Изменены из соображений конфиденциальности, любые совпадения имен и событий являются случайными.
Вспомним наш первый день в детском саду. Если нас окружали заботливые взрослые и наши отношения с детьми строились успешно, то наши воспоминания об этом и последующих днях, проведенных там, хорошие. Если нам было очень страшно, взрослые казались чужими и не могли нас защитить, а с детьми все не ладилось с первой встречи, то вряд ли мы вспоминаем об этом с удовольствием.
Наш малыш собирается в детский сад. Мы рассказываем ему, как там будет интересно, какие там хорошие воспитатели, как здорово будет играть с новыми друзьями. Но если где-то внутри нас спрятался маленький испуганный ребенок, который в ужасе ждал, когда же все это закончится и его заберут домой, то наши слова могут звучать не очень убедительно. Маленькие дети прекрасно чувствуют, насколько мы уверены и спокойны.
В 1975 году Сельма Фрайберг (Selma Fraiberg), американский психолог и психоаналитик, опубликовала свою статью «Призраки в детской». В этой статье рассказывалось о том, как детский опыт матери
6 Глава1. Призраки в детской
может влиять на ее способность заботиться о собственном ребенке, и о том, насколько важно помочь маме понять свои детские чувства, чтобы справиться с теми сложностями, которые мешают ей быть любящей, заботливой матерью. Детский опыт женщин, о которых писала Фрайберг, был настолько трудным, что они испытывали огромные сложности даже тогда, когда нужно было просто находиться со своими детьми, отвечать на их плач и брать их на руки. Маме, в чьей жизни было слишком мало безопасности и поддержки, трудно быть спокойной и ласковой со своим малышом. Мы, взрослые, часто не осознаем своих детских воспоминаний, но они продолжают жить внутри нас.
Светлана с детства очень привязана к своей маме. Она с гордостью рассказывает о маминой карьере (мама Светланы — известный врач-педиатр, она спасла много детских жизней). Светлана тоже окончила медицинский университет, но после рождения дочери никак не может решиться выйти на работу. Она все свое время посвящает ребенку, от чего иногда очень устает. В семье нет особых материальных проблем, муж Светланы, ее родители и подруги считают, что та уже «засиделась» дома.
Насте, дочери Светланы, три с половиной года. Настя активная, успешно развивающаяся девочка, она очень хорошо говорит, знает массу стихов и историй, с удовольствием играет с детьми на детской площадке. Но Светлане даже подумать страшно, что она может оставить ребенка с кем-то еще. Она находит всевозможные аргументы для того, чтобы этого не делать. До полутора лет таким аргументом было кормление грудью, позже — уверенность в том, что дети, посещающие детский сад, слишком часто болеют, а найти няню, которой можно доверить ребенка, очень нелегко.
Всякий раз, когда Светлане нужно выйти из дома (в магазин, в парикмахерскую, в гости к друзьям и т. д.), она ужасно переживает. Ей кажется, что она делает что-то предосудительное, что ребенок без нее страдает.
Возможно, источник переживаний и страхов Светланы кроется в ее детстве. Родители Светланы очень много работали, ее мама дежурила по ночам в больнице, часто задерживалась после работы. Ей иногда приходилось просить соседей, чтобы те присмотрели за ребенком, так как бабушки и дедушки жили в другом городе. Светлану рано отдали в детский сад. Она вспоминает, что
Глава1. Призраки в детской 7
ей всегда очень не хватало мамы. Иногда она просыпалась ночью и плакала, думая, что мама никогда не вернется. Света ненавидела детский сад, ее раздражали дети, она побаивалась воспитателей, которые казались ей слишком строгими. Самые приятные детские воспоминания — редкие выходные, которые девочка про- водила с мамой и папой. При этом она всегда настороженно реагировала на телефонные звонки, опасаясь, что маму опять вызовут на работу.
Светлане очень важно осознать, что заставляет ее постоянно находиться рядом с дочерью, и почувствовать, что ребенок мо- жет на какое-то время вполне успешно оставаться без мамы. Это довально сложно. Недостаточно просто сказать себе: «Я долж- на измениться». Нужно, чтобы появился новый безопасный опыт, а для этого необходимы время и помощь со стороны близких. Светлана начала посещать развивающие занятия вместе с дочкой. Постепенно она стала выходить из комнаты, где проводились занятия, оставляя Настю с детьми и специалистами. Насте очень нравится ходить на занятия. Она с гордостью говорит, что ходит «в школу». Светлана понимает, что ребенку хорошо и спокойно, и она начала задумываться о том, что с осени Настя начнет ходить в детский сад.
Наш собственный опыт влияет на то, как мы кормим наших детей, как приучаем их к порядку, как справляемся с ревностью между нашими детьми. И здесь важно не обвинять своих родителей, которые, возможно, когда-то поступали с нами не так, как нам хотелось бы, а понять, что именно в нас самих мешает или помогает воспитывать наших собственных детей и как можно делать это лучше.
У Ольги два сына, которые постоянно конфликтуют между собой. Ольга очень переживает. Ее отношения с младшим братом до сих пор остаются напряженными, и хотя они уже взрослые люди, они часто ссорятся по пустякам. Ольге всегда очень хотелось, чтобы ее дети были дружны между собой. Когда мальчишки начинают выяснять отношения и дерутся, Ольга просто выходит из себя. Ей трудно быть спокойной и рассудительной в такие моменты. Мальчики, несмотря на частые стычки, очень привязаны друг к другу, скучают, когда одного из них нет дома. Но им сложно строить ровные и спокойные отношения, для этого им нужна по-
Глава 1. Призраки в детской...
мощь взрослых. Ольге пока трудно регулировать отношения между детьми. Иногда они дерутся, чтобы просто привлечь ее внимание. Когда они начинают потасовку, Ольга бросает все свои дела и начинает разнимать их.
Быть родителями маленького ребенка часто означает еще раз вспомнить и переосмыслить свое детство, осознать, что нам нравилось, что нас пугало и расстраивало. Это поможет понять, в чем нуждается наш ребенок и что мы можем для него сделать.
Иногда наши дети совершенно на нас не похожи. У тихих и спокойных родителей может появиться очень активный и бойкий малыш, а у активных — тихий и задумчивый, которого книги привлекают гораздо больше, чем походы в горы. Родителям и детям могут нравиться совсем разная еда и разные занятия. Но дети растут. Их вкусы, предпочтения, поведение со временем меняются. То, что не нравилось ребенку в возрасте двух лет, может стать любимым через год или два. Всему свое время!
Глава 2. Ждем появления малыша
Что чувствует женщина во время беременности
Для многих женщин беременность — удивительное время. Это время ожидания (какой появится малыш?). Время, когда женщина чувствует себя особенной, ведь она несет в себе будущее своей семьи, страны и всего мира. Время, когда можно ожидать к себе чуть больше внимания со стороны окружающих. Хорошо бы это принять и самой более внимательно относиться к себе. Итак, беременность — это приятное время ожидания и подготовки к рождению малыша.
В глянцевых журналах и рекламных роликах часто изображается сияющая от счастья женщина. В реальности во время беременности женщины чувствуют себя по-разному — иногда лучше, иногда хуже. Если появление малыша планировалось его мамой и папой и находит поддержку у расширенной семьи, то с трудностями справиться легче. Если же появление ребенка не было запланированным и малыш не очень желанен, то женщина может испытывать очень смешанные чувства.
Часто первые недели беременности сопровождаются чувством усталости и тошнотой. И даже если это желанный ребенок, будущей маме может быть очень нелегко.
Мало кто из будущих родителей не обсуждает вопрос о том, как появление малыша повлияет на их жизнь и как это отразится на их работе. Подобные размышления и опасения являются обычными, но они могут быть и преувеличены, особенно в том случае, если детство будущей мамы было трудным или если она не получает достаточной поддержки от отца ребенка, находится с ним в конфликтных отношениях.
Волнения, связанные с мыслями о деньгах, о том, как справляться с малышом после его рождения, накладываются друг на друга. Даже для самой здоровой и счастливой будущей матери эти тревоги нормальны. Ожидание ребенка часто бывает связано с беспокойством.
Сельма Фрайберг, как мы уже упоминали, писала о «призраках в детской». Эти призраки — опыт матери, связанный с ее детством или
Глава 2. Ждем появления малыша
Здоровьебудущей матери и ребенка
предыдущими беременностями, рождением детей. И этот предыдущий опыт, который, возможно, был нелегким для нее, может влиять на то, что чувствует женщина во время беременности, и на то, как она реагирует на сигналы, которые подает ее малыш в первые минуты своей жизни. У всех мам есть волнения и опасения по поводу их детей, но если у женщины до этого были выкидыши, замершая беременность или преждевременные роды, она может очень сильно беспокоиться о том, сможет ли она сохранить ребенка, или достаточно ли она хороша, чтобы стать матерью.