Последовательность в организации логопедических занятий с заикающимися школьниками

Принцип систематичности и последовательности включа­ет не только логическую, но и организационную сто­рону логопедического воздействия на заикаю­щихся, так как овладение ими определенных знаний, навы­ков и умений должно происходить не от случая к случаю, а систематически, т. е. постоянно, регулярно, без пропусков и по плану. Только в этом случае будет иметь место постоян­ная тренировка нервных процессов, которая собственно и лежит, по указанию И.П. Павлова, в основе лечения невро­зов, в группу которых входит и заикание.

Лечебно-педагогический процесс предполагает определен­ную форму организации корригирующей работы с заикаю­щимися. Более того, качество формирования у них свобод­ной речи во многом обусловливается самой формой построе­ния логопедических занятий. Вот почему вопросы, связан­ные с формами организации корригирующей работы с заи­кающимися, были и остаются актуальными в логопедичес­кой теории и практике.

Система организации логопедических занятий с заикаю­щимися предусматривает последовательное нарастание сложности речевого материала или ситуаций как от одного занятия к другому и от него к третьему и далее, так и внутри каждого занятия в отдельности.

Принцип систематичности и последовательности в орга­низации логопедических занятий с заикающимися особенно заметно вырисовывается в общих (перспективных) и конкретных (ежедневных) планах логопеда.

Перспективный план отражает систему логопеди­ческих занятий в целом за весь лечебный курс. Этим планом предусматривается система последовательной активизации правильной речи и поведения у заикающихся не только в процессе логопедических занятий, но и вне их.

Перспективным планом логопедической работы с заика­ющимися предусматриваются:

1) стимулирующие демонстрации и беседы;

2) щадящий режим, определенным образом ограничива­ющий речь детей и помощь извне (молчание, шепотная речь, рече-ручной режим, сопряженная и отраженная речь, отве­ты на вопросы);

3) тренировочный режим, направленный на активную перестройку их речи и включающий все виды речевой рабо­ты с ними;

4) закрепительный период, продолжающий тренировоч­ный режим после выписки детей из логопедического стацио­нара.

Приходится неоднократно слышать мнение о том, что не­целесообразно со всеми заикающимися начинать логопеди­ческие упражнения с этапа сопряженной и отраженной речи, так как у многих заикающихся этот этап речевой работы не вызывает каких-либо трудностей.

Между тем этап сопряженной и отраженной речи в лого­педических занятиях на практике оказывается необходи­мым, во-первых, как переходный этап (звено) в системе по­следовательного нарастания усложнений форм речи (от молчания к несамостоятельной, а затем к спонтанной речи), во-вторых, как этап, который отвечает (в силу своей дос­тупности для заикающихся) целям щадящего режима и которому соответствует в лечебно-педагогическом процес­се ряд определенных подготовительных, обучающих и сти­мулирующих мероприятий (работа над голосом, темпом и вы­разительностью речи, паузами, поведением и пр.). В большин­стве случаев этот этап логопедических занятий с заикающи­мися выступает как фактор, несущий огромный психотера­певтический заряд, ибо позволяет (опять-таки в силу своей доступности) настраивать заикающегося на мысль об уже начавшемся улучшении состояния его речи, тем самым сти­мулируя для дальнейшей работы, повышая доверие к лого­педу. У опытного логопеда, несмотря на какой-то общий для всех заикающихся в группе речевой этап, на занятиях исполь­зуются все формы речи, которыми оперируют члены группы в зависимости от их речевых возможностей. В этом проявля­ется другой общедидактический принцип — принцип инди­видуального подхода — в процессе лечебно-педагогических занятий с заикающимися детьми. Об особенностях его прояв­ления в логопедической практике следует говорить особо.

Ежедневный план отражает последовательность ло­гопедической работы с заикающимися на одном отдельном занятии. Принцип последовательности здесь выражается в соотнесении его структурных частей — вступительной, ос­новной и заключительной. Структурные части являются вза­имосвязанными и взаимообусловленными частями единого и цельного по своему содержанию логопедического занятия. Одна часть последовательно заменяет другую, но каждая последующая включает элементы предыдущей и подготав­ливает почву для последующей.

Вступительная часть логопедического занятия ха­рактеризуется подготовительными упражнениями, включа­ющими элементы организации детского коллектива, внима­ния, целенаправленности на предстоящую работу; трениро­вочными упражнениями, имеющими целью подготовить ребенка к предстоящей работе; повторением и закреплени­ем проработанного на предыдущем занятии материала.

Основная часть может быть выражена в зависимос­ти от цели занятия выработкой или тренировкой навыков правильной речи и поведения у детей в новой речевой форме или ситуации.

Заключительная часть представляет собой ряд тренировочных упражнений, закрепляющих то новое, что прорабатывалось на этом занятии, на аналогичном матери­але или условиях. Сюда же входят подведение итогов рабо­ты детей на занятии, фиксация внимания детей на достиже­ниях и успехах, имевших место на этом занятии, советы и задания для закрепления этих достижений вне логопедичес­ких занятий.

Как видим, общедидактический принцип последователь­ности и систематичности в логопедических занятиях с заи­кающимися школьниками проявляется в логическом ус­ложнении не только форм и содержания речи, но и речевых ситуаций, не только в последовательном проведении целой системы логопедических занятий, но и каждого отдельного занятия.

Изложение некоторых основных принципиальных поло­жений, касающихся логопедических занятий с заикающи­мися школьниками, указывает на необходимость тщатель­но продуманной и творческой работы логопеда в каждом от­дельном случае заикания у ребенка.

Очерки по патологии речи и голоса Вып. 3 / Под ред. С.С. Ляпидевского. — М., 1967. С. 170—196.


Наши рекомендации