Развитие методов изучения поведения
В конце XIX века в изучении поведения возникло новое перспективные направленияс установкой на внедрение объективных психофизических методов изучения психических явлений. Это направление в значительной степени связано с именем Чарльза Дарвина (1809-1882 гг.) и открытый им эволюционный закон.
Дарвиновская революция в биологии привела к изменению многих традиционных научных дисциплин (сравнительная анатомия, морфология и систематика животных и др.) и способствовала появлению новых дисциплин. Эволюционное учение Чарльза Дарвина создало научные предпосылки для сравнительного изучения поведения животных и человека.
Научный подход в изучении поведения стал ориентироваться на объективные методы и принцип причинно-следственной связи (Э. Вебер, Т. Фехнер, В. Вундт). Однако доминирование взгляда на психику как на особое явление, не имеющее ничего общего с физиологическими процессами, препятствовало этому. Противоречия между научными фактами и умозрительными объяснениями привели к возникновению направлений:
- бихевиоризм
- ассоциативная психология
- гештальт-психологии
Один из основоположников бихевиоризма – американский психолог Э. Торндайк (1874-1949), который изучал поведение различных животных объективным путем.
Эксперимент 2
Животное помещалось в ящик и могло выйти из него к пище или на свободу, выучившись открывать дверцу. Например, кошка помещается в ящик, из которого она может выбраться, открыв задвижку, она может проявить много видов поведения, некоторые из которых могут оказаться эффективными. Торндайк установил, что при многоразовом помещении кошки в ящик успешное поведение наступало все быстрее и быстрее, и это продолжалось до тех пор, пока оно не стало предельно простым и быстрым. Кошка решала свою задачу, как разумное человеческое существо, хотя, возможно, и не так быстро. Торндайк описал свои результаты, указав на то, что поведение кошки было «запечатлено» (stamped in), поскольку оно сопровождалось открытием двери.
Тот факт, что поведение запечатлевается или сопровождается определенными последствиями, Торндайк назвал «законом эффекта». В своих экспериментах он установил, что в рамках одной и той же ситуации определенное поведение протекает все более и более стабильно в отличие от других поведенческих проявлений. Фиксируя промежутки времени, которые требовались кошке для того, чтобы выбраться из ящика, он построил «кривую научения». Эта ранняя попытка описать поведенческий процесс количественно, аналогично описанию физических и биологических процессов, рассматривалась как важный шаг вперед. Он раскрыл процесс, который развертывался в течение длительного времени и который был доступен для наблюдения.
Однако кривые научения не описывают сущность запечатления. Критерий Торндайка – время, необходимое животному для того, чтобы выбраться из клетки, – был связан с устранением других видов поведения, и его кривая зависела от ряда различных действий, которые могла выполнять кошка в определенном ящике.
Форма кривой также зависела от поведения, которое было «успешным», и от того, был ли это редкий или обычный способ поведения в данном ящике. Можно сказать, что кривая научения, построенная таким образом, отражает свойства ящика с задвижкой, а не поведение кошки. Это положение распространяется на многие другие устройства, разработанные для изучения научения: различные лабиринты, через которые белые крысы и другие животные учатся проходить, ящики выбора, в которых животные научаются различать свойства, стимулов, аппараты, посредством которых представляется последовательность стимулов, подлежащих усвоению при изучении памяти человека – все они порождают различные кривые научения.
В результате наблюдений Торндайк сформулировал три главных закона обучения – пользы, эффекта и упражнения. Суть этих законов в том, что полезные действия животного в силу их связи с приятным чувством закрепляются, а вредные, вызывающие неприятные чувства, исчезают. Полезные действия становятся тем прочнее, чем больше организм в них упражняется.
Торндайк обратил внимание на ассоциацию между стимулом и реакцией организма как основу поведения животного. Хотя Торндайк в своих объяснениях экспериментальных фактов пытался ссылаться на нейрофизиологические представления о нервной системе как субстрате обучения, решение же проблемы сводилось, по существу, только к констатации того, что животные могут приобретать полезные навыки, закрепляющиеся в результате упражнения. Бихевиористы, проводя эксперименты, фокусировали внимание главным образом на внешних детерминантах (факторах, причинах) поведения и не исследовали мозговые процессы, возникающие в результате действия стимула, вследствие которых развивается ответная деятельность организма.
Возникновение бихевиоризма было прогрессивным явлением в истории психологии, нанесшим удар идеалистическим представлениям о психической деятельности. Это направление впервые показало, что ассоциация — связь не между идеями, а между стимулом и ответом организма. Однако отказ от изучения нервных механизмов поведения сильно сужал значение этого направления. Противоречие между результатами эксперимента и попытками их объяснить привело в 20-х гг. к разделению бихевиоризма на несколько ветвей. Так, одни считали, что вся психическая деятельность сводится к операциям, действиям (Б. Скиннер), а другие придавали исключительное значение мотивам, потребностям, побуждениям, стремлениям организма к цели
Д. Гартли (1705-1757) и Дж. Пристли (1733-1804) – основоположники ассоциативной психологии, которые в объяснении поведения оперировали понятием ассоциации идей.
Иной подход к изучению психических явлений связан с направлением, получившим название гештальт-психология. Представителями этого направления были главным образом немецкие психологи: К. Коффка (1886-1941), В. Кёлер (1887-1967), К. Левин (1890-1947) и др.
Основная идея этих психологов состояла в том, что восприятие всегда целостно, а в связи с этим обучение должно рассматриваться не как образование ассоциации между стимулом и реакцией, а как некоторая «реорганизация перцептивной деятельности» (перцепция – восприятие). Целостное восприятие, по мнению сторонников этого направления, не может быть выведено из отдельных его частей, в нем всегда присутствует некоторый фон, который характеризует своеобразие образа.
Вопрос 7
Методы изучения поведения
Внедрение в психологию экспериментальных методов изучения мозга способствовало развитию методов изучения поведения. Среди наиболее значимых можно выделить:
- метод этологического наблюдения
- метод условного рефлекса
- метод когнитивного изучения
Методы этологического изучения поведения состоят в наблюдении за поведением различных видов животных в естественных условиях их обитания. Главная задача заключается в выявлении путем наблюдения основных структурных составляющих поведения (блоков) и тех факторов, которые ответственны за их реализацию.
Методы условно-рефлекторного изучения поведения проводятся в лабораторных условиях при ограничении действующих сенсорных сигналов и поведенческих актов. Именно эти сигналы вводятся в функциональную (временную) связь с данной поведенческой реакцией. Лабораторный эксперимент позволяет моделировать различные формы поведения и подвергать их тщательному физиологическому анализу. Последнего не удается достичь с помощью этологических методов.
Методы когнитивного изучения поведения используются в лабораторных экспериментах, состоят в выявлении тех сторон психики животных или человека, которые определяют их поведение в сложных ситуациях. Причем наряду с выявлением способов решения поведенческих задач путем тренировки, то есть обучения, эти методы позволяют обнаружить в поведении животных явления так называемой эвристики, то есть способности сразу находить правильный выход из новой и необычной ситуации. Этими методами ученые пытаются описать познавательную - когнитивную сторону поведения. Постепенно усложняя поставленные перед животным задачи, исследователь оценивает диапазон способностей животного к их решению, будь-то лабиринт, проблемный ящик или ориентация в свободном пространстве.
Вопрос_8