О заикании умственно отсталых детей к истории вопроса
Проблема патологии речи у умственно отсталых детей освещена в большом количестве работ по специальной педагогике, психологии и психоневрологии (Г.М. Дульнев, А.Р. Лурия, 1956; Л.В. Занков, 1959; О.Е. Фрейеров, 1964; Р.И. Лалаева, 1995; В.И. Липакова, 1995; и др.)- Тем не менее по вопросам распространения, этиологии, патогенеза и методики устранения заикания у детей со сниженным интеллектом в литературе имеются лишь отдельные, нередко противоречивые высказывания.
Так, В. Айрлэнд, специально не занимаясь изучением частоты распространения заикания у детей-олигофренов, пишет: «Заикание, обусловливающееся, как полагают д-ра Арно, Мюллер и др. спазматическим поражением гортанной щели, не часто встречается у идиотов...»[33] (автор имеет в виду олигофрению. — Л.М.).
Большинство авторов придерживаются противоположной точки зрения, считая, что заикание значительно распространено среди умственно отсталых детей.
Р. Крафт-Эбинг, характеризуя речь «тупоумных» и «слабоумных», отмечает, что у них «во многих случаях существуют: в сфере глазных мышц — страбизм<...>, в сфере же речевого аппарата — заикание»[34].
Аналогичное мнение высказывают Г. Эммингауз (1880), Э. Сеген (1903), Филипп и Бонкур (1911), Е.Я. Гиндес (1923), М.Е. Хватцев (1959), М. Зееман (1962), А. Митронович-Мод-жеевска (1965).
Некоторые авторы, не говоря о частоте распространения заикания среди указанной категории детей, констатируют лишь наличие заикания в числе других недостатков речи, которыми могут страдать олигофрены.
Маньян и Легрэн, отмечая у умственно отсталых плохую память и ограниченный словарный запас, пишут: «Что касается до способности выражения слов, то она также бывает расстроена: об этом свидетельствуют заикание, шепеля вость и их видоизменения»[35]. Подобную точку зрения мы встречаем в работах Е.И. Буцковой (1933), Г.А. Каше (1957), В.Г. Петровой (1965).
Отдельными исследователями приводятся конкретные данные о количестве (в процентах) умственно отсталых детей, страдающих заиканием: Рум — 5,7%; Пипер и Г.Я. Трошин —• 7%; А.Н. Грабаров — 23%. Мы, обследовав 548 учеников вспомогательных школ. Ленинграда, обнаружили среди них 30 заикающихся, т. е. более 5% (Л.Я. Миссуловин, 1966).
Несмотря на различные точки зрения, имеющиеся в литературе, приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что заикание распространено среди детей со сниженным интеллектом значительно чаще, чем у нормальных детей (около 2%).
О причинах возникновения заикания у детей, страдающих олигофренией, в литературе можно найти только краткие и немногочисленные сведения.
Филипп и Бонкур считают, что недостатки речи, в частности заикание, и умственная отсталость у детей порождены одной и той же причиной, а именно аномальным развитием личности ребенка в целом. Это мнение разделяет М.В. Богданов-Березовский (1909), а в качестве ближайших причин появления заикания у олигофренов он выдвигает нарушение процессов дыхания, фонации и артикуляции. О неправильности координации мышц, участвующих в фонации, как о причине возникновения заикания у детей со сниженным интеллектом говорит и Е.Я. Гиндес.
М.В. Богданов-Березовский, разделяя точку зрения Э. Сегена, отмечает, что начало заикания у олигофренов совпадает с периодом развития у них фразовой речи.
Более определенный взгляд о происхождении заикания у отсталых детей высказывает М. Зееман. Он пишет: «...Частое проявление заикания у слабоумных свидетельствует об органических причинах его возникновения, а именно об изменениях в стриопаллидуме. Частые неудачи и затруднения при лечении заикания у слабоумных говорят также об его органической основе»[36]. А. Митринович- Моджеевска также считает причиной заикания у олигофренов органическое поражение головного мозга. Автор говорит о том, что органическое заикание очень часто встречается в случаях умственного недоразвития и обусловливается поражением экстрапирамидной системы и в особенности полосатого тела и бледного шара.
Отдельные исследователи не видят в возникновении заикания у детей со сниженным интеллектом каких-либо особенностей. Так, Е.И. Буцкова, останавливаясь на вопросе этиологии заикания у учащихся вспомогательной школы, указывает причины возникновения этого дефекта речи, характерные для умственно полноценных детей.
По вопросу специфики проявления заикания у олигофренов можно выделить в литературе наиболее общие для ряда авторов положения.
М.В. Богданов-Березовский, Е.И. Буцкова, М.Е. Хватцев, М. Зееман, Л.Г. Парамонова (1965) отмечают, что для заикающихся умственно отсталых детей характерны чрезвычайно многочисленные и тяжелые нарушения звукопроиз-ношения в виде полиморфного косноязычия, лепета, аграм-матизма, звуковых персевераций и т. д. Такое многообразие речевых недостатков у олигофренов свидетельствует о глубоком нарушении их речи в целом.
По наблюдениям Э. Сегена, Р. Крафта-Эбинга, М.В. Богданова-Березовского, М.Е. Хватцева, заикание у олигофренов связано с нарушениями общей моторики ребенка. У умственно отсталых детей «и особенно у тех из них, которые одержимы спазматическими движениями, довольно часто появляется заикание», — пишет Э. Сеген[37].
Слабое, поверхностное дыхание, в особенности короткий речевой выдох у заикающихся детей со сниженным интеллектом отмечается в работах М.В. Богданова-Березовского и М.Е. Хватцева.
По поводу переживаний заикающихся олигофренов в связи с их речевым дефектом отдельными авторами высказываются различные точки зрения.
«Желание сказать что-либо и остаться при этом непонятым, — говорит Е.Я. Гиндес, — является большим несчастьем для ребенка, он страдает от этого, раздражается, теряет душевное равновесие, а главное, тормозит свое умственное развитие»[38].
Несколько иную точку зрения высказывает Л.Г. Парамонова, которая считает, что переживания в связи с речевыми недостатками, звукофобии не являются типичными у олигофренов, страдающих заиканием.
Наиболее правильной представляется точка зрения М.Е. Хватцева. Он подчеркивает, что психические наслоения у олигофренов менее развиты, чем у умственно полноценных школьников, страдающих заиканием, т. е. автор говорит о различном уровне переживаний по поводу заикания у нормальных и отсталых детей.
В литературе имеются некоторые данные и по вопросу методики устранения заикания у детей со сниженным интеллектом.
Успех логопедической работы с заикающимися олигофренами, по мнению Э. Сегена, зависит от умения работать с такими детьми не по шаблону, а подходя к каждому случаю строго индивидуально, на основе тщательного изучения педагогом особенностей личности умственно отсталого ребенка. Это мнение разделяют Филипп и Бонкур, М.В. Богданов-Березовский, Е.Я. Гиндес, М.Е. Хватцев. Эти же авторы подчеркивают необходимость развития умственных способностей в процессе устранения речевых недостатков, в частности заикания, у отсталых детей.
Для воспитания правильной речи заикающихся детей с олигофренией Е.Я. Гиндес рекомендует пользоваться как общими приемами развития интеллекта ребенка, так и местными способами — массажем лицевых мышц, артикулятор-иыми упражнениями, произношением слов с орехом во рту, общей ритмической и дыхательной гимнастикой, электризацией языка и мышц лица при параличе, скандированным произношением фраз и т. д. По мнению автора, помимо других мероприятий следует также широко применять продолжительное молчание, прерываемое уроками модулированного пения и декламацией.
Проводить специальную работу по развитию дыхания, голоса, артикуляции, моторики при устранении заикания у учащихся вспомогательной школы рекомендует и М.Е. Хватцев.
В его же работах мы находим указания на психотерапевтические приемы преодоления заикания у олигофренов: «С заикающимися воздействие на психику применяется в форме подбадривания и внушения, в форме приказа»[39].
Некоторые авторы, не учитывая особенностей детей с олигофренией, при устранении у них заикания предлагают использовать методы, которые применяются в аналогичных случаях к умственно полноценным детям. «.. .Там, где оно (заикание. — Л.М.) проявляется — указывает В. Айр-лэнд, — требует того же лечения, какое предлагается в подобных случаях нормальным детям»[40]. Эту точку зрения разделяет Е.И. Буцкова.
На основании приведенных данных можно сделать вывод о том, что особенности возникновения, проявления и устранения заикания у олигофренов при сравнении этой категории детей с учащимися массовой школы, страдающими заиканием, недостаточно изучены.
О продолжительности и результатах работы по преодолению заикания у детей со сниженным интеллектом в литературе также имеются лишь краткие и противоречивые сведения.
Е.Я. Гиндес считает, что при соблюдении приведенных выше рекомендаций можно добиться устранения заикания у отсталых детей в течение двух-трех недель.
М.Е. Зееман, не говоря о сроках работы, отмечает, что при устранении заикания у олигофренов специалист встречается со значительными затруднениями, частыми неудачами.
Наиболее реальным нам представляется мнение по этому вопросу М.В. Богданова-Березовского. В приведенных им историях болезни заикающихся олигофренов он указывает, что значительного улучшения речи детей ему удалось добиться за зимний сезон.
Из краткого обзора литературы видно, что вопросы заикания у детей со сниженным интеллектом представляются достаточно важными для дальнейшего научного исследования как в теоретическом, так и в практическом отношении.
Е.И. Кириченко и Б.А. Леденев (1979) отмечают, что большое значение в улучшении нервно-психического развития детей-олигофренов имеют логопедические мероприятия, направленные на формирование речевых функций и устранение дефектов речи.