Каково быть родителем ребенка, который все время плачет?
Хотя родители знают, что колики пройдут через несколько месяцев, и слышат от врачей, друзей и знакомых, что «ничего страшного, это бывает, потерпите», от этого им, как правило, не становится легче.
В Интернете, в родительских блогах, часто можно прочесть фразы, похожие на эту: «Мы так измучились, пробовали все (дальше идет перечисление испробованных способов борьбы с коликами), и ничего не помогает, нет больше сил...:(((»
Если считается, что колики пройдут сами собой, почему специалистов, работающих с семьями, имеющими маленьких детей, это беспокоит? Ответ прост: потому что непрекращающийся плач ребенка серьезно влияет на функционирование семьи.
Измученные родители вынуждены отдыхать по очереди. У них остается меньше времени для других детей, практически нет времени для домашних дел и совсем нет времени для самих себя. Иногда ребенок настолько изводит всю семью своим криком, что его постоянно приходится держать на руках, и родители даже бывают вынуждены конкурировать за время, проведенное в туалете и душе! А что делать маме, которая растит ребенка одна?
Иногда ребенок может плакать более восьми часов в день! Некоторые дети обладают хорошим голосом, и их плач слышат даже соседи.
Часто избыточный плач младенца сочетается с нарушенным сном. Ребенок, который мало спит и много плачет, доставляет воспитывающим его людям немало хлопот. Чем меньше ребенок спит, тем слож-
Глава 11. Беспокойные младени
Постоянный плач: что делать?
нее ему уснуть и тем сильнее выматывается родитель. У младенцев ча-| ще всего встречаются следующие проблемы со сном:
• Путают день с ночью,
• Очень долго засыпают.
• Плохо спят днем.
По мнению ученых, сон у младенцев развивается не так, как остальные навыки, и нормы сна для каждого возраста являются довольно относительными. То, как спит ребенок, зависит от его физического здоровья, от состояния его матери и других близких и т. п.
Нередко приходится слышать от родителей: «Мы все-все время заняты, мы все время или качаем его на руках, или кормим...» Все это вызывает проблемы в родительских отношениях и является серьезным испытанием, особенно для молодой семьи. У многих родителей возникает чувство изоляции («Меня никто не понимает и не может помочь») или ощущение безнадежности («Это никогда не кончится»).
Мама и папа могут думать, что это их вина и они неуспешные родители. А самое опасное в данной ситуации то, что у родителей могут возникнуть негативные чувства по отношению к ребенку. В результате отец или мать могут потерять контроль над собой и начать трясти или шлепать ребенка. В возрасте нескольких недель или месяцев ребенок не понимает причинно-следственной связи между своим криком, которым он вывел родителя из себя, и болью от шлепков. Он может начать кричать еще больше, и это приведет к «порочному кругу» отношений между младенцем и ухаживающим взрослым.
Ощущение тревоги, усталости и неуспешности родителя может приводить к депрессии и проявлениям насилия над ребенком. Последние исследования показывают, что уровень депрессии повышается не только у мам «плаксивых» младенцев, но и у пап, среди которых серьезно выраженные проявления депрессии регистрируются в 25% случаев.
Все это мешает формированию безопасной привязанности у младенца и приводит к риску развития серьезных трудностей в будущем. Таким образом, «безобидные колики» вовсе не безобидны и требуют самого пристального внимания и помощи родителям и ребенку.
Постоянный плач: что делать?
Очень важно, чтобы близкие люди понимали: родителям действительно нелегко и они не «неумехи». Они делают очень многое, и им нужны помощь и поддержка, особенно маме.
Если вы подозреваете, что у вашего ребенка колики, то первое, что нужно сделать, - обязательно проконсультироваться с педиатром, чтобы исключить другие возможные заболевания ребенка. И если педиатр говорит: «Это колики, не волнуйтесь», надо выбрать время и собрать «семейный совет». На ближайшие несколько недель, а возможно, и месяцев вам понадобится поддержка близких. Хорошо, если можно привлечь бабушек и дедушек, но иногда могут помочь и близкие друзья.
На семейном совете попросите, чтобы каждый член семьи взял на себя какой-то период времени в течение дня, во время которого он будет присматривать за ребенком. Например, папа может отвечать за вечернее укладывание, ночные просыпания, а бабушка или дедушка могут гулять с ребенком. Таким образом, у вас появится возможность хотя бы немного передохнуть и прийти в себя, только ни в коем случае нельзя тратить это «свое» время на домашние хлопоты, уборку, готовку и прочее. Оставьте время просто на отдых.
Исследования показывают, что маме нужно минимум 30 минут в день, которые она может посвятить себе самой и не заниматься другими делами. Очень важно, чтобы у мамы и папы были хотя бы полчаса на то, чтобы побыть вместе, не занимаясь при этом уходом за ребенком.
Друзьям и родственникам легче выносить крик ребенка, поскольку они приходят и затем возвращаются к себе домой. Главное, «помощники» не должны упрекать маму и папу в том, что они «избаловали малыша» и «ничего сами не умеют». Это неправда — справиться с постоянно плачущим ребенком очень нелегко.
Для того чтобы научиться лучше понимать сигналы ребенка и разгадать его потребности, вам придется начать вести дневник. В этом, достаточно подробном, дневнике нужно отмечать, что делал ребенок каждый час: ел, спал, плакал, играл с вами или папой и г. д. Ведение дневника поможет вам замети гь, когда ребенок меньше плачет и лучше засыпает, в какой момент с ним лучше взаимодействовать и играть, действительно ли он голоден и т. д.
Подумайте, есть ли у вашего ребенка возможность учиться успокаиваться самостоятельно? Если ребенок заплакал, даете ли вы ему не-
Глава 11. Беспокойные младени
Постоянный плач: что делать?
сколько минут, чтобы попробовать успокоиться самостоятельно, или сразу берете на руки или начинаете кормить? Может быть, ему нужно побыть несколько минут с соской в детском кресле? Подробнее об этом можно прочитать в главе 10.
Во время сильного плача малыша и без дополнительных стимулов, скорее всего, переполняют эмоции, с которыми он не может справиться, и цель родителей — научить его контролировать свое внутреннее состояние в будущем. Поэтому не спешите греметь и стучать игрушками, подкидывать или щекотать младенца. Ему сейчас нужно меньше ощущений, а не больше. Прижмите его к себе, покачайте. Не меняйте предлагаемое ребенку средство успокоения слишком часто, дайте ему понять, что вы спокойны и не напуганы его криком. Постепенно он научится этой стабильности от вас, и ему станет легче контролировать свои эмоции. Подробнее развитие контроля над эмоциями рассматривается в главе 7.
Часто плач младенца бывает связан с кормлением и сном, и вам важно позаботиться не только о количестве и качестве еды и времени для сна, но и о том, что окружает ребенка во время сна и кормления.
Помните, детям можно помочь научиться спать и есть лучше! Вот несколько простых советов, как это сделать:
• Не используйте кормление вместо соски-пустышки. Если ребе
нок не голоден, лучше дать ему пустышку, чтобы помочь успоко
иться, нежели перекармливать или сбивать режим кормления.
• Во время сильного плача попытайтесь снизить количество стиму
ляции. Не пытайтесь трясти или интенсивно качать ребенка, не ис
пользуйте шумные и яркие игрушки в попытках его отвлечь. Луч
ше постарайтесь потихоньку покачать его, «пошептать на ушко»,
негромко напойте какую-нибудь спокойную мелодию. Ваша за
дача — не отвлечь ребенка в этот момент, а помочь ему успоко
иться.
• Если ребенок заплакал и вы попробовали его успокоить, но у вас
это не получилось и он все равно продолжает плакать, дайте ему
немного времени, чтобы он попробовал успокоиться самостоя
тельно. Положите его в кроватку и присядьте рядом или, если по
зволяет возраст, посадите в детское креслице и просто подожди
те немного.
• Не давайте ребенку засыпать во время кормления у груди или с
бутылочкой. Когда он уже наелся и засыпает, лучше дайте ему
пустышку.
Ночью кормление должно быть максимально скучным. Только еда и никакой игры и общения — это упростит вам укладывание. Во время кормления или укладывания ребенка спать исключите лишнюю стимуляцию. Выключите телевизор и яркий свет в комнате.
Постарайтесь придерживаться режима сна и кормления — это облегчит уход за ребенком.
Укладывайте ребенка спать в одном и том же месте (лучше всего, если это будет его собственная кроватка), чтобы создать позитивные «рутины» — привычные режимные моменты. Со временем ребенок начнет понимать, что, если его положили в кроватку, значит, время спать, а не играть или есть.
Если ребенок плохо спит ночью, постарайтесь ограничить дневной сон. Однако если вы сильно измучены и опасаетесь, что ребенок не даст вам спать ночью, позвольте ему спать днем, но используйте это время для отдыха. Помните: в том, что ребенок перепутал день с ночью, нет ничего страшного, это со временем пройдет, даже если вы ничего не будете предпринимать по этому поводу. И главное — не отчаивайтесь! У вас все получится!
(Психологические составляющие кормления
Глава 12.
Такое ли простое дело — накормить ребенка?
Важность процесса кормления
В первые годы жизни малыша его мозг активно развивается, и адекватное питание, несомненно, является одним из важнейших факторов развития малыша. Но в данной главе мы не будем подробно останавливаться на том, из чего должно состоять правильно подобранное и сбалансированное питание малыша. Мы поговорим о том, что кормление — это не только прием пищи, но еще и общение, и важный аспект отношений между ребенком и взрослым.
Питание и кормление детей —
вопрос очень важный и требую
щий серьезного внимания профес
сионалов и родителей. Во многих , ;
странах Европы и США вопросами
оценки особенностей кормления и помощью семьям, чьи дети имеют трудности с приемом пищи, занимается команда специалистов, обычно включающая врачей, логопедов, эрготерапевтов, специалистов в области психического здоровья (психиатров, психологов, психотерапевтов) и других. Существуют специализированные клиники, которые занимаются помощью детям с нарушениями питания и их родителям. Подобная помощь начинает организовываться и в России.
Если ребенка очень трудно накормить и процесс кормления вызывает серьезный стресс у воспитывающих его взрослых — это серьезный повод обратиться за помощью к специалистам.
Мы надеемся, что некоторые простые советы и рекомендации, приведенные в этой главе, никому не повредят и помогут сделать кормление ребенка приятным и не вызывающим беспокойства.
Психологические составляющие кормления
Кормление — важнейший для малыша опит взаимодействия с близким взрослым. Не случайно в последние несколько лет практически во всех странах принято прикладывать новорожденного малыша к материнской груди прямо в родильном зале. Активно развиваются программы, пропагандирующие важность грудного вскармливания, разрабатываются программы поддержки матерей, имеющих трудности с кормлением детей.
Было бы замечательно, если бы все мамы кормили своих малышей грудью. Но это не всегда получается. Если грудное кормление не сложилось, мамам приходится переходить на искусственное вскармливание. И было бы неверным утверждать, что мамы, которые по разным причинам не могут кормить грудью, наносят своим детям непоправимый вред. Как бы ни складывалось кормление на первом году жизни, важно, чтобы диета ребенка была сбалансированной и оба участника кормления получали от этого максимальное удовольствие.
Малыши, не умеющие пока выражать свои желания и чувства словами, выражают их своим поведением — улыбаются, когда им хорошо и приятно, смотрят на человека, с которым хотят установить контакт, плачут, когда их что-то беспокоит, отворачиваются от взрослого, когда хотят прекратить общение.
Кормление — это тоже диалог. У него есть начало, продолжение и окончание. Это может происходить так.
Саше 2месяца. Он начинает недовольно «кряхтеть». Мама понимает, что, скорее всего, он голоден и пришло время очередного кормления. Она подходит к малышу, берет его на руки, сочувственным голосом говорит: «Да, да, я знаю, ты у меня голодный, сейчас-сейчас... мы будем кушать». Саша продолжает недовольно ворчать, но довольно быстро берет сосок в рот и начинает есть. Сашенька сосет очень активно, иногда даже немного захлебыва-
Глава 12. Такое ли простое дело — накормить ребенка? ]
Опыт родителей может влиять на особенности кормления
ется. Мама гладит его по голове и ..приговаривает: «Молодец, хороший мальчик, так хорошо кушаешь.,, только не торопись...»
Через несколько минут малыш отпускает сосок, и мама понимает, что он немножко устал и ему нужно отрыгнуть воздух, она держит сына так, чтобы он смог это сделать. Пару минут спустя кормление продолжается. Минут через десять довольный, сытый малыш начинает сосать все медленнее и, наконец, засыпает. Мама еще какое-то время держит его на руках, покачивая, а потом очень осторожно кладет его в кооватку.
Итак, Саша начал диалог — заявил о своем желании поесть. Мама поняла, чего он хочет, и быстро на это отреагировала. Кормление началось, но потом Саше потребовалось несколько минут, чтобы отрыгнуть воздух, — он показал это своей маме, и та дала ему такую возможность. Потом Саша продолжил кушать, после чего, наевшись, уснул (завершение диалога).