О сучках, задоринках подозрительности
Подозрительность и скептицизм некоторых заикающихся прямо поразительны.
Рядом дневников, бодрых статеек, бесед, рассуждений коллектив старается выработать правильное отношение в подобных случаях.
Еще интереснее вопрос о запинках, о так называемых сучках и задоринках. Индивидуальная речь, которую дает своим участникам коллектив, не гарантирует от запинок с абсолютной строгостью. Да и было бы совершенно несправедливо лишать бывшего заику права на... запинку, того неписаного права, которое широко использует каждый говорящий. Мыслима ли человеческая речь без единой задоринки, спотыкания, повторений? В жизни этого не бывает. С полным правом можно было бы спросить каждого боящегося запинок: «Позвольте, а ноги вы всегда ставите правильно, не спотыкаетесь? Что было бы с движениями ног, если бы всегда о них думать!» Но заикающийся привык считать запинки, свои и чужие. Этой привычкой он обязан родным и знакомым, печальникам и скорбникам по поводу его речи. Коллективист Л. в своем выступлении на тему о запинках откровенно признался, что, слушая одного из лучших ораторов, он интересовался исключительно формальной стороной речи и насчитал в ней в течение сорока минут восемьдесят три запинки. Оратор, которого слушал наш коллективист, никогда не заикался и известен в стране как лучший трибун. Что же говорить о посредственных ораторах!
Серия бесед должна умерить подозрительность нашего коллективиста. Не думать о запинках, которые не есть заикание. Дело не в них, а в общем самочувствии. Речь не может журчать, как ручей, или шипеть, как граммофонная пластинка. Речь чересчур гладкая, без единой запинки, производит неприятное впечатление, как заученная, многократно повторенная, неискренняя. Речь должна строиться на глазах у публики, слушателя, собеседника. А строительство — импровизация — невозможно без сучков и задоринок. Не гладкая, «причесанная» речь волнует аудиторию. Речь, чтобы быть убедительной, должна исходить от взволнованного человека и производить впечатление волнующее. Апатичиый и вялый оратор никого не убедит и себя усыпит. С этим почти соглашаются, но возражают против предварительного волнения у оратора или актера. И это неверно. Одаренный оратор или актер, еще до выхода на сцену или трибуну, испытывает легкое волнение — перед мощью и красотой человеческого слова. И это относится даже к закаленным ораторам или актерам, чувствующим счастье своего дарования и ответственность вместе с тем! Так что запинки и некоторое волнение перед и во время речи, особенно в ответственных случаях, вполне законны у выздоравливающего от заикания, как они законны у всякого человека. Лучше черкать на бумаге, чем устно. И перед докладами и большими выступлениями рекомендуется тщательная подготовка с пером в руках. Но и в этом случае отдельные запинки неизбежны и вполне оправданны.
Предрассудки и уловки
В процессе лечения от заикания важно освободить больного от предрассудков и уловок. Сохранение их — верная гарантия возврата болезни.
.Можно с математической точностью доказать, что у каждого заикающегося существуют «дружественные» и «враждебные» буквы, вернее, звуки. Одни он приемлет, ими пользуется, другие — ненавидит, игнорирует, с ними борется и, надо сказать, безуспешно.
Было бы совершенно неправильно обратить усилия заикающегося на борьбу против того или иного звука. Заика, как правило, способен забыть вчерашний «трудный» звук и приняться за новый. «Какой сегодня звук является вашим врагом? » — можно спросить каждого заику. Бесспорно, здесь существует известная устойчивость, определяемая неведомыми нам закономерностями мышления. Но факт прохождения через болезненное воображение заики всех звуков человеческой речи должен нас предостеречь от вредной и бесцельной борьбы с ними.
Заика обычно — ловкий дипломат, искусный редактор. В проектируемых им мысленных редакциях фраз он осторожно обходит все опасное и сомнительное, отступая то и дело перед кажущейся трудностью. Таким образом ему удается скомбинировать нужные фразы, часто весьма далекие от первоначального предварительного наброска. Вследствие этого заика иногда жалуется на бедность родного языка. Он обогащает свой словарь с помощью художественной литературы, располагая слова в своеобразном порядке. Богатый словарь, следовательно, временно помогает заике, удерживая укрепившиеся уловки. Разумеется, окончательное исцеление от заикания не основано на отрицании совершенствования в языке.
Иные заикающиеся опасаются большой речевой продукции: такое-то количество слов могут произнести, после якобы начинают заикаться. Другие жалуются: как только выходят за пределы своих знаний — так и начинают заикаться. Последнее, разумеется, не страшно. Нужно, стало быть, хорошо знать то, о чем говоришь.
Как же коллектив борется против предрассудков, суеверий и сомнений в своей речи? В основном — беседами и победами; беседами до и после побед.
Сами заики стараются отвлечь себя от трудных звуков, которые для них действительно трудны ввиду болезненного сосредоточения внимания на них. Для этого они используют приставки, пересыпают речь «мусорными» словами, от которых, кстати, несвободен и так называемый здоровый человек, прибегают к различным уловкам. В этом и заключается, между прочим, ценность коллектива, что в нем нельзя скрывать уловок. И хорошо! Лучше «честно» заикнуться, чем прибегать к уловкам. Отнимая уловки, коллектив дает своим участникам более могучее средство — бесстрашие, мужество, уверенность. Сколько уловок разоблачил коллектив! Хождение во время речи; чрезмерно громкая речь, граничащая с гневом; беспрерывный поток речи и боязнь остановок, пауз, и даже неуместная шутка или улыбка как уловки... Мы говорим в коллективе: убери уловки, не мешай себе говорить!
Но нужно идти дальше и спросить себя: где же причины уловок? И окажется, что причиной уловок является навязчивость. Это она твердит заике: «Ты заикаешься, спасайся "за уловку!"» И, охваченный паникой, заикающийся «спасается» за испытанную уловку, тем самым закрепляя свое недоверие к себе. Что же питает навязчивость? Страх, боязливое самочувствие, основанное на печальной практике речи, на неудачах и поражениях в прошлом. Устранить страх способны лишь победы в речи с помощью коллектива. При этом в специальной беседе обсуждается сущность страха и меры его предупреждения и ослабления. В прениях по докладу на эту «страшную» тему подчеркивается мысль: страхом страдают суеверные, темные, религиозные люди, разве мы к ним относимся?! Коллектив не ограничивается осуждением робости, пугливости, застенчивости. Он дает индивидуальную речь коллективисту, пользование которой только и возможно благодаря моральной поддержке коллектива.
Не бороться прямо!
Беседу о навязчивости и страхе нужно провести обязательно в течение второй фазы, желательно даже к концу первой фазы. Бороться с навязчивостью можно лишь, не думая о ней. Это мнение разделяется крупнейшими психотерапевтами. Д е ж е р и н говорит: «Больной будет излечен тогда только, когда вполне искренно он сможет сказать по поводу своих расстройств: "Я о них больше не думаю"».
Не бояться более врага — это и значит пренебрегать им. Мы учим в коллективе — быть индифферентным к своей речи и ко всему, что касается ее; снять свое ненужное, вредное шефство со своей речи и создать правильную пропорцию: столько же думать о речи, сколько и о ногах.
Нам следует все же подробнее разобрать эмоцию страха. Есть люди — не заики, боящиеся публичных выступлений. Всем известны заикающиеся ораторы, декламаторы, певцы, музыканты <...>. У музыканта — пианиста, скрипача — от сильного волнения, боязни, страха — дрожь в пальцах; у певца, актера — спазм в голосе и т. д. Это лишь подтверждает мысль, что между патологией и «нормой» существует множество переходов, что особенно заметно на психическом здоровье людей. Примеры — названные факты. Важно только установить, на каком именно переходе, «на какой именно версте» находится в данное время человек от настоящей патологии.
Нельзя забывать, что навязчивость возрастает — и количественно, и качественно, и по своей продолжительности — по мере усиления боязни, робости, страха. Как же преодолеваются страх, боязнь, робость? Во всяком случае не гипнозом и его волшебными заклинаниями, а спокойным, логическим размышлением и практикой побед до наступления нежелательных ощущений. Следует сосредоточиться и самостоятельно обсудить: почему я боюсь такой-то ситуации? Предупредить страх — предупредить заикание.
В обсуждении разбираемой темы обычно всплывает вопрос о развязности как противоядии от навязчивости. Так как коллектив рекомендует участникам освободиться от напряженности, развязать себя, то из этого правильно заключить: а не следует ли максимум внимания обратить на развитие смелости, храбрости и даже развязности?
Именно так!
Развязность не есть уловка, а лишь высшая степень смелости, уверенности. Храбрецы и смельчаки в коллективе способны на героические подвиги, ответственнейшие выступления и т. д., увлекая за собой других.
В заключение приведем образцы лозунгового творчества коллективистов, являющегося обычно следствием разобранной беседы. Творчество коллектива — железный фонд бодрости для всей организации. Конкурс и соревнование среди участников коллектива на лучшее убеждение, рассуждение, на большее количество и лучшее качество побед приводят к весьма хорошим результатам. Вот ряд лозунгов:
— «Я не знаю отступлений, не знаю защиты, — я знаю одно лишь наступление. Начало защиты есть уже переход в наступление!»
— «Ни обстановка, ни тема, ни аудитория, ни момент —ничто не способно оказать никакого решительно влияния на меня, на мою речь — спокойную, совершенную, образцовую!»
— «Было бы что сказать, а скажу я хорошо, плавно, уверенно».
— «Несколько лет играл я роль заики в жизни. Сейчас перехожу к другим ролям, более смелым. Жизнь коротка, надо торопиться!»
Третья фаза
Философы
Почти в каждом большом коллективе (состоящем из нескольких групп) встречается тип философа. В одном случае это — оптимист и даже юморист, в другом — пессимист. И тех и других можно использовать в интересах всей организации.
Веселое настроение играет, разумеется, огромную роль в лечении таких упорных психоневрозов, как заикание.
Конечно, юмор невротиков и его использование, смех в коллективе как лечебный фактор — это чрезвычайно заманчивая, захватывающая тема. Заикающиеся по своей психологии особенно чутки к юмору и сатире. Впечатлительные и восприимчивые, они впитали в себя бесчисленное множество юмористических замечаний, иронических намеков, а то и прямо насмешек по их адресу. Отсюда — стремление к наступательному действию тем же оружием! Комическое и заикание, вообще говоря, — тема вполне законная. В самом заикании мы имеем элемент комического. Отсюда у заики — боязнь быть объектом комического. Нас сейчас интересует взаимное использование смеха, шутки для искоренения робости, застенчивости, навязчивости. Кроме того, задача состоит в том, чтобы преодолеть боязнь комического у заикающегося, и наоборот, научить его использовать оружие комического против насмешников, расширив и подняв затем сатиру бывшего заики на принципиальную высоту.
Нет нужды прибегнуть к своеобразной терапии через разгневание пациента с помощью угроз или грубого обращения. Подлинная психотерапия в коллективе, отрицая последнее, совершенно не исключает юмора, равно как и лирики и пафоса, в лечении психоневроза. Психотерапия — «словолечение» — не в смысле повторения магических, чудодейственных слов, а в смысле удачного использования всего богатства данного языка, содержащего в себе веские, разумные мысли, проникнутые теплотой и юмором. И применение в коллективе подлинной беззлобной шутки, состоящей из элементов сатирического и лирического, оправдывается целиком.
Подготовка к победам
Чего именно следует опасаться в коллективе — это застойности, косности, приостановки роста, задержки на одной фазе.
Третьей фазе — бывший больной среди здоровых — предшествует коллектив смешанный: бывшие больные плюс здоровые. Мы считали целесообразным не разрывать изложения содержания работ этих двух фаз. Собственно, подготовка к победам проводится в течение второй фазы, но так как ее результаты сказываются лишь в дальнейшем, то надо вернуться несколько к прошлому.
Специфическим моментом второй фазы является то, что для коллектива начинается новая решающая полоса: выступления в присутствии здоровых людей. Этой полосе обязательно должны предшествовать очищение коллектива от балласта и проверка своих рядов. Вторая фаза и начало третьей — самое интересное, захватывающее, трогательное в правильно организованном коллективе. Подъем у коллективистов возрастает, весеннее, радостное настроение охватывает всех участников. В честь здоровой речи пишут стихи, слагают песни. И стихи, стихи — какое-то стихийное бедствие! Но эти гимны речи, свободе ее чрезвычайно трогательны.
Выздоравливающий не удовлетворяется больше своей средой, а хочет, чтобы его слушал здоровый. Понемногу, по желанию самих участников, в коллектив приглашаются здоровые люди — родные, друзья, знакомые. Весьма важно, чтобы в коллектив приходили сослуживцы, соучащиеся выздоравливающих и слышали безупречную речь своих знакомых. Тогда нашим коллективистам нельзя будет отступать в своей среде,где живут и работают свидетели их успехов.
Какие речевые занятия можно продемонстрировать перед гостями? Легкие пьески, диалоги, отчеты, все виды речевой практики могут и должны быть использованы. Надо лишь стараться при этом, чтобы участвовали все в прениях, во внесении предложений, в подаче реплик и т. п.
Параллельно с внутренними победами, а иногда и несколько раньше, совершаются победы внешние: групповые вылазки с той или иной целью. Здесь огромный выбор всяких возможностей. Исполнить какое-либо поручение, требующее разговора, получить справку в учреждении, купить билет в кассе и т. п. При этом для большего закала воли выбираются различные неблагоприятные условия, например: в переполненном вагоне трамвая громко попросить у кондуктора остановку по требованию, на улице спросить что-либо у самого сурового на вид прохожего и т. п.
Настоящие победы!
Большим публичным выступлением, представляющим и для вполне здоровых людей серьезное испытание, должны предшествовать ежедневная практика в разговорной речи и воспитание воображения в нужном направлении. Надо читать воображаемым слушателям доклады. Это сперва будет нелегко. Представлять себе слушателей, когда их нет, и, наоборот, вообразить себе, что читаешь один в аудитории, когда на самом деле она наполнена слушателями. Коллективисту такая тренировка дается легче, поскольку он постоянно общается с коллективом. Задача здесь — уметь видеть в лице коллектива одного человека. О роли воображения говорить не приходится.
Продолжительность той или иной фазы прежде всего зависит от роли ее в исцелении заикания. Первая фаза — искусственная среда — является первичным, предварительным этапом. Останавливаться на ней дольше трех декад — нецелесообразно, пройти ее в две декады — крайне желательно. Вторая фаза — бывшие больные плюс здоровые — ближе к действительности, следовательно, более нас удовлетворяет. Но и она не должна чрезмерно длиться. Лучшей для нее продолжительностью, пожалуй, следует считать три-четыре декады. Что же касается третьей фазы — выздоравливающие в здоровой среде, — наиболее для нас желанной, то здесь сроки условные. Начавшись в коллективе, третья фаза будет продолжаться и за его пределами. Другими словами, будет достигнуто то, к чему мы стремимся: нахождение нашего бывшего коллективиста в обществе себе подобных, т. е. в обществе здоровых людей.
Специфическое для третьей фазы состоит в том, что наш коллективист одерживает победы в обычной обстановке, житейской, реальной, откуда пришел он в коллектив. Сами участники коллектива составляют теперь списки желанных побед в зависимости от тех или иных условий, окружающих их. Студент одного из московских вузов Р. для окончательного закрепления своих успехов желает выступить с докладами на ближайшем семинаре и студенческом собрании. «Тогда почувствую себя совершенно счастливым!» — заявляет он.
Начинается подготовка. Сначала оратор делает доклад в коллективе, куда приглашены некоторые будущие его слушатели-студенты. Доклад обычно удается на славу. «Вот так сделаешь ты свой доклад в институте, — говорят счастливцу. — Окажем тебе моральную поддержку».
В момент выступления нашего коллективиста передние ряды в зале, где назначен доклад, занимают друзья-коллективисты, служа могучей опорой докладчику. Докладчик устремляет свое внимание на своих товарищей по коллективу и представляет себе, что доклад он делает собственно в коллективе. Пессимисты и скептики не поверят, но факт — упрямая вещь, с триумфом возвращается наш оратор с доклада. Победа! Победа!
Победитель делил свою радость вместе со всем коллективом, его воспитавшим и вдохновившим на подвиг. Успехи докладчика служили неисчерпаемым источником бодрости для всего коллектива. Эти победы заносились в особую книгу побед...
К ораторскому искусству
Начинающий лечиться от заикания поступит благоразумно, если не будет скупиться на время. В самом деле: разве можно болезнь, развивавшуюся годами, а иногда и десятилетиями, искоренить в десять-пятнадцать дней. Однако в коллективе нет нужды работать полгода: закончив в нем все фазы, в среднем, в три месяца, надо в дальнейшем работать самостоятельно по указанному выше плану.
Сейчас можно сказать и о рецидивах. Они были и будут. Из ста лечащихся по коллективно-психологическому методу значительная часть исцелится, большая часть получит облегчение; остальные неизбежно отсеются в процессе работы.
Это совершенно бесспорно. Все дело в том, насколько благоприятны условия лечения, с какой энергией взялся больной за выздоровление. От нас самих зависит сократить до минимума случаи неполного излечения или рецидивов.
Замечательное свойство коллектива в том, что он не только устраняет заикание, но и весьма часто вырабатывает ораторов. К этому стремятся многие выздоравливающие. Да это и понятно. За долгие годы тяжелых переживаний заикающийся должен себя чем-то компенсировать. И эта компенсация выражается в способности развивать и совершенствовать свою устную речь.
Не смешно ли для заики, не владеющего так называемой нормальной речью, мечтать об ораторском искусстве? Нет, не смешно. Старые методы лечения заикания, в том числе и индивидуально-психологический, грешат именно тем, что вооружают бывшего больного в лучшем случае речью обыденной. Условия же нашей действительности требуют почти от каждого общественного работника время от времени публичных устных выступлений. Отказ от публичных устных выступлений равносилен для бывшего заикающегося возврату к прежнему угнетенному состоянию, предрасполагающему к заиканию.
Заика может и обязан стать оратором!