Если малыша все же кто-то напугал
Не все детские страхи связаны только с возрастными особенностями. Случается и так, что причиной страха может быть ситуация, которая испугала ребенка. Например, ребенок может случайно оказаться один в лифте, после чего долго бояться лифтов. Малыша может напу-
Почему малыши плохо себя ведут?
Глава 17. «Ужасное двухлетие»
«Помогите! Я ни на секунду не могу остаться одна. Он плачет и протестует, даже если я захожу в туалет!»
«Унос все было хорошо, а сейчас все изменилось, — моя дочь постоянно закатывает истерики».
«В последнее время мне все труднее и труднее делать с ребенком самые простые Вещи — накормить, уложить и посадить на горшок. Все со скандалом. А самое ужасное — мои домашние говорят, что он такой только со мной. Помогите!»
«Почему она все делает мне назло? Может, это я в чем-то ви-
новата?»
«Моя дочь начала кусаться. Вчера укусила мальчика на детской
площадке. Ужас! Теперь нам приходится гулять одним, я не знаю,
как на это реагировать».
«Наверное, случилось то, о чем предупреждали врачи. Это по- следствия родовой травмы, которых мы раньше просто не замечали. А сейчас он постоянно ноет, кричит или закатывает сцены. Люди на улице оборачиваются. Я ужасно беспокоюсь».
Это откровения мам, чьим детям от полутора до трех лег. До этого возраста все шло неплохо. Малыш научился ходить, неплохо развивается, стал более независимым и любопытным. И вдруг... Он ноет все больше и больше и постоянно говорит «Нет». Родственники утверждают: «Это ты его избаловала, с нами он себе такого не позволяет».
Почему малышп плохо себя ведут?
Многие родители переживали сложные периоды в воспитании своих детей. Но обычно труднее всего бывает с детьми двух лет и подростками. С двухлетними детьми иногда даже сложнее, потому что они не могут хорошо объяснить, чего и почему хотят.
Известный авторитет в области детской психологии Маргарет Малер (Margaret Mahler) называет этот период психологическим рождени-
ем человека. В первый год жизни ребенка мама и малыш очень близки. Именно мама решает, что и когда малыш будет делать: что и когда есть, во что играть, куда идти, что надевать, когда укладываться спать, и т. д. Ребенок растет и постепенно становится более самостоятельным. Он учится самостоятельно двигаться, исследовать мир, играть; учится сам выбирать, куда идти, что потрогать, чем заняться...
Весь предыдущий опыт ребенка показывает ему, что именно он является центром Вселенной. В какой-то степени это действительно так. Достаточно младенцу закричать (иногда достаточно только посмотреть или закряхтеть), как к нему подходят, кормят, переодевают, берут на руки, развлекают и т. д. Малыш продолжает расти и развиваться. Его желания становятся все более сложными и многообразными. Он привык, что взрослые их исполняют.
И вдруг... неудача. Мама не дает стучать ложкой по стеклу (или лезть в мусорное ведро), снимает с качелей и ведет домой и т. д. Естественная реакция ребенка в такой ситуации — протест.
Самая важная задача, которую предстоит решить ребенку в этом возрасте, — понять, что не только у него, но и у других людей есть свои чувства и желания, а также что есть некоторые правила, которым приходится следовать. Это одна из самых важных в жизни задач, и освоить ее непросто. На это требуется время.
В возрасте двух лет малыш с помощью взрослого учится регулировать свои чувства. Раньше это было совершенно не нужно, так как взрослые успокаивали его всякий раз, когда было необходимо. Решение этой задачи и есть, по мнению М. Малер, психологическое рождениемаленького человека. Это время расставания с прошлыми иллюзиями и освоения новых навыков общения с миром и людьми. И это нелегкое время как для ребенка, так и для его родителей.
Американские психологи Алисой Гопник (Alison Gopnik) и Эндрю Мельдзофф (Andrew Meltzoff) считают, что малыш с рождения является «исследователем». Своеобразным «ученым в колыбели». Ему невероятно интересно, как устроен окружающий мир. С самого рождения он исследует свое тело, предметы, которые находятся в непосредственной близости, лица людей. Потом он пытается понять, что можно делать с предметами (бросать, стучать, пробовать на вкус, прятать и т. д.), и внимательно наблюдает за результатом.
С определенного возраста малыша начинают необычайно интересовать реакции людей. Например, что будет, если бросить на пол бабушкины очки или папин мобильный телефон? Взрослые уже неоднократно
Глава 17. «Ужасное двухлетие»
говорили маленькому проказнику, что этого делать нельзя, и он прекрасно это знает, а потому, делая то, что запрещено, малыш все время поглядывает на взрослых, наблюдая за их реакциями. И действительно забавно, как вытягивается лицо дедушки, если отнимать его газету; как забавно бежит и кричит бабушка, когда ребенок бежит по направлению к дороге, где ходят машины; какими большими становятся мамины глаза, если рисовать ее губной помадой на кухонной мебели...
Практически любое поведение ребенка является намеренным. Он ведет себя определенным образом для того, чтобы понять устройство мира, а также для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослых. Чаще всего самый лучший способ привлечь внимание к себе — сделать что-то запрещенное, чем активно пользуются маленькие дети. Но самый главный вывод, к которому придет малыш в результате наблюдений и экспериментов, следующий: при всей похожести общих реакций взрослых все они разные и у каждого есть свои представления, желания и идеи. А самым удивительным открытием ребенка будет то, что его желания и желания других людей могут отличаться друг от друга. Так дети осваивают одну из важнейших концепций социального мира — «представление о другом» (theory of mind), необходимую для понимания намерений других людей. Не имея «представления о другом» как об отдельной личности, очень трудно жить в обществе и невозможно быть успешным.
Я сам!
Дети, которых мы называем «ужасными двухлетками», очень упрямы. Они постоянно настаивают на своем, отвечая решительным отказом на многие предложения взрослых. Это шаг в развитии самостоятельности. Однако данный факт не означает, что у детей не должно быть никаких ограничений. В жизни обязательно должны быть правила, кото- рые выполняются всеми и постоянно. И чем более последовательно и согласованно близкие ребенку люди настаивают на принятии этих правил, тем ребенку легче их освоить.
Наличие многих правил действительно делает жизнь более безопасной, а также помогает ребенку не перевозбуждаться и контролировать себя. Но иногда, когда правил и запретов в семье слишком много, ли-
Как пержить «ужасное двухлетие»
бо взрослые ведут себя не очень последовательно (а часто и то и другое вместе), жизнь семьи превращается в постоянную битву за власть. И нередко в этой битве побеждает ребенок. Есть несколько вещей, которые практически невозможно заставить ребенка сделать против его воли, — есть, пользоваться горшком и засыпать. И часто что-то из этих вещей становится основным камнем преткновения в отношиниях родителей с ребенком.
Дети отказываются от еды (убегают из-за стола, плюются и морщат- ся). Это невероятно расстраивает мам и пап. Еще больше это pacстра- ивает бабушек, которые стараются изо всех сил, чтобы накормить mа- лыша. Дети наотрез отказываются садиться на горшок, выгибаются, слезают с него, прячутся, а спустя несколько минут приходят с уже мокрыми штанишками. Укладывание спать в некоторых семьях занимает несколько часов. Ребенок трет глаза, но не сдается, он требует то пить, то горшок, то книгу, то еще чего-нибудь.
? Как малыши видят мир?
• Малыши видят себя центром Вселенной и думают, что мир вра-
щается вокруг них.
• У них пока нет чувства опасности.
• Они мало контролируют свое поведение и эмоции, из-за чего мо-
гут испытывать очень сильные чувства. Иногда это проявляется в
виде истерики и готовности бить и кусать.
• Маленькие дети пока не могут понять, что их действия причиняют
другим боль.
• Маленькие дети не знакомы с концепцией времени. Они не по-
нимают, чем минута отличается от часа. Они часто не знают, что
означает «подожди немного».