Часто возникающие трудности и пути их преодоления
1) У младенца слабая стабильность челюсти, поэтому он слишком
сильно двигает челюстью, что мешает ему сосать.
Стратегия помощи: придерживайте челюсть малыша двумя
пальцами во время кормления.
2) Младенец не может успокоиться, давится, не способен регулиро
вать свое состояние во время кормления, перевозбужден, труд
но поймать его взгляд.
Стратегия помощи: перепеленайте ребенка; можно также попробовать при кормлении держать его в приподнятом (вертикальном) положении; измените окружение — уменьшите освещенность, включите успокаивающую музыку или, наоборот, кормите ребенка в более тихом помещении.
6 месяцев
Поведение и навыки приема пищи нормально развивающегося ребенка:
• делает сосательные движения при виде ложки;
• появляются первые жевательные движения (5—6 месяцев);
• увеличивается объем движений языка;
• начинает больше вокализировать, проявляя интерес к еде;
• активно участвует в процессе кормления с ложки, заранее откры-
вая рот;
• начинает самостоятельно держать бутылочку.
Часто возникающие трудности и пути их преодоления
1) У малыша снижена стабильность челюсти, ему трудно закрывать рот при еде с ложки.
Стратегия помощи: поддерживайте нижнюю челюсть и губы ребенка во время кормления. ' 2) Ребенок не тянет в рот предметы и игрушки.
Стратегия помощи: подберите интересные для малыша виды
активности, чтобы помочь ему пользоваться ртом и осознать его
: наличие.
3) Ребенок отказывается есть пюре.
Стратегия помощи: попробуйте «разогреть» рот малыша пе-
ред кормлением с помощью мягкой махровой ткани для масса-
жа щек, губ, языка и десен.
Глава 12. Такое ли простое дело — накормить ребенка
Трудности, возникающие при кормлении...
Вводите пюре в рацион малыша постепенно — пусть вначале это будет совсем небольшое количество пюре, которое нравится ребен- ку. Пюре вначале не должно быть едой для малыша, это просто новый опыт, чтобы попробовать новый вкус и консистенцию. Покажите, как вам нравится новая еда, потом предложите ее ребенку. Малыши в этом возрасте очень любопытны и начинают активно подражать взрослым
9 месяцев
Поведение и навыки приема пищи нормально развивающегося ребенка:
• появляются различные движения языка: вперед/назад, вниз/
вверх;
• увеличивается диапазон движения губ;
• начинает пить из чашки (хотя челюсть пока нестабильна);
• при откусывании появляются движения челюсти, независимые от
языка и губ;
• перемещает пищу во рту: из стороны в центр и из центра в сторо-
ну;
• грудное вскармливание и кормление из бутылочки постепенно
перестает быть единственным и главным типом кормления;
• вводятся разные текстуры пищи (жидкость, пюре, размятая мяг-
кая пища), постепенно в пищу вводятся продукты, которые нуж-
но жевать;
• ребенок использует захват пальцами, чтобы брать маленькие ку-
сочки пищи;
• самостоятельно держит бутылочку.
Часто возникающие трудности и пути их преодоления
1) Ребенок не держит бутылочку (детскую чашку-поильник). Стратегия помощи: играя с ребенком, используйте игры с участием обеих рук, чтобы ребенок во время игры сводил руки по средней линии; привлекайте внимание ребенка (яркие игрушки, цветные бутылочки).
2) Ребенок испытывает трудности при переходе на размятую пищу или густое пюре.
Стратегии помощи: давайте ребенку возможность запивать еду жидкостью; подготавливайте рот ребенка к приему пищи с помощью зубной щетки и махровой ткани для массажа; загущайте пищу постепенно — давайте пищу, размятую вилкой, и пюре,
понемногу уменьшая количество пюре и увеличивая количество размятой вилкой пищи.
Месяцев
В этом возрасте дети начинают самостоятельно делать все больше и больше. Они пытаются вставать, могут независимо стоять некоторое время и делать несколько шагов с поддержкой за руку.
Поведение и навыки приема пищи нормально развивающегося ребенка:
• умеет хорошо сосать;
• вытирает нижнюю губу, слизывая с нее остатки пищи;
• улучшается координация «сосание — глотание — дыхание», что
помогает пить из чашки;
• может откусывать кусочки пищи;
• жует, активно двигая губами и щеками;
• ест с ложки;
• самостоятельно держит чашку.
Многие родители полагают, что есть руками — плохая привычка и не надо давать ребенку такой возможности. Это не так. Как и двигательные навыки, которые осваиваются поэтапно (сначала ребенок учится лежать, потом держать голову, затем переворачиваться, садиться, ползать, вставать и лишь потом ходить), способность самостоятельно пользоваться ложкой развивается постепенно. Еда руками — важный шаг в развитии умения самостоятельно принимать пищу, а также важный опыт для когнитивного и сенсорного развития ребенка. Если в семье принято пользоваться столовыми предметами, то типично развивающийся ребенок обязательно освоит этот навык.