Посттравматическое стрессовое расстройство: модели и диагностика.

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)– это непсихотическая отсроченная реакция на так называемый травматический стресс, способный вызвать психические нарушения практически у любого человека. Были выделены четыре характеристики травмы, которая может спровоцировать возникнове6ние травматического стресса:

1)произошедшее событие осознается, т.е. человек знает, что с ним произошло (из-за чего ухудшилось его психологическое состояние)

2)состояние стресса обусловлено внешними причинами

3)пережитое разрушает привычный образ жизни индивида

4)произошедшее событие вызывает ужас и ощущение беспомощности, бессилие что-либо сделать или предпринять.

Травматический стресс – переживание совершенно особого родарезультат нетипичного взаимодействия человека и окружающего мира. Это вполне нормальная реакция на ненормальные обстоятельства; состояние, возникающее у субъекта который пережил нечто, выходящее за рамки обычного человеческого опыта.

Стресс становится травматическим, когда воздействие стрессора, вызывает нарушения в психической сфере человека (по аналогии с физическими нарушениями).В этом случае, согласно существующим концепциям, нарушаются структура «самости», неврологические и эмоциональные механизмы, управляющие процессами научения. В качестве стрессора в таких случаях выступают травматические события– экстремальные кризисные ситуации, влекущие мощные негативные последствия. Подобные события коренным образом нарушают чувство безопасности индивида и для некоторых людей являются причиной развития ПТСР.

Психологическая реакция на травму включает в себя три относительно самостоятельные фазы, что позволяет охарактеризовать ее как развернутый во времени процесс.

Первая фаза – фаза психологического шока – содержит два основных компонента:1) снижение активности, нарушение ориентации в окружающей среде и организации всей деятельности;

2)отрицание произошедшего (своеобразная охранительная реакция психики). В случае нормы эта фаза достаточно кратковременна.

Вторая фаза – воздействие – характеризуется ярко выраженной эмоциональной реакцией на событие и его последствия. Это может быть сильный страх, ужас, тревога, гнев, обвинение или плач, т.е. отклик, отличающийся непосредственностью проявления и крайней интенсивностью. Постепенно он сменяется критикой или чувством сомнения в себе, которое протекает по сценарию «что было бы, если бы…» и сопровождается болезненным осознанием невозможности отменить то, что произошло, признанием собственного бессилия и самобичеванием. Характерный признак – чувство вины выжившего, нередко доходящее до уровня глубокой депрессии. Эта фаза является критической в том отношении, что после нее может начаться либо процесс выздоровления (отреагирование, принятие реальности, адаптация ко вновь возникшим обстоятельствам), то есть третья фаза нормального реагирования, либо фиксация человека на травме и последующий переход постстрессового состояния в хроническую форму.

Нарушения, которые развиваются после пережитой психологической травмы, затрагивают все уровни человеческого функционирования (физиологический и личностный, а также межличностного и социального взаимодействия) и оборачиваются стойкими личностными изменениями не только для людей, непосредственно переживших стресс, но и для членов их семей.

Теоретические модели ПТСР. В настоящее время не существует единой общепринятой концепции, объясняющей механизмы возникновения и развития ПТСР.Существуют несколько теоретических моделей. Среди которых можно выделить такие основные подходы, как психодинамический, когнитивный, психосоциальный и психобиологический.

Кратко остановимся на всех вышеперечисленных.

Согласно психодинамическому подходу травма является триггерным механизмом, актуализирующим детские конфликты, фиксация же на травме – попытка ее контроля. В качестве последствий травматизации выступают: регресс к оральной стадии развития, использование примитивных защит, ремобилизация инфантильных импульсов.

Другой аспект индивидуальных особенностей преодоления ПТСПР – когнитивная оценка и переоценка травмирующего опыта нашел отражение в когнитивных психотерапевтических моделях. Создатели этого направления считают, что когнитивная оценка травмирующей ситуации, являясь основным фактором адаптации после травмы, будет в наибольшей степени способствовать преодолению ее последствий, если в сознании жертвы, страдающей ПТСР, причина случившегося будет лежать вне ее личностных особенностей (не я плохой, а я совершил плохой поступок). Главной задачей при этом является – восстановление в сознании пострадавшего представления о гармоничности существующего мира и целостности когнитивной модели (то есть веры в справедливость, ценность своей личности и доброту окружающих), так как именно эти оценки в наибольшей степени оказываются искажены у жертв травматического стресса, страдающих ПТСР. В рамках когнитивной модели все травматические события трактуются как потенциальные разрушители базовых представлений человека о мире и о себе. Неадаптивное преодоление травмы включает в себя генерализацию страха, гнев, уход, диссоциацию, постоянное отыгрывание произошедшего. Причина такой реакции лежит к некорректности(негибкости) когнитивных схем.

В рамках психобиологической модели ответ на травму является результатом длительных физиологических изменений. При стрессовом воздействии возрастает оборот норэпинэфрина, что проводит к росту уровня плазматического катехоламина и ацетилхолина, к снижению содержания норадреналина, допамина, серотонина в головном мозге, а также к возникновению болеутоляющего эффекта, опосредованного эндогенными опиоидами. Снижение уровня норадреналина и падение уровня допамина в мозге коррелируют с состоянием психического оцепенения. Именно оно является центральным в синдроме ответа на стресс. В свою очередь болеутоляющий эффект, опосредованный эндогенными опиоидами, может привести к опиоидной зависимости и поиску ситуаций, похожих на травматическую. Снижение серотонина создает генерализацию условной реакции на связанные с первоначальным стрессором стимулы.

Зависимость социальных условий, в частности фактора социальной поддержки окружающих, для успешного преодоления ПТСРбыла отражена в моделях, получивших название психосоциальных. Согласно данному подходу, модель реагирования человека на травму является многофакторной и необходимо учесть вес каждого обстоятельства в развитии реакции на стресс.В основе психосоциальной модели лежит модель Горовица, но создатели и сторонники этого направления подчеркивают также необходимость учитывать факторы окружающей среды, такие как социальная поддержка, демографическая ситуация, культурные особенности, дополнительные стрессы и т.п.Сторонники этого направления выделили основные социальные факторы, которые влияют на успешность адаптации жертв психической травмы к окружающему миру. Среди них отсутствие физических последствий, прочное финансовое положение, сохранение прежнего социального статуса, наличие поддержки со стороны общества и особенно близких людей, последний фактор при этом является самым значимым.

Наши рекомендации