По своим коммуникативным способностям?

Действительно, природа щедрее одарила женщин способностями к установлению контакта. Так, например, исследования показывают, что в среднем в первые недели жизни девочки улыбаются в два раза чаще чем мальчики. Но на самом деле здесь большую роль играют индивиду- альные особенности каждого человека и его семейного окружения, что не всегда учитывается в статистических исследованиях.

? Такие маленькие и такие разные!

Каждый ребенок индивидуален так же, как индивидуальны
взрослые. Все дети различаются по темпераменту, способности кон-
центрировать внимание и времени активного бодрствования. Есть дети,

«легкие» в уходе и общении, и дети, которые доставляют больше хло- пот своим частым плачем. Чаще всего это не свидетельствует о какой- либо патологии, а является всего лишь индивидуальной особенностью. Любой родитель подтвердит, что даже близнецы сильно отличаются друг от друга. Поэтому так важно уже с первых дней и часов жизни ва- шего малыша научиться понимать, что нужно и нравится именно ему,

чтобы обеспечить для него оптимальный уход и развитие в будущем.

Кто может являться объектом привязанности?





Глава 4.

Развитие привязанности, или Чего хотят маленькие дети?

Мы любим своих близких и особенно сильно любим своих детей. И мы очень привязаны к ним. Но отношения малыша и мамы являют- ся особенными. Известно, что даже очень маленький малыш выделя- ет своих близких среди других людей, расстраивается и скучает, когда их нет рядом. Знаем мы и то, что людей, которые занимаются воспита- нием маленького ребенка, не должно быть слишком много. Поговорка гласит: «У семи нянек дитя без глаза».

Какие же нематериальные связи существуют между родителями и их детьми? В последнее время очень много пишут о привязанности peбен- ка к родителям. Что означает привязанность между малышом и взрос- лым? Как она развивается? Раньше считалось, что отношения между матерью и младенцем — это такой примитивный биологический меха- низм, который запускается сразу после рождения. И работает этот ме- ханизм также, как у некоторых видов птиц. Кого первым увидит ребенок после рождения, того он и полюбит. У птиц это называется импринтин- гом. Широко известны эксперименты Лоренса, в которых он был пер- вым, кого видели утята после рождения, и затем они повсюду следова- ли за ним, как за матерью-уткой.

Однако у человека все устроено по-другому. К счастью, мы не утки, и процесс формирования отношений мамы и ребенка протекает иначе. Человеческие отношения гораздо сложнее и глубже, и они развивают- ся не за один краткий миг после рождения, а формируются в течении первых нескольких лет жизни. И даже если отношения складывают не очень хорошо, их можно улучшить в будущем.

Особые отношения, любовь, которые развиваются между малышом и взрослым (чаще всего матерью), современная психология называет привязанностью.

Привязанность — это форма эмоциональной коммуникации, осно- ванная на удовлетворении взрослыми формирующейся потребности ребенка в безопасности и любви. Привязанность к матери или другому значимому взрослому — необходимая фаза в нормальном психическом развитии детей и в формировании их личности.

Кто может являться объектом привязанности?

Когда ученые только начинали изучать механизм формирования привязанности и не понимали его до конца, они полагали, что привязан-ность может развиться только между родной матерью и ее ребенком. Однако наверно утверждать, что единственным объектом для формирования привязанности может быть мать.

Привязанность формируется и к отцу, к бабушке и дедушке, старшим братьям и сестрам, если они участвуют в воспитании и заботе о ребенке проводят с ним значительную часть времени. Это могут быть и приемные родители, и усыновители, и опекуны, и воспитатели. Важно, чтобы присутствие другого человека было надежным и постоянным и он был готов позаботиться о малыше. Этот человек также должен обладать определенным набором свойств, которые считаются традиционно материнскими: умение создавать для ребенка ощущение безопасной и эмо- ционально теплой обстановки, сохранять ее и отвечать на его малейшие эмоциональные и физические потребности.

Надежный, постоянно находящийся рядом взрослый помогает ребенку справляться с трудностями повседневной жизни. И чем младше ребенок, тем сильнее его потребность в поддержке взрослого.

Младенец не существует сам по себе

Дональд Винникотт, английский педиатр и психоаналитик, писал: «Младенец не существует сам по себе». Для того чтобы малыш выжил, ему необходимы другие люди, прежде всего его родители. Долгое время самым необходимым для маленького ребенка считались хорошее питание и уход. Однако это далеко не все, что ему нужно. Теплые, близкие отношения также необходимы для выживания ребенка. Хотя малыш рождается довольно беспомощным и неумелым, при этом он (как говорилось в предыдущей главе) обладает рядом способностей, позволяющих вступать в отношения со взрослым.

! Привязанность — взаимный процесс. В её формирование вносят свой вклад как взрослый, так и ребенок.

Еще до рождения ребенка женщина «настраивается» на своего малыша. Это естественный и здоровый процесс. Во время беременности



Глава 4. Развитие привязанности, или Чего хотят маленькие дети

Что делают младенцы для установления привязанности?





женщина чувствует, как малыш шевелится в ее утробе. Она думает о нем, старается представить, каким он будет, когда родится, строит планы на будущее.

За несколько недель до рождения ребенка его мама погружаете в очень специфическое состояние. В специальной литературе его на- зывают первичной материнской озабоченностью (Винникотт, 1956) Находясь в таком состоянии, женщина очень чувствительна ко всему что связано с ее ребенком, очень чутко настроена на его сигналы и по- требности.

Специфические чувства, которые возникают у матери и позволя- ют ей быть чувствительной к сигналам ребенка, называют бондингом (bonding). Уже спустя некоторое время после рождения малыша мама может отличать плач своего ребенка от плача других детей. Она очень внимательно относится к любым, самым минимальным, сигналам pе- бенка и волнуется из-за малейшего его недомогания. По заметным только ей одной признакам мать понимает причины беспокойства мла- денца — голоден ли он, устал или его надо перепеленать. При длитель- ном общении с младенцем подобные механизмы запускаются и у дру- гих людей, которые регулярно заботятся о ребенке.

У многих женщин процесс установления близких отношений с малышом запускается сам собой. Но у некоторых женщин чувства к ребенку появляются не сразу, и они чувствуют себя в роли матери неуверенно. Ранние отношения между мамой и ребенком поначалу могут бы очень уязвимыми, но они очень важны для дальнейшего формирования привязанности.

Существует специальный термин — «вызванное младенцем соци- альное поведение». При взаимодействии с младенцем у матери изме- няются выражение лица, движения глаз, головы, рук, тела, в процессе взаимодействия меняется дистанция между младенцем и мамой. Так меняется и структура речи — упрощается синтаксис, фразы становят- ся короче, увеличиваются паузы, меняется произношение некоторых слов. Повышается тембр голоса, речь замедляется, гласные частично растягиваются, меняются ритм и ударения. Все это делает материнскую речь особенно мелодичной.

Зачастую мама, сама того не подозревая, ведет себя именно так, а не иначе, потому что младенец может воспринимать меньшую порцию информации и ему требуется больше времени для ее обработки до по- лучения следующей порции. Увеличение длительности и степени прояв- ления эмоций облегчает малышу процессы восприятия и переработки

информации и, соответственно, ответное реагирование. Предпочитае- мые младенцами высокие звуки в наибольшей степени представлены в

речи матери. В результате, с одной стороны, младенец вызывает осо-

бое поведение матери по отношению к себе, а с другой — максимально

нправлен на восприятие ее поведения (Мухамедрахимов Р. Ж., 2003).

Несмотря на то что существуют индивидуальные различия в проявле-

нии «вызванного младенцем поведения», данные многочисленных иссле-

дований подтверждают представление о его биологической основе. Такое

поведение по отношению к младенцу неосознанно проявляется не только у матери, но и у отца или другого близкого младенцу человека.

Что делают младенцы для установления привязанности?

Удивительно, но не только взрослый ищет отношений с младенцем,

но и каждый младенец настроен на поиск своего «особенного» взрос-

лого — человека, с которым он будет строить отношения привязанно-

сти, называемые в психологической науке фундаментом здорового

развития человека.

С самого рождения младенцы обладают способностью выделять

людей в окружающем мире. Мы уже рассказывали в предыдущей гла-

ве, что они воспринимают лицо, голос, прикосновения и звуки, исходя-

щие от человека, прежде всего, матери, как уникальные и отличающие-

ся от других звуков, зрительных объектов и стимулов.

Младенец настроен зрительно выделять из всех объектов человече- ское лицо, и он смотрит на него более внимательно, чем на все другие изображения. Дети с первых минут жизни способны имитировать выра- жение лица их партнера по взаимодействию (хмуриться, улыбаться, вы- совывать язык). Малыши отличают голос своей матери от всех других голосов, а также способны по запаху узнавать ее молоко. Способно- сти новорожденного к установлению контакта со взрослым основаны на биологических механизмах и необходимы для его выживания. Ма­лыш начинает выделять «своего» взрослого среди других, радоваться, когда близкий человек приходит, и расстраиваться, когда он уходит.

Джон Боулби, автор теории привязанности, считал, что отношения, которые развиваются между младенцем и матерью, являются эволюци-





Глава 4. Развитие привязанности, или Чего хотят маленькие дети?

«Я такой, как обо мне заботятся»




онно запрограммированными и служат выживанию человека как вида. Однако эта программа намного сложнее, чем у животных и птиц, и на­много более подвержена влиянию внешних обстоятельств и опыта от­ношений, которые переживают малыш и его мама.

Итак, младенцу необходим тот, кто сильнее, а значит, может защи­тить и дать чувство безопасности и мудрее (в смысле организации пси­хики и знаний об окружающем мире). Мама (или человек, который ее заменяет), ежедневно заботясь о ребенке, реагируя на его потребно­сти, постепенно способствует развитию его ожиданий — у младенца формируется представление о том, чего ему стоит ждать от матери в следующий раз.

Наши рекомендации