Специфика заикания при различных нервно-психических расстройствах
Наряду с общими чертами заикания, свойственными всем или большинству обследованных, у больных в каждой клинической группе обнаружены свои особенности заикания, многие из которых были связаны со спецификой нервно-психических заболеваний. Вместе с тем установлено, — и это важно подчеркнуть, — что особенности проявления заикания у больных в клинических группах выражаются не только наличием либо отсутствием определенных показателей речевого расстройства и не только их качественными характеристиками, но и своеобразием их комбинаций и взаимосвязей.
1. Заикание при гиперстенической форме неврастении. Всего изучено 68 больных. По характеру речевого нарушения они были разделены на две подгруппы: а) у которых вне заикания не отмечалось патологических изменений темпа речи (51 чел.); б) у которых заикание сосуществовало с та-хилалией (17 чел.). Необходимость такого разделения группы обусловлена тем, что тахилалия откладывает своеобразный отпечаток на проявление заикания. Кроме того, из общего числа всех обследованных заикающихся именно в группе больных с гиперстенической формой неврастении, по сравнению со всеми другими группами, было преобладающее количество страдающих тахилалией[20].
а) Заикание у больных, не имевших вне заикания патологических изменений темпа речи. В данной подгруппе изучен 51 человек. Из них юношеского возраста было 16, взрослых — 35 человек.
До возникновения заикания у большинства больных наблюдались возбудимость и раздражительность, а также быстрый темп произношения и своеобразные артикуляторные нарушения (частые остановки в речи, «захлебывания», повторения звуковых комплексов и слов), которые свидетельствовали о слабости речевой функции. Возникновению заикания чаще всего предшествовали психогении. Почти у всех больных заикание имело тенденцию к быстрому усилению и расширению симптоматики.
Свойственные больным с гиперстенической формой неврастении обостренная раздражительность, возбудимость и аффективность, сочетаясь с логофобиями и доминирующими мыслями о заикании, обусловливали трудности речевых контактов в широком кругу ситуаций. Эти трудности в некоторых ситуациях временно усиливались или ослабевали в зависимости от типичных для больных периодических изменений в нервно-психическом состоянии. Общеневротические проявления, говорящие о несоответствии между стремлением к полноценной активности и сниженными возможностями функций нервной системы, препятствовали нормальной регуляции речевого акта. Заикающиеся стремительно включались в речь. При общении у них возникали чрезмерное возбуждение, двигательная расторможенность, убыстрение темпа произношения. На всем протяжении речь прерывалась частыми, но непродолжительными судорогами, в которые широко вовлекались мышцы речевого аппарата и других частей тела. Совокупность этих нарушений влекла за собой ряд нарушений просодии: частые разрывы синтагм, отсутствие должных пауз, ограниченность оттенков интонации. Больные постоянно употребляли защитные приемы, среди которых преобладали засорявшие речь эмболофразии в сочетании с быстрыми сопутствующими действиями. Выраженные общеневротические и речевые нарушения затрудняли у больных не только общение, но и достижение ряда значимых для них потребностей и стремлений.
б) Заикание у больных с тахилалией. В этой подгруппе обследованы 17 человек. Юношеского возраста — 6, взрослых — 11.
Отмечавшиеся у большого числа родителей невротические нарушения и тахилалия, видимо, свидетельствуют о наследственном у части больных характере тахилалии. Это предположение согласуется и с литературными данными [Ю.А. Флоренская и З.С. Ходорова, 1935; Г. Ландольд и Р. Лухзингер, 1954; Р. Лухзингер и Г. Арнольд, 1959; Д. Вейс, 1960; М. Зееман, 1962; В.С. Кочергина, 1969]. Вместе с тем существовавшие у больных с детском возрасте чрезмерная психомоторная возбудимость и другие симптомы конституциональной нервности, а также тяжелые расстройства темпа речи и иных компонентов просодии проявлялись на фоне рано развивавшейся, но неокрепшей речевой функции и были благоприятной почвой для возникновения заикания. Характерно, что у многих заикание наступало в более поздние, чем в других клинических группах, возрастные периоды (в 7—8, 11—13 лет), связанные не только с биологическими сдвигами, но и с увеличением и усложнением речевой нагрузки, и начиналось с запинания, переходившего в судорожную форму только с течением времени. В процессе развития заикания расширение и усиление симптоматики в основном касались моторной ее стороны, психические же наслоения выражались слабо.
На особенности заикания у больных оказывали влияние как общеневротические нарушения (повышенные раздражительность, возбудимость, гиперактивность поведения), так и нарушения, связанные с тахилалией. Типичные для страдающих тахилалией пониженное внимание к качеству произносительной стороны речи и отсутствие выраженных переживаний своего дефекта частично переносились и на заикание. Затруднения в речевом общении у больных были непостоянны и охватывали небольшое количество ситуаций, логофобии и мысли о заикании проявлялись незначительно. Однако, протекая на фоне общего возбуждения, чрезмерно быстрая речь прерывалась частыми непродолжительными судорогами и сопровождалась двигательным беспокойством, множеством стремительных и некоординированных движений. Частота судорог в большой мере зависела от состояния темпа произношения: как правило, убыстрение его вело к увеличению количества судорог, при его замедлении, наоборот, количество судорог уменьшалось. Речь представляла собой непрерывный поток, в котором сильно страдали внятность произношения и звуковой состав произносимых фраз, логическое и фонетическое ударение, интонация и другие компоненты просодии, что отрицательно отражалось на разборчивости речи в целом, на понимании ее слушателями. Несмотря на сложный характер моторных симптомов заикания, тесно связанных с тахилалией, само оно почти не препятствовало осуществлению жизненно важных для личности потребностей и стремлений.
2. Заикание при гипостенической форме неврастении. Всего изучены 30 человек: юношеского возраста — 18, взрослых — 12.
В анамнезе до возникновения заикания у больных наблюдались многочисленные вредности биологического и социально-психологического свойства, вызвавшие общее ослабление организма, в том числе и речевой функции. Заикание чаще возникало не остро, а постепенно, главным образом во время болезней, а при задержке речевого развития, которая в данной группе отмечалась у значительного количества больных, — с началом формирования у них развернутой фразовой речи. Течение заикания до начала юношеского возраста в основном характеризовалось постепенным расширением и усилением симптоматики. В дальнейшем для заикания было типично стационарное течение.
Свойственные больным общая слабость, сниженная инициативность, неуверенность в своих силах, робость и застенчивость сочетались со стойкими логофобиями и доминирующими мыслями о заикании. Эти состояния обусловливали постоянные трудности речевого общения в большом числе ситуаций; во многих ситуациях заикающиеся избегали говорить. Почти при любом речевом контакте у них возникали частые, продолжительные и широко иррадиированные судороги. Для преодоления коммуникативных затруднений заикающиеся использовали своеобразные по форме выражения защитные приемы: движения, составлявшие сопутствующие действия, были медленными и вялыми, эмболофразии обычно выступали в виде асемантичных звуков. Мышечная сфера во время речи чрезмерно расслаблялась. Осанка была сгорбленной, позы однообразными и невыразительными, мимика бедной, выразительная жестикуляция, как правило, отсутствовала. Начало речи предварялось длительным латентным периодом, а в речевом потоке вне зависимости от судорог часто возникали длительные остановки. Темп речи у большинства был медленный, сила голоса слабая. Вялая артикуляция в сочетании с судорогами нарушала внятность произношения. Заикающиеся затруднялись воспроизводить должную интонацию даже по подражанию; особые затруднения возникали при воспроизведении интонаций, выражающих активные чувства. Во многих случаях заикание сопровождалось другими дефектами речи (полиморфная дислалия, функциональная ринолалия), усугублявшими его проявление. Сложный и стойкий симптомокомплекс заикания отрицательно влиял на осуществление важных для личности потребностей и стремлений.
3. Заикание при психастении. Всего изучены 16 человек: юношеского возраста — 5, взрослых — 11.
В анамнезе больных до возникновения заикания основную роль среди различных вредоносных факторов играли отрицательные социально-психологические воздействия. Развитие и закрепление черт психастенического характера, а также расширение и резкое обострение симптоматики заикания в основном происходили в подростковом и юношеском возрастах, т. е. в периоды, когда больные сталкивались с новыми и трудноразрешимыми для них обстоятельствами жизни.
Проявляясь на фоне тревожно-мнительного характера, симптоматика заикания обладала рядом особенностей. Моторные симптомы ее у большинства заикающихся были выражены незначительно. На первый план выступали психические проявления речевого расстройства. У каждого заикающегося речь вызывала многочисленные по формам ло-гофобии, создававшие значительные препятствия речевой коммуникации. Независимо от тяжести судорог логофобии у больных всегда проявлялись сильно и влекли за собой патологические изменения в психическом облике и в поведении. Заикающихся постоянно преследовали доминирующие мысли о заикании. Совершение многих поступков они ставили в зависимость от заикания. Каждое речевое общение вызывало у них неуверенность и тревожное ожидание неудач. Задолго до предстоящего общения в мельчайших деталях обдумывались формы поведения и речи. Во всех ситуациях больные страшились отрицательных оценок их речи. Для маскировки речевого расстройства они изобретали утонченную систему защитных приемов. Взаимодействуя с па-тохарактерологическими нарушениями, речевой дефект у многих больных затруднял осуществление ряда важных для них потребностей.
4. Заикание при неврозе навязчивых состояний. Всего изу
чены 13 человек: юношеского возраста — 5, взрослых — 8.
До наступления заикания у большинства больных наблюдались явления раздражительной слабости. Заиканию чаще всего предшествовало действие психогенных вредоносных факторов. До начала подросткового возраста оно проявлялось не сильно и в целом не влияло на речевое общение и на отношение с окружающими. В подростковом возрасте формировалась избирательная и стойкая связь заикания с четко определенными ситуациями, в основном с тем, где нарушались особо значимые для заикающихся отношения.
Кроме синдрома навязчивости и отдельных: неврастенических симптомов у больных не обнаруживалось каких-либо характерологических отклонений. Для всех обследованных оказалась типичной связь синдрома навязчивости только с речевым расстройством, навязчивости иного содержания, как правило, отсутствовали. Заикание выступало в небольшом и строго избранном кругу конфликтных ситуаций. Речевой дефект не сопровождался развернутыми и глубокими перестройками в нервно-психической сфере. Однако в конфликтных ситуациях у больных возникали сильные лого-фобии, которые значительно затрудняли речевые контакты и изменяли поведение заикающихся. Осознавая нелепость и беспричинность многих навязчивых страхов, больные не могли усилием воли справиться с ними. Заикающимся были свойственны и навязчивые мысли о заикании, но эти мысли не доминировали в их сознании и появлялись только при непосредственном столкновении с психотравмирующей ситуацией. Пытаясь преодолеть эмоциональные нарушения и приступы судорог, больные прибегали к разнообразным защитным приемам, которые скрывали от окружающих. В осуществлении значимых потребностей и стремлений заикание не создавало у больных больших препятствий.
5. Заикание при истерии. Изучены 4 больных женского
пола в возрасте от 26 лет до 31 года.
У всех обследованных еще до возникновения заикания отмечались невротические нарушения и ряд характерологических особенностей. Заикание наступало вследствие психотравм одномоментного действия и активного подражания заиканию. Речевой дефект сразу проявлялся сильно, и заикающиеся давали на него патологические реакции истерического типа. До окончания подросткового возраста заикание представляло собой прогрессирующее течение. С юношеского возраста оно начинало приобретать стационарную форму.
Больным были свойственны повышенные впечатлительность и внушаемость, неустойчивость и инфантильность эмоциональных проявлений, болезненное самолюбие, недостаточность объективной оценки многих из своих действий и действий окружающих, постоянное стремление обратить на себя внимание, театральность поведения. Эти характерологические особенности обусловливали преувеличение тяжести симптоматики заикания, неверную связь многих жизненных неудач только с речевым нарушением, подчеркнутое демонстрирование его проявлений. Аггравация заикания использовалась больными и как один из приемов в системе средств «театрального поведения», и как защитная реакция на конфликтные жизненные обстоятельства. В период речевого общения у заикающихся возникали быстрый темп произношения, двигательная расторможенность, манерность мимических и пантомимических движений. У больных этой группы не отмечалось стойкой связи заикания с какими-либо ситуациями: в любой ситуации при благоприятных для них условиях речь могла быть хорошей. Заикание не препятствовало у наших обследованных достижению значимых потребностей и стремлений.
6. Заикание при «органоневротических» синдромах.Всего изучены 19 больных с различными органическими поражениями центральной нервной системы. Из них юношеского возраста было 5 человек, взрослых — 14.
В анамнезе до возникновения заикания у больных имелась органическая недостаточность мозга, обусловившая у многих задержку в психомоторном и речевом развитии. Заикание, возникшее на этом фоне, сразу проявлялось ярко и затрудняло общение в большом числе ситуаций. Течение его характеризовалось быстрым нарастанием всей симптоматики и быстрым переходом к стационарной форме.
Особенности заикания были связаны с органическими поражениями нервной системы и со стойкими личностными изменениями: эмоциональной слабостью, ипохондрично-стью или с повышенной раздражительностью, аффективно тью, с инертностью нервно-психических процессов. Во время речи отмечалось чрезмерное напряжение в общемотор-ной сфере. Частые, широко распространявшиеся и длительные судороги возникали во всех ситуациях. Трудности в установлении речевых контактов были постоянны, многие больные вследствие сильных приступов судорог избегали общения в широком кругу ситуаций. Результатом этого являлись стойкие логофобии, доминирующие мысли о заикании, ипохондрическая фиксация на дефекте. Заикающиеся испытывали глубокое чувство малоценности, они считали себя оторванными от общества; некоторые были склонны к суицидным мыслям. Тяжелые судорожные явления у большинства вызывали замедление темпа речи и у всех обследованных — ярко выраженные нарушения внятности произношения пацузации, интонации и других просодических компонентов. Нарушения просодии усугублялись часто встречавшимися у больных дислалиями и стертыми дизарт-риями. Заикание создавало значительные препятствия при осуществлении большого числа важных для личности потребностей и стремлений.
7. Заикание при отсутствии репрезентативных нервно-психических расстройств.Изучены 15 заикающихся, у которых не обнаружено нервно-психических нарушений. Юношеского возраста было 8 человек, взрослых — 7.
Отмечавшиеся до возникновения заикания у трети обследованных черты нервности имели моносимптоматический характер. Течение заикания происходило в благоприятных условиях социального окружения. Вследствие этого речевой дефект не препятствовал общению и правильному формированию системы отношений личности. Отсутствие у заикающихся нервно-психических расстройств способствовало тому, что в симптомокомплексе заикания доминировали моторные нарушения, которые в целом не влияли на речевую коммуникацию и не мешали осуществлению потребностей и стремлений.
Представленные результаты исследования свидетельствуют о том, что в каждой клинической группе существует зависимость многих показателей заикания от особенностей нервно-психических заболеваний и состояний больных. Включаясь в структуру определенного нервно-психического заболевания, заикание приобретает своеобразные черты, которые находят свое выражение прежде всего в особенностях речевого общения заикающихся на разных уровнях ситуационно-речевой сложности, в особенностях функционирования их эмоционально-волевой сферы в процессе речевой деятельности, а' также в моторно-динамической стороне речевого акта. Все клинические группы заикающихся различаются между собой по целому ряду особенностей речевого нарушения. Эти различия отмечаются и в анамнезе до возникновения заикания, и в течении заикания, а также в совокупности и специфике его проявлений.
В соответствии с обнаруженными особенностями заикания нами были разработаны внутри существующего комплексного метода дифференцированные пути коррекционно-воспитательного воздействия на заикающихся. Предлагаемые пути устранения заикания не отвергают комплексный метод, а наоборот, способствуют расширению и углублению его.
В педагогический аспект устранения заикания входили: 1) психотерапия, направленная на перевоспитание нарушенных отношений заикающихся, на повышение возможностей их саморегуляции, на перестройку поведения и патологических черт личности; 2) логопедическая дидактика, формирующая правильные навыки речевого общения; 3) работа с микросоциальным окружением больных, основной задачей которой было установление нормальных межперсональных отношений.
В коррекционно-воспитательной работе с заикающимися учитывались связь заикания с нервно-психическим заболеванием, со всей личностью, ведущее звено речевого нарушения и сохранные звенья речевой функции, взаимодействие всех сторон речи, ее коммуникативный характер. Коррекция проводилась во всех трудных для заикающихся ситуациях.
Применяя дифференцированное педагогическое воздействие, мы исходили из соображений целостного корригирующего воздействия на личность больного и через перевоспитание личности шли к преодолению речевых нарушений.
У больных с гиперстенической формой неврастении, у которых вне заикания не было патологических изменений темпа речи, акцент в работе падал на преодоление чрезмер ного возбуждения в неречевой и речевой деятельности, на воспитание способности рационально реагировать на психо-травмирующие раздражители.
У больных с гиперстенической формой неврастении, у которых заикание сочеталось с тахилалией, пути коррекц^и-онного воздействия во многом определялись спецификой нарушений, связанных с тахилалией. Поэтому наряду с формами работы, проводившимися у больных предыдущей подгруппы, в этой подгруппе большое место было уделено преодолению специфических нарушений просодии и главным образом нормализации темпа речи. Все виды логопедических занятий включали воспитание у заикающихся внимания к речи, самоконтроля за произношением и поведением.
При устранении заикания у больных с гипостенической формой неврастении педагогическое воздействие направлялось на повышение тонуса в речевой и психической сфере, на развитие активности в речевой деятельности в процессе коммуникации.
У больных психастенией устранение заикания тесно связывалось с перевоспитанием патологических черт характера, которые с большой степени обусловливали специфику речевого дефекта. Вследствие этого методы психотерапии имели первостепенное значение и пронизывали всю логопедическую работу, в том числе и дидактические методы.
При выборе путей устранения заикания у больных с неврозом навязчивых состояний учитывалась связь навязчи-востей только с заиканием, которое у них проявлялось в четко ограниченном кругу конфликтных ситуаций. Поэтому коррекционно-воспитательная работа преимущественно направлялась на разрешение патогенных ситуаций и на постепенную тренировку навыков правильного поведения и речи в этих ситуациях.
У больных с истерией наряду с перестройкой речи педагогическое воздействие предусматривало воспитание правильной самооценки, отказ от необоснованных претензий, от аггравации патологических проявлений и систематическую тренировку положительных качеств личности и речевого поведения. <...>
Выводы
1. Заикание как частое проявление более общего патоло
гического процесса находится в диалектическом единстве с
закономерностями механизмов развития этого процесса.
Взаимодействие между заиканием и нервно-психическими
заболеваниями, как показывает литература вопроса, изуче
но недостаточно.
2. Выявление особенностей, присущих заиканию в струк
туре различных нервно-психических заболеваний, важно не
только для установления отношений между частным и об
щим в развертывании единого патологического процесса, но
главным образом для разработки дифференцированных и на
учно обоснованных методов коррекции речевого дефекта.
3. Нарушение речевой функции — наиболее поздней в он
тогенетическом отношении и поэтому наиболее ранимой —
чаще наблюдается у лиц, развитие нервно-психической сфе
ры которых, в том числе и речи, находится на грани нормы
и патологии. Отражением этой закономерности являются воз
никновение и обострение заикания в критические возрастные
периоды, связанные с глубокими перестройками в биологи
ческой и психической сфере, а также в области социальных
отношений.
4. Изучение заикания у больных с различными формами
неврозов, у больных с органоневротическими синдромами
и у заикающихся без репрезентативных нервно-психических
расстройств показало, что наряду с общими проявлениями,
которые характеризуют данный вид речевой патологии и
которые не зависят от специфики нервных заболеваний, в
каждой клинической группе имеются и типичные для них
особенности в развитии, течении и проявлениях заикания,
органически связанные с нервно-психическим состоянием
и личностью больного.
5. Формирование отличительных черт симптоматики за
икания в структуре определенного нервно-психического за
болевания находится в тесной зависимости от особенностей
личности и от реакций этой личности в системе социальных
отношений, что находит свое выражение прежде всего в осо
бенностях речевого общения на разных уровнях ситуацион
но-речевой сложности.
6. Обусловленные спецификой нервно-психического забо
левания и личности больного, особенности симптомокомп-
лекса заикания в клинических группах определяются не
только наличием тех или иных показателей заикания и не
только их количественными и качественными характеристи
ками, но и своеобразием их комбинаций и взаимосвязей.
7. Сложность и разнохарактерность заикания как нару
шения, генетически связанного с особенностями нервно-пси
хических состояний заикающихся, с историей формирова
ния личности, с совокупностью многообразных эндогенных
и экзогенных факторов, диктуют необходимость примене
ния в коррекционно-воспитательной работе с заикающими
ся строго дифференцированных методик, которые должны
учитывать этиопатогенетическую многоаспектность речево
го расстройства.
Ковшиков В.А. Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей // Сборник научных работ ЛГПИ им. А.И. Герцена. — Л., 1976. — С. 13—20; 22—23.
А. В. Ястребова
Организация, содержание
И принципы коррекционного