Когда ребенок начинает слышать?
Еще до рождения ребенок начинает пользоваться слухом. Так, ис- следования показывают, что сердцебиение плода меняется в зависимо- сти от ритма музыки, которую слушает его мама. Ученые регистрирова- ли частоту сердцебиений плода, находящегося внутри матки, начиная с 24-й недели гестации. Она менялась при прослушивании женщиной раз- личной музыки. Причем на незнакомую музыку плод реагировал боле интенсивно, а на ту, которую слышал уже много раз, реакция была зна- чительно менее выраженной. Кроме того, была обнаружена реакция на другие звуки, например, сердцебиение плода менялось при первых звуках сериала, который любила смотреть беременная женщина.
К моменту рождения ребенок способен узнавать голоса родителей и поворачиваться в их сторону. Очень быстро новорожденные дети на- чинают активно реагировать на музыку и песни и даже проявлять индии- видуальные предпочтения!
Одной из важных способностей младенца является способность различать фонемы любого языка мира (в отличие от взрослых, которые способны различать только фонемы тех языков, которыми они пользу- ются). Так, например, взрослый японец не может различить английские звуки "R" и "L", а новорожденный делает это с легкостью. Для того чтобы хорошо различать звуки языка, необходимо слышать их с само- го раннего возраста! Поэтому разговаривайте с младенцами как мож- но больше. При общении с ребенком лучше использовать свой родной язык, особенно если семья является двуязычной.
? Нужно ли «сюсюкать» с ребенком?
Природой задумано так, что мы автоматически меняем свой го- лос и поведение, когда общаемся с маленьким ребенком. Наша речь становится более медленной, плавной, мы используем более короткие фразы и простые слова. Меняется и интонация, и частотные характери- стики нашего голоса. Данный феномен в специальной литературе полу- чил название «материнская речь». Это облегчает восприятие новорож- денного и делает коммуникацию с ним более эффективной.
Различает ли ребенок запахи?
Способность различать запах появляется к третьему триместру бе-
менности и постепенно развивается. Был проведен следующий экс-
перимент. Недоношенным младенцам подносили к носу пузырьки,
содержащие сильно пахнущие растворы. В зависимости от запаха, ре-
акция детей была различной: сосательные движения, гримаса неудо-
вольствия, отворачивание головы и др. Выраженная реакция наблюда-
ется только у детей, достигших 28-й недели гестации, до этого реакции
не зарегистрировано.
Регистрация различных реакций детей в первые месяцы жизни чаще всего производится с помощью измерения частоты сосательных движении. Для этого используется специальная соска с вмонтированным внутрь нее датчиком, который посылает данные в компьютер. Изучая обоняние новорожденных, ученые наблюдали за их реакцией на запах чеснока, который не очень нравится большинству младенцев, и выяснили, что в первый день жизни дети реагируют только на очень сильный запах, но уже к четвертому дню эта способность многократно усиливается.
Также доказано, что дети, которые находятся на грудном вскармливании, отличают запах молока своей мамы и запах сладкого (грудное молоко имеет сладковатый вкус) с первых недель жизни. В экспериментах исследователи размещали две открытые емкости с грудным молоком с двух сторон от кровати новорожденного вне поля его зрения. В одной емкости было молоко его матери, во второй — другой женщины. К шестому дню жизни ребенок стабильно поворачивал лицо в сторонy емкости с молоком его матери.
Вкусовые ощущения младенцев
Способность различать вкусовые ощущения, так же как и способность различать запахи, появляется у ребенка еще в материнской утробе. Опыты, проводимые на мышах, показывают, что если в амниотическую жидкость, окружающую плод, ввести яблочный сок, то после рождения мышонок будет выбирать яблоки из всех других фруктов чаще, чем его сородичи, не имеющие такого опыта.
Новорожденные дети способны различать, по крайней мере, четыре вкуса — сладкий, соленый, кислый и горький, и конечно, они предпочитают сладкий!
Этим свойством младенцев нередко пользуются компании, производящие детское питание. Потому что если младенцу предложить продукт
Глава 3. Младенцы приходят в наш мир, чтобы общаться
более сладкий, нежели грудное молоко, он выберет этот продукт. Ин- тересен факт, что в среднем новорожденные девочки реагируют на со- держание сахара в смеси сильнее, чем мальчики.
Прикосновения
Младенцы очень чувствительны к прикосновениям, особенно в об- ласти лица и рта. Они любят нежные прикосновения и все виды погла- живания! Важная роль нежных родительских прикосновений недавно получила удивительное подтверждение в исследованиях развития моз- га с использованием метода тензорной магнитно-резонансной томогра- фии. Было показано, что белое вещество головного мозга во внутренней капсуле и вокруг мозолистого тела лучше организовано в rpyппе недоношенных младенцев, имевших возможность совместного пребывания с матерями и получавших материнский массаж в отделении интенсивной терапии, в отличие от контрольной группы, находившейся обычных условиях.
Самое важное - узнать друг друга получше!
В первые недели после рождения ребенка оставьте другие домаш- ние дела, хлопоты и заботы о гостях. Главнее сейчас — научиться пони- мать сигналы ребенка! Уделите время для того, чтобы просто побыть рядом с ним, понаблюдать и поиграть. Конечно, для этого взрослым необходимо не только внимательно наблюдать, но и убедиться в том что малыш находится в комфортном состоянии, не голоден и не устал Также потребуется обеспечить ребенку комфортное положение тела и поддержку головы, так как он не способен еще удерживать ее са- мостоятельно. Наблюдая за своим ребенком и «читая» его сигналы вы научитесь понимать, что поведение младенца — это не случайный набор «хаотичных» движений и звуков. Наблюдения помогут вам по- нять, как ребенок адаптируется к окружающему миру и исследует его а также подскажут вам, как обеспечить ему наилучший уход и заботу
? Важен ли контакт в первые часы после рождения?
Если роды прошли в срок, без осложнений, и ребенок не на- ходится под воздействием медикаментов, то сразу после рождения прежде чем уснуть, он на несколько часов переходит в состоянии спо- койного бодрствования, которое позволяет ему начать исследовать свое окружение. Этот период дает родителям и ребенку замечатель-
Ную возможность начать устанавливать первые контакты. Уже с пер- вых минут можно заметить, что ребенок предпочитает лица людей лю-
бым другим объектам.
Самой же удивительной является способность младенца имитиро-
Ровать выражение лица другого человека! Если взрослый будет держать
новорожденного в удобном положении и медленно открывать рот или
высовывать язык, то новорожденный будет внимательно наблюдать и
затем через некоторое время повторять эти движения. Следователь-
но у младенца уже есть ощущение того, что он и взрослый человек в
оределенном смысле одинаковы и обладают схожими способностя-
м. Конечно, ребенку не хватает опыта и зрелости, чтобы переживать
комплексные сложные эмоции, доступные взрослым, такие как смуще-
ние, вина или стыд, но, несмотря на это, с самого рождения ребенок
способен показывать нам, что он уже человек и способен демонстриро-
вать такие переживания, как отвращение, грусть, радость, тревога или
интерес.
? Когда ребенок начинает отличать близких людей?
Наблюдения показали, что младенец обычно уже ко второму
дню жизни дольше задерживает свой взгляд и, следовательно, внима-
Ние на лице своей матери, нежели на лице другой женщины.
? Какое общение младенцам не нравится?
В первые недели жизни дети очень чувствительны к тому, каким образом взрослый устанавливает с ними коммуникацию. Если взрос- лый начинает взаимодействие слишком быстро, громко или не дожи- дается ответа младенца, это может нарушать готовность к общению и приводить к потере контакта.
Конечно, игра и взаимодействие не могут быть механическими и не всегда идеальны. И младенец, и взрослый учатся получать удоволь-. ствие от взаимного общения методом проб и ошибок.
? В какие игры играть с младенцем?
Как мы уже говорили, в первые недели жизни самым интерес-
ным объектом для младенца является человеческое лицо и общение с
близкими. Поэтому наибольшее удовольствие ребенку в первые неде-
ли жизни доставляют «игры лицом к лицу». Это имитация выражения
лица младенца взрослым, а затем наоборот. И уже на 2— 3-м месяце
жизни такие игры выглядят как действия очень слаженного музыкаль-
Глава 3. Младенцы приходят в наш мир, чтобы общагь
ного дуэта — то младенец начинает, а взрослый подхватывает, то на- оборот.
Другой разновидностью коммуникативных игр являются «игры телом». Когда взрослый, например, поглаживает или слегка щекочет малыша, сопровождая свои действия песенкой или словами. Хорошо, когда родители разговаривают с малышом, комментируя то, что про- исходит в настоящий момент (купание, переодевание или кормление ребенка). Также младенцам нравится следить за контрастными движу- щимися и звучащими объектами, поэтому над кроваткой и размещают различные «мобили» (крутящиеся игрушки).
? Что младенцы знают об окружающем мире?
Как это ни удивительно, но новорожденные дети уже знают об
окружающем мире довольно много! Например, они понимают, что мир
трехмерен. Это доказывают эксперименты с приближающимися к ли-
цу младенца объектами: если объект приближается, младенец пово-
рачивает голову в сторону. Также новорожденные могут определять
местоположение источника звука по отношению к своему телу и пово-
рачивать голову в его сторону. Умеют выделять из двух изображений
изображение той соски, которую держали во рту, даже если им ее не
показывали, а только давали пососать. Следовательно, они уже знают,
что тактильные ощущения и визуальные образы связаны между собой.
Этому им не приходится учиться с помощью опыта, они понимают это
уже с самого рождения. Аристотель называл это «здравым смыслом,
живущим в каждом из нас».
? Отличаются ли девочки от мальчиков