательство. При этом наказание должно быть значительно более суровым, нежели этого требует проступок. Подобное наказание больше походит на расправу. Наказание может носить физический характер, но чаще речь идет об изощренных издевательствах и унижениях, нацеленных на причинение душевной боли;
- психические отклонения одного из родителей, в результате которых ребенок получает оба компонента: эмоциональную покинутость и жестокое обращение;
- алкоголизм или наркотическая зависимость родителей, чье поведение в состоянии опьянения часто носит характер немотивированной агрессии;
- атмосфера непредсказуемости, когда ребенок не может понять, за что он может получить наказание и как этого избежать;
- эмоциональная неуравновешенность родителей. За один и тот же поступок ребенок в одном случае может быть жестокого наказан, в другом – одарен нежностью, в третьем – проигнорирован.
Родительские посылы:
«Ты – никто. Ты – моя собственность, на которую я обращаю внимание, когда хочу, и которой не интересуюсь, когда она мне не нужна»;
«Ты во все виноват».
Выводы ребенка.
« Я настолько плох, что меня невозможно любить»;
«Я настолько плох, что должен получать наказание за все свои действия»;
«Я не могу контролировать свою жизнь. Жизнь опасно и непредсказуема»;
«Люди не стоят уважения и любви»;
«Меня наказывают, и я могу наказывать»;
«Для оскорблений, унижений и надругательств не нужны специальные причины»;
«Чтобы выжить, надо контролировать действия, мысли и чувства других людей»;
«Чтобы избежать боли и агрессии от других, необходимо опередить их, заставить бояться себя»;
«Надо заставить других людей подчиняться мне, тогда они не смогут причинить мне страдания».
Результаты: нарушенное представление о причинно-следственных связях, высокая тревожность, проецирование негативного самоотношения на окружающих, импульсивность, неспособность управлять своими поступками, эмоциональная нестабильность, отсутствие твердых установок и принципов, стремление к доминированию и тотальному контролю, сочетание высокой сознательной оценки и даже переоценки себя и глубокого бессознательного негативного отношения к себе, обидчивость, мстительность, агрессивность, стремление к «поглощению» значимого другого через жесткое принуждение, стремление к созависимым отношениям.
Еще один комплекс, проявляющийся в психологии жертвы – это невротическая потребность в любви. К. Хорни перечисляет несколько признаков, по которым нормальная потребность в любви отличается от невротической.
1. Навязчивый характер. Переживание отсутствия любви для взрослого человека не носит катастрофического характера. Он может быть успешным, радоваться, получать удовольствие и даже чувствовать себя счастливым и тогда, когда не чувствует себя любимым. При невротической потребности человек не может жить без получения свидетельств любви. Человек настолько зависим от проявления к нему по меньшей мере симпатии, что может всерьез расстроиться из-за неприветливого тона в разговоре с малознакомым человеком.