Второе правило коммуникации.
При пересекающейся транзакции происходит разрыв коммуникации – для ее восстановления одному или обоим собеседникам необходимо изменить свои эго-состояния.
Скрытые транзакции. В скрытой транзакции одновременно передаются два сообщения. Одно из них – открытое (сообщение социального уровня), другое – скрытое (сообщение психологического уровня). Довольно часто сообщения социального уровня являются взаимодействием типа Взрослый-Взрослый. Сообщения психологического уровня обычно представляет собой взаимодействие Родитель-Дитя или Дитя-Родитель (схема).
Любая скрытая Транзакция, в которой социальное сообщение В-В перекрывает обмен на психологическом уровне между Р и Д(реже Д-Д или Р-Р), называетсядвойной транзакцией.
Эрик Берн описал еще один вид скрытой транзакции, которую он назвал угловой. В этом случае один человек направляет другому стимул на социальном уровне от Взрослого к Взрослому, однако скрытое сообщение при этом исходит от Взрослого к Ребенку. Адресат при этом надеется, что адресат примет приглашение(стимул) и ответит реакцией из эго-состояния Ребенка.
Согласно третьему правилу коммуникацииповеденческий результат скрытой транзакции определяется на психологическом, а не на социальном уровне.
Берн считал, что при общении на двух уровнях реальный результат всегда определяется содержанием скрытых сообщений.
Поглаживания являются единицами транзакций. Их можно разделить на вербальные и невербальные, позитивные и негативные, условные и безусловные.
К невербальным поглаживаниям относятся помахивание рукой, кивание, пожатие руки или похлопывание друг другу по плечу. Большинство транзакций включают в себя как вербальные, так и невербальные взаимодействия, но некоторые из них могут быть полностью невербальным.
Позитивные и негативные поглаживания. При позитивном поглаживании получатель испытывает приятные чувства. Негативное поглаживание воспринимается болезненным образом.
Условное поглаживаниесвязано с тем, что вы делаете. Безусловное– с тем, что вы из себя представляете.
В терминах ТА у каждого человека имеется свой предпочтительный коэффициент поглаживания.
Фильтр в поглаживании. Когда кто-то получает поглаживание, которое не входит в его предпочтительный коэффициент, то он склонен проигнорировать или преуменьшить его. В таком случае мы говорим, что человек игнорирует или отфильтровывает это поглаживание.
Клод Стайнер предположил, что, когда мы были детьми, наши родители внушили нам запрещающие правила о поглаживаниях: не давай поглаживаний, когда их надо давать; не напрашивайся на поглаживания, когда ты в них нуждаешься; не отвергай поглаживаний, когда ты не нуждаешься в них; не гладь себя сам.
Структурирование времени. Существует шесть различных способов провести свое время при встречах в группах или парах. Эрик Берн дал следующие определения этим шести видам структурирования времени: уход, ритуалы, времяпрепровождение, деятельность, игры, интимность. По мнению Берна, все эти способы содействуют удовлетворению структурного голода человека.
Если проанализировать эти шесть видов структурирования времени, то их можно связать с имеющимися у нас знаниями об эго-состояниях и поглаживаниях. Интенсивность поглаживаний возрастает при движении вниз по списку – от ухода к интимности.
Уход. При уходе человек физически остается в группе, однако при этом не взаимодействует с другими ее участниками.
Ритуалы. Ритуал – это обычная форма социального взаимодействия, которое протекает по заранее спланированной программе. Ритуалы различаются по своей сложности. Самый простой из них – приветствие, включающее обмен одним поглаживанием: «Привет» - «Привет».
Времяпрепровождение. Времяпрепровождение протекает по знакомому сценарию, однако его содержание не столь жестко запрограммировано, как у ритуала. Поэтому люди, участвующие во времяпрепровождении, имеют больше возможностей, чтобы развлечься. В любом времяпрепровождении его участники только говорят о чем-либо и ничего не предпринимают. В группе они только обсуждают свою и другие группы, при этом не проявляя готовности к действию. Чаще всего участники времяпрепровождения разговаривают о том, что произошло вчера, а не о том, что происходит «здесь и сейчас». Типичный пример времяпрепровождения – легкое и поверхностное общение во время торжественных приемов.
Деятельность. В этом случае общение между членами группы направлено на достижение некоторой цели, а не просто ее обсуждение. В этом и заключается разница между деятельностью и времяпрепровождением: в деятельности люди используют свою энергию для получения какого-либо конкретного результата. В деятельности доминирует эго-состояние Взрослого.
Игры. Время от времени мы все играем в игры. Все игры являются воспроизведением стратегий ребенка, которые более неприемлемы для нас как для взрослых людей. Следовательно, в соответствии с определением, игры воспроизводят из любой негативной части эго-состояний: негативного Адаптивного ребенка, негативного Контролирующего или негативно воспитывающего Родителя. Из определений также видно, что игры не могут воспроизводиться из эго-состояния Взрослого.
Играм всегда присуще игнорирование на психологическом уровне. На социальном уровне участники воспринимают игру как обмен интенсивными поглаживаниями. В начальной стадии игры испытываемые поглаживания могут быть позитивными или негативными. В конце игры оба игрока испытывают негативные поглаживания.
Интимность. При интимности социальный и психологический уровень совпадают друг с другом, и в этом заключается ее существенное отличие от игр. Не менее важным является и то обстоятельство, что в интимности выражаемые чувства направлены на завершение ситуации.
Сценарий жизни. В детстве каждый из нас пишет собственный сценарий жизни. Основной сюжет мы пишем в раннем детстве до того, как учимся говорить. Позднее мы лишь добавляем детали к нашему сценарию. К семи годам сценарий в основном написан, а в юношеском возрасте мы можем его пересмотреть. Став взрослым, мы обычно не осознаем, что уже составили для себя план жизни. Тем не менее, мы в точности ему следуем. Сами не понимая того, что движемся к той финальной сцене, которую сами определили в детстве. Наряду с моделью эго-состояний концепция сценария жизни является краеугольным камнем ТА. Она особенно важна в психотерапевтической деятельности: мы анализируем сценарий, чтобы понять, как люди неосознанно создают себе проблемы и как они решают их.
Как любая история, наш сценарий жизни имеет начало, середину и конец. В нем присутствуют герои, героини, злодеи и второстепенные персонажи, основная тема и отдельные сюжетные линии. Сценарий жизни может быть комичным или трагичным, интересным и скучным, вдохновляющим и позорным.
Природа и определение сценария. Впервые теория сценария была разработана Эриком Берном и его коллегами, в частности Клодом Стайнером, в середине 60-х годов ХХ века. Концепция сценария стала одной из важных частей теории ТА и в настоящее время является наряду с моделью эго-состояний ключевой составляющей ТА. Она состоит из нескольких основных положений: - сценарий – это план жизни; - сценарий ведет к расплате(финалу); - человек сам принимает решения о сценарии; - сценарий подкрепляется родителями; - сценарий лежит вне пределов осознания; -мы искажаем реальность с целью «оправдания» сценария.
Происхождение сценария. В детстве мы принимаем решения о себе, других людях и мире, поскольку:
- сценарные решения представляют собой наилучшую стратегию ребенка для выживания в мире, который часто кажется ему враждебным и даже угрожающим его жизни;
-сценарные решения принимаются в соответствии с эмоциями ребенка и его способом тестирования реальности.
По содержанию сценарии делятся на три группы: сценарий победителя, побежденного и не-победителя(банальный).
Сценарий победителя. Берн определил победителя как того, кто «достигает поставленной перед собой цели». В рамках данного сценария подразумевается, что цель достигается легко и свободно.
Сценарий побежденного. Побежденный – это «человек, который не достигает поставленной цели». Следует отметить, что имеется в виду не столько само достижение цели, сколько степень сопутствующего комфорта. В зависимости от трагического финала можно выделить три степени сценариев данного вида. Сценарий побежденного первой степени – это сценарий, в котором неудачи и потери человека не настолько серьезны, чтобы обсуждать их в обществе. При сценарии второй степени побежденные испытывают неприятные чувства, достаточно серьезные, чтобы их обсуждать публично. Сценарий третьей степениприводит к смерти, увечью, серьезной болезни или суду.
Сценарий не-победителя. Человек, живущий по данному сценарию, представляет собой золотую середину. День ото дня он терпеливо несет свою ношу, не сильно при этом выигрывая и не слишком проигрывая. Такой человек никогда не рискует, поэтому сценарий не-победителя часто называют банальным. На работе не-победитель не становится начальником, но его и не увольняют. Он, скорее всего, спокойно доработает до конца, получит в подарок часы на мраморной подставке и тихо уйдет на пенсию.
Самое главное - понять, что любой сценарий можно изменить. Осознав свой сценарий, человек может обнаружить проигрышные решения и изменить их на выигрышные. Деление решений на выигрышные, беспроигрышные и проигрышныенесет в себе ценную информацию о нашем прошлом и дает простор для изменений в настоящем и будущем.
Сценарий во взрослой жизни. Став взрослыми, мы иногда проигрываем стратегии, избранные в детстве. Как и многие другие терапевтические школы, ТА рассматривает этот факт в качестве источника большинства жизненных проблем. Находясь внутри сценария, мы обычно не понимаем, что воспроизводим детские стратегии. Чтобы лучше понять происходящее, необходимо изучить собственный сценарий и расшифровать свои ранние решения. Существуют два фактора, подкрепляющие друг друга, которые повышают вероятность вхождения в сценарий:
- когда ситуация «здесь и сейчас» воспринимается как стрессовая;
- когда имеется сходство между ситуацией «здесь и сейчас» и стрессовой ситуацией в детстве.
Чем сильнее стресс, тем выше вероятность вхождения человека в сценарий. В теории ТА принято говорить, что текущая ситуация связана с более ранней ситуацией при помощи резиновой ленты.Это позволяет понять, почему мы иногда реагируем так, как будто нас катапультировали назад в ранее детство. Одной из целей ТА является рассоединение резиновых лент. Осознав сценарий в ходе индивидуальной терапии, человек освобождается от первоначальной травмы и перестает возвращаться к старым детским ситуациям. Он начинает решать ситуации «здесь и сейчас», используя весь потенциал взрослого человека.
Почему необходимо осознание сценария. Почему концепция сценария жизни играет столь важную роль в теории ТА? Дело в том, что именно она позволяет понять, почему люди ведут себя так, а не иначе.Особенно важно это помнить при исследовании поведения, которое на первый взгляд кажется болезненным или самоуничижительным.