Часто возникающие трудности и пути их преодоления

1) У младенца слабая стабильность челюсти, поэтому он слишком
сильно двигает челюстью, что мешает ему сосать.
Стратегия помощи: придерживайте челюсть малыша двумя
пальцами во время кормления.

2) Младенец не может успокоиться, давится, не способен регулиро­
вать свое состояние во время кормления, перевозбужден, труд­
но поймать его взгляд.

Стратегия помощи: перепеленайте ребенка; можно также по­пробовать при кормлении держать его в приподнятом (верти­кальном) положении; измените окружение — уменьшите осве­щенность, включите успокаивающую музыку или, наоборот, кормите ребенка в более тихом помещении.

6 месяцев

Поведение и навыки приема пищи нормально развивающегося ре­бенка:

• делает сосательные движения при виде ложки;

• появляются первые жевательные движения (5—6 месяцев);

• увеличивается объем движений языка;

• начинает больше вокализировать, проявляя интерес к еде;

• активно участвует в процессе кормления с ложки, заранее откры­-
вая рот;

• начинает самостоятельно держать бутылочку.

Часто возникающие трудности и пути их преодоления

1) У малыша снижена стабильность челюсти, ему трудно за­крывать рот при еде с ложки.

Стратегия помощи: поддерживайте нижнюю челюсть и губы ребенка во время кормления. ' 2) Ребенок не тянет в рот предметы и игрушки.

Стратегия помощи: подберите интересные для малыша виды
активности, чтобы помочь ему пользоваться ртом и осознать его
: наличие.

3) Ребенок отказывается есть пюре.

Стратегия помощи: попробуйте «разогреть» рот малыша пе-

ред кормлением с помощью мягкой махровой ткани для масса-

жа щек, губ, языка и десен.



Глава 12. Такое ли простое дело — накормить ребенка

Трудности, возникающие при кормлении...





Вводите пюре в рацион малыша постепенно — пусть вначале это будет совсем небольшое количество пюре, которое нравится ребен- ку. Пюре вначале не должно быть едой для малыша, это просто новый опыт, чтобы попробовать новый вкус и консистенцию. Покажите, как вам нравится новая еда, потом предложите ее ребенку. Малыши в этом возрасте очень любопытны и начинают активно подражать взрослым

9 месяцев

Поведение и навыки приема пищи нормально развивающегося ре­бенка:

• появляются различные движения языка: вперед/назад, вниз/
вверх;

• увеличивается диапазон движения губ;

• начинает пить из чашки (хотя челюсть пока нестабильна);

• при откусывании появляются движения челюсти, независимые от
языка и губ;

• перемещает пищу во рту: из стороны в центр и из центра в сторо-­
ну;

• грудное вскармливание и кормление из бутылочки постепенно
перестает быть единственным и главным типом кормления;

• вводятся разные текстуры пищи (жидкость, пюре, размятая мяг­-
кая пища), постепенно в пищу вводятся продукты, которые нуж­-
но жевать;

• ребенок использует захват пальцами, чтобы брать маленькие ку-­
сочки пищи;

• самостоятельно держит бутылочку.

Часто возникающие трудности и пути их преодоления

1) Ребенок не держит бутылочку (детскую чашку-поильник). Стратегия помощи: играя с ребенком, используйте игры с уча­стием обеих рук, чтобы ребенок во время игры сводил руки по средней линии; привлекайте внимание ребенка (яркие игрушки, цветные бутылочки).

2) Ребенок испытывает трудности при переходе на размятую пищу или густое пюре.

Стратегии помощи: давайте ребенку возможность запивать еду жидкостью; подготавливайте рот ребенка к приему пищи с помощью зубной щетки и махровой ткани для массажа; загущай­те пищу постепенно — давайте пищу, размятую вилкой, и пюре,

понемногу уменьшая количество пюре и увеличивая количество размятой вилкой пищи.

Месяцев

В этом возрасте дети начинают самостоятельно делать все больше и больше. Они пытаются вставать, могут независимо стоять некоторое время и делать несколько шагов с поддержкой за руку.

Поведение и навыки приема пищи нормально развивающегося ре­бенка:

• умеет хорошо сосать;

• вытирает нижнюю губу, слизывая с нее остатки пищи;

• улучшается координация «сосание — глотание — дыхание», что
помогает пить из чашки;

• может откусывать кусочки пищи;

• жует, активно двигая губами и щеками;

• ест с ложки;

• самостоятельно держит чашку.

Многие родители полагают, что есть руками — плохая привычка и не надо давать ребенку такой возможности. Это не так. Как и двига­тельные навыки, которые осваиваются поэтапно (сначала ребенок учит­ся лежать, потом держать голову, затем переворачиваться, садиться, ползать, вставать и лишь потом ходить), способность самостоятельно пользоваться ложкой развивается постепенно. Еда руками — важный шаг в развитии умения самостоятельно принимать пищу, а также важ­ный опыт для когнитивного и сенсорного развития ребенка. Если в се­мье принято пользоваться столовыми предметами, то типично развива­ющийся ребенок обязательно освоит этот навык.



Наши рекомендации