М80 Морозова Т., Довбня С., Бриттен С., ПакерингК.

УДК 159.9

ББК88.8

М80

М80 Морозова Т., Довбня С., Бриттен С., ПакерингК.

Воспитание малыша, или Чего хотят дети. - СПб.: Речь, 2010. - 192 с.

ISBN 978-5-9268-1081-0

В книге приводятся современные данные о развитии детей раннего возраста и их потребностях. Отдельные главы книги посвящены возрастным особенностям детей и тем трудностям, с которыми могут столкнуться взрослые: трудности со сном и едой, приучение к горшку, отлучение от груди, подготовка и адаптация к детскому саду и др. Также из книги вы узнаете, как подготовиться к рождению малыша и какие трудности могут возникнуть у молодой мамы; как развивать любопытство и самостоятельность ребенка: как справляться с истериками и плохим поведением; что делать с проявле­ниями ревности и т.д.

Книга предназначена для специалистов, работающих с детьми раннего возраста, и для всех неравнодушных взрослых, увлеченных воспитанием детей.

Книга подготовлена к публикации а рамках проема "Детям нужно развивать­ся» («Young children's needs for development»} британской благотворительной ор­ганизации «HealthProm».

Авторы благодарят за помощь в подготовке публикации Фонд Карла Мейе-ра, Лихтенштейн (Karl Mayer Foundation), Фонд Бродволл, Великобритания (the Broadwall Foundation) и Барклайз Капитал, Великобритания (Barclays Capital)

Охраняется законом об авторском праве. Все права защищены Полная или частичная перепечатка издания, включая размещение в сети Интернет, возможна только с разрешения издательства.

Подписано в печать 15.12.2010 г. Формат 60x90/16. Печ. л. 12. Тираж 2000 экз. Заказ № 2030.

УДК 159.9 ББК88.8

000 Издательство «Речь»

199178, Санкт-Петербург, а/я 96, «Издательство „Речь"»

Тел.: (812) 329-08-80, 323-76-70, [email protected]

Отпечатано с готовых диапозитивов

в ООО «Типография Правда 1906»

195299, Санкт-Петербург, ул. Киришская, 2; тел. (812) 531-20-00

© Т. Ю. Морозова, С. В. Довбня, С. Бриттен,

К. Пакеринг, 2011

© Е. Плаксина, иллюстрации, рисунок для

обложки, 2011

© Издательство 'Речь», 2011

ISBN 978-5-9268-1081-О

ведение

О чем и для кого эта книга?

Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки, тети и дяди, братья и се­стры! Эта книга для вас!

Мы, авторы книги, родились в разное время и в разных странах — кто-то в СССР, а кто-то в Великобритании. Но нас объединяет много­летняя работа с семьями, в которых есть маленькие дети, кроме того, мы давно знаем друг друга, и нам очень нравится работать вместе.

Нас также объединяет вера в то, что ранние годы жизни ребенка — это самое удивительное и интересное время. И от того, как сложатся эти ранние годы, во многом зависит, каким станет человек. Мы знаем, что самое необходимое для малыша — это теплые и доверительные от­ношения с его близкими.

Представления о том, что действительно нужно маленьким детям, со временем значительно менялись. Раньше считалось, что самое глав­ное для малыша — это сон и еда. Считалось также, что основная зада­ча отца — просто приносить деньги в семью, а заниматься младенцами должны только женщины. Физические наказания признавались самым простым и верным способом дать понять ребенку, что хорошо, а что плохо. Известный французский философ, энциклопедист и просвети­тель, автор трактата «Эмиль, или О воспитании» Ж.-Ж. Руссо отправил своих пятерых детей в приют, так как полагал, что общественное воспи­тание очень хорошо для детей.

В своей работе мы стараемся использовать подходы и идеи, кото­рые были проверены в серьезных исследованиях и нашли свое приме­нение на практике. Некоторые из этих идей были сформулированы уже довольно давно, некоторые появились только в последние годы.

В этой книге мы постарались поделиться тем, что знаем о маленьких детях и их родителях. Некоторые главы содержат результаты совре­менных исследований, посвященных младенцам и детям раннего воз­раста. Некоторые главы отвечают на вопросы, которые часто волнуют родителей (как справляться с поведением ребенка, как помочь малышу преодолеть страхи, как приучать ребенка к горшку, как подготовить к детскому саду, что делать с ревностью и т. д.) и содержат простые со­веты и рекомендации. В ряде глав рассказываются истории родителей и детей, которые в свое время обращались за нашей помощью. Их име­на и некоторые персональные детали были изменены из соображений конфиденциальности.

Введение


Глава 1. Призраки в детской, или как наш собственный детский опыт влияет на то, что мы делаем для наших детей Все мы родом из детства. Это означает, что наши детские воспоми­нания остаются с нами в течение всей нашей жизни.

Наш собственный детский опыт часто влияет на то, как мы обраща­емся со своими детьми. В данной книге мы стараемся чаще обращать­ся к этому опыту, чтобы помочь родителям разобраться со своими чув­ствами.

Мы очень надеемся, что наша книга поможет родителям лучше по­нять потребности своих маленьких детей.

По всем вопросам, пожалуйста, обращайтесь по адресам:

Татьяна Морозова — [email protected];

Кристин Пакеринг — [email protected];

Святослав Довбня — [email protected];

Стюарт Бриттен — [email protected].

С уважением,

Татьяна Морозова, клинический психолог (Санкт-Петербург, Россия);

Кристин Пакеринг, клинический психолог (Глазго, Великобритания);

Святослав Довбня, детский невролог (Санкт-Петербург, Россия);

Стюарт Бриттен, детский психиатр (Лондон, Великобритания)

Чего еще стоит опасаться?

Следует избегать контакта с фекалиями животных, особенно кошек, так как они могут содержать токсоплазмоз, что опасно и для взрослых, и еще более опасно для ребенка, находящегося в утробе ма­тери. Если в доме есть кошка, пусть чисткой кошачьего туалета займет­ся кто-нибудь другой.

Как бороться с тошнотой?

Многие будущие мамы испытывают приступы тошноты на первых неделях беременности. Иногда приступы тошноты случаются с утра, иногда днем или вечером, а иногда, к сожалению, могут продолжать­ся и целыми днями. Врачи обычно не обращают на них особенно мно­го внимания, так как это редко серьезно влияет на здоровье мамы и ее



Глава 2. Ждем появления малыша

Здоровье будущей матери и ребенка




И

малыша (за исключением действительно серьезных случаев) и обычно проходит без медицинского вмешательства.

В некоторых случаях, когда женщину очень часто рвет, это может приводить к обезвоживанию организма. Если тошнит даже от воды, на­до обязательно проконсультироваться с врачом.

Если врачи не видят серьезной причины для беспокойства, то не сто­ит принимать медикаменты, чтобы справиться с тошнотой, так как это может негативно повлиять на ребенка. Поэтому большинству женщин приходится справляться с приступами тошноты самостоятельно.

Так, иногда эффективно бывает принимать пищу более часто, но очень небольшими порциями. Англичанки считают, что с тошнотой справиться помогает имбирное печенье и имбирный чай, а также теплая кока-кола, которая содержит небольшое количество веществ, подавля­ющих рвоту.

Будущие мамы в России часто говорят, что тошнота отступает, если пососать дольку лимона. Некоторые мамы рекомендуют сухофрукты, отвар шиповника или прохладный кофе. Наши бабушки советуют есть соленые (маринованные) огурцы в небольших количествах.

Однако следует признать, что все эти советы обладают одним недостат­ком — кому-то они помогают, а кому-то нет. На сегодняшний день пока не придумано ни одного абсолютно безопасного и подходящего всем спосо­ба справляться с тошнотой и рвотой в первые месяцы беременности. Воз­можно, лучший на сегодняшний день совет женщине, находящейся под на­блюдением врача, — потерпеть, пока это пройдет само.

Многие беременные женщины так описывают свое состояние: «Это было по-настоящему тяжело, но однажды утром я проснулась, и от тош­ноты не осталось и следа, как будто ее никогда и не было». У большин­ства женщин тошнота и рвота проходят примерно к тринадцатой неде­ле беременности.

Когда тошнит и рвет — это всегда очень неприятно, но некоторых женщин успокаивает мысль о том, что тошнота по утрам снижает риск выкидыша. Считается, что гормоны, вызывающие тошноту, участвуют в формировании плаценты, и таким образом, тошнота означает, что плод развивается хорошо и находится в безопасности.

Вкусовые ощущения младенцев

Способность различать вкусовые ощущения, так же как и способность различать запахи, появляется у ребенка еще в материнской утробе. Опыты, проводимые на мышах, показывают, что если в амниотическую жидкость, окружающую плод, ввести яблочный сок, то после рождения мышонок будет выбирать яблоки из всех других фруктов ча­ще, чем его сородичи, не имеющие такого опыта.

Новорожденные дети способны различать, по крайней мере, четыре вкуса — сладкий, соленый, кислый и горький, и конечно, они предпочитают сладкий!

Этим свойством младенцев нередко пользуются компании, произво­дящие детское питание. Потому что если младенцу предложить продукт



Глава 3. Младенцы приходят в наш мир, чтобы общаться





более сладкий, нежели грудное молоко, он выберет этот продукт. Ин- тересен факт, что в среднем новорожденные девочки реагируют на со- держание сахара в смеси сильнее, чем мальчики.

Прикосновения

Младенцы очень чувствительны к прикосновениям, особенно в об- ласти лица и рта. Они любят нежные прикосновения и все виды погла- живания! Важная роль нежных родительских прикосновений недавно получила удивительное подтверждение в исследованиях развития моз- га с использованием метода тензорной магнитно-резонансной томогра- фии. Было показано, что белое вещество головного мозга во внутренней капсуле и вокруг мозолистого тела лучше организовано в rpyппе недоношенных младенцев, имевших возможность совместного пребывания с матерями и получавших материнский массаж в отделении интенсивной терапии, в отличие от контрольной группы, находившейся обычных условиях.

Самое важное - узнать друг друга получше!

В первые недели после рождения ребенка оставьте другие домаш- ние дела, хлопоты и заботы о гостях. Главнее сейчас — научиться пони- мать сигналы ребенка! Уделите время для того, чтобы просто побыть рядом с ним, понаблюдать и поиграть. Конечно, для этого взрослым необходимо не только внимательно наблюдать, но и убедиться в том что малыш находится в комфортном состоянии, не голоден и не устал Также потребуется обеспечить ребенку комфортное положение тела и поддержку головы, так как он не способен еще удерживать ее са- мостоятельно. Наблюдая за своим ребенком и «читая» его сигналы вы научитесь понимать, что поведение младенца — это не случайный набор «хаотичных» движений и звуков. Наблюдения помогут вам по- нять, как ребенок адаптируется к окружающему миру и исследует его а также подскажут вам, как обеспечить ему наилучший уход и заботу

? Важен ли контакт в первые часы после рождения?

Если роды прошли в срок, без осложнений, и ребенок не на- ходится под воздействием медикаментов, то сразу после рождения прежде чем уснуть, он на несколько часов переходит в состоянии спо- койного бодрствования, которое позволяет ему начать исследовать свое окружение. Этот период дает родителям и ребенку замечатель-

Ную возможность начать устанавливать первые контакты. Уже с пер- вых минут можно заметить, что ребенок предпочитает лица людей лю-

бым другим объектам.

Самой же удивительной является способность младенца имитиро-

Ровать выражение лица другого человека! Если взрослый будет держать

новорожденного в удобном положении и медленно открывать рот или

высовывать язык, то новорожденный будет внимательно наблюдать и

затем через некоторое время повторять эти движения. Следователь-

но у младенца уже есть ощущение того, что он и взрослый человек в

оределенном смысле одинаковы и обладают схожими способностя-

м. Конечно, ребенку не хватает опыта и зрелости, чтобы переживать

комплексные сложные эмоции, доступные взрослым, такие как смуще-

ние, вина или стыд, но, несмотря на это, с самого рождения ребенок

способен показывать нам, что он уже человек и способен демонстриро-

вать такие переживания, как отвращение, грусть, радость, тревога или

интерес.

? Когда ребенок начинает отличать близких людей?

Наблюдения показали, что младенец обычно уже ко второму
дню жизни дольше задерживает свой взгляд и, следовательно, внима-

Ние на лице своей матери, нежели на лице другой женщины.

? Какое общение младенцам не нравится?

В первые недели жизни дети очень чувствительны к тому, каким образом взрослый устанавливает с ними коммуникацию. Если взрос- лый начинает взаимодействие слишком быстро, громко или не дожи- дается ответа младенца, это может нарушать готовность к общению и приводить к потере контакта.

Конечно, игра и взаимодействие не могут быть механическими и не всегда идеальны. И младенец, и взрослый учатся получать удоволь-. ствие от взаимного общения методом проб и ошибок.

? В какие игры играть с младенцем?

Как мы уже говорили, в первые недели жизни самым интерес­-
ным объектом для младенца является человеческое лицо и общение с
близкими. Поэтому наибольшее удовольствие ребенку в первые неде-
ли жизни доставляют «игры лицом к лицу». Это имитация выражения
лица младенца взрослым, а затем наоборот. И уже на 2— 3-м месяце
жизни такие игры выглядят как действия очень слаженного музыкаль-

Глава 3. Младенцы приходят в наш мир, чтобы общагь






ного дуэта — то младенец начинает, а взрослый подхватывает, то на- оборот.

Другой разновидностью коммуникативных игр являются «игры телом». Когда взрослый, например, поглаживает или слегка щекочет малыша, сопровождая свои действия песенкой или словами. Хорошо, когда родители разговаривают с малышом, комментируя то, что про- исходит в настоящий момент (купание, переодевание или кормление ребенка). Также младенцам нравится следить за контрастными движу- щимися и звучащими объектами, поэтому над кроваткой и размещают различные «мобили» (крутящиеся игрушки).

? Что младенцы знают об окружающем мире?

Как это ни удивительно, но новорожденные дети уже знают об
окружающем мире довольно много! Например, они понимают, что мир
трехмерен. Это доказывают эксперименты с приближающимися к ли-
цу младенца объектами: если объект приближается, младенец пово-
рачивает голову в сторону. Также новорожденные могут определять
местоположение источника звука по отношению к своему телу и пово-
рачивать голову в его сторону. Умеют выделять из двух изображений
изображение той соски, которую держали во рту, даже если им ее не
показывали, а только давали пососать. Следовательно, они уже знают,
что тактильные ощущения и визуальные образы связаны между собой.
Этому им не приходится учиться с помощью опыта, они понимают это
уже с самого рождения. Аристотель называл это «здравым смыслом,
живущим в каждом из нас».

? Отличаются ли девочки от мальчиков

Потребность

М80 Морозова Т., Довбня С., Бриттен С., ПакерингК. - student2.ru

(«Я голоден!» или «Я устал!» или что-то еще)

Возбуждение, крик, неудовольствие, страх

Избегающая привязанность

Избегающая привязанность формируется у детей, родители кото- рых чересчур требовательны, не всегда отзывчивы, не приветствуют проявление чувств и поощряют самостоятельность во всем.

Представления о себе ребенка с избегающей привязанностью

«От моего воспитателя можно ожидать, что он НЕ будет за- ботиться обо мне, поэтому другим тоже нельзя доверять».

«Я не достоин любви, потому что меня не любят».

«Я не буду даже просить моего воспитателя заботиться обо мне. Близкие отношения не срабатывают».

«Если я покажу свои потребности, меня, скорее всего, отверг- нут поэтому надо быть самостоятельным».

«Я буду защищаться от проявления чувств и прятать свои чув- ства».

Возраст

0-3

3-6

6-9

Что умеет ребенок?

Ненадолго поднимает голову,

лежа на жиаоте.

Реагирует на неожиданные

движения или звуки.

Гулит (произносит характерные

звуки).

Следит взглядом за

движущимися предметами.

Улыбается, когда с ним играют.

Захватывает небольшие

предметы, которые вкладывают

ему в ручку.

Лежа на животе, поднимает

голову и плечи.

Переворачивается со спины на

живот.

Дотягивается до предметов и

удерживает их.

Узнает знакомые предметы и

близких людей.

Гулит (издает звуки типа «и»,

«аи», «у»).

Смеется.

Поворачивает голову

в направлении звука

(колокольчик, голос, музыка).

Самостоятельно сидит,
когда его сажают.
Переворачивается
с живота на спину
и обратно._________

ШЫШй





всей жизни человека. В целом за первые три года жизни ребенка будет создано более трех миллионов километров нейронных волокон!

Хотя связей создается много, организованы они могут быть по- разному и отражают не только положительный опыт, полученный ре- бенком. Так, в исследовании, проведенном X. Але (Als 2004), показана лучшая организация белого вещества во внутренней капсуле и белого вещества, примыкающего к мозолистому телу, в группе недоношенных младенцев, имевших возможность совместного пребывания с матеря- ми, для которых ограничивалось применение болевых процедур в от- делении интенсивной терапии. Организация нейронных связей у детей в этой группе была лучше, чем у детей в контрольной группе, находив- шейся в обычном отделении интенсивной терапии для недоношенных детей (Als, 2004).

Это важная информация для медиков — наличие возможности для комфортного совместного пребывания матери с младенцем создает условия для лучшего развития мозга малыша!

«Используй — или потеряешь!»

? Почему в мозге маленького ребенка количество

нейронных связей больше, чем в мозге взрослого человек!

Мозг ребенка должен избавиться от тех нейронных связей, которые не используются или используются редко.

За процессом активного создания новых связей между нейрона- ми следует стадия «прополки». В первые три года жизни происходит значительное перепроизводство внутримозговых связей. Так как мозг производит количество синапсов больше необходимого, они вынужде- ны соперничать друг с другом. Только самые «стойкие» и наиболее ис- пользуемые синапсы имеют шанс выжить — это определяется уровнем их электрической активности. Особенно активные связи между нейро- нами получают большее количество электрических импульсов, что, в свою очередь, стимулирует питание нейрона. Менее активные в конце концов прекращают свое существование. Этот процесс в современной литературе имеет яркое определение — «Используй или потеряй» («Use it or lose it») (Eliot, 1999, с. 56). В первые восемь месяцев после рожде- ния количество и скорость возникновения новых синапсов превосхо- дит количество прекращающих свое существование. Но к моменту, ког- да ребенок достигает одного года, и в течение всего раннего детства

отключается больше неиспользуемых связей, чем создается новых. А к подростковому возрасту в большинстве корковых областей этот про- цесс снова уравновешивается. Вторая волна пролиферации (прораста- ния) и гибели нейронных связей в коре больших полушарий головного мозга происходит на поздней стадии детства, а заключительная и са- мая решающая часть, влияющая на высшие психические функции, — в позднем подростковом периоде. Это происходит в основном в лобных долях, отвечающих за логику и пространственное мышление, и в височ- ных долях, отвечающих за речь.

Перепроизводя нейронные связи в раннем детстве, человеческий мозг создает мощный инструмент адаптации и затем, избавляясь от редко используемых связей, освобождает место для более эффектив- ных и нужных связей.

Процесс «прополки» неиспользуемых синапсов — чрезвычайно эф- фективный способ адаптации нейронной цепочки ребенка к непосред- ственным требованиям окружающей среды.

Для повседневной жизни ребенка вышесказанное означает, что ма-

ло научить чемуто ребенка однажды. Если вы хотите, чтобы приобре-

тенный навык остался с малышом, сделайте его частью ежедневных регулярно повторяющихся активностей, приносящих удовольствие.

Этот период бурных изменений продлится недолго. К трем годам жизни ребенка физический рост размеров и плотности головного моз-

га в основном завершается. Основные нейронные цепочки, направляю-

щие дальнейшее развитие ребенка, уже сформированы.

«Изолирование проводов»: миелинизация нейронных связей

На следующем этапе развития в головном мозге ребенка остается меньше нейронных связей, чем было ранее, но оставшиеся начинают работать быстрее и эффективнее. Отростки выживших нейронов по- крываются миелином — электрическим изолятором. Это исключает «короткие замыкания» с другими нейронами и увеличивает скорость проводимости нейрона. Кроме того, без миелинизации некоторые ней- роны неспособны передавать информацию.

Миелинизация — медленный процесс, начинающийся на пятом ме- сяце гестации и продолжающийся, по крайней мере, до подросткового возраста. Миелинизация, так же как и создание нейронных связей и их «прополка», напрямую зависит от внешнего опыта. В лобных до-



Глава 6. Влияние ранних отношений на развитие мозга ребенка

Первые годы жизни малыша...





лях коры больших полушарий мозга в позднем подростковом периоде происходит заключительная стадия созревания мозга. При миелиниза- ции нейронных связей действуют те же правила — только работающие нейроны получают возможность функционировать в дальнейшем. Та- ким образом, продолжается закрепление жизненного опыта в структу- ре головного мозга.

Глава 7.

Что такое эмоции и чувства?

Сью Герхардт (Sue Gerhardt) в своей книге, посвященной развитию мозга младенца «Почему любовь имеет значение», сравнивает мозг че- ловека со старой фермой, строившейся долгие годы многими поко- лениями: вот совсем новая постройка на древнем фундаменте, а вот здание, построенное десятки лет назад (Gerhardt, 2004, с. 39). Это ху- дожественное сравнение она делает, используя описание мозга, данное Полем Маклейном (Paul MacLean). Он утверждает, что в человеческом мозге сосуществуют древние отделы мозга рептилии, эмоциональный

мозг млекокопитающего и человеческая кора головного мозга (MacLean, 1990). таким образом, по Маклейну, эмоции достались человеку от животных, а отличает его от них умение эти эмоции контролировать.

Принято выделять шесть основных эмоций: счастье, печаль, удив- ление, страх, гнев и отвращение. По-другому эти эмоции еще называ-| ют базовыми, так как на их основе строится все поведение человека. С этими эмоциями каждый ребенок приходит в мир. Они уже заложе- ны в генетическом багаже человека и начинают действовать, как только младенец делает первый вдох. Возможно, эта способность переживать эмоции появляется много раньше, на последних неделях беременно- сти, - |уже у 27-недельного недоношенного младенца удается зареги- стрировать улыбку.

Зачем человеку нужны базовые эмоции? Так, например, страх не- обходим, чтобы избежать опасности. Гнев означает недовольство чем- либо и выражает немедленное требование внимания. Отвращение сиг- нализирует о том, что можно отравиться, если съесть тот или иной продукт, или быть укушенным ядовитым насекомым, если дотронуться до него. А базовая эмоция удовлетворения лежит в основе формирова­ния любви и привязанности. Без этого невозможно выживание отдель- человека и всего вида в природе.

Гнев, стpax и другие базовые эмоции, возможно, достаточны для животных, но человек гораздо более сложное существо, и для успеш- ного существования в социальном мире ему нужны более сложные ме- ханизмы. Эти более сложные механизмы называются чувствами.

Эмоции биологически заданы, они возникают в ответ на внешний сигнал, а чувства — это более сложная комбинация процессов, проис- ходящих в человеческом мозге и теле (разочарование, чувство голода, надежда и т. д.). Чувства — это реакция, которой человек научился в ре- зультатеприобретенного опыта. Они «культурально зависимы», то есть не рождаются вместе с человеком, а зависят от того, в какой среде че- ловек живет, как и с кем общается, каковы его семья, друзья, и т. д.

Чувства больше осознаются человеком, нежели эмоции, которые происходят из глубоких древних бессознательных отделов нервной си- стемы человека (из мозга «рептилии и животного»). Эмоции — своеоб- разная система предупреждений (как сигнализация у автомобиля), по- могающая человеку реагировать на то, что его окружает. Они являются индикатором происходящего в жизни человека и вокруг него. Это до- полнительная система навигации в социальном мире, тогда как осознан- ное реагирование — процесс гораздо более медленный (Elias, 2000,



Глава 7. Как ребенок учится регулировать свои эмоции?

Как взрослому помочь ребенку научиться регулировать свои эмоции? 65




с. 113). Эмоции — некий сырой материал: они всегда с нами, заложе- ны в нашем ДНК, а то, как мы ими распорядимся, зависит от приобре- тенных навыков и «эмоциональной сноровки». Результатом обработки эмоций в нашей центральной нервной системе являются чувства. Эмо- ции помогают подготавливать и предвосхищать действия, а чувства вну- тренне отображают эмоции, их можно отличить от «чувств тела». Так, например, «чувство холода» (физическое чувство) отличается от чув- ства уныния». В основе «чувства уныния» — эмоции злости и горя, а в основе «чувства холода» — воздействие холодного воздуха на рецеп- торы кожи.

Глава 8. Профессия - мама

Алена всегда была очень успешной девушкой, ей все всегда да- валось легко. Она хорошо училась в университете, с легкостью за­водила новых друзей и знакомых. Не было особых трудностей и с молодыми людьми. С будущим мужем она познакомилась на рабо- те - Алена много помогала Саше, который пришел работать в ту же компанию на год позже нее. Вместе они работали над проекта- ми, строили планы.

Алена и Саша поженились через год после знакомства. А еще че- рез год родился маленький Никита. Алена с энтузиазмом окунулась в новые заботы — прогулки, раннее обучение плаванию, игрушки, правильное питание. Она быстро стала экспертом и по вскармли- ванию, и по обучению, и по гимнастике для малышей. Малыш рас- тет смышленым и здоровым. Карьера мужа, несмотря на кризис, развивается очень успешно.

На вечеринке у друзей Алена вдруг поняла: что что-то не так. Она всегда была заводилой и душой компании, а сейчас ей нелег- ко поддерживать разговор. Она не видела обсуждаемых фильмов, не была на выставках, последний отпуск они с Никитой провели на даче и новую одежду она последний раз покупала еще до рождения сына.

Алене стало ужасно обидно. Она столько сил тратила на ра- боте, работая сама и помогая мужу. Она успешно справляется со всеми Домашними делами и ребенком, но сейчас, с друзьями, чувствует себя абсолютно потерянной. Как найти выход?

Когда подруги недоумевают

Молодые мамы нередко замечают, что им не о чем говорить со своими подругами, у которых пока нет детей. На детской площадке с други­ми мамами все по-другому. Темы «как мы сегодня спали», «что мы сегодня ели (не ели)», «где лучше делать прививки» волнуют всех.



Глава 8. Профессия — мама





Обычно мы говорим о том, что нас сейчас волнует, о чем мы думаем. Ужасно обидно, когда подруги не понимают радости молодой мамы по поводу того, что «у нас уже 9 зубов, а десятый на подходе»... Возмож- но, подруг сейчас волнуют другие вещи. А если они — «девушки за 30) и у них нет детей, то попытки поговорить с ними о детях могут вызывать у них собственные нелегкие чувства. Точно так же и маму, которую вол- нует, сможет ли она найти работу после нескольких лет пребывания до- ма, могут неприятно задевать разговоры о профессиональных успехах подруг. Но тем не менее темы для разговора можно найти всегда, осо- бенно если с подругами связывает не только общее прошлое, но и что- нибудь в настоящем.

В последние несколько лет во многих городах были организованы групповые занятия для малышей с мамами. Многие мамы находят такие занятия очень полезными не только для своих детей, но и для себя. Ре- бенок приобретает новые навыки (не так важно, какие именно — пла- вание, раннее обучение или навыки социализации), а у мам появляется возможность общаться, делиться опытом. Главное, чтобы обстановка была безопасной и принимающей.

Быть домашней хозяйкой нелегко

М80 Морозова Т., Довбня С., Бриттен С., ПакерингК. - student2.ru

Успехи на работе — это поставленные и достигнутые цели. А что такое успехи и достижения дома? Это приготовлен­ный обед, чистая квартира или ежеднев­ные прогулки с коляской? Самое обид­ное, что эти успехи муж и другие близкие могут даже не заметить: ведь еда в доме должна быть всегда, а чистоту квартиры лучше всего может оценить тот, кто де­лал уборку.

Быть домашней хозяйкой нелегко еще и потому, что маленький ребенок ни на секунду не дает побыть одной и отвлечься. Он почти все время рядом и требует внимания. Постоянно «быть на-

чеку» сильно утомляет многих женщин. К вечеру мама чувствует себя измотанной, хотя ничего особенного не происходило, и поведение домашних начинает ей казаться проявлением неблагодарности. Особенно обижают комментарии типа «Что ты так заводишься и устаешь, ты же не работаешь, ты дома сидишь».

Кто где отдыхает?

Муж возвращается с работы домой. Он, скорее всего, устал и при­ходит домой отдыхать. Ему больше всего хотелось бы полежать на ди­ване и помолчать, он достаточно набегался и наговорился на работе. А для неработающей жены дом — это «производственная площадка», где работа не прекращается ни на минуту. А еще ей очень хочется спокой­но поговорить, рассказать о том, что произошло за день.

Конфликт интересов налицо. Как его избежать или хотя бы сгла­дить? Поговорку «отдых — это смена деятельности» еще никто не отме­нял. Если постоянной заботой мамы является работа по дому, значит, надо найти возможности иногда из дома выходить. Встречи с подруга­ми, бассейн и спортивный зал, курсы иностранного языка или вожде­ния помогут не только отдохнуть и отвлечься, но и приобрести ценный и важный опыт. Поговорите об этом с мужем, возможно, он никогда об этом даже не задумывался. А еще он может иногда приготовить ужин. Для него это тоже будет сменой деятельности, а значит, в какой-то сте­пени, и отдыхом.

Расставляем приоритеты

Все люди очень разные. Есть женщины, которые сознательно выби-эают карьеру домохозяйки, получая от этого удовольствие. Но далеко не всех женщин устраивает перспектива быть только мамой и женой. Не стоит приносить себя в жертву. Этой жертвы, скорее всего, никто не оценит. Если профессиональная карьера действительно является прио­ритетом, то стоит собраться с силами и начинать работать. Подготовка к выходу на работу может занять несколько недель или даже месяцев — чужно найти няню, детский сад или договориться с родственниками, которые могли бы оставаться с малышом, когда мама работает.

Просим помощи у подруг

Не стесняйтесь поделиться своими волнениями с подругами. Вернуться на работу после отсутствия в течение года (нескольких лет) не-





легко даже самым сильным женщинам. Непонятно, как тебя встретят получится ли встроиться в новые сложившиеся отношения, а искать но- вую работу может быть еще сложнее. Вдруг малыш будет часто болеть и надо будет постоянно отпрашиваться с работы?

Одна довольно активная деловая дама жаловалась, что после года, проведенного дома, ей трудно выйти на улицу одной. Она не знала ку- да деть свои руки, которые весь последний год были заняты то коля- ской, то сумками. А еще она постоянно волновалась — как там ee ма- лыш. Практически всем женщинам, которые выходили на работу после декретного отпуска, знакомы такие эмоции. Готовых советов, скорее всего, никто не предложит, но сама возможность поговорить и попытаться найти решение представляет большую ценность.

Идеалы, к которым мы стремимся

Если идеальный родитель — это человек, который всегда думает о ребенке, никогда не теряет самообладания, всегда поступает npaвиль- но, знает все о развитии и потребностях детей, никогда не болеет и не впадает в уныние... то такого человека, скорее всего, не существует. Ведь у родителей тоже есть свои потребности.

Мама не должна постоянно находиться только с ребенком, noлно- стью забывая о себе и о своей жизни. Мамины потребности (в отдыхе, развлечениях и т. д.) очень важны и для ребенка.

Глава 9.

Послеродовая депрессия:

когда материнство не в радость

М80 Морозова Т., Довбня С., Бриттен С., ПакерингК. - student2.ru Рождение ребенка — огромное сча- стье. Этoro дня ждут, волнуются, стро- ят светлые планы на будущее. И вот этот день приходит — на свет появляется ма- лыш! Но радости почему-то нет, вместо не есть тревога, усталость и апатия. Это кажется странным и непонятным. Жен­щина, которая ждала рождения ребен- кА, находится в недоумении и иногда бывает шокирована тем, как она себя чувствует. И в этом очень трудно при- знаться даже самым близким людям. Во всем мире от 10 до 15% женщин переживают послеродовую депрессию Женщины, находящиеся в таком состоя- НИИ, часто описывают свои чувства и поведение следующим образом:

· Без особой видимой причины чувствуют себя несчастными.

· Забота о ребенке и домашние дела приводят к усталости и изне- можению. При этом многие молодые мамы также отмечают трудности со сном. Женщине, несмотря на усталость, трудно заснуть, либо она просыпается ночью и не может заснуть снова.

· Не хочется есть. Возможно также и противоположное поведение - переедание.

· Нет радости от жизни. Не радуют даже те вещи, привычки и события, которые раньше были приятны и приносили удовольствие (встречи с друзьями и близкими любимые фильмы и книги, ужин с любимым человеком, поход в салон красоты, любимые цветы, иияошые и т. д.).

· Женщине совсем не хочется сексуальных отношений. Некоторые мамы полагают, что им просто не до этого. Их может даже раздражать, когда подобные желания возникают у мужа (партнера).






• Молодой маме может быть трудно в этом признаться, но она про-
должает беспокоиться о том, что все делает не так. Ocoбенно
обидными кажутся некоторые комментарии подруг и родствен-
ниц, например: «Да брось ты, это полная ерунда» или «У меня с
этим вообще никогда проблем не было». Женщина начинает чув-
ствовать себя неудачницей.

• Некоторым молодым мамам очень страшно оставаться наедине с
младенцем.

• Мама воспринимает своего ребенка очень хрупким и больным,
постоянно беспокоится — дышит ли он, и понимает, что npoосто
любить ребенка очень трудно. Она очень обеспокоена вопрса-
ми гигиены и возможных инфекций. Часто это приводит к тому,
что молодая мама вообще никого не подпускает к своему малы-

шу, боясь, что его могут заразить. Страхи и постоянная борьба за

чистоту приводят к еще большей усталости.

• Страх за здоровье и жизнь ребенка приводит к возникновению паники в самых разных ситуациях.

• Некоторые женщины боятся выходить из дома.

Часто депрессия возникает не сразу, а в течение четырех недель по- сле рождения младенца. Однако некоторых женщин депрессия насти- гает и через шесть месяцев после рождения ребенка.

Как это выглядит в жизни?

Наши рекомендации