Т4ЙНЫ ГИПН034. И/1И ОПЕРАЦИЯ К4 СОЗНАНИИ jft

Е. Грицак

Гипноз,

Или

ОПЕРАЦИЯ НА СОЗНАНИИ

РИПОЛ

КЛАССИК Москва, 2003

Грицак Е Н«

Тайна гипноза, или Операция на сознании.— М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003.— 416 с— (Тайны, находки, сенсации).

ISBN 5-7905-1749-8

- гипнозом, тайну которого

Мы познакомим вас с уникальным явлением -всегда хотелось разгадать человечеству.

Что такое гипноз — наука или шарлатанство, мистика или колдовство.'

Можно ли научиться гипнотизировать себя и других?

Что такое прикладной гипноз? Как его применяют в науке и расследовании уголовных преступлений?

Обо всем этом вы узнаете, прочитав нашу книгу.

Для широкого круга читателей.

ББК 88.6

ISBN 5-7905-1749-8

Издательский дом «РИПОЛ КЛАССИК», 2003

Введение

Любые непостижимые явления издавна вызывали у людей страх, часто переходивший в массовую истерию. Беспомощность человека, столкнувшегося с голодом, эпидемиями, смертью, но более всего их неизбежность определяла подавленность и благоговение перед могуществом безвестных сил, смиренное признание их беспредельной власти. Именно так сформировались религиозные взгляды, отражающие слепую веру в существование сверхъестественных сил, неподвластных человеческому разуму.

Служители религиозных культов употребляли внушение для разжигания фанатичной веры в создателей, пользуясь гипнозом как средством укрепления авторитета религии, а позже, с возникновением государства, — для укрепления светской власти. В положении сообщника религии и мистики гипноз находился в течение многих столетий и только в середине XVIII века впервые попал в поле зрения медицины.

Загадочные явления гипнотизма всегда вызывали немалый интерес, но отношение к ним различалось в зависимости от просвещенности

Ш тляны. находки, сенсации___________

общества. В Древнем Риме оракулы и сивиллы почитались наравне с богами. Средневековые прорицатели горели на кострах как посланцы бездны: тогда человек, участвующий в гипнотических сеансах, считался связанным с Сатаной. Жестоко преследовались магнетизеры эпохи Просвещения, и лишь в XX веке гипноз объявили частью мировой науки. Только современное общество признало гипнологов медиками, доверив им свое здоровье.

В древности гипноз не использовался в лечебных целях, хотя и упоминался в архивах храмовых медиков. Не стремясь к устранению причины недуга, античные священники «излечивали больных» с помощью молитв и заклинаний преимущественно для того, чтобы усилить впечатления о могуществе того божества, которому они призывали поклоняться верующих. Наибольший интерес к гипнозу проявляли пророки, ясновидящие, маги и колдуны.

Представители культа и мистики не пытались толковать гипноз и наблюдаемые в нем процессы, например транс или внушаемость, с научной точки зрения. Они утверждали представление о гипнозе как о состоянии непонятном, потустороннем, таинственном, доступном лишь немногим избранникам небес, получившим уникальную возможность передавать людям волю божественных сил.

тайны гипноза или операция н4 сознании <&

В одном египетском папирусе сохранились такие слова: «Принеси опрятную и начищенную лампу, наполни ее лучшим ароматным маслом и повесь ее на клин из лаврового дерева на стене, расположенной с утренней стороны. Затем поставь перед ней мальчика. Погрузи его в сон своей рукой и зажги лампу. Произнеси над ним слова заклинаний до семи раз. Снова разбуди испроси, что он видел. Он ответит: «Я видел богов вокруг лампы, и они говорили все, о чем я их спрашивал». В данном случае интерес представляют слова «погрузи его в сон своей рукой», что можно считать предвестником средневековых пассов. В искусственно вызванном сне юный египтянин обрел возможность «видеть богов» и «разговаривать» с ними, то есть испытал галлюцинации, сходные с теми, которые появляются под гипнозом.

Из сверхъестественного толкования гипнотического феномена впоследствии появилась широко распространенная в Средние века практика чудесных исцелений. В обстановке религиозной экзальтации целители погружали страдальцев в глубокий сон. Затем с помощью внушения и самовнушения устранялись глухота, слепота, потеря речи, параличи, имевшие не физиологическую, а невротическую природу.

Сохранилось множество документов, удостоверяющих публичные представления, в ходе

Щ Т4ЯНЫ. Н4Х04КИ. СЕНСАЦИИ_______________

которых восстанавливалась способность стоять и ходить, ликвидировались некоторые болезненные симптомы. Так, римский историк Страбон писал, что излечивания египтян проходили в храме Сераписа, где люди «спали для себя и других». Подобное утверждали греческий историк Диодор Сикулос, рассказывавший о верованиях египтян, считавших, что богиня Изида открывает секрет исцеления только во сне.

Пребывая в рамках мистики, гипноз все же применялся для лечения больных, но медики не могли даже приблизительно объяснить это удивительное явление. Одна из первых попыток пояснения связана со свойствами магнита (от греч. magnetis или magnetis lithos). Так древние называли камень из Магнесии, древнего города в Малой Азии. Заметив способность магнита притягивать металлические предметы, им заинтересовались естествоиспытатели, но, поскольку в Средневековье странные свойства магнита еще не обрели научной интерпретации, они были механически перенесены на гипноз. В таком подходе прослеживается стремление к объяснению всякого неизвестного явления действием знакомых законов. Однако процесс познания бесконечен, оттого суждения о гипнозе часто менялись в зависимости от исторической обстановки и места, где происходило то или иное событие, связанное с его применением.

Ow бз^яс|А ko(?pw



История гипноза уходит корнями в Древнюю Индию, когда странствующие дервиши (факиры) давали уникальные представления на улицах и городских площадях. Индийские фокусники совершали действия, подобные феноменам из области магнетизма, над первым встречным, предвосхитив великие открытия по вопросам, которые взволновали Европу много веков спустя. В старинных индийских манускриптах упоминаются имена прославленных очарователей змей — Марси и Псилли.

Таинственные спектакли с загипнотизированными животными описаны в книге «Разоблаченная Изида» русской писательницы и теософа Елены Блаватской (1831 — 1991), где автор не только представляет внешние эффекты этого явления, но и пытается раскрыть природу, правда, в паранормальном аспекте.

«Змеи подняли головы и зашипели, но без признаков какого-либо гнева, — пишет Блават-ская. — Вынув из волос маленькую свирель, факир стал извлекать из нее еле слышные звуки. Змеи развертывались и одна за другой соскальзывали на пол. Едва коснувшись пола, они приподнимали приблизительно треть своего ту-

1,

т т^ины, нлхолки. сенсации____________

ловища и начинали покачиваться в такт музыки своего хозяина. Вдруг факир уронил свой инструмент и сделал несколько движений рук над змеями, которых было около десяти: все представители самых смертоносных видов индийской кобры». Устремляя взгляд на животных и продолжая манипуляции руками, факир приводил в оцепенение обезьяну-помощницу, чьей обязанностью было подавать огонь в медной жаровне. После нескольких минут мысленного общения с дрессировщиком парализованные кобры лежали, растянувшись во всю длину, причем тело их было негнущимся, как палка. Если говорить современным языком, животные находились в состоянии глубокого гипнотического сна.

По древним индийским поверьям, каждое животное в большей или меньшей степени наделено способностью ощущать и видеть. Звери способны улавливать явления, невидимые для обычных людей, но знакомые ясновидящим. Свирепые тигры Малабарского берега подчинялись факирам, как домашние кошки. Хищник приводился своим хозяином в состояние оцепенения, становясь смирными и безвредными. Дети могли дразнить его и дергать за уши, а он только встряхивал шерстью и тихо завывал. Обратное действие производили блестящие предметы, глядя на которые, тигр мгновенно приходил в возбуждение, похожее на ярость раненого зверя.

Российская гипнология

В России научный гипноз с самого начала своего развития отличался от европейского основательностью и фундаментальностью. Отечественных психиатров не смущал пресловутый эротический фактор, оттого гипноз всегда считался исключительно лечебным средством, аналогичным скальпелю хирурга. Русские медики не боялись предметного отношения, рассматривая его как вполне естественный момент в работе врача любой специальности, иммунитет к которому необходимо вырабатывать еще в студенческие годы.

В формировании российской гипнологии четко прослеживаются четыре этапа: клинический, теоретический, физиологический и экспериментальный. Начало клинической стадии связано с трудами замечательных ученых В. Данилевско-

тайны гипноза, или операция на сознании g>

го и А, Токарского, описавших гипнотические явления в терминах научной психофизиологии. Теоретиком русского гипнотизма по праву считается психоневролог В. Бехтерев, благодаря которому внушение стало обычным средством лечения душевных болезней. В его сочинениях содержится анализ природы гипноза и механизмов, лежащих в основе его воздействия на человеческий организм. Физиологический этап начался с классических работ И. Павлова, обнаружившего физиологическую природу гипнотического сна. Истоки экспериментального периода — в открытиях профессора К. Платонова. Духовный воспитанник Павлова и ученик Бехтерева, он связал теоретические разработки своих педагогов, создав основы учения об экспериментальном гипнозе.

Первый отклик на европейский магнетизм в России относится к 1818 году, когда вышла в свет книга германского врача К. Клюге «Опыт использования животного магнетизма как лечебного средства». В 1836 году москвичи могли ознакомиться с сокращенным вариантом сочинения Дж. Делёза «Руководство по животному магнетизму». Годом ранее русский князь А. Долгорукий подготовил к изданию 24 листа рукописи по магнетизму, но труд отправили на экспертизу в Петербургскую. медико-хирургическую академию. Профессора уменьшили книгу до

Щ Т4ЯНЫ. Н4Х04КИ. СЕНСАЦИИ_______________

полутора листов. Отпечатанное только через четыре года в 40 экземплярах сочинение князя было презентовано его друзьям. В 1844 году в виде брошюры было отпечатано второе издание безымянной рукописи, а в 1860 году, со значительными дополнениями, она вышла под названием «Орган животного месмеризма».

Аристократ Долгорукий серьезно увлекался медициной, хотя и не был профессиональным врачом. Начиная практиковать с использованием магнетизма в столичной больнице Сестер Милосердия, с 1849 года он работал в Обуховской лечебнице. В 1859 году служил в петербургских больницах императрицы Марии.

В 1874 году студент Харьковского университета Василий Данилевский (1852—1939) заинтересовался гипнотизмом, сохранив привязанность к этому явлению на всю жизнь. Закончив учебу, он проводил опыты на животных, гипнотизируя птиц, головастиков, лягушек, раков, крабов, рыб, тритонов, вьюнов, каракатиц, лангуст, змей и крокодилов. На глазах изумленных коллег Данилевский успешно усыплял всех гадов и зверушек, опровергая заявление Бернгей-ма «гипноза нет, есть только внушение». Как известно, внушение применимо только к мыслящему созданию. Украинский физиолог экспериментально подтвердил свою идею о том, что гипнотический сон можно вызвать у любо-

Гдины. Н4Х04КИ. сежсдции

Многие российские миедики познакомились ипнотизмом в конце 18870-х годов благодаря оставлениям магнетизееров, к тому времени ошо известных в Европее. Демонстрации в Мос-

и Санкт-Петербурге уустраивались на част-к квартирах и стоили ддовольно дорого — до

рублей за вечер. Сеаннсы датского магнети-а Ганзена привлекли ввнимание высшей сто-шой аристократии; жеглающих увидеть типические чудеса было л достаточно, и посети-ей не смущала высокаая стоимость входных 1етов. На одном из такких представлений, ус-енном в доме известногсго петербургского врача, >ывал Владимир БехтереЕв (1857—1927). В числе 1глашенных оказалась i вся медицинская эли-во главе с профессороом кафедры душевных ервных болезней Медиико-хирургической ака-[ии И. Мержеевским. Ужже после первых опытов [тели испытали глубокоое разочарование: при-тивные методы состояяли в использовании рика из фаненого стеклла, на который Ганзен гдлагал смотреть в теччение нескольких ми-г. Этот сеанс оказалсяя неудачным. Многие ели испытать на себе г гипноз, но ни один из пающих не погрузился в сон.

Можно было посетоваать на скептицизм по-ителей, предубежденньых против гипнотизма пытавшихся притворитться спящими, разыг-вая магнетизера. Однаако даже привлечение

\

тайны гипноз*. »или операция на сознании jft

медиумов не спаасло беднягу Ганзена, потерпевшего фиаско пегред русскими профессорами. Неудачная демонстрация заставила датчанина покинуть страну,, так как его показы были запрещены во всех ]городах России.

4 июля 1890 года разгневанный Мержеев-ский выступил с докладом на Медицинском совете, потребовав i наложить запрет на все публичные представлеения магнетизеров, и обрушился с критикой на саамо явление.

Результатом зааседания стало решение о применении гипноза только в присутствии третьего лица, подобно тсмуму, как это осуществлялось при проведении хирурггических операций. Кроме того, от врача требовалоось предварительно позаботиться о получении санкхции на проведение сеанса внушения. Такое огрраничение означало завуалированный запрет, соттого что немногие больные имели средства ошшачивать присутствие нескольких врачей. Медиков,, занимавшихся гипнозом, задело столь неувахжительное отношение со стороны руководства^, выразившего недоверие признанным врачам^, уподобив их мошенникам. Бехтерев разъясняял ситуацию следующим образом: «Был ли каккой-нибудь смысл запрещать свободно пользоватться гипнозом с лечебной целью врачам, которым ] вверяют гораздо более рискованные и опасныее средства, как всевозможные яды и анестетическкие вещества, и которые, кроме

φ T^glHHbl. НЛХО^КИ, СЕНС4ШЦИИ________________

своегого образования и дипломша, связаны в своей деятелгльности не только всем л известной клятвой Гиппо1юкрата, но и профессионанальной этикой ито-варищщеским мнением, не гоюворя уж об уголовных к карах».

Роэоссийские психотерапевтвты почти на 10 лет отказ^зались от применения i гипноза, не желая риско^овать репутацией. Это щпривело к тому, что мощщное лечебное средство пеперешло в руки алчных п гипнотизеров-шарлатанов, з, которым, по словам Бехтегерева, нечего терять.

ПС1ересмотр создавшегося а положения начался послепе жалобы медика М., г преследуемого вра-чебно^й инспекцией в связи с с нарушением пред-писананий. Доктор опубликовааал брошюру о своем деле г и выступил на Пирогоговском съезде, где было [о решено ходатайствоваъать перед Медицинским м советом об отмене отграничений на ис-пользъзование гипноза в тераптии. Пироговцы передали и вопрос на рассмотреншие психиатрических общецеств, которые дружно г поддержали коллег. В качачестве докладчика на сссовете выступал Бех-теревев, сумевший убедить ммедицинских чинов-нико1сов в несправедливости i запретительных по-правчвок.

П Печальная история врачачебного применения [ гипщноза в России, сильно зазадержавшая его при--менецение, завершилась успеиешно благодаря само--отверерженности русских псюихиатров. 186 i

таяны гипноза, или оперлоия ш сознании <&

Знаменитый невролог, психиатр и психолог, основатель научной школы, Бехтерев занимался гипнозом более 40 лет. Ему посчастливилось быть свидетелем научного спора психологической и физиологической школ. Во время стажировки в Сальпетриере мюлодой русский доктор присутствовал на сеансам Шарко, тесно общаясь со знаменитым французским гипнологом. Внимательно изучив различные взгляд и методики, Бехтерев сделал вывод, что современная медицина «все больше и больше превращалась в естествознание патологических процессов». Автор методики применения гипноза, в том числе при лечении алкоголизма, он писал статьи по половому воспитанию и социальное психологии, исследовал личность на основе комплексного изучения мозга, выработал основы рефлексологии.

Владимир Бехтерев родился в селе Сорали Вятской губернии, ш многодетной семье местного пристава. В 9 лет он остался без отца, и мать воспитывала четверых сыновей одна. В гимназии он учился плохо: помимо троек, в выпускном свидетельстве четюерки были только по физике и Закону Божьему. С трудом окончив 7 классов, в 1873 году будущим врач приехал в Санкт-Петербург с намерением поступить в Медико-хирургическую академшю, хотя не собирался посвящать себя медицине. Юный провинциал увлекался естественными науками и только на

Щ Т4ИНЫ. Н4Х04КИ. СЕНСАЦИИ

четвертом курсе начал специализироваться в психиатрии и невропатологии.

В 1877 году занятия пришлось прервать в связи с началом русско-турецкой войны. В качестве добровольцев на фронт тогда отправились профессора Медико-хирургической академии С. Боткин, Н. Склифосовский и студенты старших курсов, в том числе Владимир Бехтерев. Болгарская кампания длилась всего 4 месяца, но оставила в душе русского медика неизгладимое впечатление, знакомое соотечественникам по публикациям в газете «Северный вестник». Чувство сострадания к больным людям более не оставляло его в течение всей жизни. Вернувшись в Санкт-Петербург, Бехтерев успешно окончил академию и начал работать под руководством И. Мержеевского на кафедре душевных и нервных болезней.

В то время исследования мозга походили на путь в темном лабиринте. Старинные карты мозга содержали в себе причудливые названия: морской конек, турецкое седло, роландова борозда, варолиев мост, лира Давида, запятая Шульца. Позже в перечне названий имя Бехтерева будет фигурировать трижды. Первую диссертацию молодой аспирант защитил 4 апреля 1881 года, подготовив доклад на тему «Опыт клинического исследования температуры тела при некоторых формах душевных болезней».

тайны гипноза, или операция на сознании <g)

1884—1885 годы русский врач провел в лабораториях самых известных европейских клиник. В Лейпциге он работал в психиатрической колонии Флексинга. Знаменитый исследователь нервной системы, автор новейших методов исследования мозга впоследствии писал: «Здесь начал свой славный путь Бехтерев — этот подлинно врожденный исследователь». Видимо, Флексинг плохо знал русского ученика: к тому времени медицинский мир успел оценить более 50 работ Бехтерева. Написанная через несколько лет книга «Проводящие пути головного и спинного мозга» стала основой современного атласа мозга. Переведенный на несколько европейских языков, этот труд удостоился золотой медали Российской академии наук. Один из составителей подобных атласов немецкий профессор Копш говорил, что «устройство мозга знают только двое — Господь Бог и Бехтерев».

Закончив стажировку у Флексинга, Бехтерев отправился во Францию, где несколько месяцев провел в обществе сотрудников и пациентов Парижской клиники Сальпетриер. Русский медик презентовал Шарко препараты срезов мозга, а тот в благодарность лично показал ему самые интересные разработки в области применения гипноза на истеричных больных. Несмотря на восхищение методами учителя и при всем уважении к его личности, Бехтерев все же за-

# Т4ЯНЫ. Н44ХО^КИ. СЕНСАЦИИ

нял позицию о Бернгейма. Он всю жизнь являлся сторонником м анатомо-физиологиЕческой природы гипнотиз^зма. Спустя несколько лет после приезда на р родину профессор Бехтерев прочитал в Общес;стве неврологов лекцию, основанную на знантиях, полученных в Париже, выбрав тему «Сдавлензние поясничной части спинного мозга, осложненное »е припадками сомнамбулизма и ревматическим \ поражением суставов с благоприятным лечениедем этих состояний гипнозом».

Публичшная лекция на столь непопулярную тему, как гиптноз, была интересна не только своими научными отьткрытиями. Это «подозрительное явление» еще неде получило одобрения официальной российской у. медицины, и тот, кто его пропагандировал, силыъно рисковал своей карьерой. Работа Бехтерева а и его сторонников — лекции, статьи в журналах,х, успешно излеченные больные — способствовсвала широкому распрюстранению метода, проклсладывая гипнозу пуоъ в столичные клиники.

В 1885 i году доктор начал работать на кафедре психикиатрии Казанского университета, где провел 8 плшодотворных лет. Исследования проводились в 1в городском военном госпитале. Превратив местнтную психиатрическую больницу в клиническую б; базу кафедры, он организовал Общество невроюпатологов и психиатров, которое впоследствизии начало издавать первый в России

Т4ЯНЫ ГИПНОЗ*, И/1И ОПЕРАЦИЯ №4 С03Н4НИИ ft

профессиональный журнал «Неврологический вестник». В Казани были созданы такие работы, как «Сознание и его границы» и «Нервные болезни в отдельных наблюдениях».

В начале 1890-х годов была написана уникальная энциклопедия «Основы учения о функциях мозга» в 7 томах. Бехтерев первым употребил термин «неврология», обозначив так широкий круг знаний о нервной системе.

Летом 1893 года Бехтерев занял должность заведующего кафедрой нервных и душевных болезней Военно-медицинской академии (бывшей Медико-хирургической), которой руководил около 20 лет. Высокое назначение определило большую свободу деятельности, чем доктор не замедлил воспользоваться. В ближайшие годы была построена новая клиника нервных болезней с одним из первых в мире нейрохирургических отделений, где обучались врачи из провинции.

В 1897 году Бехтерев возглавил кафедру психиатрии Женского медицинского института, а через несколько месяцев выпустил книгу «Внушение и его роль в общественной жизни». Фундаментальная работа, ставшая настольной книгой русских психиатров, затрагивала широкий круг вопросов о воздействии на психику словом. Главная мысль заключалась в том, что внушение — это давление, которое оказывают друг на друга люди словами, интонацией, мимикой, поступками. Иначе

Щ Т4ЯНЫ. НЛХО/ДКИ, СЕНС4ИИИИ_______________

говоря, внушение является «прроизводимым на психику впечатлением», попаданющим в мозг без сознательного контроля разумад. По мнению автора, наряду с лечебными своййствами, внушаемость имеет негативную сторончу, «участвуя в организации массовых психическких безумий, ослепления тысячных толп насселения деревень и городов, а порой и целых наародов».

Психиатрия занимала особбое место в деятельности Бехтерева, хотя главвной работой его жизни была невропатология. ODh открыл природу удивительных явлений, напрример неудержимый смех или плач при отделььных повреждениях мозга, ложное чувство движкения давно парализованных конечностей, слуучаи внезапного оцепенения, когда больному наа короткое время переставало повиноваться тело. ] В начале XX века в невропатологии не существоовало раздела, не отмеченного идеями, фактами и выводами знаменитого академика.

Смелые мысли Бехтерева j не раз вызывали гнев со стороны властей. Так,, выступая с докладом на II съезде российских психиатров, проходившем в Киеве осенью 1S905 года, доктор затронул актуальную тему отнношения ученого к человеку, закончив речь слоовами: «Отворите мне темницу, дайте сияние дняя».

Доклад под названием «Личчность и условия ее развития и здоровье» вызваал дискуссию на-

мины гипноза, или операция Н4 сознании ^

столько бурную, что губернатор пригрозил закрыть съезд. В 1908 году по инициативе Бехтерева начал работу Психоневрологический институт, куда принимались самые талантливые врачи со всех концов страны, не обращая внимания на социальное положение и национальность.

Первыми сотрудниками этого учебного и научно-исследовательского заведения стали знаменитые впоследствии медики П. Лесгафт, Н. Введенский, П. Останков, Л. Пуссеп, Е. Тарле, А. Ухтомский. Институт стал единственной в России высшей школой. Открывавшиеся при нем клиники и лаборатории предназначались для одного научного направления — познания человека во всех его проявлениях. Почетным членом института был избран великий знаток человеческих душ, писатель Л. Толстой.

За годы своей деятельности Бехтерев написал и опубликовал около 900 статей и 10 монографий («Роль внушения в общественной жизни», 1898; «Психика и жизнь», 1904; «Объективная психология», 1907). Отмечая его огромный вклад в мировую науку, один зарубежный ученый заметил: «Я бы поверил, что Бехтерев создал такое количество трудов, если бы мог прочитать их за одну жизнь». В 1911 году на I съезде Союза российских психиатров и невропатологов профессор предложил рассмотреть острую социальную проблему роста самоубийств среди

щ тлршы, нл*о<дки. сенсации____________

школьников, связав их с событиями 1905 года. Этот вопрос являлся продолжением статьи «Вопросы нервно-психического здоровья русского населения», написанной годом раньше.

Один из студентов назвал Бехтерева удивительным явлением природы. Подобно каждому знаменитому человеку, профессор вызывал пристальный интерес к своей личной жизни, если таковая возможна при столь напряженной работе, какую вел глава Военно-медицинской академии. Однажды, возвращаясь домой вместе с коллегой, Бехтерев подхватил споткнувшегося мальчика, погладил его по голове и вернулся к беседе. «Чей это мальчонка?» — спросил спутник. «Не знаю», — ответил Бехтерев и вновь продолжил прерванный разговор. Через несколько минут обнаружилось, что мальчонка был младшим сыном профессора. Дети ученого принимали непосредственное участие в экспериментах отца. Многое из бесспорных сегодня сведениях о младенческом периоде созревания человека обязано работам Бехтерева.

В статье «Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении» использовались ранние работы его дочери Марии, фигурировавшие под названием «рисунки девочки М.».

В 1918 году Бехтереву удалось осуществить свою давнюю мечту — в Петрограде был создан Институт по изучению мозга и психической

Fo ТЛИНЫ, Н4Х04КИ. СЕНСАЦИИ

головы, уверить в том, что он раздвоился, внедрить в него личность Цезаря, указать ему на присутствие вымышленных людей или животных. Сомнамбула все это воспримет без критики и отреагирует соответственно внушенным явлениям: будет слепым и глухим, начнет разглядывать второго себя, будет ораторствовать, как римский полководец, ловить по кабинету крыс. В глубокой стадии гипноза действует особая логика транса, выражающаяся в своеобразном утверждении явлений, которые в обычном состоянии неприемлемы.

При всем своем многообразии феномены гипноза не должны создавать ошибочного впечатления о полной власти медика, отдающего команды спящему пациенту. Даже находясь в гипнотическом трансе, человек не становится покорной и бездумной марионеткой. Нередки случаи бурного протеста против установок, противоречащих традиционным взглядам больного, с последующим обращением гнева против неразумного врача. Такое не раз испытывали магнетизеры. Современные медики также опасаются безрассудно повелевать человеком, помня о том, что гипноз является чисто профессиональным средством, поэтому использовать его необходимо только в терапевтических целях.

Практический

^

В понимании непосвященного гипноз представляет собой подавление воли человека, погруженного в глубокий сон. В традиционном, классическом гипнозе, известном еще с начала XIX века, гипнолог действительно усыплял своего пациента, лишая его воли и способности к сопротивлению.

По мнению практикующего гипнотерапевта, доктора психологических наук М. Р. Гинзбурга, врач, погружающий человека в сон, не всегда получает исполнения прямых внушений-команд. «Уже давно показано, что ни в каком, даже самом глубоком гипнозе, невозможно заставить человека делать то, чего он не хочет делать, что противоречит его моральным принципам и убеждениям», — заявляет он, призывая больных выбирать более щадящий и эффективный метод М. Эриксона. Современный подход Гинзбурга настолько не похож на традиционную процедуру, что, наблюдая сеанс, многие могли бы усомниться в истинности происходящего. «Да это вовсе и не гипноз», — эту фразу доктор слышал не один раз.

Свидетели сеансов В. Бехтерева не сомневались в том, что видят настоящий гипноз, хотя

щ тайны, кихо^ки. сенсации___________

знаменитый психиатр использовал все известные способы внушения. Среди его приемов основным было глубокое погружение в сон, но не менее эффективно действовало «внушение вбод-рственном состоянии», внушение через предметы и даже мысленное внушение на расстоянии, ставшее предтечей загадочной телепатии. Оставляя почву для научных споров, Бехтерев ориентировался только на результат, исходя из индивидуальности пациента.

Многие современные теории, на первый взгляд кажущиеся новаторскими, при внимательном изучении оказываются модификацией ранних идей. Достаточно вспомнить новейшие методики избавления от пагубных пристрастил (курения, алкоголизма, наркомании), являющиеся продолжением терапевтических приемов Бехтерева — таких, как лечение перевоспитанием, разубеждением и оригинальным методом прививания идеала.

Все действия гипнолога направлены на личность пациента; при воздействии на собственную личность происходит изменение самосознания. С этой точки зрения гипноз подразделяется на два вида: гетерогипноз — состояние, вызванное влиянием стороннего человека, и ауто-гипноз — состояние, наступившее под воздействием на собственную личность, иначе называемое «самогипноз». Таким образом гипноти-

таяны гипноза, или опемиия на сознании ф

ческий транс можно рассматривать как временное состояние ограниченного сознания и сконцентрированного внимания. Способность к вхождению в такое состояние обусловлена повышенной внушаемостью, что проявляется снижением уровня мышления, волевого контроля и эмоционального настроя.

«Скальпель» психиатра

Человек погружается в гипнотический сон с целью восприятия какой-либо информации (от лат. information — «осведомление»). Если понимать буквально, то информация представляет собой сведения, которыми люди обмениваются в ходе общения. Эти сведения прямо или косвенно связаны с определенными процессами, например с отношениями в коллективе или обществе, обучением, работой системы регулирования организма или с наследственной передачей признаков от родителей к детям. В этом качестве понятие «информация» сходно с «энергией» — термином, впервые упомянутым в античной философии и означающим «действие».

Осознание наличия, а также глубокое изучение явления энергии позволило гораздо шире рассмотреть множество процессов, связанных с человеком. В нашем случае интерес представляет психическая энергия.

Щ Т4ЯНЫ. Н4Х04КИ. СЕНСАЦИИ_______________

Одним из примеров действия энергии служит существование злобных, агрессивных, обидчивых, излишне многословных или чересчур замкнутых людей, при общении с которыми возникают значительные трудности. Такие лица называются энергетическими вампирами. С научной точки зрения, эти качества являются врожденными, составляя негативные черты характера, или приобретенными в виде нервных заболеваний.

Отбирая внутренние силы у собеседника, энергетические вампиры заставляют его концентрировать внимание, приспосабливаться, перерабатывать лишнюю информацию, чтобы не позволить нарушить свой энергетический баланс. В разговоре или в повседневном контакте с энергетическим вампиром приходится выходить за рамки стереотипа, резко менять поведение, совершать лишние действия, то есть дополнительно расходовать энергию. После общения с такими людьми обычный человек чувствует усталость, порой головную боль, причем о причине не догадывается ни одна из сторон.

Гипнолог обладает огромной психической энергией и может воздействовать на людей, вводя их в состояние гипнотического сна. «Психическая энергия есть интенсивность психического процесса, его психологическая ценность. Под этим нужно понимать не придаваемую ценность

ИНЫ. Н4К04КИ, СЕНСАЦИИ

Слова и действия гипнолога направлены на усиление психических и физических функций уставшего организма. Автор методики советует начинать с расслабления (релаксации) мышц с последующим переходом к установкам, с содержанием которых врач знакомит пациента перед погружением в сон:

Вы освобождаетесь от усталости. Ваш мозг, ваши нервы, ваши мышцы полностью отдыхают. Усталость исчезает, рассеивается. Вы не чувствуете никакого беспокойства. Полный покой и полный отдых... От утомления не остается и следа. Вы забыли предшествующую усталость. Усталость исчезла, растворилась... Вы сейчас очень хорошо отдохнули. Вы начинаете ощущать необыкновенный прилив сил и бодрости. Появляется сильное желание работать, действовать.

Голова стала свежей, легкой, мышцы — напряженными и послушными. Настроение радостное, приподнятое. Состояние высокой работоспособности останется после пробуждения. Оно сохранится на все время работы, вы не будете утомляться.

Гимнастика для разума

Ворганизме человека, как во всех живых системах, существует обратная связь, выраженная во влиянии психического состояния на физическое и наоборот. Самым простым примером действия этой взаимосвязи является обычная утренняя гимнастика. 5—10 минут активно-

Сам себе гипнотизер

Нетрадиционный, но эффективный метод диагностики, лечения и профилактики многих заболеваний под названием «бесконтактный массаж» доступен только тем, кто хорошо освоил навыки аутогенной тренировки. Правильная диагностика зависит от квалификации и опыта целителя, но самое главное заключается в чувствительности рук. Установив тепловой контакт с телом больного, специалист по бесконтактному массажу может без труда определить проблемные участки. Феноменальная чувствительность рук, выступающих здесь основным инструментом, помогает ощутить разницу температуры в различных местах организма. В том месте, где находится больной орган, происходит своеобразный выброс тепла, хотя нездоровый участок можно определить через проекционные зоны Захарьина — Геда. Целитель совершает пассы над телом пациента, стараясь сохранять расстояние 5—10 см от тела, таким образом осуществляя тепловой обмен. Воздействуя собственным биополем на проекционные зоны, он одновременно влияет на больные органы.

Лечение приемами бесконтактного массажа можно проводить как воздействуя непосредственно на больные места, так и через проекционные зоны Захарьина — Геда. В последнем случае це-

таяны гипноз*, или операция Н4 сознании ф

лителю предоставляется возможность избирательно воздействовать на внутренние органы.

Самым простым способом терапии является элементарное прогревание больного участка. Именно поэтому специалисту необходимо умение быстро разогревать свои руки. Для того чтобы устранить выбросы, нужно держать ладони над больным местом под углом около 60 градусов к телу больного, разглаживая и вбирая в них тепло. Через несколько минут такой процедуры можно почувствовать, как жар собирается в руку. После каждого пасса тепло стряхивается в сторону. Операция повторяется несколько раз, пока больное место не остынет до оптимальной температуры. Умение различать слабые сигналы нездоровых органов приходит с опытом. Каждый специалист воспринимает эти сигналы различно, как неодинаково ощущают свои заболевания их пациенты.

Техника проведения бесконтактного массаж

Наши рекомендации