Условия, изменяющие настроение духа и ассоциации идей
Воздействия, относящиеся к этой категории, имеют весьма важное значение в ряду терапевтических мер против заикания. Они имеют целью создать для больного такую нравственную обстановку и окружить его такой психической атмосферой, которая бы содержала в себе ряд условий, неблагоприятных для заикания и содействующих нормальной речи. Сверх того, условия эти должны быть ассоциативно связаны с функцией речи таким образом, чтобы всякое намерение начать речь вызывало к действию и эти условия: следовательно, речь и благоприятные для нее условия выступают единовременно. Таков смысл разбираемых воздействий. Для достижения задачи можно пользоваться: а) ж е-стами и мимикой,б)внешними формами речи, в) внутренним содержанием ее.
а) Жесты и мимика заикающихся носят в себе массу своеобразных элементов, и их можно разделить на несколько групп. Одни бесспорно отражают собою настроение духа в текущую минуту; другие имеют свойства и значение заикливых судорог, распространившееся и на язык телодвижений: они носят судорожный характер и сочетаются с другими судорожными движениями артикуляторных органов; третьи носят несомненный характер самобытных инстинктивных терапевтических приемов и имеют такое же значение, как замедленная речь, произносимая важным авторитетным тоном. Об этих жестах сами больные говорят как о приемах преднамеренных, сознательных или полусознательных, которые помогают им избавиться от заикания.
Как показывают факты, приведенные выше <...>, больной, вызывая к действию известные жесты и мимику, тем самым возбуждает в себе зачаток того душевного настроения, которое выражают эти жесты; например, посредством смелого взора и выпрямления туловища больной старается возбудить в душе бодрость и смелость подобно тому, как трусливый человек громким голосом и притворной смелостью возбуждает в себе бодрость духа. Этими приемами сами больные иногда успевают сделать весьма много для своего излечения. Опыт больного должен быть принят во внимание при терапии.
Мимика и жесты могут сделаться орудием психического лечения заикания таким образом, что врач-руководитель, избирая наиболее полезные и пригодные для больного жесты, старается по преимуществу обучить его этим внешним приемам, как форме, подобно тому как актер обучается выражать внешними знаками внутреннее содержание, например, мужество, уверенность, независимость характера и т. д. Для обучения этому, в применении к нашей задаче, могут достаточно послужить разные руководства к сценическому искусству.
б) Выразительное чтение. Единовременно с изложенными сейчас упражнениями больной обучается выразительному чтению, чтобы иметь возможность и жестами, и интонацией выразить содержание читаемого.
Для того чтобы указанные под литерами а и б приемы, т. е. жесты, мимика и внешние формы выразительного чтения, нашли себе надлежащее терапевтическое применение, избираются для чтения больным или больному отрывки различного содержания в прозе и стихах. Выбор отрывков имеет существенное значение.
в) Содержание читаемого должно вызывать те чувства, то настроение духа и те ассоциации, которые могут быть полезны как терапевтические меры и которые больной уже приучился выражать соответственными жестами, мимикой и интонацией. Выбору сюжетов для чтения при лечении болезней речи придавали значение врачи классической древности, и это показывает, как высоко стояли они в понимании таких сложных расстройств, как заикание. В главе о речевых упражнениях —Антилл говорит: «Тот, кто не лишен литературного образования, должен прочесть на память отрывок,какой ему покажется лучше и где встречаются переходы от нежного мягкого языка к суровому, диком у; кто не знает эпических стихов, пусть читает ям б; элегия должна занимать третий ряд, лирическая поэзия — четвертый. Упражняющемуся лучше читать наизусть, нежели по книге». Мы уже указали выше значение содержания и его влияние на заикающихся, именно — эпическая поэзия представляет объективный рассказ, ведущийся от имени одного лица, и читающему легко уловить тон рассказа, приспособиться к нему и усвоить его, в лирике же — наоборот, и, кроме того, лирике присущ элемент, действующий на чувство, способный колебать у заикающихся настроение духа. Важное значение и влияние содержания читаемого на заикание оценено и новейшими авторами. Блюме очень тонко замечает: «Чтобы обеспечить больного в жизни от всяких душевных волнений, следует в качестве последнего упражнения давать ему читать драмы, потом комедии и, наконец, трагедии; сначала следует предоставить ему читать только одну роль, потом несколько, чтобы вызвать в нем различные настроения духа при смене т о н а». В самом деле, порядок чтения и последовательность соображены в этом совете чрезвычайно тонко. Опыт показывает, что заики легче всего читают эпические рассказы, элегия и лирика им даются труднее, а драма всего труднее.
В выборе отрывков для чтения должна быть строго проведена идея — дать больному чтение, которое своим содержанием вызвало бы необходимое для терапии настроение духа и ассоциаций — это одна сторона дела; другая состоит в том, чтобы обучить больного искусству выразительного чтения и тем дать ему в руки средство производить своим чтением и речью художественное впечатление на самого себя. Когда больной в этом достаточно успел, ему будет легко умствен-н ы м путем вызвать соответственное состояние духа совершенно так же, как воспоминание грустного или веселого мотива у здорового человека вызывает то мимолетную грусть, то веселость.
Все изложенное касается пока общей формальной стороны дела, теперь переходим к конкретной.
Когда больной достаточно успел в обучении выразительному чтению, врач тщательно подбирает содержание и внешние формы исполнения чтения как материал для психического воздействия на пациента, сообразно особенностям его характера, его слабым сторонам и недостаткам <...>. Если больной отличается, как это нередко бывает, крайней робостью, конфузливостью, врач избирает торжественное содержание и трескучие отрывки, исполняемые громким голосом, и этим чтением и исполнением воспитывает в больном те состояния духа, которые для него менее привычны, мало в нем разработаны или подавлены преобладанием других душевных волнений. Если больной отличается упадком духа, недоверием к себе, избирают для упражнения серьезные темы, требующие важного авторитетного тона. Если же больной — субъект крайне чуткий, легко волнуется, избирают на первое время упражнения в эпической поэзии, которые приучают больного к объективной спокойной речи. Без сомнения, нельзя думать, что подобного рода упражнения переделывают характер, хотя отчасти и это действительно достигается таким психическим уходом за больным; но в лечении заикания гораздо важнее форма, нежели содержание: важно то, чтобы больной, как актер, мог передать известное душевное состояние, войдя в роль исполнителя, чтобы он приобрел навык менять без труда состояние духа, если оно является толчком к заиканию (строго говоря, не менять, а подавить его и тем защитить себя от его влияния на речь). В этом главная задача.
Изложенные упражнения имеют высокое практическое применение, так как они дают больному возможность легко перейти к тому индивидуальному говору, к той индивидуальной речи, которая описанавыше<...> и которая необходима для больного как совершенно верное средство против заикания. Упражнения покажут, какого рода форма речи, манеры и внешний психический тон более всего обеспечивают больного и должны войти как составная часть в его индивидуальную речь, понимая ее в широком смысле как язык слов и жестов.
Профилактика заикания
Из фактов, приведенных в отделе этиологии, видно, что заикание представляет собою болезнь наследственную. Три четверти заикающихся получили природное расположение к болезни, и одна четверть заболела по причинам случайным. В числе случайных причин первое место занимает испуг <...>. Таким образом, причины заикания просты и очевидны, тем не менее ряд мероприятий против появления болезни представляет собою сумму довольно сложных условий, главнейшую из которых мы постараемся наметить.
Что касается прежде всего предохранения детей от испуга, то было бы недостаточно ограничиться заботой об удалении и отстранении условий, способных испугать; необходимо дать ребенку такое воспитание, которое бы сделало его менее восприимчивым к страхуй предохранило бы его от более тяжких и опасных форм этого душевного волнения. Подобная цель достигается двояким путем, а именно: 1) путем развития в ребенке здоровых сильных чувств на счет слабых форм их и 2) развитием и упражнением воли ребенка в искусстве подавления душевных волнений и физических ощущений. Такое воспитание ребенка, являясь- для него источником истинного психического прогресса, вместе с тем может послужить началом, предохраняющим от опасных последствий испуга.<...>
Независимо от указанного основного требования не менее важны и другие предохранительные меры. Сюда относится прежде всего:
Тщательное наблюдение за ходом развития речи у ребенка, как предрасположенного к заиканию, так и здорового, с целью предупредить те ненормальности в ходе этого развития, которые являются предвестниками заикания. При появлении этих предвестников необхо димо обратить особое внимание на правильное развитие речи, сделав предметом систематических упражнений голос ребенка, выговор букв, интонацию и пр. по правилам, которые будут изложены ниже.
Во-вторых, необходимо — заботиться, чтобы умственное развитие ребенка не брало перевеса над его физическим развитием и чтобы на этой почве не возникло состояние психического утомления, которое обнаруживается прежде всего увеличенной возбудимостью и неспособностью сдерживать душевные волнения, т. е. такими условиями, при которых случайный испуг может возыметь опасное влияние и вызвать заикание.
В-третьих — необходимо обратить особое внимание на методическое развитие системы произвольных движений с помощью игр и гимнастики. В особенности необходимо при этом озаботиться развитием того широкого отдела производимых движений, которые относятся к голосу и речи. Сюда входит всестороннее упражнение детей в пении, чтении и декламации. Необходимо придать этим упражнениям г и -гиеническое значение, а не одно лишь педагогическое, тщательно заботясь о развитии сильного, отчетливого и свободного действия аппаратов голоса и речи. Надлежит стать в этом отношении на точку зрения врачей классической древности; необходимо внести в отдел общей или школьной гигиены: задачу развития груди, упражнение голоса, разговора, чтение и декламацию. Все эти упражнения независимо от своей непосредственной цели — развития речи — будут содействовать вместе с тем укреплению воли, согласно афоризму Гиппократа: «…», т. е. упражнение голоса, а именно: декламирование, чтение, пение возбуждают душу. Эта превосходная мысль отца научной медицины доселе не утратила своего глубокого значения, и мы с особою настойчивостью указываем на необходимость ее применения на практике.
Сикорский И.А. О заикании. — СПб., 1889. — С. 175—177; 299—302; 241—243.
Д.Г. Неткачев