Откуда берется привязанность?

Привязанность между матерью и младенцем формируется не сра­зу, а постепенно, в процессе непосредственного длительного взаимо­действия.

Джон Боулби придерживался мнения, что ребенок при наличии со­ответствующих условий в первый год жизни привязывается в первую очередь к тому, кто непосредственно ухаживает за ним, и лишь затем его привязанности расширяются, включая других значимых людей — отца, братьев и сестер и т. д.

Мама, которая заботится о своем ребенке, не делает ничего специ­ального или высокопрофессионального, чтобы привязанность форми­ровалась. Привязанность — не абстрактная или высокотехнологичная категория, для формирования которой необходимы специальные зна­ния и навыки. В ее формировании нет ничего сверхъестественного или

магического.

Мама или человек, заменяющий ее, просто находится с ребенком в течение длительного времени, заботится о нем, разговаривает, знако- мит малыша с окружающим миром, старается понять, в чем он нужда- ется, и удовлетворить его нужды, защищая ребенка от переутомления страха, боли, голода и т. д.

Иногда кажется, что для формирования привязанности маме необ- ходимо обладать целым рядом необыкновенных способностей, полно стью посвящать себя только ребенку, не хуже профессионалов знать особенности его развития и т. д. Но это далеко не так.

Дональд Винникотт ввел очень важное понятие «достаточно хо- рошая мать». Он писал, что все самые важные знания, необходимые для воспитания малыша, у мамы уже имеются на уровне интуиции. Это то, что мама делает и знает «просто благодаря факту материнства». По словам Винникота, даже профессионал, имеющий подготовку в об- ласти медицины, будет восхищен «интуитивным знанием матери, спо- собной заботиться о своем ребенке, специально не учась этому». При

этом «фактически главная ценность интуитивного постижения кроет-

ся в его естественности, не искаженной обучением» (Winnicott D. W.
1992. Р. 27).

Мама, являясь важным человеком для малыша, старается выпол­нять, все его желания. При этом она не должна постоянно находиться только с ребенком, полностью забывая о себе и своей жизни. Мамы мо- гут быть разными: иметь высокий или совсем небольшой уровень обра- зования, работать или предпочитать оставаться дома. Самое главное, чтобы окружающие ребенка люди любили его и заботились о нем. Для ребенка ничего не может быть важнее его семьи, пускай даже очень бедной, живущей порой в не самых роскошных условиях. Недаром по- словица гласит: «Не в деньгах счастье».

«Я такой, как обо мне заботятся»

Итак, никакой магии и волшебства нет. Но можно увидеть все по­другому: магия и доброе волшебство есть в каждом взгляде, в каждом прикосновении; каждый раз, когда мама подходит к младенцу, берет его на руки, успокаивает, кормит, переодевает, играет с ним, возникают очень важные связи, которые дают ребенку то, что жизненно необходимо для его развития.

От того, насколько мама и другие заботящиеся о ребенке взрослые
чувствительны и внимательны к его нуждам, зависит, каким ребенок на-
чинает воспринимать окружающий его мир. Это называется базовым
доверием к миру. Безусловное знание того, что взрослые не опасны, а
всегда готовы пообщаться и прийти на помощь, мир доброжелателен, ин-
тересен и стоит того, чтобы его изучать, является важнейшим составляю­-
щим этoro доверия, развивающегося в общении матери и младенца.
Привязанность рано или поздно развивается у всех детей, но каче-
ство этой привязанности может существенно различаться. Не все дети,



Глава 4. Развитие привязанности, или Чего хотят маленькие дети

(безопасная) привязанность





подрастая, верят в безопасность окружающего мира, не все стремятся узнавать новое, не всем легко научиться успокаиваться и регулировать свои эмоции. Часто это может происходить потому, что в первые годы жизни ребенка его близкий взрослый не всегда был последователен, находился в стрессе или депрессии, не отвечал на его сигналы долж- ным образом.

Привязанность формируется постепенно, со временем и отражает ожидания ребенка в отношении своей матери или другого близкого че- ловека.

Джон Боулби первым догадался, что опыт, который ежедневно по- лучает ребенок в процессе взаимодействия с человеком, который о нем заботится, является основой для формирования его представления о себе и о других людях — «Я такой, как обо мне заботятся».

Процесс формирования этого представления происходит следующим образом. Например, младенец, которому всего несколько недель находится в комфортном состоянии, лежит, разглядывая модуль, ви- сящий над ним в кроватке, но затем он начинает плакать, потому что проголодался. Взрослый подходит к нему, берет на руки, прижимает себе, что-то ласково говорит, помогая успокоиться, чтобы подготовит ребенка к еде, затем кормит его. Ребенок успокаивается и снова переходит в комфортное, спокойное состояние — засыпает или играет с взрослым до тех пор, пока у него не возникнет новая потребность (ему станет скучно, он мокрый или снова проголодался, ему может быть слишком холодно или жарко и так далее). Взрослый вновь подходи к малышу, и все повторяется — взрослый удовлетворяет новую потребность (переодевает, играет, кормит), помогает успокоиться.

Это повторяется много раз в день. Постепенно ребенок начинает понимать, что в мире есть человек, способный утешить и поддержать, взять на руки, успокоить, помочь переключиться на другую активность, Психологи называют эти повторяющиеся ежедневные взаимодействия циклом формирования привязанности (см. рис. 1).

Потребность

Откуда берется привязанность? - student2.ru

(«Я голоден!» или «Я устал!» или что-то еще)

Возбуждение, крик, неудовольствие, страх

Наши рекомендации