Каково быть родителем ребенка, который все время плачет?

Хотя родители знают, что колики пройдут через несколько месяцев, и слышат от врачей, друзей и знакомых, что «ничего страшного, это бы­вает, потерпите», от этого им, как правило, не становится легче.

В Интернете, в родительских блогах, часто можно прочесть фразы, похожие на эту: «Мы так измучились, пробовали все (дальше идет перечисление испробованных способов борьбы с коликами), и ниче­го не помогает, нет больше сил...:(((»

Если считается, что колики пройдут сами собой, почему специали­стов, работающих с семьями, имеющими маленьких детей, это беспо­коит? Ответ прост: потому что непрекращающийся плач ребенка се­рьезно влияет на функционирование семьи.

Измученные родители вынуждены отдыхать по очереди. У них оста­ется меньше времени для других детей, практически нет времени для домашних дел и совсем нет времени для самих себя. Иногда ребенок настолько изводит всю семью своим криком, что его постоянно прихо­дится держать на руках, и родители даже бывают вынуждены конкури­ровать за время, проведенное в туалете и душе! А что делать маме, ко­торая растит ребенка одна?

Иногда ребенок может плакать более восьми часов в день! Некото­рые дети обладают хорошим голосом, и их плач слышат даже соседи.

Часто избыточный плач младенца сочетается с нарушенным сном. Ребенок, который мало спит и много плачет, доставляет воспитываю­щим его людям немало хлопот. Чем меньше ребенок спит, тем слож-




Глава 11. Беспокойные младени

Постоянный плач: что делать?




нее ему уснуть и тем сильнее выматывается родитель. У младенцев ча-| ще всего встречаются следующие проблемы со сном:

• Путают день с ночью,

• Очень долго засыпают.

• Плохо спят днем.

По мнению ученых, сон у младенцев развивается не так, как осталь­ные навыки, и нормы сна для каждого возраста являются довольно от­носительными. То, как спит ребенок, зависит от его физического здо­ровья, от состояния его матери и других близких и т. п.

Нередко приходится слышать от родителей: «Мы все-все время за­няты, мы все время или качаем его на руках, или кормим...» Все это вызывает проблемы в родительских отношениях и является серьезным испытанием, особенно для молодой семьи. У многих родителей возни­кает чувство изоляции («Меня никто не понимает и не может помочь») или ощущение безнадежности («Это никогда не кончится»).

Мама и папа могут думать, что это их вина и они неуспешные роди­тели. А самое опасное в данной ситуации то, что у родителей могут воз­никнуть негативные чувства по отношению к ребенку. В результате отец или мать могут потерять контроль над собой и начать трясти или шле­пать ребенка. В возрасте нескольких недель или месяцев ребенок не понимает причинно-следственной связи между своим криком, которым он вывел родителя из себя, и болью от шлепков. Он может начать кри­чать еще больше, и это приведет к «порочному кругу» отношений меж­ду младенцем и ухаживающим взрослым.

Ощущение тревоги, усталости и неуспешности родителя может при­водить к депрессии и проявлениям насилия над ребенком. Последние исследования показывают, что уровень депрессии повышается не толь­ко у мам «плаксивых» младенцев, но и у пап, среди которых серьезно выраженные проявления депрессии регистрируются в 25% случаев.

Все это мешает формированию безопасной привязанности у мла­денца и приводит к риску развития серьезных трудностей в будущем. Таким образом, «безобидные колики» вовсе не безобидны и требуют самого пристального внимания и помощи родителям и ребенку.

Постоянный плач: что делать?

Очень важно, чтобы близкие люди понимали: родителям действи­тельно нелегко и они не «неумехи». Они делают очень многое, и им нужны помощь и поддержка, особенно маме.

Если вы подозреваете, что у вашего ребенка колики, то первое, что нужно сделать, - обязательно проконсультироваться с педиатром, чтобы исключить другие возможные заболевания ребенка. И если пе­диатр говорит: «Это колики, не волнуйтесь», надо выбрать время и собрать «семейный совет». На ближайшие несколько недель, а воз­можно, и месяцев вам понадобится поддержка близких. Хорошо, если можно привлечь бабушек и дедушек, но иногда могут помочь и близ­кие друзья.

На семейном совете попросите, чтобы каждый член семьи взял на себя какой-то период времени в течение дня, во время которого он бу­дет присматривать за ребенком. Например, папа может отвечать за ве­чернее укладывание, ночные просыпания, а бабушка или дедушка мо­гут гулять с ребенком. Таким образом, у вас появится возможность хотя бы немного передохнуть и прийти в себя, только ни в коем случае нель­зя тратить это «свое» время на домашние хлопоты, уборку, готовку и прочее. Оставьте время просто на отдых.

Исследования показывают, что маме нужно минимум 30 минут в день, которые она может посвятить себе самой и не заниматься други­ми делами. Очень важно, чтобы у мамы и папы были хотя бы полчаса на то, чтобы побыть вместе, не занимаясь при этом уходом за ребенком.

Друзьям и родственникам легче выносить крик ребенка, поскольку они приходят и затем возвращаются к себе домой. Главное, «помощни­ки» не должны упрекать маму и папу в том, что они «избаловали малы­ша» и «ничего сами не умеют». Это неправда — справиться с постоянно плачущим ребенком очень нелегко.

Для того чтобы научиться лучше понимать сигналы ребенка и раз­гадать его потребности, вам придется начать вести дневник. В этом, достаточно подробном, дневнике нужно отмечать, что делал ребенок каждый час: ел, спал, плакал, играл с вами или папой и г. д. Ведение дневника поможет вам замети гь, когда ребенок меньше плачет и лучше засыпает, в какой момент с ним лучше взаимодействовать и играть, дей­ствительно ли он голоден и т. д.

Подумайте, есть ли у вашего ребенка возможность учиться успока­иваться самостоятельно? Если ребенок заплакал, даете ли вы ему не-



Глава 11. Беспокойные младени

Постоянный плач: что делать?





сколько минут, чтобы попробовать успокоиться самостоятельно, или сразу берете на руки или начинаете кормить? Может быть, ему нуж­но побыть несколько минут с соской в детском кресле? Подробнее об этом можно прочитать в главе 10.

Во время сильного плача малыша и без дополнительных стимулов, скорее всего, переполняют эмоции, с которыми он не может справить­ся, и цель родителей — научить его контролировать свое внутреннее состояние в будущем. Поэтому не спешите греметь и стучать игруш­ками, подкидывать или щекотать младенца. Ему сейчас нужно меньше ощущений, а не больше. Прижмите его к себе, покачайте. Не меняй­те предлагаемое ребенку средство успокоения слишком часто, дайте ему понять, что вы спокойны и не напуганы его криком. Постепенно он научится этой стабильности от вас, и ему станет легче контролировать свои эмоции. Подробнее развитие контроля над эмоциями рассматри­вается в главе 7.

Часто плач младенца бывает связан с кормлением и сном, и вам важ­но позаботиться не только о количестве и качестве еды и времени для сна, но и о том, что окружает ребенка во время сна и кормления.

Помните, детям можно помочь научиться спать и есть лучше! Вот несколько простых советов, как это сделать:

• Не используйте кормление вместо соски-пустышки. Если ребе­
нок не голоден, лучше дать ему пустышку, чтобы помочь успоко­
иться, нежели перекармливать или сбивать режим кормления.

• Во время сильного плача попытайтесь снизить количество стиму­
ляции. Не пытайтесь трясти или интенсивно качать ребенка, не ис­
пользуйте шумные и яркие игрушки в попытках его отвлечь. Луч­
ше постарайтесь потихоньку покачать его, «пошептать на ушко»,
негромко напойте какую-нибудь спокойную мелодию. Ваша за­
дача — не отвлечь ребенка в этот момент, а помочь ему успоко­
иться.

• Если ребенок заплакал и вы попробовали его успокоить, но у вас
это не получилось и он все равно продолжает плакать, дайте ему
немного времени, чтобы он попробовал успокоиться самостоя­
тельно. Положите его в кроватку и присядьте рядом или, если по­
зволяет возраст, посадите в детское креслице и просто подожди­
те немного.

• Не давайте ребенку засыпать во время кормления у груди или с
бутылочкой. Когда он уже наелся и засыпает, лучше дайте ему
пустышку.

Ночью кормление должно быть максимально скучным. Только еда и никакой игры и общения — это упростит вам укладывание. Во время кормления или укладывания ребенка спать исключите лишнюю стимуляцию. Выключите телевизор и яркий свет в ком­нате.

Постарайтесь придерживаться режима сна и кормления — это облегчит уход за ребенком.

Укладывайте ребенка спать в одном и том же месте (лучше все­го, если это будет его собственная кроватка), чтобы создать по­зитивные «рутины» — привычные режимные моменты. Со време­нем ребенок начнет понимать, что, если его положили в кроватку, значит, время спать, а не играть или есть.

Если ребенок плохо спит ночью, постарайтесь ограничить днев­ной сон. Однако если вы сильно измучены и опасаетесь, что ре­бенок не даст вам спать ночью, позвольте ему спать днем, но ис­пользуйте это время для отдыха. Помните: в том, что ребенок перепутал день с ночью, нет ничего страшного, это со временем пройдет, даже если вы ничего не будете предпринимать по этому поводу. И главное — не отчаивайтесь! У вас все получится!

(Психологические составляющие кормления




Глава 12.

Такое ли простое дело — накормить ребенка?

Важность процесса кормления

Каково быть родителем ребенка, который все время плачет? - student2.ru

В первые годы жизни малы­ша его мозг активно развивается, и адекватное питание, несомнен­но, является одним из важнейших факторов развития малыша. Но в данной главе мы не будем подроб­но останавливаться на том, из чего должно состоять правильно подо­бранное и сбалансированное пита­ние малыша. Мы поговорим о том, что кормление — это не только при­ем пищи, но еще и общение, и важ­ный аспект отношений между ре­бенком и взрослым.

Питание и кормление детей —
вопрос очень важный и требую­
щий серьезного внимания профес­
сионалов и родителей. Во многих , ;
странах Европы и США вопросами

оценки особенностей кормления и помощью семьям, чьи дети имеют трудности с приемом пищи, занимается команда специалистов, обыч­но включающая врачей, логопедов, эрготерапевтов, специалистов в области психического здоровья (психиатров, психологов, психотера­певтов) и других. Существуют специализированные клиники, которые занимаются помощью детям с нарушениями питания и их родителям. Подобная помощь начинает организовываться и в России.

Если ребенка очень трудно накормить и процесс кормления вызы­вает серьезный стресс у воспитывающих его взрослых — это серьезный повод обратиться за помощью к специалистам.

Мы надеемся, что некоторые простые советы и рекомендации, при­веденные в этой главе, никому не повредят и помогут сделать кормле­ние ребенка приятным и не вызывающим беспокойства.

Психологические составляющие кормления

Кормление — важнейший для малыша опит взаимодействия с близ­ким взрослым. Не случайно в последние несколько лет практически во всех странах принято прикладывать новорожденного малыша к ма­теринской груди прямо в родильном зале. Активно развиваются про­граммы, пропагандирующие важность грудного вскармливания, раз­рабатываются программы поддержки матерей, имеющих трудности с кормлением детей.

Было бы замечательно, если бы все мамы кормили своих малышей грудью. Но это не всегда получается. Если грудное кормление не сло­жилось, мамам приходится переходить на искусственное вскармлива­ние. И было бы неверным утверждать, что мамы, которые по разным причинам не могут кормить грудью, наносят своим детям непоправи­мый вред. Как бы ни складывалось кормление на первом году жизни, важно, чтобы диета ребенка была сбалансированной и оба участника кормления получали от этого максимальное удовольствие.

Малыши, не умеющие пока выражать свои желания и чувства слова­ми, выражают их своим поведением — улыбаются, когда им хорошо и приятно, смотрят на человека, с которым хотят установить контакт, пла­чут, когда их что-то беспокоит, отворачиваются от взрослого, когда хо­тят прекратить общение.

Кормление — это тоже диалог. У него есть начало, продолжение и окончание. Это может происходить так.

Саше 2месяца. Он начинает недовольно «кряхтеть». Мама по­нимает, что, скорее всего, он голоден и пришло время очередно­го кормления. Она подходит к малышу, берет его на руки, сочув­ственным голосом говорит: «Да, да, я знаю, ты у меня голодный, сейчас-сейчас... мы будем кушать». Саша продолжает недовольно ворчать, но довольно быстро берет сосок в рот и начинает есть. Сашенька сосет очень активно, иногда даже немного захлебыва-



Глава 12. Такое ли простое дело — накормить ребенка? ]

Опыт родителей может влиять на особенности кормления




ется. Мама гладит его по голове и ..приговаривает: «Молодец, хо­роший мальчик, так хорошо кушаешь.,, только не торопись...»

Через несколько минут малыш отпускает сосок, и мама пони­мает, что он немножко устал и ему нужно отрыгнуть воздух, она держит сына так, чтобы он смог это сделать. Пару минут спустя кормление продолжается. Минут через десять довольный, сытый малыш начинает сосать все медленнее и, наконец, засыпает. Ма­ма еще какое-то время держит его на руках, покачивая, а потом очень осторожно кладет его в кооватку.

Итак, Саша начал диалог — заявил о своем желании поесть. Мама поняла, чего он хочет, и быстро на это отреагировала. Кормление нача­лось, но потом Саше потребовалось несколько минут, чтобы отрыгнуть воздух, — он показал это своей маме, и та дала ему такую возможность. Потом Саша продолжил кушать, после чего, наевшись, уснул (заверше­ние диалога).

Наши рекомендации