Глава 14. Развитие речи у детей
Всем родителям очень хочется, чтобы их дети успешно развивались. Аразвитие речи — один из важнейших показателей развития ребенка. В это главе мы поговорим о том, как развивается речь у маленьких детей.
Речь — это форма взаимодействия. Она не развивается сама по себе, а только в процессе взаимодействия.
|«льно смотрят на взрослого, тянутся к нему, когда хотят, чтобы их взя-ми на руки, имитируют выражение лица взрослого, стараются повторять звуки, произносимые им, отворачиваются, когда устали и хотят окончить общение.
Эти первые попытки коммуникации невероятно важны для развития речи в будущем. Если попытки малыша вступить в коммуникацию остаются незамеченными со стороны взрослых, то постепенно таких попы-юк становится все меньше и меньше.
Этапы развития речи
Появление слов — это лишь определенный этап в развитии речи, а не ее начало, как ошибочно полагают многие. Мы неоднократно в этой книге говорили о важности взаимодействия между малышом и его близкими людьми. Это взаимодействие начинается еще до рождения ребен- ка. Находясь в утробе матери, младенец слышит звуки, в особенности го, что говорит его мама.
Сразу же после рождения малыш активно вступает в диалог co взрослыми — это и есть начало развития речи. Вначале малыш вступает с родителями в диалог, используя невербальные средства коммуника- ции — взгляд, мимику, звуки, движения всего тела. Ребенок также вы- ражает свои потребности при помощи крика, который постепенно ста- новится средством коммуникации.
Гуление представляет собой певучее произнесение цепочек глас- ных звуков, близких к звуку «а» («у», «ы»), часто в сочетании с согласными звуками («г», «м»). Гуление появляется у детей примерно к возрасту 1,5—2 месяцев. Вершины развития гуление достигает к возрасту около 4 месяцев, когда малыш помногу и с большим удовольствием общается со своими близкими, издавая при этом звуки.
На смену гулению постепенно приходит лепет, который представляет собой многократное повторение различных слогов («ма», «ба», «па», «да», «на»). Ребенок прислушивается к своему лепету и стремится повторить сочетания звуков, произносимых им самим («ма-ма-ма», «ба-ба-ба», «да-да-да», «ла-ла-ла»).
Дети начинают лепетать после 5—6 месяцев. При этом продолжают развиваться и невербальные средства коммуникации — малыши внима-
Чтобы говорить, нужен собеседник!
Чтобы поддерживать интерес малыша к диалогу и способствовать развитию речи, очень важно отвечать на его попытки общения. Мы уже упоминали, как важен темп, в котором взрослый общается с малышом. Важно также, чтобы у ребенка была возможность ответить взрослому. Повторяйте звуки, которые произносит ребенок, это будет стимулировать его повторять их чаще.
Если говорит только взрослый или только младенец издает звуки — это нельзя назвать диалогом. В диалоге должна быть взаимность и чередование активности обоих собеседников. Не забывайте делать паузы и ждать ответа от ребенка. Это очень важно!
Простые игры, стихи и потешки («Коза рогатая», «Ладушки», «По кочкам, по кочкам», «Сорока-ворона» и т. д.) не только доставляют ребенку массу удовольствия, но и развивают совместное внимание, учат ребенка ждать и предвосхищать знакомые события, помогают имитировать действия взрослого и мотивируют к общению в дальнейшем.
Появление совместного внимания (способности интересоваться тем же предметом или событием, что и собеседник) является очень важным этапом когнитивного и речевого развития ребенка. Ребенок учится смотреть на указываемое взрослым и привлекает внимание взрослого к тому, что его самого интересует. Указательный жест (указывание на интересующий предмет рукой или пальцем) появляется примерно к возрасту 9 месяцев. Без совместного внимания обучение ребенка было бы довольно проблематичным, так как очень сложно чему-либо научить человека, которого трудно привлечь или заинтересовать.
Глава 14. Развитие речи у детей Появление первых слов. Что можно считать словами?
Простые жесты (просить, протягивая руку, махать «Пока-пока» и т. д.) также являются очень важной частью коммуникации. Раньше считалось, что использование жестов может замедлить развитие речи, и родителям даже советовали не реагировать, если ребенок просит чего-то не словом, а жестом. На сегодняшний день есть убедительные доказательства, полученные в серьезных исследованиях, что использование жестов способствует речевому развитию детей в первые годы жизни. В данном случае мы не говорим о специальной жестовой речи, которой, например, пользуются люди с нарушениями слуха. Речь идет о простых бытовых жестах, которые все люди используют в общении. Применение жестов взрослым человеком (параллельно с использованием речи) помогает привлечь внимание ребенка, а малышу, не имеющему пока достаточного словарного запаса, жесты помогают самовыражаться.
Не бойтесь использовать жесты в общении с ребенком и поощряйте малыша, когда он что-то показывает вам или просит при помощи жестов.
Появление первых слов.
Что можно считать словами?
Обычно первые слова появляются у детей в возрасте после одного
года. Некоторые дети начинают использовать слова чуть раньше, неко-
торые — несколько позже.
Многие родители бывают очень взволнованы тем, что их малыш, которому уже больше 1 — 1,5 лет, вообще ничего не говорит. Но если спросить родителей, как малыш называет кошку (собаку, машину и т. д.), как требует есть или пить, оказывается, что он регулярно использует определенные звукосочетания («би-би» — машина, «мяу» — кошка, «ав-ав» — собака, «пи» — пить ака» — что-то нехорошее). Это и есть его первые слова, просто пока малыш произносит их так, как ему проще и удобнее (по-детски).
Некоторые педагоги старой закалки считают, что нужно отучать ребенка от таких слов и требовать, чтобы он произносил слова правильно. Однако если придерживаться современных представлений о том, что речь — это в первую очередь общение и взаимодействие, данная точка зрения выглядит не очень убедительно.
Очень важно реагировать на любые коммуникативные попытки малыша, при этом не имеет значения, насколько правильно ребенок произносит слова. Если ребенок, которому уже больше 1,5—2 лет, все еще пользуется звукосочетаниями типа «би-би» или «ав-ав», нужно показать ему, что вы его поняли, и одновременно дать правильный речевой образец. Например: «Ты хочешь машинку» или «Да, это собака». Если же игнорировать лепетные слова, которыми пользуется малыш, то он может нарочно (из вредности) использовать их как можно больше и дольше либо чаще станет просто кричать и сердиться, чтобы выразить свои желания.
? Сколько слов должен говорить ребенок в возрасте одного года?
Родители часто задают нам вопрос: «Должен ли ребенок в возрасте одного года говорить десять слов?» Откуда этот вопрос взялся?
Александр Николаевич Гвоздев, известный исследователь развития детской речи, внимательно наблюдал и описывал, как развивается речь у его единственного сына Жени. Гвоздев посвятил этому одну из своих книг — «Вопросы изучения детской речи» (Гвоздев, 2007). Похоже, мальчик рос очень разговорчивым, и к одному году его словарный запас составлял 10 слов. Позднее другие специалисты, не проводя больших, статистически грамотно построенных, исследований, взяли за основу описание, которое Александр Николаевич сделал, наблюдая за своим сыном. Так из книги в книгу стала эта переписываться «норма», и многие специалисты и родители стали считать, что к возрасту одного года ребенок обязательно должен говорить 8—10 слов.
Однако нормы развития, построенные на одном случае, нельзя считать статистически достоверными. Известно, что некоторые дети начинают самостоятельно ходить в девять, и даже в восемь месяцев! Но при этом начало самостоятельной ходьбы в таком возрасте нельзя считать границей возрастной нормы. Нормы развития составляются из данных оценки большого числа детей.
На сегодняшний день и российскими, и зарубежными исследователями доказано, что к возрасту одного года большинство детей четко произносят лишь 1—2 слова (не обязательно похожих на «взрослые» слова) и используют несколько простых жестов, означающих «пока-пока», «дай», «нет», «пить» и т. д. Это не является отставанием в развитии речи и не требует никакого вмешательства.
Глава 14. Развитие речи у детей I Когда и кому нужен логопед?
? Как связаны речь и еда: нужна ли